«Докажи мне что Бог есть». Часть 1

«Докажи мне что Бог есть». Часть 1 Религия, Человек, Бог, Критическое мышление, Атеизм, Философия, Вера, Мудрость, Мир, Длиннопост

Что побуждает человека требовать доказательств существования (бытия) Бога?

Некий пикабушный срез по этому вопросу, основанный на моём личном мнении, будет ниже.

Кто есть человек пред Богом?

На подобную тему хорошо написал святитель Игнатий Брянчанинов: «Ах, друг мой! может ли такое слабое, ограниченное существо, как человек, судить сам собою о Боге, Существе безпредельном, превысшем всякаго постижения… Оставь твои собственныя суждения и верь от всего сердца всему, чему научает нас Евангелие».

Жёстко, но честно сказал преподобный Иосиф Исихаст:  «Итак, познай себя, что ты — ничто. Таково твое существо — ничто. Происхождение твое — глина, жизненная сила твоя — дыхание Божие. Итак, всё — Божие. Познай самого себя, что ты — ничто, и имей терпение в искушениях, чтобы избавиться от них и стать богом по благодати, ибо ты — дыхание, дуновение Божие.

Доказательство (познание) Бога

Святитель Григорий Богослов в «Слове о смиренномудрии, целомудрии и воздержании» говорит: «Умозаключения мало ведут к ведению Бога, ибо всякому понятию есть другое, противоположное… и к каждой мысли о Боге всегда, как мгла, примеривается нечто мое и видимое», поэтому Бог «Сам приходит к чистому, потому что обителью Чистого бывает только чистый». Говоря о чистоте, Святитель имеет ввиду чистоту внутреннего (духовного) сердца.

Другой же святой Василий Великий говорит на эту тему так: «А вере в Бога предшествует понятие, именно понятие, что Бог есть, и оное собираем из рассматривания тварей. Ибо познаём премудрость, и могущество, и благость, и вообще невидимое Его, уразумевая от создания мира. Так признаём Его и Владыкою своим. Поелику Бог есть Творец мира, а мы часть мира, то следует, что Бог и наш Творец. А за сим знанием следует вера».

Может показаться что отцы противоречат один другому? Нет. У отцов Церкви нет противоречий. Просто они подходят к этому вопросу с разных точек зрения. Поскольку, как мы видели, разум не тождественен вере, а является лишь ее составной частью, то мы, конечно, можем пользоваться разумом и доказывать истинность веры. Так что доказательства бытия Бога вполне возможны. Об этом и пишут святители Василий Великий, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, преподобный Иоанн Дамаскин… Но при этом сводить веру только к разуму ни в коем случае нельзя. Вера выше разума, и доказать бытие Бога, как некоторую геометрическую теорему, доводами разума совершенно невозможно. Но и пренебрегать разумом тоже было бы неправильно. Как видим, все не так просто.

На самом деле, всё достаточно просто, если понимать пути богопознания, которых всего два. Мне могут возразить некоторые, что хотели бы получить доказательство, а не познание Бога. Доказательство без богопознания невозможно и как написано выше, доказать бытие Бога, как некоторую геометрическую теорему, доводами разума совершенно невозможно.

Пути богопознания

Путь первый. Естественное богопознание. Это богопознание имеет в виду святой Василий Великий. Это богопознание происходит естественно, через умозрение сотворённой природы, красоты и совершенства окружающего нас мира, через познание его законов. Наука и её открытия на этом этапе нам в помощь, так же как наши разум и логика. На этом этапе обретается вера. Прочие религии и даже язычники пребывают на этом пути богопознания, но каждый в своей мере.

Путь второй. Превыше-естественное (сверхъестественное) богопознание. Это то, о чём говорит Святитель Григорий Богослов. Он пишет, что Бог приходит к чистому, потому что обителью Чистого бывает только чистый». Что это значит? Необходимо прежде всего встать на путь очищения своего внутреннего человека, своего духовного сердца. Сущность Бога полностью непознаваема, но практика личной духовной религиозной жизни, даёт возможность познать Бога отчасти. Огромный сонм православных святых прошли этот путь, они стали богами по благодати и всем нам завещали идти этим путём. Разум и логика на этом пути уже не помощники, их этап позади, они должны заниматься своим земным предназначением. Сверхъестественное познание - это уже область деятельности духа. Сверхъестественное богопознание возможно только в Церкви, располагающей богодарованными средствами для освящения человека, оно предполагает теснейшее внутреннее соединение человека с Богом, вселение Бога в человека. Встреча с Богом не нуждается в доказательствах. Человек, переживший эту встречу, воспринимает ее саму как наилучшее доказательство. Вспомним слова святителя Иоанна Златоуста о том, что истинная вера состоит в том, что невозможно не верить невидимому. Вот результат истинной встречи с Богом.

Пикабу

Теперь вернусь к Пикабу и его ревницам по доказательствам Бога.

Что за категории людей задают подобные вопросы, что побуждает их просить, а чаще требовать доказательств существования (бытия) Бога?

1. Люди, испытывающие явную неприязнь к Богу. В завязавшемся диалоге они желают опорочить и осквернить православную веру. Да, именно православную, так как такие "герои" не решатся проводить такой же "эксперимент" с мусульманами. Это кстати касается вообще всех православных тем и взглядов, где они оставляют свой след в комментариях.

2. Эта категория людей имеет предвзятое и заранее отрицательное отношение к любому доводу. На любой довод у них заготовлен "убедительный" ответ. У таких людей железобетонное атеистическое мнение, они даже и не планируют задумываться в направлении Бога. Что я могу им всё таки ответить? «Докажите, пожалуйста, что я сижу на стуле», любой из вас усмехнется: «Что же здесь доказывать?!» Все очевидно. Вы видите и ощущаете этот стул. То есть самым лучшим доказательством является непосредственный чувственный опыт. То же самое я могу предложить своему неверующему собеседнику, только личный опыт.

3. Задумывающиеся, искренне интересующиеся или уже ищущие истину люди.

Первые две категории людей преобладают, и им мне сказать нечего, кроме как предложить попробовать задуматься. Для третьей категории людей, я в ближайшее время сделаю продолжение поста.

p.s. Если я кого чем то задел или обидел, прошу прощения.