Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей

Как Феде Hy+ подправили, или Взрослый взгляд на рассказы для детей Дети, Психология, Мысли, Школа, Литература, Николай Носов, Длиннопост, Сондиана

Не только Осеева, чьи работы в Лиге психотерапии не раз подвергались разбору*, активно занималась социальной педагогикой, на простых и повседневных примерах обучая детей тому, что такое хорошо и что такое плохо.


Милые рассказы Николая Носова, на мой взгляд, во многом перекликаются с творчеством Валентины Осеевой.


* Несколько ссылок на темы с разбором рассказов В. А. Осеевой:

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_4577645

http://pikabu.ru/story/ugadayka_quotpro_mezhlichnostnyiy_int...

http://pikabu.ru/story/gde_zhe_bag_kak_otladit_4547163


Рассказ "Клякса"


Расскажу вам про Федю Рыбкина, о том, как он насмешил весь класс. У него была привычка смешить ребят. И ему было все равно: перемена сейчас или урок. Так вот. Началось это с того, что Федя подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. Только если сказать по правде, то никакой драки тут не было. Никто никого не бил. Они просто вырывали друг у друга из рук флакончик, а тушь из него выплеснулась, и одна капля попала Феде на лоб. От этого на лбу у него получилась черная клякса величиной с пятак.


Сначала Федя рассердился, а потом он увидел, что ребята смеются, глядя на его кляксу, и решил, что это даже лучше. И не стал смывать кляксу.


Скоро зазвонил звонок, пришла Зинаида Ивановна, и начался урок. Все ребята оглядывались на Федю и потихоньку смеялись над его кляксой. Феде очень нравилось, что он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью. Тут уж никто без смеха не мог на него смотреть. В классе стало шумно.


Зинаида Ивановна сначала никак не могла понять, в чем тут дело, но она скоро заметила Федину кляксу и даже остановилась от удивления.


- Это чем ты лицо испачкал, тушью? - спросила она.


- Ага, - кивнул головой Федя.


- А какой тушью? Этой? Зинаида Ивановна показала на флакончик, который стоял на парте.


- Этой, - подтвердил Федя, и рот его разъехался чуть ли не до ушей. Зинаида Ивановна надела на нос очки и с серьезным видом осмотрела черные пятна на лице Феди, после чего сокрушенно покачала головой.


- Напрасно ты это сделал, напрасно! - сказала она.


- А что? - забеспокоился Федя.


- Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.


Федя перепугался. Лицо у него вытянулось, рот сам собою открылся.


- Я больше не буду мазаться тушью, - пролепетал он.


- Да уж думаю, что больше не будешь! - усмехнулась Зинаида Ивановна и продолжала урок.


Федя поскорей принялся стирать пятна туши носовым платком, потом повернул свое испуганное лицо к Грише Копейкину и спросил:


- Есть?


- Есть, - шепотом сказал Гриша. Федя снова принялся тереть лицо платком, но черные пятна глубоко въелись в кожу и не стирались. Гриша протянул Феде ластик и сказал:


- На вот. У меня есть замечательная резинка. Потри попробуй. Если она тебе не поможет, то пиши пропало.


Федя принялся тереть лицо Гришиной резинкой, но и это не помогло. Тогда он решил сбегать умыться и поднял руку. Но Зинаида Ивановна, будто нарочно, не замечала его. Он то вставал, то садился, то приподнимался на цыпочки, стараясь вытянуть руку как можно выше. Наконец Зинаида Ивановна спросила, что ему нужно.


- Разрешите мне пойти умыться, - попросил жалобным голосом Федя.


- А что, уже чешется лицо?


- Н-нет, - замялся Федя. - Кажется, еще не чешется.


- Ну, тогда посиди. На переменке успеешь умыться.


Федя сел на место и снова принялся тереть лицо промокашкой.


- Чешется? - озабоченно спрашивал Гриша.


- Н-нет, кажется, не чешется... Нет, кажется, чешется. Не разберу, чешется или не чешется. Кажется, уже чешется! Ну-ка, посмотри, нет еще волдырей?


- Волдырей еще нет, а вокруг уже все покраснело, - шепотом сказал Гриша.


- Покраснело? - испугался Федя. - Отчего же покраснело? Может быть, уже волдыри начинаются или язвочки?


Федя снова стал поднимать руку и просить Зинаиду Ивановну отпустить его умыться.


- Чешется! - хныкал он.


Теперь ему было не до смеха. А Зинаида Ивановна говорила:


- Ничего. Пусть почешется. Зато в другой раз не станешь мазать лицо чем попало.


Федя сидел как на иголках и все время хватался за лицо руками. Ему стало казаться, что лицо на самом деле стало чесаться, а на месте пятен уже начинают вздуваться шишки.


- Ты лучше не три, - посоветовал ему Гриша. Наконец прозвонил звонок. Федя первым выскочил из класса и во всю прыть побежал к умывальнику. Там он всю перемену тер лицо мылом, а весь класс над ним потешался. Наконец он начисто оттер пятна туши и целую неделю после того ходил серьезным. Все ждал, что на лице волдыри вскочат. Но волдыри так и не вскочили, а за эту неделю Федя даже разучился на уроках смеяться. Теперь смеется только на переменках, да и то не всегда.


---------------------

Что думаете?;) Вы тоже заметили Hy+ в фединой кляксе и радость по поводу, что "...он одним своим видом может смешить ребят. Он нарочно сунул палец во флакончик и измазал нос тушью"? А как учительница справилась с ситуацией?

Лига психотерапии

5.2K постов25.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Поддерживайте авторов и комментаторов плюсами.

Задавайте любое количество уточняющих вопросов.

Ведите диалог уважительно.


Лучшие посты Лиги

http://rabota-psy.ru/stat/fav/


Все посты и обсуждения по датам

http://rabota-psy.ru/stat/lenta/


Онлайн сейчас и за последние сутки

http://rabota-psy.ru/stat/


Мы дорожим атмосферой безопасности и доброжелательности в нашем сообществе, оскорбления ведут к немедленному вызову модератора сайта и санкциям.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий
- Да, видишь ли, тушь эта химическая, ядовитая. Она разъедает кожу. От этого кожа сперва начинает чесаться, потом на ней вскакивают волдыри, а потом уже по всему лицу идут лишаи и язвочки.

Садизм. Да еще по отношению к заведомо беззащитным и зависящим от нее людям.

Злоупотребление доверием, да.

Сейчас бы такую учительницу в школе родители бы распяли, если бы узнали про такое.


А у Федя не только успокоился, ему считай психику сломали, как в тюрьме. Еще и ПТСР получил небось. Ведущее влечение перестало работать. Скорее всего раскол-личности (тут уже я фантазирую, правда) и депрессия. "Живой труп" как в концлагерях люди были.


У Осеевой там только один какой-то рассказ подобный видел. Но там не бессилие перед авторитетом, а перед группой скорее, как коллективным бессознательным. И там на политику замешано было, насколько я помню.

раскрыть ветку (21)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Еще и вам повторюсь, как можно простым рассказом о какой-то вроде бы "ерунде" всколыхнуть во взрослом человеке многое внутри...


Если позволите, можно вопрос? Вы в школе не были таким... сорви-головой, с ведущим Hy+ (как мальчик с кляксой)?

раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий

Наоборот. Очень тихим и спокойным всегда был.

раскрыть ветку (19)
Автор поста оценил этот комментарий
Интересно, я тоже из тихих, спокойных и правильных. Но эта история сильно отзывается (хотя и с пёрышком тоже). Прямо злость такая на учительницу (s+) и сочувствие бессилию ребёнка (s-) соотвественно.
Про себя предположу объяснение, что сорви-головы эту тему ещё в детстве своим сорви-головастом прожили. А тихим ребёнок вполне может быть из-за какого-бага в социализации, который не давал протестировать свои и чужие границы в отношениях младший-старший.
раскрыть ветку (17)
Автор поста оценил этот комментарий

Да, как вариант, спасибо.

Автор поста оценил этот комментарий

Я тоже книжным спокойным ребенком была, но мне перышко прямо покоя не дает.


Хотя почему "но", это как бы логично: перышко у спокойного мальчика отнимает сорви-голова, потому и сочувствие беспомощности первого, Миши, если я ничего не путаю.

раскрыть ветку (15)
1
Автор поста оценил этот комментарий

идея справедливости может еще

как справедлиовсть можно буквами записать?

e+p+k+ ?

раскрыть ветку (14)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Нет, справедливость не очень откликается. Скорее про беспомощность, если усугубить - обреченность, вот ребенок и так, и так пытался, а все выходит только хуже.

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

поняла Вас, мне кажется

как бессилие?

бессилие - это s0?

раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, бессилие и безнадежность.

Вот мне не очень понятно про ноль у буковки. Это отсутствие S? Или что-то другое? Потому что плюс и минус (как "скрывать" и "показывать") я примерно поняла...


Как в водовороте каком-то: если просто тонуть, это бессилие, а если грести-бултыхаться и делать еще хуже, то это уже вот оно то самое.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

я тоже с нулями не очень разобралась

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот, добавлю, может быть, это важно?

Я же честно нарисовала карточки со всеми буковками, с лица - суть, с изнанки - буква (со знаком). И повернув их к себе словами (а не буквами) выбрала все, что в себе вижу/нахожу/ощущаю. Надо ли говорить, что у меня ни одной, ни единой карточки из s не было? Ни с плюсом, ни с минусом. Ни-ка-кой!.

раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

справедливость основана на морали, законопослушности k+

или своих собственных моральных норм, следование своим внутренним p+ убеждениям - тут тоже без размышлений и систематизации никак k+.

если думание основано на общепринятых нормах то это p-, человек придерживается золотой середины, и в средневековье всех ведьм согласно p- надо было сжигать а несогласных с идеологией в 30-х годах расстреливать. Мне кажется p- и проекции на ведьм и отстающих по идеологическим соображениям как то связаны между собой

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо! Хорошо расписано.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо!

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку