Как избежать манипуляций?

1) Введение


В современном обществе, как и в любом другом, существует много разных личностей с разными характерами. Некоторые из них считают, что нужно вечно помогать всем, другие что они ничего не достойны, в то время как следующие наоборот, что они важнее всех. И из них всех можно выделать таких людей, которые прибегают к неискренним просьбам, часто пытаются, чтобы вы за них сделали работу и т.п.

Таких людей называют манипуляторами. Они могут это делать настолько незаметно, что не каждый сможет различить, что его используют. А другие их собеседники просто не смогут отказать.

Поэтому в данной статье я хочу помочь Вам в таких ситуациях. Чтобы каждый, кто прочитал эту статью, смог в будущем отличить негативные намерения собеседника, правильно ему ответить. Для этого я провела свое исследование. Искала разные факты и советы в литературе по психологии, ходила к специалисту, а также в жизни с помощью дополнительных участников проверяла их. Мой проект состоит в том, чтобы помочь Вам!

Как избежать манипуляций? Психология, Проект, Манипуляция, Манипулятор, Исследования, Психолог, Помощь, Длиннопост

2) Что мы знаем из литературы?


2.1 ЧТО ТАКОЕ МАНИПУЛЯЦИЯ.

«Заставлять людей чувствовать что-то или делать что-то – это не значит манипулировать ими.»

Это знаменитое высказывание старина Альвин А. Эйхенбаум (специалист по маркетингу) сделал в семидесятые годы XX века во время допроса по делу о манипуляциях сознанием. Торговая палата начала беспокоиться по поводу неконтролируемых действий рекламщиков и маркетологов. Непонятно, говорил ли всерьез это Эйхенбаум, все равно определение психологической манипуляции гласит следующие: «Тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и тактики в интересах манипулятора [1]»

Речь идет о влиянии на поведение другого человека. Большая часть общества вкладывает в это слово негативный смысл, но на самом деле, какой будет манипуляция – позитивной или негативной, – зависит от того, кто ее осуществляет. Каждый знает, что мы все время оказываем воздействие на других людей своим поведением. Иногда достаточно сказать «привет» и улыбнуться, чтобы настроение у другого человека улучшилось, и он улыбнулся в ответ. [2] Надо быть внимательным, чтобы случайно не оказать негативного влияния на другого человека.

2.2 КАК ОТЛИЧИТЬ СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТ ПРОСЬБЫ.

Одно главное отличие: манипулятивная просьба не дает альтернативы, не подразумевает вашего потенциального отказа, всегда апеллирует к какому-либо чувству. Манипуляторы пользуются принципом взаимности, предполагающим знакомое нам с детства, правило: «Ты — мне, я — тебе». Это как товарный обмен, важнейший принцип социального функционирования. Оборотная сторона медали заключается вот в чем: если вы что-то берете и не хотите отдать взамен, то общество обвиняет вас в невежливости и неблагодарности. Страх общественного осуждения — этим манипуляторы искусно пользуются. «Когда тебе нужна была помощь, я тебе помог». Манипулятор выстраивает диалог таким образом, чтобы отказать было практически невозможно. Он будет внушать комплекс ложной вины. [4]

Кроме того, разговор, возможно, будет крутиться вокруг одной темы. Человек, у которого действительно есть скрытые мотивы, неуклонно стремится к своей цели — его нетерпение часто лезет из всех щелей. Люди со скрытыми мотивами могут слишком часто моргать, выглядеть очень напряженно и принимать неестественные позы. Им с трудом удается установить зрительный контакт с собеседником. [5]

2.3 ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ.

Надо заметить, что данные методы популярны не только негативно направленного манипулирования, но и сами читающие могут использовать их. Например, в том случае если надо как-то повлиять на человека. Учту, что в этом случае это манипулирование не в корыстных целях. Кроме того, их применяют даже маркетологи, когда составляют рекламу продукта. Вот некоторые из них:

Тактичное предложение или суггестия (от англ. suggestion) – это предложение нашему подсознанию. Обычно, получив предложение, мы его обдумываем и принимаем решение. Часто от нас требуется особенное поведение или мнение. Почему манипуляторы предпочитают обращаться к нашему подсознанию, а не к нашему разуму? Потому что подсознание ничего не анализирует – во всяком случае, так тщательно, как наше сознание. Эффективный способ использовать речевые суггестии – спрятать их между словами, не говорить прямо то, что вы хотите сказать, а лишь намекнуть. Обычно это работает очень хорошо, и собеседник ничего не замечает. [2]

Предложение с отрицанием «нет» производит наилучший эффект, когда произносится внезапно. Говоря о том, что он не хочет делать или не делает, человек характеризует не только себя, но и всех окружающих. Если бы кто-то вместо ударения на слове «не» в фразе «Я не мошенник» сделал бы акцент на «я», то он бы намекнул, что в его окружении есть мошенники. [2]

Правило взаимного обмена гласит, что нужно постараться возвратить другому человеку то, что он дал нам. Но оно очень коварно. Существует достаточно сильное общественное давление, направленное на то, чтобы человек что-то давал в обмен на подарок, даже непрошеный; но не существует подобного давления, вынуждающего приобретать что-то нужное. В совокупности внутренний дискомфорт и вероятность быть пристыженным ложатся на людей тяжелым психологическим грузом. И неудивительно, что зачастую мы возвращаем больше, чем получили. [3]

2.4 КАК НЕ ПОДДАВАТЬСЯ ДАВЛЕНИЮ НА СЕБЯ.

Одно их важных правил общения с манипуляторами – это не идти напролом. Если два собеседника будут пытаться переспорить друг друга, то ни к чему хорошему это не приведет. Одному надо остановиться, сконцентрироваться на том, что именно его задело. И, шагая от этого, уже стоит предприниматься меры. Один из примеров ситуации – как поступает один из моих знакомых. В некоторые моменты он останавливается, и пытается успокоиться, обдумать ситуацию с другой стороны и придумать решение проблемы.

Для человека это, в принципе, нормально — задумываться над своими дальнейшими шагами, желаниями. Но у всех проводимость нервных импульсов работает с разной скоростью — у кого-то быстрее, у кого-то медленнее. Если вы понимаете, что требуется больше времени для обдумывания каких-либо действий, решений, не бойтесь говорить о том, что вам нужно взять паузу. [3]

Ничего плохого или противоестественного человек не совершил, если не захотел поддаваться давлению манипулятора. Не надо ему искать оправдания в своем отказе. Защищаться чем- или кем-либо и пытаться смягчить свой ответ. Манипуляторы не ждут отказа и пытаются не принимать его, но надо сделать обратное. [1]

2.5 КАК ОТВЕЧАТЬ МАНИПУЛЯТОРУ.

Вот что надо помнить, чтобы в нужный момент уверенно сказать «нет» [4]:

1. Отвечать на любую просьбу положительно в принципе физически невозможно.

2. В отказе нет ничего страшного.

3. Если человек берет на себя слишком много обязанностей, есть шанс попасть в цейтнот или попросту «перегореть». Надо любить себя и ценить свое время. Оно невосполнимо.

4. Невозможно быть хорошим для всех. Вежливым и корректным — да, легкоуязвимым и слабым — нет!

5. Человек не должен бояться испортить отношения с человеком, который манипулирует и играет на его слабости.

6. В случае необходимости можно показать невыгодные последствия выполнения данной просьбы.

7. Никогда нельзя не демонстрировать чувство вины после отказа. Отказ —законное право. Уверенные и ровные интонации, свободная и открытая поза. Каждый имеет полное право не объяснять свое поведение, не извиняться за него и никому не объяснять свои мотивы, если этого не хочется.

8. Если есть уверенность в предстоящей манипулятивной просьбе, нужно предотвратить ее, например, опередив собеседника рассказом о крайне большой загрузке.

9. Говорить «нет» надо делать коротко и четко, твердо и решительно.

Также есть одна особенность при попытке ответить собеседнику, который применяет правило взаимного обмена. Главная проблема заключается в том, что, когда такое предложение делается впервые, трудно определиться, честно ли оно или представляет собой начальную попытку использоваться нас в своих интересах. [3]

Следует принимать интересные предложения других, но лишь в чистом виде, а не в том виде, в котором их представляют. Если человек хочет оказать услугу, целесообразно будет ее принять, признавая при этом, что вы обязуетесь оказать ему ответную услугу в будущем. [3]

Либо необходимо переоценить ситуацию. Просто определить все, что можно получить от оппонента не как подарки, а как уловки, и станет легче освободиться от искусственно вызванного чувства долга. А дальше можно быть уступчивым или неуступчивым по личному усмотрению. [3]

Как избежать манипуляций? Психология, Проект, Манипуляция, Манипулятор, Исследования, Психолог, Помощь, Длиннопост

3) Что мы узнали от психолога?


Для уточнения всей имеющейся информации я решила сходить специально на сеанс к психологу. После общения на данную тему я выделила следующие моменты.

Он заявляет, что да, на самом деле так – существуют как плохие, так и положительные манипуляции. И последние люди часто используют, даже не задумываясь об этом, например, когда пытаются поднять настроение другу. Также есть и те, которые идут на благо другому человеку. Когда вынуждают других сделать что-то на благо себе.

Но часто люди перебарщивают и начинают использовать людей в своих целях. И, безусловно, одним из самых распространённым методом является давление на человека тем, что он обязан другой, как бы взаимной, услугой. На людей давит совесть, и они не могут отказать манипулятору. Консультант заметил, что описан очень эффективный способ препятствовать этому.

Насчет других указателей на то, что собеседник начинает пытаться как-то манипулировать, психолог согласна лишь частично, т. к. у разных людей свои особенности как физические, так и внутренние. И с точностью сказать по этим признакам нельзя, зато при их появлении стоит задуматься над искренностью собеседника.

Психолог указал на один спорный вопрос – тайм-аут. Одни психологи утверждают, что он не обходим и в ссорах, и в аналогичных «стычках», другие же – наоборот говорят, что такую стратегию категорически нельзя использовать с манипулятивной просьбой. «В любом случае, решение остается за Вами. Если вы считаете нужным взять паузу – берите».

В конце оценки психолог добавила, что сразу научиться говорить «нет» люди не смогут сразу после прочтения статьи. Какие бы полезные советы не были, обязательно нужна практика.

Как избежать манипуляций? Психология, Проект, Манипуляция, Манипулятор, Исследования, Психолог, Помощь, Длиннопост

4) Время практики и выводов


На данном этапе я попросила нескольких людей поучаствовать в моем исследовании. Я рассказала им про все методы, объяснила какой цели мы хоти добиться. А после всего они должны были использовать все выше причисленное вносить все успехи и неудачи в протокол и отправлять его мне. Таким образом мы получили следующие результаты, а, следовательно, и выводы.

У каждого человека своя природа, и она может существенно отличаться от собеседника. Поэтому конкретных признаков, которые работают на все 100% нет, есть только общие. И большинство из них объединяют манипуляторов. Разговор, возможно. будет крутиться около одной темы. Или собеседник будет настойчиво давить тем, что всегда должен быть равноценный обмен, ведь когда-то он оказал вам помощь.

Но всегда можно препятствовать чему-либо. Например, против упомянутого примера поможет переоценка ситуации. Так можно будет помощь собеседника принять не как подарки, а как уловки, после чего будет легче избавиться от чувства нужды обратной помощи.

Также в следствие разнообразия каждого человека нельзя выработать четкий алгоритм для борьбы с давлением манипулятора. Некоторым нужны небольшие паузы, чтобы решить назревающий конфликт или отшить оппонента. Другим же наоборот лишь шагая напролом удастся не дать преимущество манипулятору.

Кроме того, если имеешь дело с манипулятором, нужно твердо и конкретно высказывать свою позицию. Нужно избавиться от мысли, что так мы ему можем навредить. Он хочет использовать вас и ваши силы в корыстных целях. Поэтому тут надо СЕБЯ выставить на передний план.

Хочу сказать в заключении, что нужно всегда практиковаться так же, как и в спорте, и учебе. Поэтому обычное чтение вам сильной роли не сыграет. Дальше нужно только ваше стремление и усердность. Этой статьей я хотела показать, что с манипуляторами бороться можно. Нужно лишь только захотеть. Практика – ключ к успеху, так гласят и специалисты, и исследования. Удачи!

Как избежать манипуляций? Психология, Проект, Манипуляция, Манипулятор, Исследования, Психолог, Помощь, Длиннопост

5) Список литературы и источники


1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е. Л. Доценко. — М.: ЧеРо — Издательство МГУ, 1997. — 344 с. — ISBN 5-88711-038-4. Архивная копия от 16 июля 2019 на Wayback Machine

2. Фексеус, Хенрик. Ф36 Искусство манипуляции. Думай так, как я хочу / Х. Фексеус; пер. с швед. Е. Хохловой. — Москва: Издательство АСТ, 2017. — 736 с. — (Искусство манипуляции).

3. Чалдини, Роберт. Ч-16 Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Роберт Чалдини ; [пер. с англ. О. С. Епимахова]. – Москва : Эксимо, 2020. – 416с. – (Книги, о которых говорят).

4. РБК [Электрон. ресурс] / ред. Власенко М. К.; Веб-мастер Карпова Н. В. - АО «РОСБИЗНЕСКОНСАЛТИНГ», 1995–2022. Сообщения и материалы сетевого издания «РБК» (зарегистрировано Роскомнадзор 03.12.2021 за номером ЭЛ №ФС77-82385) сопровождаются пометкой «РБК», https://pro.rbc.ru/

5. Inc. Russia [Электрон. ресурс] / ред. Скотт Мауц – Inc. © 2016 – 2022, https://incrussia.ru/


Источники:

1. https://www.faceyourfears.ca/wp-content/uploads/2019/09/iSto...

2. https://st.litnet.com/uploads/covers/220/1602257862_53.jpg

3. https://upsihologa.com.ua/img/thumbz/pochemu-seans-psihologa...

Психология | Psychology

20.4K постов59.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.