Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель.

Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель. Чак Паланик, Писательство, Совет, Писатели, Интересное, Длиннопост, Копипаста

Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.

Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».

И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.

До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.

Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».

Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.

Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»

Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».

Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».

Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».

Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».

Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».

Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.

И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Лига Писателей

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
105
Автор поста оценил этот комментарий

Советы в целом правильные, но опасные. Очень часто начинающие скатываются в длиннющие описания самого простого момента. Читать эти опусы на несколько страниц практически невозможно. Сокращать можно, нельзя прямо говорить читателю, что происходит в душе у героев.

раскрыть ветку (10)
51
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен, советы правильные, но не надо воспринимать их, как абсолютную истину.

Совершенно согласен, что эти упражнения (адаптированные под русский язык) дадут новые изобразительные средства писателю, но сами по себе они книгу не улучшат.


Я встречал писателей, которые, начав с ситуации "Джон ждет Марту на автобусной стоянке", мимоходом ввернут детство Джона, где он ждал свою гулящую мать под дождем, причем, в этом отступлении коротко (абзаца на два) пройдутся по религии и ее роли в воспитании Джона, затем вернутся назад в будущее и опишут первый секс между Джоном и Мартой, показав намеками на темные тайны души Джона, а потом сделают интерлюдию о водителя автобуса, на котором едет Марта, который, оказывается, в свое время был морским пехотинцем, но измена жены его сломала, и теперь он сам даже не знает зачем живет - но он все равно запоминает Марту, и провожает ее взглядом, и запоминает Джона, что, после смерти Марты и позволяет следователям выйти на след Джона.

Имхо, авторы явно последовали этому совету Паланика, а также прочитали книгу Кинга о писательском деле, но читается, все равно, через силу.

раскрыть ветку (3)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Ну совет-то о другом.

Автор пишет, что лучше цитировать мысли персонажей, но от третьего лица, словами рассказчика, чем ставить читателя перед четким фактом. Иными словами, ты должен описывать обстоятельства, в которых герой принял то или иное решение, чем просто ставить перед фактом, что персонаж сделал "вот так". Это поможет вызвать сопереживание персонажу, потому что его действия станут, как минимум, более понятными.

Именно поэтому он и просит воздержаться от "думательных" глаголов. Ведь они и создают ту сухую фактику.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да это-то понятно, я говорю о том, что чрезмерное использование этого совета наполняет водой произведение.

Не раз встречал у разных писателей, что про какого-нибудь левого персонажа, которого сольют через одну-две главы, раскрывают по-полной.

И детство его расскажут, и первый неудачный сексуальный опыт, и, не знаю, его поход вместе с отцом на охоту, после которой он стал испытывать склонность к насилию.

И все это вместо того, чтобы автору честно написать:

"Мол, Джек был широко известен в узких кругах своей жестокостью. А потом его убили, может быть, даже за это. Но не расстраивайтесь, дорогие читатели, все равно это проходной персонаж, который оказывает минимальное внимание на историю, но зато вы прочитали пару десятков страниц, где я выворачиваю грязное белье еще одного выдуманного персонажа. Ах, как же я крут, как я натурно и брутально пишу настоящую жизнь".

Смысл тот же, но лишней воды нет.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Вы сейчас "В сторону Свана" Пруста описали.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю, что авторам не предлагается так писать постоянно, а просто тренироваться избегать этих глаголов в своих текстах. Тогда это войдёт в привычку, и спустя несколько месяцев у них будет больший выбор слов при написании реальной книги, они сами смогут выбирать, где стоит раскрыть важные детали подлиннее, а где сократить. 

5
Автор поста оценил этот комментарий

Всё хорошо в меру. Совет годный, но перегибать палку не стоит.

9
Автор поста оценил этот комментарий
Как раз таки использование подобных приёмов превращают бесчисленные описания в гладко сложенный рассказ, где одно действие перерастает в другое и сдабривается мыслями, словами и поступками. Ты читаешь и видишь двигающуюся ситуацию, а не просто картинку на которой изображена одна сцена с неподвижными актёрам и закадровым голосом.
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется, все дело в том, что ты пишешь. Если любовный роман, то советы Паланика как нельзя кстати. Но вот из последнего, что я прочитала - 1984 Оруэлла, там сплошные описания чувств, эмоций, переживаний героя, и я не знаю, как бы можно было по-другому написать эту книгу.

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Не забывайте об авторском стиле - каждый пишет так, как он считает нужным :)
Автор поста оценил этот комментарий

Это советы для тех, кому есть что написать. Если писать не о чем, то описательная часть естественно станет самоцелью. И наоборот, если есть хороший сюжет, интересные персонажи, но рассказ получается какой-то бледный, и ты никак не можешь понять почему - ответ в посте.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку