Для чего писать эccе?

Есть такой украинский филосо.. Погодите кидать камни! Это не то что вы подумали! Мы сейчас не про СВО. Попробуйте воспринимать вне текущего военного контекста. Дак вот есть такой украинский философов Андрей Баумейстер. Я интересовался стоиками, нашел его беседы о Марке Аврелии и как-то втянулся. Есть одно его видео о котором я хотел бы поговорить.

Оно о том зачем писать эссе. Я раньше думал, что читать и обсуждать что-то интересное вполне достаточно. Профессор убедил меня, что писать так же необходимо, собственно, мои тексты большей частью появились под воздействием этого видео, теперь делюсь ими здесь.

Эссе как необходимость для улучшения мышления, только оно дает возможность оттачивать мысли. Но для меня важнее как для повышения яркость жизни, сильное утверждение: только то что записано, существует как впечатление.

Мои заметки о видео

  1. Наше мышление в обычном состоянии похоже на вспышки, нам кажется, что у нас полно идей, мозг переполнен нетривиальными идеями. Как было указано в Джедайских техниках чаще всего это иллюзия. Попробуйте записать все мысли что приходят в голову и окажется, что их 5-7 одних и тех же и чаще всего это какие-то банальности. Мы не способны думать долго и сосредоточено, а потому забываем о чем думали. Это забывание и обеспечиваем нам уверенность, что мыслей много. А "недлинность" мышления дает возможность думать, что мысли ценные.

  2. Древнегреческое слово Методос Баумейстер связывает с преследованием добычи охотником. Впрочем Вики дает происхождение слова как "способ достижения цели". В других видео была мысль, что древним грекам кроме того, чтобы придумать идеи и философию потребовалось еще придумать терминологию для этого. Все последующие языки от латинского до русского брали греческие слова. Так простые обыкновенные слова наделялись новым смыслом, философским. Из преследования добычи охотников в философское понятие Метода. Замечу, что греческий язык крайне богат на точные значения. 7 или 8 слов для обозначения любви: любовь к учителю, любовь к стране, братская, страстная. Это все разные слова!

  3. Ключевое свойство эссе это возможность обрабатывать мысли, редактировать, выкристаллизовывать. Этим свойством не обладает ни чтение, ни дискуссии. Мы можем раз за разом возвращаться к мысли, чтобы сделать ее лучше.

  4. Возможно этого от нас хотели в школе с сочинениями. Чтобы мы научились формулировать мысли письменно, наши чувства. Все эти бесконечные вопросы "что тебе запомнилось в Горе от ума", "почему?", "как ты это понял?". Или еще раньше, в начальной школе у меня были задания по нескольку раз в неделю: напишите 3 предложения, как я шел в школу сегодня. Это было что-то ужасно раздражающее. Казалось что такая мелочь как дорога в школу не может требовать описания. Как шел? Да как обычно! Так же как вчера и позавчера. Иногда было холодно иногда нет. Но спустя недели упражнений я стал замечать, что по дороге вынужден быть в активном внимании. Надо было что-то найти, о чем можно было рассказать. И находилось! То ли птицы пели, то ли солнце начинало светить по другому, то ли лужи замерзли. В маленьком путешествии до школы можно было что-то найти.

  5. Андрей замечает, что записанные впечатления от поездки или кино дают нам гораздо больше, чем простое проживания этих эмоций. Полностью с ним согласен. У меня было опыт записывания впечатлений от встреч, после каждой встречи я записывал для коллег, что было интересного. Необходимость сделать запись заставляет тебя по другому разговаривать, внимательно слушать и запоминать. Ты гораздо больше включен в разговор, задаешь другие вопросы. Любая необходимость записать повышает внимание к информации. Это видео я посмотрел несколько раз, второй ведя краткие комментарии, которые сейчас расшифровываю.

  6. В продолжении пт 5, Андрей в другом видео спрашивает, как часто вам приходилось слушать или даже самим рассказывать про какую-то поездку: "офигенно съездили в Рим", "а что там?", "ну там все так круто, были в каком-то музее". Могу добавить и от себя, что часто я могу сказать про кино, что оно "крутое" или "говно". А что, почему, как уже не могу сказать. Я сейчас перечитываю Гарри Поттера. Почему мне это нравится? Почему я делаю это не первый раз? У меня нет ответа, а значит я плохо понимаю себя. Записывая свои впечатления мы лучше понимаем свои ощущения, учимся чувствовать, на дольше запоминаем. Качество и яркость жизни увеличивается. Иначе мы получаем неглубокие эмоции, этим нас балуют например сериалы. Вроде было интересно, но после пары сезонов в голове пустовато.

  7. Еще была в видео притча про чаек, мне кажется, я бы мог это трактовать как - пишите для себя, а не для кого-то/чего-то. Как только вы начинаете ориентироваться на читателя, на лайки или тем более коммерческий успех что-то пропадает в ваших текстах. Я проходил это на примере свой соцсетей. На каком-то этапе ты начинаешь писать о том, что соберет больше лайков, а не про то что хочешь. Есть и юридические вопросы в публичных записях, к сожалению.

Важная часть эссе это что со всем этим делать, что нам мешает начать писать.

  1. Прокрастинация. Как говорил один мой Босс, все у вас хорошо, но забыть бы вам слово "Завтра". Завтра сделаем, завтра отправим. Почему не сегодня? Рекомендация от Баумейстера, писать понемногу. Несколько фраз, потом из них собирать работы. Записывать мысли. Это совет и из Джедайских техник.

  2. Высокая самооценка. Мне показалось, что это тот же пункт что и первый, но под другим углом. "Я бы все написал, я такой гениальный, но времени нет". Обычно когда садишься писать, то что-то в голову ничего не идет.

  3. Третий пункт самый важный для меня. Низкая самооценка в значении "да что я могу написать, МГИМО не кончал, сколько умных людей этого Аристотеля комментировали, куда уж мне".. Комментарии Пикабу в этом смысле тоже обычно всегда более информативны, чем сам пост. Но что же, я обычный, а не профессор. Большая часть моих рассуждений об истории, экономике или философии будут профанскими для эксперта. Но это написано не для них, а для создание связей внутри меня. А это позволяет нам овладевать "знанием граждан", которое Баумейстер отделяет от "знания экспертов". Как мне кажется, это очень важный момент. Даже в своей небольшой записки я вижу как к высказываниям Андрея я добавляю другие его видео, книги что я читал, свой жизненный опыт. И 15 минутное видео дает мне больше, потому что встраивается в мое сознание. В одном из видео Профессор сравнивает это с электрической сетью, добавление нового знания влияет на всю сеть, как электромагнитный импульс пробегает по всей сети, изменяя, обновляя элементы знания.

А вы пишите? Дневники или просто заметки?

Книжная лига

22.6K постов78.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.