Как и где найти нормального бизнес-партнёра/сооснователя

Вы решили запустить или расширить бизнес и подумали, что вам нужен партнер. Уже неплохо. Осталась фигня - определить:
1. Зачем он вам нужен
2. Где его найти
3. О чем договориться

Конечно, если вы сами не знаете кто, зачем и как вам нужен, то это значит что такого опыта у вас не было, и любые рекомендации и правила будут истолкованые криво, и первых пару попыток будут неудачными. И это нормально - мало кто женится и живет всю жизнь с одним партнером, познакомившись в 18 лет. Обычно люди перебирают 2-3-5-7 человек, пока узнают, о чем нужно думать, куда смотреть и в принципе поймут чего хотят сами. Это процесс, быстрого результата тут не будет.


1. Партнер в бизнесе вам может быть нужен для опыта, для связей, для денег, для мотивации.

Связи
Это самое простое - если ваш бизнес целиком построен на каких-то левых нерыночных договоренностях, то долгосрочно ему крындец. Потому что любые договорных схемы работают исключительно пока люди сидят на своих местах, а цикл таких смен - 7 лет максимум. Т.е. как раз к моменту, когда пойдет самая жара по доходам, все внезапно закончится. А у вас будет опыт обслуживания чужих договоренностей, без малейшего понимания где и как искать клиентов в следующий раз, и в чем смысл? На зарплате посидеть с предпринимательскими рисками?
Особенно криво работают схемы с привлечением в долю чиновников - мало того, что они имеют свойство внезапно менять должность, так они еще и мозги парят своими фантазиями, потому что в бизнесе ничего не понимают. А в случае любых проблем угадайте - кто будет козлом отпущения?
Связи, минимальные, хороши чтобы получить первых клиентов. Дальше должна включаться машинка продаж с предсказуемой воронкой, иначе это не бизнес, а разовая подработка.

Деньги
Сначала все хотят найти папика. Ну потому что даже взрослые мужики хотят на ручки, а не вот это вот все, и мечта выглядит как "богатый мужик, дающий 10 миллионов баксов под честное слово и не лезущий в дела в обмен на пиздеж о светлом будущем. И еще связи, люди, поддержка и консультации. И шапочку". Сладкая мечта о получении кучи бабла, за которые не надо отчитываться и которые можно годами тратить на эксперименты. А мы ему в обмен писечку.
Такое бывает, в жизни вообще все бывает, но с вами такое не случится, поэтому логика тут немного другая - важнее не то, сколько денег человек даст, важнее, сколько денег он сможет найти для проекта после. Потому что сколько бы у вас или партнера не было денег, если бизнес растет, то в определенный момент вы все равно пойдете искать еще денег, больше, чем у вас есть. Строго говоря, 95% роста любого бизнеса идет на привлеченных деньгах, и умение фандрейзить важнее собственных денег как таковых в 20 раз. Копейки на старт найти можно всегда, вопрос что дальше.
Это как с наймом сотрудников - предприниматель не тот, кто умеет херачить сам, а тот кто умеет находить людей, которые любят херачить, и фокусировать их усилия. С деньгами то же самое, они как нанятые в бизнес люди - неважно как упорно вы работаете сами, важно сколько людей работает на вас.
Если ищете партнера для денег - ищите фандрейзера, а не инвестора, стратегически это важнее и эффективнее.

Для мотивации
Ну вернее не для мотивации, а потому что одному страшно и непонятно, чтобы всегда можно было на партнера спихнуть вину когда все накроется. Искать партнера для такого - можно, но это слишком трудоемкий способ борьбы со страхами. Лидер он в целом тот, кто тянет, несмотря на страх, а не тот, кого тянут, поэтому если страшно настолько, что не можете ничего делать - значит или рано, или вообще это не ваше, идите еще в найме поработайте, через годик попробуете еще раз.
Если вам страшно в первый раз начинать бизнес - купите франшизу, шишек набьете как и в собственном бизнесе, а во всех косяках сможете обвинить головную компанию франшизы, обманули/недодали, ага.

Для опыта.
Тут самое веселое и важное. Опыт он есть отраслевой и бизнесовый в целом. Второй о том как строить бизнес вообще, первый - в конкретной отрасли. Если речь про первое - наймите лучше консультанта или директора по продажам. Если про второе - то вам нужен не партнер в ваш бизнес, это вам нужно в чужой бизнес идти партнером и набивать там шишки управления, планирования, продаж и всего остального. Т.е. очевидно если вы не знаете как ездить на велосипеде, то ездить будете не вы, а это значит что вы по определению не №1 в этом проекте, не надо себя обманывать.

Да, и вы должны быть разными. Если вы оба мыслите одинаково по всем вопросам, то один из вас лишний. Рано или поздно вы все делегируете, соответственно ценности в том, что какие-то процессы управляются близнецом-партнером нет долгосрочно и вы поругаетесь. Вы должны закрывать разные экспертизы и готовы их тянуть долгосрочно. Обычно раздел идет по границе "внутреннее-внешнее" или "развитие-процессы". Один продает, другой финансы и HR. Один технологии и развитие, другой логистика и процессы. Один пиздабол-оптимист, другой работает.

Да, и не берите в партнеры людей до 30 лет. Опыт определяется событиями, а не годами, но статистически до 30 лет люди еще не успевают набрать достаточно релевантного разнообразного опыта, чтобы быть качественными партнерами. Поработайте на людей старше себя в любой роли, это даст больше опыта и правильных установок, чем изобретение велосипедов в компании таких же энтузиастов, как и вы сами. Когда тебе 20+ лет очень некомфортно работать на опытных людей, потому что ты вечно косячишь и тебе про это говорят как маленькому. Но стратегически лучше так, чем набивать свои шишки и потратить на то же самое на 5-10 лет больше времени.


2. Где его найти

Кого мы ищем - определились. Если ты №1 ищешь партнера-технаря/операционщика/инвестора, если ты №2 - ищешь №1
В целом тут как в найме людей: формулируешь письменно описание "вакансии": суть проекта, обязанности, вознаграждение. И формируешь воронку.
Рекомендации друзей-знакомых. Соцсети. Конференции. Отраслевые рейтинги. Главное не стесняться - люди, кажущиеся недоступными, могут давно искать что-то новенькое, а тут вы со своей херней - может и подружитесь.
В бизнесах-клубах и на стартап-питчах, к слову, ловить обычно нечего, там в основном пацаны в поисках клиентов или бизнес-папиков.
Не пугайтесь людей с неудачными проектами - за одного битого 3х небитых дают. Пугайтесь людей с серией удач - они скорее всего думают что законы физики на них не действуют, и когда обосрутся, то вы в комплекте с проблемами получите еще и партнера с кризисом самоопределения и среднего возраста.
Публичные люди - ок. Зарабатывающие на публичности - не ок, если только ваш бизнес не про медиа.

В общем пробуйте все, что кажется разумным. Расширяйте воронку, отсеивайте, грейте. И продажам научитесь, и опыт набьете, и в людях разбираться научитесь, это только собственным опытом нарабатывается. Главное не стесняйтесь - у стеснительных продавцов голодные дети.
И тут же главный плюс - вам нужна всего одна продажа, всего одного партнера надо найти, а потом сразу меняются приоритеты и вы на полгода-год минимум уходите в работу, не такая сложная уж и задача.


3. О чем договориться

Самое главное - вам нужно определиться кто главный и закрепить это любым письменным способом, с подписью и датой. В идеале юридически прям, но можно и просто понятийно.
Возьмите устав или любой попавшийся на глаза акционерный договор и проговорите там все, может вылезти несколько неприятных противоречей в ожиданиях. Заодно посмотрите как потенциальный партнер умеет общаться, планировать, договариваться и держать эмоции под контролем.
Играть в сложные корпоративные игры и правила будете после 40, когда освоите простые движения. Для первого раза достаточно понять кто главный, роли, как принимаются решения и другие вещи, которые есть во всех нормальных соглашениях. Договоритесь об этом - 90% проблем избежите.
Да, и с договорами самая большая проблема это не договориться и подписать, а соблюдать их в будущем.

Как и где найти нормального бизнес-партнёра/сооснователя Личный опыт, Бизнес, Деньги, Финансы, Инвестиции, Кризис, Партнерство, Партнеры, Стартап, Малый бизнес, Проверка, Мат, Длиннопост