Были ли драки в первобытном человеческом стаде?

Были ли драки в первобытном человеческом стаде? Заметки, Австралопитеки, Люди, Обезьяна, Человек, Эволюция, Наука, Пруф, Конфликт, Иерархия, Доминирование, Эгоизм, Животные, Общество, Система, Длиннопост

Мнения о том, что во время конфликтов, возникавших в стадах австралопитеков на почве соперничества между самцами за место в системе иерархии и доминирования, широко применялись орудия труда, придерживается ряд ученых [1].
Имеются многочисленные данные, доказывающие, что у австралопитеков имели место частые кровавые конфликты, нередко завершавшиеся смертями: так, практически все найденные черепа австралопитеков носят следы повреждений, как у павианов – самых агрессивных современных приматов.

Два найденных черепа австралопитеков носят следы бокового удара, черепа двух других - вертикального удара, причем один из этих черепов проломлен длинной костью копытного животного. Еще один череп вначале был проломлен тяжелым косым ударом дубиной по макушке, а затем от него еще была отделена затылочная кость. В черепе австралопитека массивного был обнаружен кусок камня около 5 см. в диаметре. Камень этот пробил кость и застрял во внутренней полости черепа.
На основании этих данных был сделан вывод, что австралопитеки использовали костяные и деревянные дубины и камни не только для охоты на животных, но и в «истребительной междоусобной борьбе». [2][3]

С разложением системы иерархии и доминирования количество конфликтов значительно уменьшилось, но и в первобытном человеческом стаде, особенно на ранних этапах его развития, смертельные конфликты продолжали иметь место быть, так как еще не была окончательно преодолена основная причина их возникновения – животный эгоизм [4].
Об этом в достаточной мере говорят данные палеоантропологии.

Из четырех черепов Homo erectus erectus один, принадлежащий взрослому мужчине, имеет пролом, сделанный каменным орудием [5]. Многие черепа Homo erectus pekinensis носят несомненные признаки насильственной смерти: на них обнаружены повреждения, нанесенные дубинами и острыми каменными орудиями [6][7]. Поврежден сильным ударом, причинившим смерть, череп Homo heidelbergensis из Штейнгейма [8][9]. Следы смертоносного ранения, причиненного ударом тяжелого тупого орудия, обнаружены на черепе Homo heidelbergensis из Фонтешевада [9]. Убит ударом по голове Нгандонг V - Homo erectus soloensis, - остальные черепа этого подвида также часто повреждены тяжелыми ударами орудий [6][10]. Следы нескольких ран, нанесенных дубинами и острыми каменными орудиями, обнаружены на черепе Homo neanderthalensis из Эрингсдорфа [11][6][8].

На основании подобного рода фактов был сделан вывод, что «одной из причин смерти ранних людей было их убийство своими же собственными товарищами» [6]. В пользу предположения о том, что основной причиной насильственных смертей были не столько стычки между стадами, сколько конфликты внутри стада, говорит резкое изменение положения дел с переходом от ранних предков человека к поздним.

Уменьшение количества случаев насильственных смертей, произошедшее с переходом от ранних предлюдей к поздним, можно объяснить, лишь допустив, что с этим переходом был связан перелом в процессах формирования общества, обуздания животного эгоизма и повышения уровня сплоченности первобытного человеческого стада. О высоком уровне единства социумов поздних предков человека прямо свидетельствуют археологические данные.

Так, у скелета Homo neanderthalensis Шанидар I правая рука была сломана в нескольких местах, а ниже локтя и вовсе отсутствовала, что делало его непригодным к труду калекой. На левой стороне лицевой части его черепа были обнаружены следы заживших тяжелых ран, которые, скорее всего, привели к потере его левого глаза или, по крайней мере, к частичной его слепоте. Переломы костей стопы и признаки артрита также указывают, что Шанидар-1 сильно хромал. Кроме того, как в левом, так и в правом его слуховых каналах имелись значительные экзостозы – патологические разрастания костной ткани, что делало его практически полностью глухим. Несмотря на все эти многочисленные травмы и болезни, наш неандерталец смог дожить до 40-60 лет, что по меркам того времени необычно много.
Следы зажившего или заживавшего ранения имелись и на ребрах скелета Шанидар III. [12][13] Также следы срастания костей после перелома отчетливо видны у одного из обитателей пещер горы Кармел – Homo sapiens Схул IV [14].

Вполне понятно, что выздоровление и последующая более или менее продолжительная жизнь индивидов, получивших столь тяжкие повреждения, были возможны лишь в сплочённом и едином коллективе, в котором высоко была развита забота о каждом его члене и взаимопомощь, в котором существовали отношения коллективизма и товарищества.

Источники:
[1] Jr. George A. Bartholomew, Joseph B. Birdsell. Ecology and the Protohominids // American Anthropologist, 55 (4): 490 – 491, (October 1953);
[2] Broom R., Schepers G.W. The South African Fossil Ape-Men: The Australopithecinae // The South African Archaeological Bulletin, 1 (3): 85-86, (July 1946);
[3] Dart R. The Makapansgat proto-human australopithecus prometheus // American Journal of Physical Anthropology, 6 (3): 278, (September 1948) и Dart R. The predatory implemental technique of australopithecus // American Journal of Physical Anthropology, 7 (1): 5, 37 – 38, (March 1949);
[4] Older Vane. Первобытное человеческое стадо // КРЯК (03.07.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_5491 и Older Vane. Коллективная воля предлюдей // КРЯК (14.08.2023), URL: https://vk.com/wall-213062587_6107 ;
[5] Борисковский П.И. «Современная наука о происхождении человека», Л.: 35 – 36, (1956);
[6] Weidenreich F. The skull of sinanthropus pecinensis // Paleontologia Sinica, (1943), Weidenreich F. The duration of life fossil man in China and the pathological lesions found in his skeleton // «The shorter anthropological papers», N.Y.: 197 – 198, 203, (1948) и Weidenreich F. Some problems dealing with ancient man // American Anthropologist, 42 (3): 203, (1940);
[7] Якимов В.П. Данные о людоедстве у людей эпохи нижнего палеолита // Природа, (1950);
[8] Blanc A.C. Some evidence for the ideologies of early man // Social Life of Early Man: 129, (1961);
[9] Vallois H. V. The evidence of skeletons // Social Life of Early Man: 331, (1961) и Vallois H. V. The Fonteshevade fossil men // American Journal of Physical Anthropology, 7 (3): 340, (1949);
[10] Koenigswald G.H.R. A review of the stratigraphy of Java and its relations to early man // Early man: 30 – 31, (1937);
[11] Keith A. «New discoveries relating to the antiquity of man», N.Y.: 319, (1931);
[12] Stewart T.D. The restored Shanidarl I skull // ARSI: 476, (1959);
[13] Solecki R.S. The adult neanderthal skeletons from Shanidar Gave, Northern Iraq // ARSI: 617 – 619, 627, (1960) и Solecki R.S. Prehistory in Shanidar valley, Northern Iraq // Science, 139 (3551): 187, 193, (1963);
[14] Mc Cown T.D. and Keith A. The stone age of Mount Carmel. Vol.2. The fossil human remains from the levalloise-mousterian // Oxford: 274, (1939);
15) Семёнов Ю.И. «Как возникло человечество», Изд. 2-е с нов. предисл. и прилож., М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 790 с, (2002).