Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы

Продолжаю серию публикаций об истории украинских казаков. Предыдушие посты:

Часть 1

Часть 2

Пора, наконец, поговорить о наиболее известной части украинского казачества – запорожцах, или же, как они себя официально называли, Войске Запорожском Низовом. Тем более, оно окончательно оформилось как единая общность как раз в 1570-х годах, вскоре после смерти Дмитрия Вишневецкого.

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

В конце 1560-х годов правительство ВКЛ (а с 1569 г. – Речи Посполитой) столкнулось с проблемой казачьей вольницы: с одной стороны, их существование на пограничье было благом, так как они обеспечивали оборону от татар, но, с другой, это была неуправляемая сила и сдерживать воинственный пыл казаков (особенно в части грабежей турецких и татарских поселений) было очень сложно. Это приводило к постоянным дипломатическим конфликтам с Портой, что являлось серьезной проблемой для польско-литовского государства. В 1572 году Сигизмунд II попытался решить эту проблему, принять часть казаков на королевскую службу. Так появилось так называемое реестровое казачество (т.е. внесенное в королевский реестр), которое имело официальное право проживания на землях Речи Посполитой и получало плату за свою службу. В следующий постах остановимся более подробно на этик казаках, а пока оставим их за скобками настоящего рассказа. Остальные, не попавшие в реестр казаки, оказались на полулегальном положении и их пребывание в приграничных городах (как это было ранее), оказалось проблематичным. К этому нужно добавить, что чуть ранее, а именно – в 1569 г. произошло, без преувеличения, эпохальное событие – подписание Люблинской унии, согласно которой ВКЛ и Польша объединялись в единое федеративное государство – Речи Посполитой, причем украинские земли переходили под управление именно польской части новой страны. В результате это привело к очень серьезным изменениям в южных воеводствах – новые власти оказались куда как менее лояльны к православному населению (ВКЛ отличалась существенно бОльшей веротерпимостью), да и положение крестьян (так называемых «посполитых») тоже существенно ухудшилось. Детальнее об этом поговорим в рассказе о реестровых казаках, сейчас же нужно отметить, что это все привело к резкому притоку людей в ряды казачества. А раз жить в приграничных крепостях отныне стало небезопасно, нереестровые казаки обратили свои взоры на низовье Днепра, куда раньше ходили с целью промысла и походов на татар.

Здесь нужно немного отступить от истории и сделать небольшой экскурс в географию.


Запорожье


В нижней части Днепра, примерно между современными городами Днепр и Запорожье, располагались знаменитые пороги. Они являли собой девять крупных гранитных гряд (собственно, порогов) и около десятка более мелких препятствий – «заборов». Судоходство на этом участке было практически невозможно; во всяком случае, лодки приходилось перетаскивать мимо каждого порога по берегу, а насквозь проплыть весь каскад порогов было возможно только на маленькой лодчонке, и это было смертельно опасно.

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

Самый верхний, Кодацкий порог (1911 г.)

Ниже порогов располагался остров Хортица (самый большой на Днепре, 12,5 км длиной и под 3000 га площадью) и несколько мелких скалистых островков. Еще ниже начинался так называемый Великий Луг – огромные речные плавни площадью более 400 квадратных километров. Они тянулись от Хортицы примерно на 110 км вниз по течению при ширине от 3 до 25 км. Эти плавни состояли из множества мелких проток, русел впадающих здесь речек, а также стариц. Весной почти весь Луг затапливался паводком, а в остальное время представлял собой настоящее царство богатых дичью и рыбой лесов и камышовых болот – своего рода лесисто-болотистый оазис среди бесконечной степи. Именно эти места и называли «Запорожьем»; они были идеальным пристанищем для людей, которым нужно избежать лишнего внимания от слишком любопытных глаз. Ко всему прочему, отсюда было рукой подать до турецких и татарских городов: ниже по течению Днепра (примерно от современных Каховки до Херсона) располагалась цепочка крепостей, прикрывающих переправы через Днепр, да и до Перекопа всего около 170 км открытой степи. Это позволяло наносить быстрые, внезапные удары по неприятелю и так же быстро растворяться среди камышей. Нужно ли говорить, что лучшего места для казаков было не найти.


К сожалению для историков, сегодня этого ландшафта не существует: в 1932 г., после постройки Днепрогэса, днепровские воды затопили пороги, а в 1955-1957 гг. Великий Луг (за исключением нескольких небольших участков) был затоплен водами Каховского водохранилища. Вместе с ним под водой оказалось большинство мест, связанных с запорожцами.


Запорожская Сечь


Казаки, обосновавшиеся года в Великом Луге, примерно в 1570-х годах построили базу, где можно было жить, не боясь нападений врага (особенно степной конницы). Это место стало известно как Запорожская Сечь, или же Запорожский Кош. Это слово в тюркских языках означало укрепленный лагерь, а со временем так начали называть в широком смысле всю общину запорожцев.


За все примерно 200 лет своего существования Сечь неоднократно меняла место своего расположения. Если не учитывать хортицкий замок Вишневецкого (так сказать, «нулевая» Сечь), то всего было 7 сечей:

1. Томаковская - 70-80 года XVI в.

2. Базавлуцкая - 1593-1638 гг.

3. Никитинская - 1639-1652 гг.

4. Чертомлыкская - 1652-1709 гг.

5. Каменская - 1709-1711, 1730-1734 гг.

6. Олешковская - 1711-1728 гг.

7. Новая, или Подпильненская - 1734-1775 гг.

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

Карта Великого Луга и места расположения Сечей

Все Сечи строились примерно одинаково. В центре находилась церковь (причем она всегда посвящалась Покрову пресвятой Богородицы, а соответствующий храмовый праздник – 14 октября по н.ст. – был наиболее почитаемым среди всех казаков). Перед церковью располагался майдан (площадь), который был сердцем общественной жизни, а вокруг него – административные здания (кошевая канцелярия, казна (скарбныця), где также хранилась артиллерия, и т.д.). Далее по кругу располагались жилые помещения – курени. По периметру Сечь была окружена валом с частоколом. За пределами ограды, как правило, располагалось предместье, где жили лица, не принадлежащие к собственно казакам (торговцы, корчмари, здесь же располагались послы и прочие гости Сечи).

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

Макет Запорожской Сечи

Обычаи и порядки на Сечи


Верховной запорожской властью была Рада (совет), куда входили все казаки. Она принимала важнейшие решения, типа организации походов или распределения угодий между запорожцами, а также выбирала кошевую старшИну – должностных лиц, управляющих Сечью. К таковым относились: кошевой отаман, который был главнокомандующим и главным на Сечи; осавул (есаул), который был помощником кошевого и отвечал за порядок на Сечи или в лагере во время похода (фактически – комендант Сечи); писарь, исполнявший обязанности «министра иностранных дел»; войсковой судья. Также существовали выборные подстаршинские должности: казначея (скарбныка), пушкаря, довбыша, хорунжего, бунчужного, и пр. Все указанные лица выбирались сроком на один год; выборы происходили на Рождество. Количество каденций каждого должностного лица не ограничивалось, хотя один кошевой редко когда занимал этот пост больше 3-5 лет. Рекорд длительности службы кошевым отаманом принадлежит легендарному казацкому герою Ивану Сирку – он занимал этот пост 12 лет (с перерывами).

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

Казацкая Рада на Сечи. Гравюра XVIII в.

Кош делился на меньшие части – курени; этот термин в узком смысле означал как жилое помещение, где жили казаки, так и, в более широком смысле, казацкое подразделение. По сути, курени являлись землячествами, куда принимали выходцев из определенных местностей. Количество куреней менялось, на начало XVIII в. их было 38: Батуринский, Каневский, Корсунский, Уманский, и т. д. Каждый казак был приписан к определенному куреню, даже если физически не проживал при нем. Руководил куренем выборный куренной отаман. Каждый курень пользовался определенной частью запорожских земель для охоты, рыбалки, промыслов. Эти земли, как уже упоминалось, делились на Раде.

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

Печать Войска Запорожского Низового

В казаки принимали любого желающего, несмотря на его национальность или социальное происхождение, которые на Сечи не имели значения. Единственным условием было вероисповедание: все казаки были православными. Впрочем, желающие могли креститься по православному обряду и прямо на Сечи. Кроме того, в казаки принимали не сразу, а лишь после того, как кандидат сможет доказать свою доблесть, желательно в бою. В связи с этим опытные воины довольно быстро вливались в казацкое общество, а вот молодые и неопытные (в частности, вчерашние крестьяне) довольно долго были вынуждены прислуживать старшим казакам в качестве своего рода оруженосцев – джур. Джура мог стать казаком после прохождения испытания на мужество и участия минимум в одном походе.


Впрочем, не следует считать ,что среди казаков царило всеобщее равенство: хоть каждый казак и считался любому другому казаку другом, товарищем и братом, но имущественное неравенство имело место. Были как богатые и влиятельные казаки (дуки), которые имели большое влияние и чаще всего занимали старшинские должности, так и бедняки (голота, сирома), составлявшие социальное дно Сечи.


На Сечи действовал войсковой суд, каравший казаков за различные проступки. Самым тяжелым проступком было убийство товарища, что безусловно каралось смертью. При этом обычай живьем хоронить убийцу вместе с его жертвой, показанный в «Тарасе Бульбе», действительно имел место. Также жестоко каралось дезертирство, невыполнение приказа, пьянство при несении службы. Хоть в мирное время казаки отнюдь не отказывались от спиртного (впрочем, их повальное пьянство – скорее преувеличение), но в походах или несении стражи алкоголь был категорически запрещен; во время морских походов пьяных просто выбрасывали за борт. Воровство у товарищей или причинение увечий, как правило, наказывалось киями (палками), когда провинившегося заковывали в колодки у позорного столба на майдане; каждый проходящий мимо казак был обязан ударить прилагавшейся палкой. Тяжесть наказания варьировалась длительностью пребывания у позорного столба. За повторные проступки виноватого запросто могли приговорить к нескольким суткам такого наказания, что, по факту, означало верную смерть. Женщины на Сечи были категорически запрещены; если казак тайно приводил с собой даму сердца, то за это он обычно мог схлопотать киев.


Конфликты между казаками можно было решить путем официального поединка (герця). Герць происходил на майдане при свидетелях и обычно проводился до первой крови. Непредумышленное убийство или нанесение увечий на герце не считалось преступлением.

Большинство казаков были неженаты, да и сам способ их жизни по принципу «живи быстро, умри молодым» не благоприятствовал заведению семьи. Впрочем, если казак умудрялся прожить достаточно долго и скапливал кое-какие богатства, он мог и жениться. Такие семейные казаки основывали в окрестностях Сечи хутора, или же зимовники. Как правило, на таком хуторе жило всего несколько казацких семей: больших поселений, типа донских станиц, запорожцы не основывали практически до самого заката Сечи. Таким образом, старый семейный казак Тарас Бульба – это скорее исключение, чем правило.


Старые неженатые казаки, как правило, остаток своей жизни проводили, постригшись в монахи. У них для этого был ряд «своих» монастырей: Межигорский (чуть выше Киева), Трахтемировский (выше Канева, напротив Переяслава), Самарская пустынь (на берегу реки Самары, в районе современного города Новомосковск Днепропетровской обл.), да и в Киево-Печерской Лавре было много монахов, которые свою молодость проводили в Низовых землях. Эти монастыри щедро финансировались запорожцами, которые не скупились на пожертвования церкви.

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

Межигорский Спасо-Преображенский монастырь. Гравюра Т. Шевченко, 1845 г. К сожалению, сам монастырь взорван в 1935 г.

Запорожская Сечь была казацкой республикой, которая столетиями играла роль форпоста в борьбе против опасных и коварных врагов. Также она была вольницей, притягивавшей, как магнитом, искателей приключений и славных лыцарей, ищущих славы с богатством. Что-то в Сечи было от пиратской Тортуги, что-то – от рыцарского ордена. Во всяком случае, она оставила яркий след в истории всей восточной Европы, не говоря уже об Украине. Запорожцы прославились многими подвигами в бесчисленных войнах. Впрочем, об их походах более конкретно поговорим в следующих постах. Ну и, наконец, нужно добавить картину, без которой эта статья будет неполной:

Краткая история украинского казачества. Часть 3: запорожцы Казаки, История казачества, Гифка, Длиннопост

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Кстати, в образе писаря Репин изобразил Дмитрия Ивановича Яворницкого – известного историка, исследователя запорожского казачества, автора фундаментального труда «История запорожского казачества»

Лига историков

13.7K поста50.6K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения