История экономической мысли. Часть 1. Древний мир
Период, который мы называем Древним миром, начался с освоения человеком металла и завершился падением Рима в 455 г. н.э. Несмотря на более чем 3 тысячи лет истории экономическая жизнь за то время не сильно изменилась, а говорить о появлении отдельных экономических школ и вовсе не приходится. Однако общие для Древнего мира экономические черты выделить можно.
Считается, что экономика как способ управления хозяйством зародилась в первых государствах на древнем востоке в четвертом тысячелетии до нашей эры. Об этом свидетельствуют множественные письменные источники древности (законы Ману, коллективный трактат «Гуань-Цзы», политико-экономическим трактатом «Артхашастра», кодекс законов Хаммурапи, сочинения Гесиода, Солона и других ученых древности). Из них мы знаем, что законы того времени не только защищали рабовладельческий строй, но и устанавливали наказания за нарушения прав собственности.
Экономика носила натуральный, а не товарный характер, то есть продукты производились, по большей части, для собственного потребления. Поэтому деньги не играют такой важной роли в общественной жизни, фигурируя лишь как посредник в мелких торговых сделках.
Оформление экономической мысли в самостоятельное научное течение начинается в период античности (300-1 в. до н.э.), и связано с именами древнегреческих философов - Ксенофонта (430-354 гг.. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).
Само понятие экономики впервые приводится в одноименном трактате, который описывает быт афинского гражданина. Так что изначально экономика - это наука о ведении домашнего хозяйства, а не о финансовых операциях, управлении капиталом или анализе рынка.
Но труд Ксенофонта поднимает важные экономические темы. Во-первых, в нем раскрываются понятия потребительской (всякому товару присущи полезные свойства) и меновой (способность обмениваться на другой товар) стоимости товара. А во-вторых, формулируется вопрос, который впоследствии будет одним из главных для средневековых мыслителей – «Существует ли предел богатства?»
Аристотель отвечал на этот вопрос утвердительно. В его понимании богат тот, кто довольствуется необходимым. Удовлетворение потребностей реализуется через две сферы – экономику и хрематистику. Экономика - это полезный труд - земледелие, ремесло и мелкая торговля, а вот хрематистика основана на крупных торговых и ростовщических операциях, суть которых – нажива богатства.
Правда, вполне благоприятен тот вид хрематистики, который обеспечивает ведение экономии. Потому что запасы имеют свою естественную границу - они портятся со временем и требуют много места для хранения. Словом, увеличивать их сверх меры – работать себе в убыток. Накопление денег не имеет той естественной границы, и вместо того, чтобы быть средством, богатство само становится целью и начинает конкурировать с другими ценностями, более важными в обществе.
Следуя такой логике, Аристотель разграничивает реальные и денежные стороны хозяйственной жизни. Все, что связано с производством и потреблением — это реальная сторона экономики. Все, что не меняет количества «реальных ценностей», а лишь отражает смену их владельцев — это денежная сторона. Сегодня эта мысль лежит в основе многих экономических классификаций. Например, выделении реальных и финансовых инвестиций.
Продолжение следует...
Больше моего контента, в том числе, видео, можно посмотреть в Telegram, YouTube, VK. Подписывайтесь, где вам удобнее
Лига историков
13.7K пост50.7K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения