Быть эгоистом - это нормально?
Идея о разумном эгоизме зародилась еще в Античное время у Аристотеля, но он ей уделял лишь периферийное значение, как одной из составляющих дружбы. В эпоху Возрождения - время интереса к Античности - разумный эгоизм упоминается у Л. Валлы в виде требования «научиться радоваться пользе других людей». В новое время эта теория получает разработку у Смита, Спинозы, Гельвеция и Фейербаха, но наиболее полная и материалистическая концепция встречается именно у Чернышевского.
Николай Гаврилович Чернышевский - русский революционер-демократ и философ-материалист 19 века. В основе его философских воззрений лежат учения французских материалистов 18 века, а также идеи Гегеля, Фейербаха и Конта, которые наряду с Герценом и Белинским в значительной мере определили его мировоззрение. В вопросах философии Чернышевский последовательно отстаивал материализм, критиковал агностицизм и субъективный идеализм и вплотную подошел к диамату.
В своих размышлениях он пришел к выводу, что в основе всех человеческих поступков лежит стремление к личной пользе, благу.
Если муж и жена жили между собой хорошо, – рассуждает Чернышевский, – жена искренне и глубоко печалится о смерти мужа, но как она выражает свою печаль? «На кого ты МЕНЯ покинул? Что Я буду без тебя делать? Без тебя МНЕ тошно жить на свете!». То есть, расстройство не от смерти человека, а от потери объекта привязанности, источника ласки, любви и, в зависимости от случая, материального обеспечения.
Даже если человек жертвует жизнь ради кого-то – это тоже проявление эгоизма, считает Чернышевский, так как таким образом человек либо хочет искупить свою предыдущую вину, либо предотвратить последующую жизнь с угрызениями совести из-за того, что не спас человека, либо чтобы остаться в истории и т.д.
Конечно, это не прекращает быть подвигом, на который не каждый решится, но все же здесь усматривается эгоистичное чувство, которое удовлетворяется с помощью подвига, беря верх над влечениями менее сильными (например, влечением к жизни).
На этом основании Чернышевский построил концепцию «разумного эгоизма». Приставка «разумный», по-видимому, обусловлена негативным смысловым оттенком слова «эгоизм» в обществе. Если под эгоистом обычно подразумевают человека, который думает только о себе и совершенно пренебрегает интересами других людей, то под разумным эгоистом понимается человек, который осознает невыгодность пренебрежения, так как он живет в обществе и зависит от него, от других людей. Таким образом, не смотря на то, что хоть разумный эгоист и ставит собственные интересы над интересами других людей, его интересы не расходятся с общественными, не противоречат им; он трудится на благо общества, чтобы оно в ответ на заботу тоже приносило ему пользу и благо. Другими словами: разумный эгоизм - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.
Кроме того, поведение такого человека должен определять исключительно его разум, а не какие-либо готовые ответы в виде религии, идеологии и т.д., что приводит к полному господству разума над объективными закономерностями, над силами природы, в том числе и природы человеческой.
Для своего времени концепция разумного эгоизма, как и вообще вся философия Чернышевского, была главным образом направлена против идеализма, религии и богословской морали. Николай Гаврилович считал, что его теория возвеличивает человека, тех, кто понимает свое единство с обществом, любит людей, борется со злом и получает подлинное счастье только тогда, когда приносит пользу другим. Также он рассматривал разумный эгоизм как моральную теорию будущих "новых людей", и поднимал эту проблему в своём романе «Что делать?».
В романе новые люди создают "новую" атмосферу: они видят свою "выгоду" в стремлении приносить пользу другим, их мораль - отрицать и разрушать официальные общественные установки. Новая мораль освобождает человека: «новые люди» легче разрешают конфликты семейного и любовного характера, разумный эгоизм раскрывает творческие качества их личности, труд они начинают считать абсолютно необходимым условием жизни человека. Они не грешат и не каются, их ум находится в совершенной гармонии с чувствами, потому что ни их ум, ни их чувства не искажены хронической враждой против остальных людей.