Катастрофа из-за ножа

18 июля 1970 года Ан-22 «Антей» ВВС СССР потерпел крушение в северной части Атлантического океана. На борту находилось 22 человека. Самолёт в составе группы должен был доставить гуманитарный груз пострадавшим от землетрясения жителям Перу.

Катастрофа из-за ножа Авиация, Самолет, Происшествие, Катастрофа, Полет, Аэропорт, Военные, Авиакатастрофа, СССР, Ан-22, Ошибка, Трагедия, Длиннопост, Негатив, Повтор

Ан-22


Следователи не смогли установить точную причину катастрофы, однако предположили, что на эшелоне произошёл взрыв наддутой избыточным давлением грузовой кабины. Что-то похожее произошло с американским транспортником во Вьетаме (подробнее о данной катастрофе https://t.me/rumayday/309). После этого было выпущено указание всем Ан-22 летать только с разгерметизированной грузовой кабиной.


12 ноября 1970 года побережье Восточного Пакистана (сейчас Бангладеш) подверглось удару разрушительного циклона. Погибло до полумиллиона человек. СССР оказывал помощь пострадавшим от наводнения. 19 декабря Ан-22 советских ВВС доставил гуманитарную помощь в Дакку и вылетел в Индию. На борту находились 6 пассажиров и 11 членов экипажа.


Спустя 43 минуты с момента вылета на высоте 6250 метров внезапно остановились все 4 двигателя. Экипаж не мог их осмотреть из грузовой кабины, так как она была разгерметизирована. Помимо двигателей, отказали авиагоризонты, указатели скорости и радиосвязь. Попытки запуска двигателя №2 успехом не увенчались, однако двигатель №3 (правый внутренний) запустить удалось. Но он не реагировал на движение РУД, при этом режим работы двигателя автоматически был установлен на 64%. Также, очень быстро иссякла электроэнергия в аккумуляторных батареях, а генератор третьего двигателя к бортовой электросети экипаж подключить не смог. Кроме того, упало давление в гидросистеме, из-за чего оказалось невозможно управлять механизацией крыла.

Катастрофа из-за ножа Авиация, Самолет, Происшествие, Катастрофа, Полет, Аэропорт, Военные, Авиакатастрофа, СССР, Ан-22, Ошибка, Трагедия, Длиннопост, Негатив, Повтор

Экипаж решил следовать к ближайшему аэродрому — Панагарх. В процессе снижения в двигателях начался пожар, поэтому на высоте 1000 метров единственный работавший третий двигатель был отключён. Скорость при снижении практически вдвое превышала рекомендуемую, однако погасить её пилоты не могли. Через 10 минут с момента возникновения нештатной ситуации Ан-22 в с убранными закрылками и шасси промчался почти над всей полосой на высоте около метра. Затем, из-за крена самолёт задел правым крылом землю, рухнул, полностью разрушился и сгорел. Все 17 человек на борту погибли.


В ходе расследования в тридцати километрах от места катастрофы была найдена втулка спаренных воздушных винтов, которая отделилась от второго двигателя. На ней находилось только три лопасти переднего винта, тогда как все четыре лопасти заднего винта были оторваны (позднее их удалось найти). Следователи установили, что первой отделилась одна из лопастей переднего винта, из-за чего задний винт подвергся разбалансировочному моменту и потерял все лопасти. Изучив место излома первой лопасти, следователи обнаружили три очага усталостных трещин.

Катастрофа из-за ножа Авиация, Самолет, Происшествие, Катастрофа, Полет, Аэропорт, Военные, Авиакатастрофа, СССР, Ан-22, Ошибка, Трагедия, Длиннопост, Негатив, Повтор

Воздушные винты Ан-22


Чтобы понять механизм образования этих трещин был изучен процесс изготовления винтов. Выяснилось, что работники срезали облой на его комлевой части специальным пластмассовым ножом. Однако, один из рабочих использовал для данной операции стальной сапожный нож. Кроме того, при срезании облоя он прикладывал чрезмерные усилия. Это привело к появлению надрезов глубиной 0,3 мм, переросших в усталостные трещины. В процессе эксплуатации они увеличились и слились в одну большую. Из-за нагрузок произошёл излом и лопасть отделилась от переднего винта. Она пробила фюзеляж и разорвала все коммуникации, ведущие к двигателям, что и привело к остановке последних, а также к пожару.


Подобные надрезы и признаки усталостных трещин были найдены на тринадцати воздушных винтах остальных эксплуатирующихся Ан-22. После этого комиссия по расследованию пришла к мнению, что катастрофа в Атлантике произошла по той же причине. Для избежания подобных происшествий был скорректирован технологический процесс изготовления винтов, ужесточён выходной контроль и введена периодическая проверка представителями завода лопастей в эксплуатации. После этого разрушений данных винтов во время полётов не происходило. Также, в 1973 году на самолётах Ан-22 начала применяться новая разнесённая проводка тросов управления двигателями.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/


В Дзен

https://zen.yandex.ru/rumayday

Авиация и Техника

9.4K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу