Карго-культ в российских школах

В обсуждении поста «А тем временем в Красноярске пятиклассница Вероника получила задание по биологии: сделать модель коронавируса» высветилась проблема, вынесенная в заголовок. Краткое содержание проблемы (Ссылка на ветку: #comment_230290977):

@Mukvik:

В пятом классе 11-12-летние дети, изучая тему "вирусы и бактерии", лепят поделки вирусов и мыльных человеков?

Это какая ж дидактическая ценность у этого урока, простите?

Это всё равно, что лепить модели танчиков, изучая вторую мировую войну!

Иногда я думаю, может, в этом и есть план? Не учить детей научному методу, принципу фальсифицируемости гипотез, давать минимум полезной информации, чтобы...

А чтобы что?

Чтобы они проще верили в антропогенное изменение климата с потопами и прочими катастрофами? Чтобы не сопротивлялись мерам по якобы борьбе с якобы смертельным вирусом? Чтобы верили в "устойчивое развитие" и план %president_name%? Чтобы боялись озоновых дыр? Чтобы просто не думали, а повторяли генеральную линию партии?

@staloweselo:

А я иногда думаю, что проблема как раз в отсутствии плана - кого растим и образовываем? Какие методы при этом обязательны и правильны с точки зрения науки? Учитывается ди возрастная физиология и психология? И какова на самом деле "качественность" педагогического сообщества? То, что несколько вечером у семьи (трое детей) ушло на изготовление "вируса", чтобы потом он был тупо выкинут на помойку, никого не занимает. Зато учитель провёл урок по "Защита проектов" - столь модную ныне. Единственное, что как-то утешает - дитё ознакомилось с методами изготовления папье-маше. Но задача ли это биологии?)))

Наверное, и в области изготовления наглядных пособий и иных "поделок" творческий человек нашёл бы массу вариантов - использовать учебное время с пользой для максимального овладения объёмов знаний, в том числе используя рычаги ассоциативного мышления. В том же Красноярске - роскошная природа вокруг, своя Красная книга, опять же экологическая обстановка та ещё... Казалось бы - используй эти темы, пусть дети ищут данные, кого-то (что-) углублённо исследуют и это уже облекают в "проекты" и их "защищают". Что должна лепетать наша Вероника на защите своего проекта по коронавирусу? Что сами учёные толком не знают, что лепетать? Мойте руки чаще? Формалистика и слепое следование каким-то вдруг устоявшимся "стандартам" и модам образования - бич сегодняшней школы.

@Raggedy:

Всё проще. Изначально, наглядные пособия и их собственноручное изготовление предполагалось как способ запоминания через ассоциации (сложно забыть мучения с созданием неведомой хрени, согласитесь). Но благая идея была забыта едва ли не при жизни Коменского (ладно, утрирую, после Макаренко), и стала неким ритуалом. Если это помножить на маниакальное пристрастие к подобным вещам функционеров от педагогики - "Ой, детишечки! Ой, поделочки!", получаем то, что имеем.

Кто причастен к реальной педагогике, поправьте меня, если я не прав.

<…> из нормальной идеи сделали бессмысленный карго-культ! В такой форме, естественно, это пустая трата сил и времени.

<…> Полный аналог полицейской "палочной системы": главное - не результат, главное - отчёт, и чтобы в полном соответствии с генеральной линией <вставить нужное>! Самое плохое, что эта железобетонная система старается приучить детей к этому же.

Рон Уизли.джпг: «Это — краткое?»

Кажется, ничего не забыл и ничего не переврал.


Так вот, возник вопрос, как это исправить. Точнее, вопросов возникло много, например, наблюдается ли это в одной красноярской школе или везде, возможно ли это исправить в принципе и — самый главный вопрос — как это исправить.


Обращаюсь к силе пикабу! Накидайте идей, желательно более или менее выполнимых, хотя приветствуются все идеи, даже самые сумасшедшие, что делать с этой проблемой, если такая по вашему мнению существует, а если нет или вы считаете, что это невозможно исправить  — напишите, почему у вас такое мнение сложилось.


И отдельно хочу привести комментарий @harmful2018:

<…> Ежели мой 5-классник это сам (на 90% сам) сделать это не сможет. Говорю, пусть двойку ставят, на других темах потом исправишь.

А все эти рисунки 2*4 метра типа "Купание красного коня вместе со всем стадом" пусть другие делают. Ну есть же родители, которым вот надо выделиться. Так вот пусть и делают.

Зато мой сын сам смеситель в ванной поменять может (под моим присмотром само собой).

Такие навыки важнее.

… ради последней фразы. Действительно, какие навыки важнее получить в школе? И только ли в школе их можно получить? Вот, пример другого подхода к наглядным пособиям: «А тем временем в Новороссийске бабушка Лиля за пять минут изготовила наглядное пособие для внучки»


Я понимаю, что эту проблему одним постом не решить, но я хотя бы на смертном одре смогу сказать «Я хотя бы попытался».

Дети и родители

11.5K поста15K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов