Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море

Прошу прощения у своих читателей за задержку в появлении новых частей повествования об украинских казаках. Надеюсь исправиться, а пока держите очередной рассказ. Предыдушие посты:

Часть 1

Часть 2

Часть 3


Обычно первая ассоциация на слово «казак» – лихой кавалерист на верном коне с острой саблей у пояса. Однако, в случае с запорожцем, более правильным будет образ усатого морпеха с чубом-оселедцем, заложенным за ухо. И на это есть весомые причины.

Расположение казацкой вольницы в низовьях Днепра, рядом с Черным морем, просто не могло не натолкнуть на мысль о морских походах на турка. Собственно, к этой мысли довольно быстро и пришли запорожцы. Если первые их походы имели характер грабежей татарских аулов и набегов на турецкие города вдоль нижнего течения Днепра и Днепровского лимана (Казы-Кермен, Ислам-Кермен, Тягин, Очаков), то с ростом численности Войска Запорожского Низового появились амбиции на добычу покрупнее. Как результат, во второй половине XVI в. казаки приступили к морским походам.


Уже Дмитрий Вишневецкий в 1552-1558 гг. предпринимал вылазки против ближайших турецких целей морским путем. Его преемники с радостью развивали этот вид войны, забираясь все дальше от родных берегов. Наступила эпоха казацких морских походов.


Чайка


Основным типом судна, который использовали запорожцы, была так называемая чайка. Она представляла собой большую беспалубную лодку со следующими параметрами: длина – до 20 м, ширина – 4 м, осадка – 1.5 м. При таких габаритах водоизмещение чайки составляло порядка 30 т.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Изображение запорожской чайки из книги «Описание Украины» Гийома ле Вассера де Боплана (1660)

Основанием чайки была выдолбленная колода (из ивы, липы или дуба) длиной до 15 м, которую наращивали досками внахлест, получая необходимые окончательные габариты. Щели конопатились корой и смолились. Снаружи вдоль бортов крепили снопы из камыша, которые располагались немного выше ватерлинии. Они помогали держаться на воде в случае повреждений или течи. Кроме того, они помогали маскировать суда: при необходимости чайки притапливали в камышовых зарослях; за счет нулевой плавучести они легко держались в таком положении, не ложась на дно, а для возвращения судов в строй достаточно было просто вычерпать из них воду.


На чайках было два рулевых весла, на носу и корме (кроме того, нос и корма были симметричны): при необходимости быстрого поворота на 180 градусов достаточно было поменять местами нос и корму, а гребцам развернуться лицом в другую сторону. Чайка комплектовалась 10-15 пар весел, а также небольшой съемной мачтой с прямым парусом. Впрочем, последний устанавливался лишь при попутном ветре в качестве вспомогательного движителя, а в основном чайки ходили на веслах. Во время боя мачту с парусом также убирали.


На чайке, как правило, размещалось порядка 40-60 (иногда и до 70) казаков, которые одновременно были и гребцами. Таким образом, на одно весло приходилось по 2 гребца. В походе, как правило, гребли посменно, а все вместе брались за весла только при необходимости резкого кратковременного ускорения (например, чтобы догнать галеру или оторваться от погони). Из стационарного вооружения на чайку могли установить максимум до 4-6 фальконетов, так что артиллерийской мощью данное судно похвалиться не могло, но этого и не требовалось: чайка была сугубо десантной лодкой для высадки на вражеский берег или абордажа низкобортного судна (типа турецкой галеры).

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Модель чайки

Обычно чайку 60 человек строили примерно за две недели. Постройка происходила непосредственно перед походом силами ее будущего экипажа. О долговечности особо не заботились, так как чайка, как правило, использовалась лишь для одного похода, очень редко – двух (и то, в течение одного лета).


Организация похода


Решение о походе (в том числе о целях и маршруте, численности участников) принималось на казацкой раде. После этого казаки разбивались на экипажи, приступали к постройке чаек на просторах Великого Луга, комплектовали их продовольствием и боеприпасами. После завершения подготовки эскадра отправлялась в поход. В зависимости от размаха предстоящей операции, флотилия составляла от пары десятков и до более чем сотни чаек, что дает количество участников похода в 1-5 тысяч человек. Каждый казак брал с собой, как правило, ружье, пару пистолей, около 3 кг пороха, свинец к нему и саблю. Кроме того, на чайку ,как было упомянуто выше, могло быть установлено 4-6 малокалиберных фальконетов (т.е. по 2-3 на каждый борт).


Турецкие крепости вдоль Днепра проходились обычно ночью. Иногда турки перегораживали реку боновыми заграждениями; в таком случае казаки сплавляли вниз по течению деревья вместе с сучьями, создавая таким образом затор. Когда турки для его ликвидации были вынуждены снять заграждение, казачий флот проскальзывал на полном ходу. Мимо Очакова, если у турок не было на рейде флота, проходили подобный образом; впрочем, если турки все же были готовы встречать казаков, последние перетаскивали свои чайки волоком через Кинбурнскую косу.


Выйдя в море, казаки, не мешкая, устремлялись к выбранной цели похода. Даже если при прорыве через Днепровский лиман поднималась тревога, турки просто не успевали оповестить ближайшие населенные пункты, не говоря уже об отдаленных городах. Скажем, для преодоления пути до Стамбула обычно требовалось 36-40 часов.


Прибрежные города атаковались обычно днем: ночью весьма вероятным было перекрытие входа в гавань цепью. Чайки на полном ходу врывались на рейд, после чего сразу же разделялись: часть брала на абордаж суда, находящиеся в порту, грабя их и сжигая (чтобы не на чем было организовывать преследование). Иногда, впрочем, несколько галер могли захватить и отправиться на них домой (хотя после завершения похода такие трофеи обычно все равно уничтожали). Остальные казаки высаживались на берег: часть их атаковала городские войска, вынуждая последних укрыться в крепости, а остальные в это время грабили город. Отступление было таким же быстрым, как и атака: не дав противнику прийти в себя, запорожцы грузились в чайки и быстро покидали горящий город.


Если по какой-то причине у казаков не было возможности атаковать крупный город (или же после такой атаки по пути домой), то они могли высадиться в произвольном месте побережья, притопить чайки в укромном месте, оставив небольшую охрану (2-3 человека от каждой чайки) и отправиться грабить ближайшие окрестности.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Взятие Кафы в 1616 году (гравюра 1622 г.)

При встрече с галерами казаки, как правило, отваживались на атаку лишь при минимум 3-кратном превосходстве: они стремительно подходили к вражеским судам, чаще всего – со сторону кормы (артиллерия галер находилась на носу) и брали их на абордаж.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Запорожцы на чайках атакуют турецкую галеру

Если же противник имел численное преимущество, запорожцы старались оторваться от преследования, либо, если это оказывалось невозможным, идти максимально близко к берегу, пользуясь маленькой осадкой чаек. Ночью могла быть предпринята попытка прорыва в открытое море и бегства. Иногда, если такой прием не срабатывал, а родные края были уже близко, казаки просто топили чайки у берега и отправлялись домой пешком.


Довольно часто, чтобы не рисковать при прорыве у Очакова и днепровских крепостей (ведь теперь приходилось идти против течения, да и еще с грузом трофеев), казаки использовали кружной путь. Они входили в Азовское море, далее – вверх по р. Кальмиус, потом волоком (примерно в районе современного г. Ясиноватая) перетаскивали чайки в реку Волчью, по ней сплавлялись до р. Самара, откуда попадали в Днепр немного выше порогов (в пределах нынешнего г. Днепр). 

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Красным показан потайной водный путь на Запорожье

Хронология походов


После смерти Д. Вишневецкого кошевым отаманом был избран его боевой побратим Самойло Кошка (Самійло Кішка), брацлавский шляхтич. Он развернул бурную деятельность на ниве морских походов.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Самойло Кошка (современный портет)

Впервые Кошка вышел в Черное море в 1567 г. и в течении двух лет штурмовал города Гезлев (совр. Евпатория), Измаил, Килию, Аккерман (совр. Белгород-Днестровский), Очаков. Разъяренный султан стянул к Очакову большой флот и потребовал от польского короля Сигизмунда ІІ Августа прекращения набегов, угрожая войной. Это, в частности, стало одной из причин создания королевского казачьего реестра (о реестровых казаках поговорим более подробно в другой раз). Одним из первых гетманов реестрового казачества стал как раз наш герой. Впрочем, эта мера ненадолго охладила казацкую страсть к морским приключениям.


В 1573 году, во время одного из морских походов, эскадра Самойла Кошки потерпела поражения от османского флота, а сам гетман попал в плен и провел около 25 лет гребцом на галере. В 1599 г. он сумел организовать невольничий бунт, захватил галеру и вернулся домой. В том же году он организовал поход на Черное море, штурмовав Синоп и Трапезунд, а в 1600-м был опять выбран гетманом реестровых казаков и возглавил казачество в совместном с поляками сухопутном походе на Перекоп. В 1601-1602 гг. возглавлял реестровцев, участвовавших в польско-шведской войне на территории Ливонии, где и погиб.


Впрочем, и без Кошки морские походы не прекращались: так, в 1576 г. атаман Нечай прошелся по всему черноморскому побережью, в 1576-77 гг. в дельту Дуная ходил Иван Подкова, в 1589-95 несколько походов (в основном на Аккерман) произвел гетман Григорий Лобода (о нем еще вспомним позже), а в 1598-99 гг. атаман Федор Полоус отметился походами на Аккерман и Килию.


Звездный час для запорожцев начался с наступлением XVII века. В 1602 г. флотилия из 30 чаек и нескольких трофейных галер под командованием атамана Григория Изаповича произвела поход на Килию, а по дороге домой, в Днепровском лимане, сожгла турецкую эскадру. В 1606 г. казаки под командованием все того же Изаповича штурмовали крепости Килии и Аккермана, а также захватили в море 10 галер. В том же году они атаковали Варну, считавшуюся неприступной крепостью. Штурм этого города окончился разгромом береговых укреплений и уничтожением всех стоявших на рейде турецких кораблей. В данном походе принимал участие полковник Петр Сагайдачный, которому суждено было стать самым удачливым казацким адмиралом.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Петр Конашевич-Сагайдачный

В 1607 г. запорожцы провели большой поход на Крымское ханство, во время которого захватили и сожгли Перекоп и Очаков. В 1608 - начале 1609 Сагайдачный совершил морской поход на 16 чайках в устье Дуная, во время которого было совершено нападение на Килию, Белгород и Измаил. В 1612 казацкая флотилия из 60 чаек осуществила удачные походы на вражеские города Гезлев, Бабадаг (в современной Румынии), Варну и Месембрий.

В 1613 году казаки Сагайдачного совершили два похода на османское побережье, а в устье Днепра разбили османскую флотилию и захватили шесть турецких галер.


В августе В 1614 года запорожцы на 40 чайках отправились к берегам Османской империи: захватили Трапезунд, взяли в осаду Синоп: овладели замком, выбили гарнизон и уничтожили весь флот галер и галеонов, которые стояли на рейде.


В 1615 году 80 чаек подошли к Константинополю, где сожгли дотла гавани Мизевну и Архиоку вместе с флотом, который находился там. Османский султан послал вдогонку за казаками целую флотилию. Однако в морских сражениях у острова Змеиный и под Очаковом флотилия турков была разгромлена, а казаки взяли в плен турецкого адмирала Али-пашу.


Весной 1616 г. запорожцы под командованием Василия Стрелковского взяли города Варну и Мисимври. В этом же году Сагайдачный спланировал грандиозный поход на Кафу (совр. Феодосия), где находился главный невольничий рынок на черноморском побережье.


В июле гетман вместе с 6-ю тысячами казаков на 120-150 чайках отправился в морской поход. На выходе из Днепра в Днепровско-Бугском лимане казаки встретили эскадру османских галер, которую разгромили и захватили около половины судов. Чтобы ввести османов в заблуждение относительно своих дальнейших действий, Сагайдачный приказал части войска демонстративно вернуться на Сечь с захваченной добычей. С остальными силами он около недели скрывался вблизи Очакова. Усыпив бдительность врага, казаки продолжили свой поход.

22 июля Сагайдачный вместе с 4000 человек прибыл в город. Ночью казаки высадились на берег и подошли к воротам Кафы. Сумев отвлечь стражу, запорожцы перебрались через стены крепости и открыли ворота города. Внезапным нападением они захватили городскую цитадель и принялись грабить город и освобождать христианских невольников. Чтобы забрать как можно больше пленников на свои чайки, казаки выбросили большую часть захваченного добра, тем самым подтвердив свой обет освобождать из неволи христиан, которую давали перед походами.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Взятие Кафы войсками Сагайдачного (современная картина)

Весть о взятии запорожцами Кафы подняла переполох в Бахчисарае, хан Джанибек-Герай спасался бегством в крепости Чуфут-Кале. Одновременно хан выслал имеющиеся войска на побережье Крыма, чтобы не дать казакам высадиться на сушу. Однако казаки разбили войско, вставшее им на пути, восстановили запасы пресной воды и сожгли несколько поселений. После этого запорожцы без столкновений вернулись на Сечь.


Осенью 1616 П. Сагайдачный организовал новый поход к берегам Османской империи. Сначала он сжег османский флот (26 галер) вблизи Минеры, а затем, высадившись на берег, неожиданным штурмом взял Трапезунд. Пытаясь уничтожить казаков при возвращении домой, султан отправил эскадру под командованием адмирала Циколи-паши. Однако в битве на рейде Синопа казаки, потопив три больших корабля и несколько меньших, заставили османский флот возвратиться в Стамбул.


После этой победы Сагайдачный атаковал и сам Стамбул. «Казаки, - гласит османская архивная хроника, - вошли в Стамбул, убили 5 или 6 тысяч османов, захватили большое количество пленных и сожгли половину города». Уже у Сечи, в проливе Конские Воды, казацкая флотилия встретилась с посланной вдогонку эскадрой адмирала Ибрагим-паши. В течение короткого, но жестокого боя казаки разгромили османского адмирала.


По свидетельству современников, казаки контролировали навигацию между Босфором и Днепро-Бугским лиманом. Как указывал итальянский путешественник Пьетро делла Валле в мае 1618 года: «Турки не имеют на Черном море ни одного места, которое бы не взяли и не разорили казаки. Во всяком случае, они сегодня на Черном море такая значительная сила, что, если приложат больше энергии, будут полностью его контролировать».


После этого триумфа Сагайдачный ушел в большую политику как гетман реестрового казачества. Более подробно поговорим о прочих его достижениях немного позже

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Морские походы запорожцев в конце XVI – начале XVII в.

В 20-х – 30-х годах взошла звезда атаманов Дорошенка и Сулимы. Под их руководством запорожцы неоднократно побеждали турок на море. Так, Михаил Дорошенко в 1622-24 гг. четырежды атаковал Стамбул. Самым продуктивным для казаков был 1624 год, когда они предприняли пять крупных морских походов, из них три – против Стамбула (в том году султанскую столицу дважды палил Дорошенко и еще раз – атаман Черный). Всего М. Дорошенко возглавил 9 морских походов. Примерно в это же время в морских походах принимает участие будущий гетман Войска Запорожского и лидер Освободительной войны, а тогда молодой казак Богдан Хмельницкий.


Удивительна история Ивана Сулимы. Он начал свою карьеру еще под руководством Самойла Кошки, неоднократно выходил в море. В 1605 году попал в турецкий плен и провел 15 лет на боевой галере. В 1620 году, когда его галера участвовала в войне против Венеции, он сумел ночью поднять бунт, захватить корабль и приковать турецкий экипаж к веслам. Повстанцы таким образом пришли в Рим, где произвели большое впечатление на папу Римского Павла V. Вернувшись домой, Сулима участвует в морских походах, в 1629-35 гг. возглавляет 6 рейдов.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Иван Сулима (фрагмент иконы)

После 1630-х годов постепенно количество морских походов уменьшается: начинается эпоха Освободительной войны, а также последующих военных потрясений. Впрочем, совсем рейды на турок не прекращаются, хотя происходят они все реже, да и таких масштабов, как при Сагайдачном и Дорошенко, уже не было. Последний поход состоялся под командованием атамана Мороза в 1696 г.


Однако это не означает, что казаки разучились ходить по морям. Уже в XVIII веке они участвуют в русско-турецких войнах именно как морская пехота. Так, в 1737-1739 гг. запорожцы служат в составе Днепровской флотилии, а в 1787-1792 гг. существовала Черноморская казачья флотилия. Казаки этой флотилии под командованием Сидора Белого и Антона Головатого участвовали во взятии Очакова, Хаджибея, Аккермана, Измаила. Эта флотилия была расформирована в связи в переселением казаков на Кубань, а атаман Головатый успел покомандовать Каспийской флотилией (которая, собственно, и состояла из его казаков) во время похода на Персию 1796 года.

Краткая история украинского казачества. Часть 4: казак и море Казаки, История казачества, Длиннопост

Казацкий морской флаг, дарованный Сечи императрицей Анной Иоанновной в 1734 г.

Запорожцы большими буквами вписали свое имя в мировую морскую историю. Они стояли в одном ряду со своими знаменитыми современниками: карибскими пиратами, мальтийскими рыцарями, пиратами варварийского берега. На их долю выпала борьба, в том числе и на море, с одним из самых сильных государств своего времени. Надо признать, они с честью выдержали это испытание, не один раз предавая огню даже столицу Османской империи. Свой христианский долг они видели в освобождении из басурманской неволи единоверцев, захваченных во время грабительских набегов, в чем также вполне преуспели. Можно с уверенностью сказать, что в своих чайках, раскачивающихся на волнах Черного моря, запорожцы чувствовали себя не менее уверенно, чем в седле боевого коня среди бесконечной степи.

Баянометр нашел статью на похожую тему:

https://pikabu.ru/story/morskie_kazaki_3954774

Не претендую на первенство, но считаю нужным все же оставить настоящий пост, т.к. он существенно шире приведенного. Прошу за это тапками не кидаться и сильно не критиковать.

Лига историков

13.7K постов50.7K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения