Индийский Монферран или Фирузов столп
По бескрайним просторам Индии разбросаны интересные исторические монументы - колонны Ашоки. Они были установленны в середине III века до н.э. по приказу индийского царя Ашоки в значимых местах по всей стране. На колоннах из крепкого песчанника были высечены надписи на брахми, а возле каждой колонны стоял священник, разъясняющий смысл написанного неграмотному населению. Тем самым колонны выполняли функцию агитации и государственной пропаганды среди народа.
Высота больших колонн варьируется в пределах от 14 до 16 м, а масса порою превышает 50 тонн. Эти колонны внушали благоговейный трепет и величественность установившего их правителя...
Шло время, менялись очертания и границы государства, назначение надписей и самих колонн затерялось и обрасло легендами и домыслами. Распространилось мнение, что колонны - это каменные посохи пандавов, персонажей древнеиндийского эпоса. Без надлежащего ухода многие колонны упали, были разрушены или затерялись, стали предметами религиозного культа и поклонения.
Но однажды....
...Фируз Шах, делийский султан (1351-1388) династии Туглаков, был большим любителем архитектуры. Он заложил несколько новых городов, строил новые памятники и реставрировал многие старые постройки ранних времен. В один прекрасный день взгляд султана привлек один из столпов Ашоки в Топре, в 170 км от Дели, Этот столп Фируз решил переместить в Дели. Книга деяний Фируза Шаха дает подробный отчет об этом перемещении колонны с иллюстрациями.
Дело началось с трудностей. Одни ученые индусы сказали Фирузу, что колонна выросла из земли и достигла небес, в то время как другие говорили, что под колонной был магический талисман, и что никто не сможет забрать эту колонну с ее места. Но Фируз Шах был полон решимости и созвал к себе опытных инженеров, архитекторов и мудрецов королевства. Он попросил их предложить различные методы решения перемещения колонны, но, все как один, уверяли, что переместить колонну абсолютно невозможно. В связи с этим султан сам разработал план и метод транспортировки огромной колонны.
Дело было сложным, история знает примеры неудачных операций по транспортировке больших каменных монументов. Например, обелиск Феодосия, 550 тонный египетский обелиск, по приказу Феодосия доставленный из Фив в Константинополь. При снятии с корабля обелиск переломился под собственным весом, в результате нижняя часть утонула, а верхняя, 280 тонная, установлена на бывшем ипподроме. Или 130-ти тонные гранитные колонны собора Иоанна Богослова в Нью-Йорке, (Гранитная трагедия или как американцы Исаакиевский Собор пытались превзойти) лопнувшие прямо в специально для этого сконструированном токарном станке после обработки, не выдержав собственного веса.
Естественно султан Фируз не знал ни прошлых, не будущих неудач, однако подошел к делу со всей тщательностью и предосторожностями.
Жителям Дели было приказано принести тюки с хлопком. Огромное количество хлопка раскидали вокруг колонны, затем колонну начали подкапывать с одной стороны и медленно опускать на хлопок, поддерживая веревками за верхний конец и середину ствола. Затем хлопок удалили, а колонну, обмотав по всей длине толстым слоем камыша и звериных шкур, со всеми предосторожностями переложили на специально подготовленную платформу.
Платформа имела 24 пары колес, а деревянные брусья укреплены железными гвоздями и обмотаны необработанными шкурами и веревками. Каждый поперечный брус, несущий на себе колонну, был дополнительно усилен двумя очень толстыми балками, идущими вдоль колонны. К платформе были прикреплены шкивы, по которым могли проходить веревки.
Султан Фируз планировал перемещать платформу при помощи слонов, тянущих по центру, и упряжек быков, тянущих слева и справа. Однако животные не смогли сдвинуть колонну, от них трудно было добиться слаженности действий и общего момента усилия. И тогда за веревки взялись люди...
...на каждую веревку было поставлено 200 человек. И, благодаря одновременным усилиям большого количества людей, колонна сдвинулась с места и была перемещена на более чем 20 км к берегу реки Ямуна. Здесь уже ждал плот, собранный из огромных, связанных между собой лодок. При помощи сложной системы лесов и шкивов, колонну подняли вместе с платформой, под платформу подогнали плот и затем медленно опустили платформу с колонной на него.
Таким же образом колонна вместе с платформой были сняты с плота в делийском порту и доставлена в мечеть Фирозабад
Оставался последний,не менее сложный этап - установить колонну вертикально. Для этого были сооружены специальные леса с сложной системой шкивов. Колонна была подвезена под леса, после чего ее приподняли и убрали транспортную платформу.
Далее веревки одним концом прикрепили к вершине колонны, а другим, через шкивы, - к кабестанам. Медленно поднимая колонну за один конец, люди постоянно подкладывали под другой бревна и мешки с хлопком, создавая таким образом опору стволу колонны и снимая постоянную нагрузку с веревок. Наконец, 30 сентября 1367 года колонна стала в вертикальное положение.
Таким образом забытая на протяжении веков технология перемещения и установки больших колонн была открыта вновь, благодаря человеческому упорству, разуму и смекалке
Лига историков
13.9K поста50.9K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения