Дуэль (краткий обзор)

Дуэль. В переводе с латинского – поединок. Развлечение благородных господ, а также донов, сэров, шевалье и иже. Существовавшее, в качестве некоторого регулятора общественных отношений в высшем обществе с 16 по 20 века. Предмет диких восторгов утонченных барышень становившихся причинами таковых и страшных проклятий новоиспеченных вдов. А также очередной повод для ностальгий по канувшему в Лету золотому веку чести, доблести и благородства.

Но давайте же рассмотрим этот феномен европейского и русского общества подробнее. При этом пойдем не по привычному пути: с чего началось, как цвело и во что завяло. Но обратим внимание на самые распространенные мифы, связанные с дуэлью, с обязательным их разоблачением.

Миф первый - дуэлировали только дворяне.

Отнюдь. Дуэль возникла как одна из разновидностей ордалии – божьего суда. Был такой способ установления истины в средневековом судопроизводстве. Самый распространенный вариант выглядел так: женщину подозреваемую в колдовстве (а в чем же еще) связывали и кидали в реку. Если тонула, то вылавливали и, по возможности, откачивали. Если не тонула, то вода не принимала ведьму (да-да, принцип «не тонет» очень стар). Женщину вылавливали и кремировали.

А если судились два мужчины, и кто прав неясно, то им выдавали оружие, специально огораживали площадку, звали представителей власти и священников (простые зеваки набегали сами, лютыми толпами), устраивали молебен, а дальше пусть Бог рассудит. При этом, оружие обязательно должно было соответствовать статусу бойцов. Так дворяне сходились на мечах, зачастую даже в доспехах и на конях, а кто простой народ довольствовался дубинами, кнутами, молотками, ножами и прочими полезными в хозяйстве приспособлениями. Слабейший необязательно должен был погибнуть. Просто он проигрывал тяжбу в суде. Правда судьи редко назначали испытания божьим судом по мелким делам, и осужденного чаще всего ждала веревка. Или что-нибудь поинтереснее.

Так вот со временем, дворяне перестали осложнять свою жизнь кучей лишних судебных проволочек и встречались в уединенном месте с оружием в руках. С мечами, саблями, шпагами и рапирами. А когда настала эра пистолетов, буржуазия с превеликим удовольствием втянулась в этот способ выяснения взаимоотношений. Но вот неположенную по статусу шпагу, лица, не обременённые гербом и титулом, в руки так и не взяли. Традиция.

Миф второй – дуэль – праздник для двоих.

В 1351 году, в ходе Столетней Войны в двух соседних замках расположились французский и соответственно английский гарнизоны. По причине перемирия боевых действий не велось. И заскучавшие англичане принялись грабить все, что вокруг, жечь деревни по причине детской непосредственности и вообще вести себя не по-рыцарски. Жан де Бомануар, коннетабль Бретани, после многочисленных увещеваний шумного соседа, прислал ему приглашение следующего характера. Ричард Бэмбро (комендант английского замка) и еще 29 английских рыцарей и оруженосцев приглашались к дубу, что на середине дороги, соединяющей их замки, где их будут ожидать Жан де Бомануар и 29 французских рыцарей и оруженосцев. Выбор оружия и его количество – на усмотрение участников. Со счетом 8:5 победили французы. Бэмбро погиб. Само действо сохранилось в анналах истории как бой тридцати.

Не менее занимательна и дуэль миньонов, случившаяся в Париже в 1568 году. Миньоны это приближенные французского короля Генриха III, любимчики, которым его величество прощал все. Так вот, один из них граф де Келюс застал у своей возлюбленной (нет, не в постели, просто в гостях) барона Антрагэ. И на следующий день изволил пошутить, что де означенная дама более прекрасна, чем добродетельна. Взбешенный барон вызвал графа. Каждый пришел с двумя секундантами. Которые, вместо того, чтобы примирить дуэлянтов (их прямая обязанность), поссорились между собой. Дрались шпагой и кинжалом. В результате - оцарапанная рука у барона Антрагэ и четыре трупа на месте. Раненый Келюс долго цеплялся за жизнь, но в результате отправился вслед за вспыльчивыми секундантами.

Миф третий - Убить подлеца.

А вот и нет. Основополагающим принципом дуэли было поставить себя (себя, а не оппонента) в смертельную опасность. Демонстрируя этим, что честь и доброе имя важнее жизни. В просвещенных Европах этот принцип соблюдался практически всегда. И после первого обмена выстрелами противники примирялись друг с другом. Хотя были и исключения, когда стреляли до шестнадцати (!) раз и до результата. Совсем другое дело русская дуэль. Вот здесь смертельный исход был заранее запланированной и ожидаемой частью процесса. Причем весьма часто гибли оба дуэлянта. А весь секрет в том, что наши предки вели поединок на сверхмалой дистанции в 7-10 метров, в отличие от запада, где нормальным расстоянием считались 25 метров.

Миф четвертый – перчатка.

Ее не бросали. Точнее бросали, но не на дуэлях. Затупленный меч и латную перчатку посылали в качестве приглашения к турниру. Причем особый символизм здесь ни при чем. Цель чисто утилитарная: осведомить вызванную сторону о типе применяющегося в данном конкретном состязании оружия и защиты. А вот в случае с дуэлью проявление излишней физической активности до поединка могло сорвать все дело. Пощечина, удар, плевок могли выдать в человеке банального хама. И, что естественно, дуэлировать с хамом – себя не уважать. И ведь не только дуэлировать. Но также находиться в одном обществе. Поэтому лишняя несдержанность могла закрыть перед человеком двери всех приличных домов, до которых мог докатиться слух о произошедшем. Полный бойкот. Был лишь один способ извиниться: в людном месте вручить оскорбленному лицу кнут, либо трость. Тот был вправе тут же воздать в равном объеме, а мог и простить. По ситуации. Но честь джентльмена с повышенным слюноотделением после такого считалась восстановленной.

Миф пятый – все дело в женщинах.

Зачастую, но отнюдь не всегда. Известен целый пласт поединков, имевших место в 19 веке. Под общим названием «журналистские дуэли». Стрелялись акулы пера и редактуры из-за разного видения цели журналистики, ее методов. А также в том случае если некое издание публиковало что-либо такое, что коллеги по цеху расценивали как ложь, утку, желтую прессу. В таких случаях недальновидный редактор мог получить целую стопку «приглашений прогуляться». В ту эпоху журналист был немыслим не только без карандаша и блокнота, но и без коробки с пистолетами в ящике письменного стола.

И завершая.

Дуэль пытались запрещать. Против нее писались обличительные статьи и книги. Суровые законы грозили всем участникам такого рода встреч виселицей от Невы до Темзы, а дуэль жила. Но когда правила дуэлей максимально уровняли возможности участников (сначала отошли клинки, а потом и длинноствольные пистолеты), и случай перестал щадить как опытных фехтовальщиков, так и искусных стрелков, поля чести заросли травой. И это факт. Интерпретацию которого смею оставить за читателем.

Дуэль (краткий обзор) Дуэль, История Европы, Честь, Длиннопост

Лига историков

13.6K постов50.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения