Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века

Привет! Меня зовут Colt и я пишу посты на яхтенную тематику. Продолжая историю парусных судов,  сегодня предлагаю поговорить о клиперах.

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Нет ничего прекраснее скачущей лошади, танцующей женщины и чайного клипера, идущего под всеми парусами (английская поговорка)

Пользуясь случаем -зову с собой в путешествие на яхте на 2 недели НГ 2024. Объявление в конце поста

"Клиперы, да, знаю!"- скажут многие читатели –""чайный клипер" –это парусник Катти Сарк в музее Гринвича.

Точно! И если первым рывком в истории судов была возможность ходить против ветра под косым парусом в 9 веке, вторым появление каравелл с привычным нам рулем, рулевым колесом, килем и 3 мачтами в 15 веке, то век 19 подарил миру пароход.

Неуклюжий, медленный и жрущий уголь как 100 чертей, он вышел в море и вскоре замахнулся на переход через Атлантику.Первым был "Сириус" в 1838г. Он пересек океан за 18 суток и 10 часов.

Несмотря на то, что корабль был перегружен углём (450 тонн!), «Сириус» с трудом добрался до Нью-Йорка. Уголь кончился и чтобы судно продолжало двигаться, в топку пришлось бросать корабельные снасти, мачты, деревянный настил мостиков, поручни и даже мебель. Несмотря на это, начало было положено, и коптящие небо пароходы начали своё наступление на парус.

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Сириус -легенда, дошедший из Европы в Америку. Формально пароход, но с парусами для подмоги

И, как грандиозный салют парусному флоту и его роли в развитии человечества, «выстреливают» в 19 веке самые быстроходные парусные суда - клиперы.

Первые клиперы появились в США. Это были так называемые «балтиморские шхуны». Так называли ту разновидность шхун, что строилась в городе Балтиморе в 19 веке. Их ход в свежий ветер достигал 14 узлов (22 км/ч), что по тем временам считалось пределом для парусного корабля. Это были широкие парусники с тупым носом, с наибольшей шириной мидель-шпангоута (корпуса) далеко впереди от середины и острыми, пологими кормовыми обводами. Мачты были отклонены к корме на угол, достигающий 15°.

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Эти суда были исключительно мореходны и прекрасно слушались руля. Всё это сделало «балтиморцев» популярными у пиратов, контрабандистов и работорговцев. Поэтому, когда с палубы торгового корабля усматривали на горизонте двухмачтовое судно с сильно наклонёнными назад мачтами и скошенным под углом носом, «купец» немедленно прибавлял парусов, стараясь удрать от подозрительного незнакомца и, на всякий случай, заряжал все свои пушки.

Скоро был найден рецепт настоящего клипера – очень длинный корпус (длина = 6-7 ширин, против стандартных 3-4), легкий наклон мачт в сторону кормы, вогнутый нос (чтобы лучше разбивать волны), поперечное сечение корпуса ниже ватерлинии близкое к треугольнику.

А паруса? Ответ был прост – максимум!

Три или четыре мачты несли по пять(!) ярусов парусов. И дополнительные реи из бамбука которые прилаживали на попутных ветрах, чтобы добавить еще парусов!

Большая площадь парусов и возможность их настройки под ветер любого направления позволяла оседлать стихию, несущую парусники с невероятной для того времени скоростью. Дополнительные паруса, добавлявшиеся к основным на выстрелах рей на попутных курсах значительно увеличивали парусность и добавляли ходов. Такое громадное количество парусов наградило клиперы ещё романтическим прозвищем: «Летящее Облако».

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Видно сразу 2 прозвища - "бегущая длина" (корпус очень длинный) и "летящее облако"

Скорости первых клиперов достигали 18 узлов (при нормальной скорости судов тех времен 6-8 узлов). Корабль просто резал волны (to clip)- отсюда и взялось его название. Разрезанная же волна прокатывалась по палубе, поэтому моряки звали клиперы «кораблями с никогда не просыхающей палубой».

Где нужен был корабль с относительно небольшим трюмом, но высокой скоростью? Нигде?

Давайте чуть отвлечемся от кораблей на чай!
ЧАЙ! В конце 18 века в Британии невероятно выросла популярность чая. Китайский чай тогда был кровью экономики и главным драйвером торговли (наряду с шерстью), как в веке 20 стала нефть, а в 21 – информационные технологии.

Чай был дорогостоящим товаром, пользовался высоким спросом и приносил торговцам огромные прибыли. Но доставка чая в Европу морем занимала порой почти год. От шести до девяти месяцев, преодолевая шторма и на недели зависая в душном штиле, везли парусники чай с берегов Китая в Англию. В трюме, куда протекала морская вода - чай, продукт очень капризный и нежный, за это время портился, пропитываясь солью, плесневел и терял свои ценные качества. Нужно было ускорять процесс.

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Зависший в штиле парусник. И так могло быть неделями...

В светском же обществе считалось сверхпрестижным пить именно первый чай этого урожая (вспомните истерики с новым 2 -10 айфоном. Так вот - это было легким подобием). Возникла ситуация когда купцы были готовы платить за скорость. Много платить!

Только награда экипажу могла достигать два фунта стерлингов (~30 000р на сегодня) за каждую тонну чайного листа нового урожая судну, которое первым доставит его в Лондон. Учитывая, что клипера брали на борт от 500 до 2000 тонн груза, премия вырисовывалась весьма солидная.

Доставка чая превратилась в захватывающие, порой очень рискованные, гонки клиперов. Пожалуй, это были первые парусные ралли с призовым фондом. Идея морских состязаний, сперва негласных и замаскированных, понравилась англичанам. Чайная гонка была тогдашним чемпионатом мира, а команды парусников были известны как сегодняшние футболисты.

Особый размах гонки чайных клиперов приобрели в 60-е годы девятнадцатого столетия. Торговля с Китаем тогда осуществлялась в одном единственном порту (Китай пытался остановить торговую экспансию Британии), баржи со свежим чаем выплывали из реки к кораблям, перегружали товар и гонка начиналась!

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Маршрут чайной гонки Переход из Индийского океана в Атлантический, минуя мыс Доброй Надежды, потом суда устремлялись к берегам Великобритании, где разгружали дорогостоящий товар и, если удача сопутствовала капитану - получали премию.

За время, проведенное в трюме клипера, чайный лист доходил до кондиции и был готов попасть к обожающим чаепитие англичанам.

Какой же скоростью должен был обладать корабль тех времен, чтобы рассчитывать на победу в гонках? Самые быстрые американские клипера «Lightning» и «James Baines развивали скорости до 18,5 и 21 узла соответственно (33 и 38 км/ч).

Но главным преимуществом чайных клиперов было не то, что они могли показать фантастическую скорость на короткой дистанции при попутном ветре, а стабильно высокая средняя скорость, независимо от погодных условий.
При правильном управлении средняя скорость клипера на «чайном» маршруте составляла 10 узлов (Для понимания -средняя скорость торговых судов постройки 2010х =15-20 узлов), что обеспечивало гарантированную быструю доставку чая.

История с чаем продолжилась типично британской схемой обращения с аборигенами. Следите за руками:
- Порабощаем индусов -стравив между собой сильных, а затем убивая оставшихся
- Захватив власть, с оставшихся индусов собираем налоги
- Выращиваем опиум (силами индусов), оплачивая его собраными же налогами
- Подсаживаем китайцев -поставщика сверхценного(!) чая на опиум
- Грузим "бесплатный" опиум на клипер, перегоняем из Индии в Китай. Опиум меняем на чай, по грабительским расценкам
-Грузим на корабль, через 3 месяца продаем драгоценный чай по высочайшим ценам в Англии.
За год(!) вы стали невероятно богаты.

Английская Ост-Индская компа́ния -проворачивала такую схему десятками лет. А когда китайцы попытались возмутиться эпидемией опиумного курения и запретить опиум - началость вторжение -Первая Опиумная война - по итогам которой китайцы выплатили британцам огромную контрибуцию и наркоту британцы теперь продавали уже не в портовых городах, а по всему Китаю.

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Во всей этой схеме нужна была скорость. Есть ли сверхбыстрый корабль который может быстро перевезти много груза? Ну да, клипер же...
Возить шерсть из Австралии в Британию, через весь мир? Снова клипер! Средний срок доставки был 73-80 дней (против 120-150 у обычного парусника).
Наступила эпоха клиперов.

Клиперы непрерывно совершенствовались и за 40 лет своей истории сильно прибавили в прочности, скорости и удобстве. По своей прочности они пытались соперничать даже с пароходами. Если клипер строили не из твердых пород дерева, то его просаливали. Соль засыпали между шпангоутом и обшивкой судна. Просаливание настолько надежно защищало деревянный корпус от гниения, что страховое общество Ллойда даже продлевало на год срок действия страхового сертификата для «соленых» судов. В 60-егоды 19 века просоленное дерево потеснила железная обшивка. Правда, у железных клиперов подводная часть быстро обрастала водорослями и моллюсками, из-за чего падала скорость корабля.

Клиперы долго конкурировали с пароходами, поскольку имели большую скорость и дальность плавания. К тому же паруснику не нужно было запасаться углём и водой для котлов, поэтому он мог взять гораздо больше товаров. Кроме того, даже небольшой пароход потреблял громадное количество угля и был не экономичен, а парусник пользовался дармовым ветром. Именно это давало им конкурентное преимущество: капитаны парусников соглашались на умеренный тариф за провоз товара.

Открытие Суэцкого канала в 1868 году и последовавшая экспансия пара означали конец эпохи этих великолепных парусников.  Перестала  существовать необходимость огибать Африку и мир стал тесен. Без  механического хода огромные парусники не могли ходить по каналу, им стали  пользоваться только пароходы. С экономическим преимуществом, которое  давал Суэцкий канал, стало понятно, что парусные суда становятся  невыгодными.

Чайный клипер. Как построить необычайно быстрый парусник, рецепт из 19 века Парусник, История (наука), Море, Яхта, Яхтинг, Отдых, Отпуск, Как это сделано, Длиннопост

Пароход срезавший через Суэц -приходил за схожее время. И становился прочнее, больше и надежнее

Начиная с 1860-ых годов чистокровные парусники стали вытесняться - сначала парусниками с паром на подхвате, затем пароходами с парусами на подхвате, и наконец - просто пароходами. Массовое строительство клиперов прекратилось в 1870 году, хотя их строили ещё в начале 20 века и ходили они по морям ещё долго.

Сохранившийся же в Англии парусник Катти Сарк, хоть и не выиграл ни одной чайной гонки, является памятником той эпохи.

Табличка возле него гласит: «Здесь сохраняется «Катти Сарк» как памятник своего времени, как дань уважения людям и кораблям эпохи паруса».

That's all, folks!
Желающие читать меня в телеграмме -ищите на канале "Яхта"

Поход по Турции на НГ 2024.

Друзья, собираю команду желающих пойти в яхтенное путешествие-поход по Турции - от Мармариса до Каша на этот Новый Год. Желающие присоединиться - велком!

Объявление с ценой участия закреплено на канале  @ProstoYachta. Или пишите в телегу Colt248

Даты 23.12.2023-06.01.2024 (присоединиться можно на любом этапе)
Яхта -Oceanis 43
Размещение -1 двухместная каюта (2 места)

Знаний и особых навыков не требуется. Идем на 2 недели, пол-дня плывем и полдня гуляем, смотрим древние города, бродим по Ликийской тропе, осматриваем старинные прибрежные городки и крепости, пару раз заночуем в диких местах - посмотрим на звезды, остальные ночевки на обитаемых пирсах в городках. Новый год встретим в Каше или Калкане.

Погода-как ранняя осень у нас -днем в футболке, утром/вечером в свитере, иногда дождь. Будет холодно, но очень, очень красиво!
Будет возможность поставить паруса и посмотреть как ходили под ними предки.

Если не можете пойти со мной, но хотите пойти в путешествие на яхте, то я собираю предложения других капитанов на канале Love Yacht Russia


Мои другие посты

  1. Парусная яхта, как она движется против ветра? Немного о парусах

  2. Парусная яхта, как там внутри?

  3. Парусный катамаран. Как там внутри?

  4. Электричество, газ и горячая вода на яхте. Как это сделано

  5. Кубок Америки -вершина яхтенного экстрима и инжиниринга. Старейшие яхтенные соревнования на планете

  6. Парусные суда на подводных крыльях. Как это сделано

  7. Косой парус - исторический прорыв сравнимый с колесом. Причем тут легенда об Икаре?

  8. Как выглядит яхтенное путешествие

  9. Парусная революция 15 века. Идеальный рецепт парусного вооружения. Зачем нужен был парус-"носовой платок" на носу?

  10. Парусники- названия мачт и рей. Почему грота-бом-брам-стеньга это просто и как этим ругаться?

  11. Брочинг -ужас у водомоторников и страх яхтсменов. Или как положить яхту на бок