Индийский Монферран или Фирузов столп

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

По бескрайним просторам Индии разбросаны интересные исторические монументы - колонны Ашоки. Они были установленны в середине III века до н.э. по приказу индийского царя Ашоки в значимых местах по всей стране. На колоннах из крепкого песчанника были высечены надписи на брахми, а возле каждой колонны стоял священник, разъясняющий смысл написанного неграмотному населению. Тем самым колонны выполняли функцию агитации и государственной пропаганды среди народа.


Высота больших колонн варьируется в пределах от 14 до 16 м, а масса порою превышает 50 тонн. Эти колонны внушали благоговейный трепет и величественность установившего их правителя...


Шло время, менялись очертания и границы государства, назначение надписей и самих колонн затерялось и обрасло легендами и домыслами. Распространилось мнение, что колонны - это каменные посохи пандавов, персонажей древнеиндийского эпоса. Без надлежащего ухода многие колонны упали, были разрушены или затерялись, стали предметами религиозного культа и поклонения.

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост
Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост
Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Но однажды....

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

...Фируз Шах, делийский султан (1351-1388) династии Туглаков, был большим любителем архитектуры. Он заложил несколько новых городов, строил новые памятники и реставрировал многие старые постройки ранних времен. В один прекрасный день взгляд султана привлек один из столпов Ашоки в Топре, в 170 км от Дели, Этот столп Фируз решил переместить в Дели. Книга деяний Фируза Шаха дает подробный отчет об этом перемещении колонны с иллюстрациями.

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Дело началось с трудностей. Одни ученые индусы сказали Фирузу, что колонна выросла из земли и достигла небес, в то время как другие говорили, что под колонной был магический талисман, и что никто не сможет забрать эту колонну с ее места. Но Фируз Шах был полон решимости и созвал к себе опытных инженеров, архитекторов и мудрецов королевства. Он попросил их предложить различные методы решения перемещения колонны, но, все как один, уверяли, что переместить колонну абсолютно невозможно. В связи с этим султан сам разработал план и метод транспортировки огромной колонны.


Дело было сложным, история знает примеры неудачных операций по транспортировке больших каменных монументов. Например, обелиск Феодосия, 550 тонный египетский обелиск, по приказу Феодосия доставленный из Фив в Константинополь. При снятии с корабля обелиск переломился под собственным весом, в результате нижняя часть утонула, а верхняя, 280 тонная, установлена на бывшем ипподроме. Или 130-ти тонные гранитные колонны собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке, (Гранитная трагедия или как американцы Исаакиевский Собор пытались превзойти) лопнувшие прямо в специально для этого сконструированном токарном станке после обработки, не выдержав собственного веса.


Естественно султан Фируз не знал ни прошлых, не будущих неудач, однако подошел к делу со всей тщательностью и предосторожностями.



Жителям Дели было приказано принести тюки с хлопком. Огромное количество хлопка раскидали вокруг колонны, затем колонну начали подкапывать с одной стороны и медленно опускать на хлопок, поддерживая веревками за верхний конец и середину ствола. Затем хлопок удалили, а колонну, обмотав по всей длине толстым слоем камыша и звериных шкур, со всеми предосторожностями переложили на специально подготовленную платформу.

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Платформа имела 24 пары колес, а деревянные брусья укреплены железными гвоздями и обмотаны необработанными шкурами и веревками. Каждый поперечный брус, несущий на себе колонну, был дополнительно усилен двумя очень толстыми балками, идущими вдоль колонны. К платформе были прикреплены шкивы, по которым могли проходить веревки.


Султан Фируз планировал перемещать платформу при помощи слонов, тянущих по центру, и упряжек быков, тянущих слева и справа. Однако животные не смогли сдвинуть колонну, от них трудно было добиться слаженности действий и общего момента усилия. И тогда за веревки взялись люди...

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

...на каждую веревку было поставлено 200 человек. И, благодаря одновременным усилиям большого количества людей, колонна сдвинулась с места и была перемещена на более чем 20 км к берегу реки Ямуна. Здесь уже ждал плот, собранный из огромных, связанных между собой лодок. При помощи сложной системы лесов и шкивов, колонну подняли вместе с платформой, под платформу подогнали плот и затем медленно опустили платформу с колонной на него.

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Таким же образом колонна вместе с платформой были сняты с плота в делийском порту и доставлена в мечеть Фирозабад

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост
Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Оставался последний,не менее сложный этап - установить колонну вертикально. Для этого были сооружены специальные леса с сложной системой шкивов. Колонна была подвезена под леса, после чего ее приподняли и убрали транспортную платформу.

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Далее веревки одним концом прикрепили к вершине колонны, а другим, через шкивы, - к кабестанам. Медленно поднимая колонну за один конец, люди постоянно подкладывали под другой бревна и мешки с хлопком, создавая таким образом опору стволу колонны и снимая постоянную нагрузку с веревок. Наконец, 30 сентября 1367 года колонна стала в вертикальное положение.

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост
Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Таким образом забытая на протяжении веков технология перемещения и установки больших колонн была открыта вновь, благодаря человеческому упорству, разуму и смекалке

Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост
Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост
Индийский Монферран или Фирузов столп Индия, Колонна, Транспортировка, Длиннопост

Лига историков

13.9K поста50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения