Дополнительный свет на мотоцикл

Привет, я NoAdO и я пишу посты на мото-тематику.


Так вышло, что я рассказал про подВолоколамский трип, но не рассказал про установку ДХО - а стоило бы. Теперь у меня квест - доделать пост и успеть вставить ссылку в предыдущий. Вперёд!)

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Волею случая достались мне летом фары диодные ненаправленные, но куда лучше чем мои "фонарики" (привет, Aliexpress!). Фонарики тоже удалось успешно пристроить аккурат за ту сумму, за которую я взял новые, а значит решено - буду ставить. Поскольку я пропагандирую концепцию "не будь на дороге чудаком", светить этими весьма неслабыми огоньками всем подряд я не буду, так что задача усложняется. Итак, цель:

"Дополнительный свет должен включаться от любого из двух источников - включение дальнего или отдельная кнопка".

Вот исходя из этого и будем работать - может кому ещё пригодится такая схема. А пока - распаковка!

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост
Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост
Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Про 1,5 Ампера правда, про 10 градусов враньё. Как видно по фоткам, фары снабжены замечательным креплением... к болту. Но не к дуге. Но у Вашего покорного слуги конечно уже есть решение. Идём в сантехнику на рынок и покупаем хомуты, что затягиваются болтом. Кто-то скажет мне что это попахивает колхозом, но такой хомут стоит 50 рублей, а специальный хромучий быстрым поиском - 800 рублей. Думаю вряд-ли найду дешевле чем 400 за пару, так что пока пойдёт. Нахожу в гараже шайбы, собираю:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Изолента хорошо помогает против скольжения, а излишки можно и обрезать. Зато дуга останется целой. А вот со второй так повторить не вышло - кончились шайбы. Неизвестно зачем, но в рамке фары стоят ограничители. Придётся сточить шайбу.. как родная:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Ну и повторяем установку второй фары. Теперь сложный момент - электрика. Давайте я сразу дам некое подобие схемы а потом вместе разберёмся, что к чему. Уважаемые электрики, чукча не ваш, чукча не электрик. Какие обозначения нашёл такие и взял, ибо сам дурак в электрике и пишу для таких же как я:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Чтобы проще понимать схему, представьте что это детский лабиринт, а вам нужно добраться от плюса к минусу =)


Итак, наш ток идёт от плюса АКБ и доходит до разветвления.

Вариант 1: ток уходит влево и доходит до кнопки. Если замкнуть кнопку, ток пойдёт в коробочку WAGO (которая тупо соединяет 4 провода), но и по проводу в сторону реле. Правда в реле его ждёт облом в виде разомкнутого выключателя так что всё норм. Вот такие клеммники:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

И реле:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Колодка докупается отдельно - очень удобная штука.


Вариант 2: ток уходит влево и доходит до реле. Чтобы выключатель замкнулся, нужно подать ток в правую половину реле - там где спиралька. Так работает обычное 4-контактное реле и спиралька кушает очень мало, так что мне нужно найти такой провод, где появляется питание при включении дальнего. Вооружаюсь тестером и тыкаю чёрный щуп на минус АКБ а красный - в провода фишек. Нашёл. Чтобы не портить родную проводку, засовываю в фишку иголку и отжимаю стопор (фоток нет, там такой язычок - фишка полупрозрачная и видно где его стопорит), Приматываю провод прямо к клемме фишки, термоусадка и на место:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Как будто так и было. Ну а минус контрольной пары у реле (это 2 контакта "спиральки") можно просто отправить в общий минус или на массу или на минус АКБ. Я все минусы соберу во втором клеммнике WAGO для удобства.


Вариант 3: включена И кнопка И дальний. Ток идёт по обоим цепям одновременно. Просто представьте что у нас в одном месте у цепи 2 провода вместо одного. Ну или в случае с лабиринтом - 2 параллельных коридора что ведут в одно и то же место))


Ну а дальше всё ещё проще - оба источника питания (через кнопку и через реле) собираются вместе с 2 фарами в клеммнике где всё замкнуто, дальше ток бежит через фары (которые подсоединены параллельно - так они каждая жрут по 12 вольт, а ток потребления суммируется. Если включить последовательно то получите только по 6 вольт на каждую.. не очень надо), дальше опять собираем все провода в клеммник и общий минус - в акум.


Вроде не так уж и сложно...


Конечный результат выглядит вот так:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Ну и для сравнения, ближний:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Дальний + лампы:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Выглядит страшно, но на самом деле головной свет отсаётся видно. Они "слепят" по глазам, засвечивают на дальней дистанции всё светоотражающее (например знаки) и на ближней высвечивают дорогу. ИМХО хороший вариант ТОЛЬКО для дороги, где нет фонарей и встречных машин. Ни в коем случае не пользуйтесь такими фарами в городе ночью, разве что для предотвращения ДТП - собственно потому они у меня и зацеплены на дальний - чтобы если что "моргнуть" кому-то.


Из опыта - на абсолютно неосвещённой и пустой дороге превращает ночь.. ну не в день конечно, но весьма близко. В случае появления встречки встречка охренеет и пойдёт на таран. Однако в пути обратно с моря я их всё же использовал - повернул в землю. Так я хорошо видел дорогу, а мне никто не моргал дальним со встречки.


После установки  мне упорно не давал покоя один момент - клеммы для подключения у меня откровенно поганые. Судите сами - пластиковая изоляция держится кое-как и может слететь (но снять её непросто. Тут дело в том что надо спец-инструментом пользоваться, а у меня его нет). Защиты от расстёгивания - тоже никакой. Ну хоть полярность не перепутаю)


В своё время я заказал с китая вот такие разъёмы. Ну, я почему-то думал что они маленькие и лишние дырки можно просто взять и заткнуть. Картинка покажет как я ошибся:

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Плюс контакты внутри болтались абы как и ну совершенно не хотели соединяться. Впрочем, оказалось что это я дурак и делал всё не так. Специально для тех, кто захочет такие купить, даю вам решение этой проблемы и одновременно инструкцию, как их правильно собрать. Да, они разобранные приходят и это логично.

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Само собой после того как я по этой инструкции собрал одну 4-контактную фишку я понял что не всё потеряно, только надо на 2 контакта заказать чтобы не такие здоровые были. Сказано - сделано и вот через месяц они мне приходят, а я несусь в гараж - КОЛХОЗИТЬ!


Дам маленькое отступление - изначально эти разъёмы делала какая-то буржуйская фирма, они по моему даже сертифицированы по стандарту IP67 (полная пылезащита, погружения под воду до 0,5 метра до получаса), но то - оригинал. И, также как и с клеммами WAGO разработка ушла "в народ" благо несложная и китайцы давно уже клепают их как семки. Понятное дело что качество хуже, процент брака выше, но, блин, 10 штук за 200 рублей. Даже если 1 будет бракованный, я как-то переживу.


Итак, порядок работы достаточно прост:

- Зачищаем провода. Миллиметров 5-6 будет достаточно

- Надеваем на зачищенный провод резинку так, чтобы конец изоляции совпадал с концом резинки

- Кладём провод в клемму (железячку) так, чтобы резинка оказалась там где большие лапки. Жилы окажутся там где маленькие. Прикиньте заранее, с какой стороны у вас "папа" а с какой "мама" и выбирайте клеммы по разъёму.

- Зажимаем сперва большие, закрепляя изоляцию, затем маленькие, закрепляя жилы. Сделать это можно специальной обжимкой (от 200р. на рынке) или пассатижами. Если есть выбор, лучше взять тонкогубцы - с ними удобней.

- Повторяем с оставшимся/оставшимися проводами

-Вставляем обжатые клеммы в пластик как показано на всё той же картинке. Если вам нужен определённый порядок, каналы для клемм подписаны цифрами 1-2-3 - не перепутаете. Если у вас 2 провода в общей оплётке и разделены они только в самом конце - вставляйте оба сразу чтобы избежать перегиба.

- Вставляем (если не была вставлена) красную фиксирующую пластинку. Без неё они будут болтаться.

- Повторяем для ответной стороны.

В картинках это выглядит так: Фишка для примера, контакты выше от ответной части.

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост
Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Фишка для примера, контакты на фотке выше от ответной части.

Дополнительный свет на мотоцикл Дхо, Фары, Мото, Моё, Электрика, Дополнительный свет, Реле, Влагозащита, Длиннопост

Что в итоге? Погружение под воду проверять само собой не буду, но выглядит надёжно и солидно. Посмотрим, как они поведут себя в будущем, но пока у меня нет никаких претензий. Надеюсь я написал понятно и вы не будете как мой знакомый соединять напрямую, а воспользуетесь хорошими соединительными фишками.


Готов ответить на вопросы. Только предупреждаю сразу - зеркалки чтобы сделать фото с фиксированным ISO (для сравнения яркости) у меня нет.


Спасибо за внимание, до новых встреч)

Мото

5.7K постов11.7K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Ваш комментарий будет скрыт / пост вынесен, а при повторах вы получите бан за:


• Грубое или провокационное общение (например, прямые пожелания смерти или увечий)

• Публикацию ДТП (исключение: авторский контент с описанием)

• Пропаганду нарушений закона

• Рекламу, в т.ч. рекламу другого сообщества (исключение: авторский контент с описанием)

• Флуд: повторяющиеся однотипные комментарии

• Оффтопик: посты (комментарии), не связанные с темой сообщества (поста)

• Политику


Подробнее о скрытии: https://help.pikabu.ru/article/55066


О флуде: мы не приветствуем заезженные шутки о смерти и оставляем за собой право регулировать атмосферу в сообществе, избавляя его от :


• баянистых шуток и шутников, что не понимают этого. Нет, картинка из южного парка в 100501й раз смешнее не стала. Мы любим чёрный юмор, но будьте оригинальны!

• комментариев и комментаторов, которые приходят чтобы сообщить что мы все умрём / разобьёмся и покалечимся. Мы в курсе.

• претензий не по адресу. Нет, нам не интересно, как вы ненавидите ночных гонщиков или прямотоки, если пост не об этом и у автора заводской глушитель. И да, многие мотоциклисты тоже не любят прямотоки.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Не думал сделать включение от заведенного двигателя (не от зажигания), а при включении ближнего света автоматическое выключение дхо?
раскрыть ветку (36)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Идея неплохая, но я не знаю ни одного прибора (кроме лампы давления масла), который бы показывал что двигатель работает. Кроме того, практика уже показала что бывает нужен и свет без работающего мотора.

раскрыть ветку (35)
Автор поста оценил этот комментарий

Фары "РИФ" ? Я на эндуро такие поставил, вместо штатной центральной и две боковые на вилку. Засвечивают встречку, конечно, но зато тебя при этом точно видят. Плюс я их максимально наклонил вниз, на дорогу. По энергопотреблению 1 центральная лампа+2 дополнительных тянут 40w, одна штатная лампа, которая светит от слова "нихрена совсем" - 35w или 37w. В принципе не сильно плохо, пробовал на машине ехать навстречу своему товарищу, у кого такие же лампы - ярковато, но не фатально, до китайского ненаправленного ксенона не дотягивают.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Не, не они. У них в каталоге есть похожие, но не оно. Такие же я нашёл под брендом Car Profi или CP - 18 Spot. У меня заявлено на коробке 18 ватт потребления, то есть 2 это 38, фактически не мерял. Фара штатная светит не то чтобы "нихерна совсем", но выбирая между вариантами "хорошо но в 2 шагах" и "совсем общая картинка вдали и вспышки от встречных" я ничего не выбрал.


В остально - всё как вы описали. Если их опустить в пол то получается что-то типа ближний + дальний + ДХО :D но без сильной засветки.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Появился интерес в установке допфар. Можно ссылку на алик или ебэй на такие же или ближайший аналог?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Зависит от мотоцикла и от задачи. Если нужны доп.габариты, можно взять какие-ниубдь туманки от ВАЗа или даже диодные модули белые. Например именно модули я ставил на тайгера (картинку приложил). Если же нужен именно дополнительный свет, то опять же смотря какой - есть решения которые делают ровную линию, а есть те что просто светят во все стороны и назначение у них разное. Первые дополняют штатный свет и могут подрабатывать габаритами, вторые не годятся для города и дополняют только дальний, ну или моргать ими можно. например когда мы ездили на озеро, я и по пути с их помощью высвечивал знаки за километр, и лагерь мы с их помощью ставили (вторая пикча, копия rigid). И для тех и для тех можно найти решения подешевле на Алиэкспресс (рублей 900 за 1 фару) и от серьёзных фирм, например тот же Rigid, но и ценник у них куда более кусачий: https://rigidindustries.ru/product/20741/


А, и если задача при этом ещё и соблюсти законодательство, а допфары не предусмотрены в комплектации, у них ОБЯЗАН быть отдельный выключатель не под рукой. Такое решение называется "факультативный свет" и наши законы позволяют его иметь хоть на машине хоть на мотоцикле, правда если верно помню на дорогах его использовать нельзя. Зато любой прожектор ваш) Это позволит "отбрехаться" от самого факта установки света, если инспектор пожелает обратить на это внимание.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
Генератор. Можно по оборотам сделать, но это сложнее намного.
Автор поста оценил этот комментарий

На генератор цепляешь 4х контактную реле... профит

раскрыть ветку (29)
Автор поста оценил этот комментарий

я хочу сделать включение света от подножки. убрал побножку - свет горит, поставил - выключается.

дополнительно включать свет от кнопки.

только у меня датчика подножки нет, надо либо колхозить, либо покупать

раскрыть ветку (20)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну а в чем проблема? покупаешь датчик(закрытия звери,капота и все в таком духе) и колхозишь сам датчик(самое сложное). И в зависимости от датчика подключаешь провода. если датчик железный то на него массу цепляешь а на сам контакт подводишь плюс. Ну а кнопка паралельно или последовательно смотря от целей(хочешь что бы кнопка не давала гореть при подножке или же что бы дополнительно включала) Можно даже сделать что бы при заведенном движке отключалась

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Прост датчик нужно нормальный который выдержит погружения в грязищу)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Да желательно конечно грязезащищенный но и самому можно защитить контакт. так что это не большая проблема. Имхо важнее крепеж.

Автор поста оценил этот комментарий

Ну, это технически реализуемо и достаточно элегантно... но почему подножка?

раскрыть ветку (16)
Автор поста оценил этот комментарий

ну это как дневные ходовые огни. свет включается когда ты едешь. когда едешь подножка всегда убрана.

я бы взял сигнал откуда нить еще, но вариант знаю только один - с генератора и имхо это херня какая то.


еще я бы поставил предохранитель, мало ли, куст какой нить провод оторвет и он замкнет на корпус. на эндуро актуально.



вообще идеально было бы поставить ардуину, которая будет выполнять функции датчика топлива, температуры, скорость и обороты на LCDдисплей, контроль света(если ставить бадягу с подножкой - будет дребезг контактов, свет может начать мигать на кочках), примитивная сигналка(будет сигналить если начнут катить мот или заводить не переключив секретный тумблер). такая сигналка поможет конечно только от случайных прохожих, нормального вора это не остановит

раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий
если ставить бадягу с подножкой - будет дребезг контактов, свет может начать мигать на кочках
Все зависит от того что за кнопка и какой у нее будет ход.
Автор поста оценил этот комментарий
я бы взял сигнал откуда нить еще, но вариант знаю только один - с генератора и имхо это херня какая то.

Ну почему херня то вполне нормальная идея. Ток идет с генератора->включает реле-> включается свет. Еще можно с замка взять-> повернул ключ включилось реле...

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий

да, с замка, но мне не нравится эта идея, хочется что бы свет включался только после того как заработал двигатель. ну например через 3 секунды.


Ток идет с генератора->включает реле-> включается свет.  как в этой цепи обыграть аккум?

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Всмысле обыграть?

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

всмысле как определить ток идет от генератора а не от аккума?  диод в цепь?

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Я уж не помню точно как. Но выходит типо ты паралельно ставишь цепи и когда генератор ток дает цепь замыкается... Вроде как то так. Проще всего покупаешь к-т защиты стартера и перетыкаешь 1 клемму а схема к комплекте идет с проводами.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вон, @delonet собрался пост о проекте на ардуине пилить - думаю задержка в 3 секунды это вообще не проблема. Но будь я программистом и с прямыми руками в плане сбора всего этого добра, я бы попутно реализовал ещё функции:

1. Дежурный экран

- показ напряжения

- часы (если ардуина позволяет)

- температура за бортом

- индикаторы включённых потребителей

2. Дополнительные экраны - переключение режимов отображения

- только часы

- только температура

- только напряжение

- только потребители

- всё сразу (п.1)

3. Управление потребителями

- включение потребителя через кнопки (т.е. мы имеем 1 меню на всю доп.электрику а не по кнопке на каждого как у меня сейчас, например)

- предупреждение об отключении потребителей при достижении ? вольт

- автоотключение потребителей при достижении ? вольт

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

все сделать можно, сложно сделать только :

-индикаторы включённых потребителей

-включение потребителя через кнопки

тк придется всех потребителей садить на реле, много потребителей - много реле, много возиться с проводкой


на эндуро такое городить смысла нет а вот на дорожный мот было бы интересно

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну да, именно это и для дорожника я и имел в виду. Ардуина управляет реле, кнопками переходим по меню и включаем реле. Индикация на экране.
Автор поста оценил этот комментарий

Вот у меня так стоит, а человек что-то не хочет

1
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт ДХО - в моём случае это не они, так что мне не актуально. Но опять же - что мешает завязать на зажигание через реле?


Насчёт предохранителя - мой косяк. У меня в мотоцикле плюс идёт не от акума, а от моей разводки. А на разводку есть свой предохранитель на 10А с учётом всех потребителей. Так что в случае работы через дальний если что сгорит он, а в случае работы через "кнопку" - в ней тоже свой предохранитель. Так что я-то обезопасился, а вот для других не написал(

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
У меня как раз от зажигания. Да пару раз пришлось мот толкать тк забыл ключ на выкл перевести))
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я не смогу забыть перевести ключ - у меня головной свет всегда горит пока зажигание включено

2
Автор поста оценил этот комментарий

Обычно не рискую взаимодействовать с генератором без причины. А свет не будет моргать в зависимости от оборотов?)

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

А с какого перепугу? От генератора ток идет на включение реле(а она и от 9 вольт даже включалась) А вот основные контакты берешь уже с акб

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Яж говорю - не знаком с электрикой. Я знаю что в реле контрольная пара создаёт магнитное поле которое вщёлкивает силовой контакт. Отсюда и вопросы были:

1. не будет ли переменный ток генератора мешать этому?

2. не будет ли скачущее напряжение мешать этому?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну во первых от генератора идет постоянный ток(диодный мост же)

Во-вторых подключать надо после реле зарядки а она как раз таки и сглаживает

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот чувствую себя идиотом. 3 жёлтых провода идут от генератора до РР. После РР получаем 2 провода, которые разделляются на 4 и потом снова собираются в 2 (нахуа?). Зелёный - масса, красно-белый уходит в коробку предохранителей где соединяется с красным (постоянный плюс) и через предохран приходит на АКБ. То есть банально от АКБ постоянно запитан красный и краснобелый, а зелёный - масса/минус.  Всё, провода после РР кончились.


Моя не понимат(

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Приду домой посмотрю. Ща пока на работе. И желательно ссылочку на оригинал.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Вот, пожалуйста. http://graph.darren-criss.org/2016/01/29/honda-shadow-600-wi...


Но вообще это больше вопрос для ума, понимания. Переделывать схему я не буду)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Чисто мое предположение ибо нету пояснений. 3 провода идут от гены до диодного моста. От диодного моста идут на регулятор напряжения. А вот дальше на реле(не пойму какое) и после реле предохранитель и акб как то так вроде

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку