Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей

Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей Дети, Психология, Мысли, Школа, Литература, Николай Носов, Длиннопост, Сондиана

Не только Осеева, чьи работы в Лиге психотерапии не раз подвергались разбору*, активно занималась социальной педагогикой, на простых и повседневных примерах обучая детей тому, что такое хорошо и что такое плохо.


Милые рассказы Николая Носова, на мой взгляд, во многом перекликаются с творчеством Валентины Осеевой.


* Несколько ссылок на темы с разбором рассказов В. А. Осеевой:

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_4577645

http://pikabu.ru/story/ugadayka_quotpro_mezhlichnostnyiy_int...

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_kak_otladit_4547163


Рассказ "Клякса"


Расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась черная клякса величиной с пятак.


Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.


Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.


Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чем тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.


- Это чем ты лицо испачкал, тушью? - спросила она.


- Ага, - кивнул головой Федя.


- А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.


- Этой, - подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей. Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьезным видом осмотрела черные пятна на лице Феди, после чего сокрушенно покачала головой.


- Напрасно ты это сделал, напрасно! - сказала она.


- А что? - забеспокоился Федя.


- Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.


Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.


- Я больше не буду мазаться тушью, - пролепетал он.


- Да уж думаю, что больше не будешь! - усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.


Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул свое испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:


- Есть?


- Есть, - шепотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо платком, но черные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:


- На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.


Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.


- Разрешите мне пойти умыться, - попросил жалобным голосом Федя.


- А что, уже чешется лицо?


- Н-нет, - замялся Федя. - Кажется, еще не чешется.


- Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.


Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.


- Чешется? - озабоченно спрашивал Гриша.


- Н-нет, кажется, не чешется... Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет еще волдырей?


- Волдырей еще нет, а вокруг уже все покраснело, - шепотом сказал Гриша.


- Покраснело? - испугался Федя. - Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?


Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.


- Чешется! - хныкал он.


Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:


- Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.


Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.


- Ты лучше не три, - посоветовал ему Гриша. Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тер лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттер пятна туши и целую неделю после того ходил серьезным. Все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.


---------------------

Что думаете?;) Вы тоже заметили Hy+ в фединой кляксе и радость по поводу, что "...он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью"? А как учительница справилась с ситуацией?

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

На первый взгляд рассказ показался более безобидным, чем у Осеевой, и менее глубоким. С другой стороны, мне кажется, автор имеет ровно такое-же право "осветлять" краски, как и сгущать.

hy+ заметно, но оно какое-то доброе, кроме всего, имхо.

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий
показался более безобидным

А почему? Мне наоборот очень жестоким показался.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот думаю, почему. Хотя я режиссёров эпилептоидов  не очень люблю, но рассказ показался не таким беспросветным, почему-то. Возможно потому, что не вижу какой-то серьёзной травмы у конкретного ребёнка от этого случая. Несправедливо, да, но кажется, что он забудет об этом на следующий же день, в отличие от историй Осеевой. Там сгущены краски, тут разбавлены.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, мы по разному воспринимаем оба рассказа. Мне отношения равный-равный с ложью кажутся менее болезненными, почему-то. А отношения начальник-подчиненный, учитель-ученик с ложью кажется катастрофичными по последствиями.


Можно выдвинуть гипотезу что у меня проблемы в отношениях с начальственными структурами, вертикальной иерархией. А у вас болезненные моменты в отношениях соперничества в коллективе, горизонтальные отношения такие. Близко к правде? :)

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, в школе у меня практически не было проблем с учителями, даже если учитель был неприятным человеком - но это же он со всеми такой, и личной обиды на него я не чувствовала, относилась примерно как к погоде. Потом, в основном их "доводили" именно дети, так что в глубине души я учителям сочувствовала. Но больше, конечно, сочувствовала себе, т.к. ощущала себя в школе буквально как в клетке с обезьянами.

Так что да, отчасти близко. Для того периода.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

А сейчас? Как на работе отношения с коллективом равных.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас нормально, кроме каких-то, бывает, эксцентричных особ в коллективе. Которых остальные успешно избегают, а я иногда не успеваю увернуться\сгруппироваться. Но я над этим работаю)

Взрослые вообще оказались гораздо более вменяемы, чем дети, но до них надо было ещё дожить.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Похоже тогда, что Вас именно дети и детская тема в этом смысле задевает. Как версия.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Это да, я для себя - в других словах и с немного другим оттенком, что-ли - но пришла к тем же выводам, что и Ваши.

Автор поста оценил этот комментарий

Понял. Спасибо.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Я очень заметила, что история про перышко вас прямо до самых глубин "пробрала", а тут, с кляксой, наоборот, получилось, что @fimich проникся намного глубже.


И пришла к выводу, что даже детские "примитивные" на первый взгляд рассказики могут в душе всколыхнуть очень многое.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне всё-же кажется, что не сама история про пёрышко, а возникшие за ней разговоры, что детей надо "приучать" самим разруливать случаи нарушения их прав такими-же детьми. Для меня это всё о том, что сытый голодного не разумеет.

А сама ситуация с пёрышком вряд ли, её вторая половина вообще для меня чисто книжная, вымышленная.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Я поняла, что меня в "перышке" и его обсуждениях так зацепило. Ощущение гнетущей беспомощности. У владельца перышка, конечно. Ситуация там развивается по нарастающей, и в итоге он вообще оказывается в какой-то черной дыре.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Если смотреть из реальности, смоделированной автором, то у меня было то же ощущение.

Просто мне собственный опыт говорит, что нет такой силы "ребята".

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.
(...)
- Эх ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!
(...)
Ребята разошлись. Федя тоже ушел. А Миша все сидел и плакал.

Это как например какая-то условная детская книжка говорит о том, что в поле растут ромашки и васильки, а собственные наблюдения мне, в мои 7-10 лет, говорили о том, что ромашки там есть, а василёк - это такой чрезвычайно редкий цветок, я его за всё детство видела всего один раз, случайно, где-то на газоне. Реальность книжная vs реальность моя, реальная. При этом, если бы мне в детстве предложили тест, отметить галочками полевые цветы, я бы отметила что положено.

Вот с "силой детского коллектива" которой так ловко манипулирует Федя и которой так подавлен Миша, для меня дело обстоит так-же, как и с васильками - я её просто не наблюдала, и "жадные" и "хвастливые" и "вруны" не встречали никакого коллективного осуждения. Или можно было жаловаться учителю и не жаловаться, это не влияло ни на что совершенно (книжки же пишут, что не любят "ябед") Или, например, у нас какой-то мальчик, довольно умненький и положительный, вытащил у учительницы из сумки 10 рублей, как она его распекала перед классом, грозилась объявить ему бойкот от нашего (!) имени, то есть от класса. И ни-че-го. Никакой коллективной совести или коллективного общественного мнения просто не существовало. А гнобили не за что-то, гнобили просто слабых, в том числе и слабых учителей. Но совершенно безо всяких принципов.

Поэтому если вынырнуть из смоделированного автором мира, вторая часть меня как раз не цепляет.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
от с "силой детского коллектива" которой так ловко манипулирует Федя и которой так подавлен Миша, для меня дело обстоит так-же, как и с васильками - я её просто не наблюдала, и "жадные" и "хвастливые" и "вруны" не встречали никакого коллективного осуждения.

Так оно же и в рассказе Федя не получил осуждения! или я вас не так поняла?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

В рассказе осуждение скорее получил Миша, за предполагаемую жадность, и он этим подавлен. Детский коллектив выразил ему свое презрение. Я, в моей реальности, не замечала, чтобы "детский коллектив" был способен выдавать слаженные реакции по таким поводам, и даже по более серьёзным.

Имхо. Нет у детей никакой "соборности" ни хорошей, ни плохой, книжки наврали.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку