БЛудни директора. Классификация клиентов.

Наша фирма оказывает услуги интернет-маркетинга (создание, продвижение сайтов, работа с предложением заказчика и т.п.). Месячный оборот условно 1 000 000 рублей (сумму ровную для простоты расчета пишу). При масштабировании столкнулись с такой проблемой: существенная часть заказчиков платит нам меньше, чем мы затрачиваем на них ресурсов, съедая тем самым всю прибыль.


Для примера: из 1 000 000 дохода мы имеем часть старых, комплексных заказчиков, приносящих нам прибыль около 100 000 рублей (при их общей сумме платежей 350 000 и затратах на них 250 000 соответственно). Зато другая, бОльшая часть заказчиков с общим платежом 650 000 рублей, имеет затраты на работу с собой около 750 000 рублей. Получается мы работаем, чтобы работать, не получая прибыли.


Убрать клиентов нерентабельных резко мы не можем, т.к. сотрудников (квалифицированных, так долго находившихся и дорого обучавшихся) нужно содержать и оборотка нужна. А иногда прощаясь с частью таких клиентов возникает острая потребность в новых и придется брать абы-кого, повторяя этот замкнутый круг.


Придумали следующее решение: классификация заказчиков. Классифицируем их по уровням так, чтобы наиболее ценные заказчики получали первый приоритет в выполнении задач и максимум внимания, а наименее ценные, соответственно, более низкий приоритет. Это нужно и для сотрудников, которые задачи делят только по срокам их постановки и завершения и для менеджеров, которые видя, что неприоритетный заказчик съедает максимум их времени, отказываются от работы с ним.


Этот пост не выглядит (и не является) клиентоориентированным, но мне хочется поделиться полезным опытом с теми, кому будет интересно. Если будет запрос, то через пару месяцев напишу, что из этой системы вышло на примере нашей организации.

БЛудни директора. Классификация клиентов. Бизнес, Классификация, Клиенты, Прибыль, Закон Парето, Малый бизнес, Убытки, Интернет-маркетинг, Длиннопост

Сама формула классификации клиентов:


Все проекты (не путать с клиенты) делятся на 3 группы и 9 подгрупп. А1, А2, А3, В1, В2, В3, С1, С2, где А1 – максимальная, а С2 – минимальная.


При определении класса проекта существует 5 параметров:


1. Сумма текущего платежа по проекту

2. Сумма всех платежей клиента за 6 месяцев

3. Вовлеченность (адекватность руководства, готовность к развитию, умение кооперироваться с нами) – субъективный фактор, оценивает менеджер.

4. Текущее качество сайта (оценивает SEO – низкий, средний, высокий)

5. Кол-во приобретаемых периодических услуг (имеется ввиду варианты: продвижение, продвижение + продвижение (н-р когда 2 проекта), ведение контекстной рекламы, маркетинговое сопровождение и т.д.).


Параметры оценки.


1. Сумма текущего платежа

До 24 000 – 1 балл

От 24 000 до 40000 – 2 балла

От 40000 и выше – 4 балла


2. Сумма всех платежей клиента за 6 месяцев

До 110 000 – 1 балл

От 110 001 до 240 000 – 2 балла

От 240 001 – 4 балла


3. Вовлеченность

Низкий – 1 балл

Средний – 2 балла

Высокий – 4 балла


4. Качество сайта (удобство работы с CMS, где кривая самописка - низкое качество, понятный шаблон или наша cms - высокий)

Низкий – 1 балл

Средний – 2 балла

Высокий – 4 балла


5. Количество приобретаемых периодических услуг (2 проекта по продвижению считаются за 2 услуги)

1 услуга – 1 балл

2 услуги – 2 балла

3 услуги и более – 4 балла


Далее мы оцениваем проект по этим 5 показателям и считаем кол-во баллов, пример:

ООО "ХХХ"


1. Сумма – 24900 (2)

2. Сумма платежей за 6 мес – 484000 (4)

3. Вовлеченность – средняя (2)

4. Качество сайта (4)

5. Кол-во услуг – 3 и более (4)


Если компания набирает:

От 18 до 20 баллов – А1

От 16 до 17 баллов – А2

От 14 до 15 баллов – А3

От 12 до 14 баллов – В1

От 10 до 11 баллов – В2

От 8 до 9 баллов – В3

От 6 до 7 баллов – С1

5 баллов – С2


ООО "ХХХ" получила бы по этой классификации 16 баллов и А2.


Итоги:

В задачах / группах проектам проставляется их класс на видном месте. Исходя из этого определяется приоритетность, где А1 – самый приоритетный, С2 – самый низкоприоритетный.

Обновляется рейтинг проектов каждый квартал.


Наш рейтинг выглядит примерно так и по субъективной оценке сотрудников отражает реальность.

БЛудни директора. Классификация клиентов. Бизнес, Классификация, Клиенты, Прибыль, Закон Парето, Малый бизнес, Убытки, Интернет-маркетинг, Длиннопост

Спасибо за внимание. Надеюсь, будет полезно.

Бизнес

2.4K пост32.8K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

В IT почти всё привязано к человекочасам, потому что люди — главный ресурс. И ответ на вопрос, как не уходить в минус, лежит на поверхности: брать по часам работы. Вот сколько фактически отработали, столько и взяли. Можно и предварительно брать, мол, мы запланировали 100 часов работы по вашему проекту, оплатите 75 (я не работаю менее, чем с 75% предоплатой, вот не работаю и всё, если люди не готовы платить до, значит, они мне не верят, тогда нафиг таких клиентов), а в конце месяца мы скорректируем всё и выставим счёт, если превысили (но в пределах оценки, не звери же). Только так. А чтобы не было вопросов, заказчик должен всегда, ежедневно получать отчёты по своему проекту. Или же в рамках спринта. Условно, 5 человек на 7 дней, на 8 часов работы = 280 часов итого. Вот 280 тысяч за неделю. И всё прозрачно.


Я грубо, конечно, но суть не меняется.

раскрыть ветку (28)
3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Вы говорите про опыт какого-то фрилансера. В рамках коллектива в 20 человек подобный подход (во всяком случае в моем опыте) не применим.
раскрыть ветку (27)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Откуда вы знаете, про какой опыт я говорю?


Раз в вашем опыте такой подход неприменим, значит корректируйте свой опыт. Я управляю веб-разработкой 11 лет. Из них не менее 8 лет я беру деньги за фактически затраченное количество времени. И это не моё какое-то изобретение, а вполне себе распространенная модель контрактов "Time and materials" https://en.wikipedia.org/wiki/Time_and_materials Так вот, работа по T&M прекрасно решает вашу проблему, но вместо неё вы придумываете какие-то костыли с классификацией клиентов, что проблему не решает. И не решит, пока вы работаете по Fixed Price.


Вы сами указываете проблемой: "При масштабировании столкнулись с такой проблемой: существенная часть заказчиков платит нам меньше, чем мы затрачиваем на них ресурсов, съедая тем самым всю прибыль". Так единственный адекватный выход — это брать с каждого заказчика по затраченным ресурсам. И T&M здесь подходит как нельзя лучше.


Пройдите, что ли, какой-нибудь курс по управлению проектами (только не сугубо айтишный, вроде обучения на скрам мастера, а фундаментальный), чувствую, что много нового узнаете. Или почитайте хотя бы тот же самый PMI PMBoK. Хотя для айтишника там немало вредного, но при околонулевых знаниях это лучше, чем ничего: про управление то там всё верно, просто специфика IT не учитывается, из за чего ряд тезисов некорректны. Скажем, закон Брукса тезисы PMi PMBoK прямо нарушают. Но если вы не в курсе про тот же T&M, значит познания в проджект менеджменте у вас примерно около нуля, и польза будет однозначно.

раскрыть ветку (26)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Когда мы делаем сайты, доработки и пр, понятно, что там все привязано к чч. И заказчик платит за чч (хотя и тут есть подводные камни, т.к. далеко не все задачи стандартны и укладываются в рассчитанные нормы, а платить пост-фактум заказики далеко не все готовы).


Касательно seo или маркетинга. Seo-продвижение мы активно стандартизируем, но если убрать нюансы и всплывающую текучку, то получается, что первые месяцы перегружены работой и глубоко в минусе. А если работы по первичной оптимизации не проводить, результат будет непонятно когда и клиент отвалится.


Касательно PMBoK, вы правы, глубоко в теорию управления проектами я не погружался для этого у нас есть тех.директор и проект-менеджер с соответствующими компетенциями. Хотя за информацию спасибо, стоит посмотреть, лишним не будет.


P.S. коммент про ваш опыт, который вас задел. Расскажите все-таки чем занимается ваша фирма? Или вы проект на удаленке?

Я это к тому, что подход с платите мне за чч (и доплачивайте за фактический) и отчет каждый день, на мой взгляд, может работать когда у вас несколько крупных проектов. У нас много мелких. Мало того мы работаем так сейчас, мы не можем вводить радикальные изменения, т.к. тогда потеряем существенную часть текущей базы. Да и повторюсь для seo (продвижения, не разовой оптимизации) не применим подход с человеко-часами (не видывал во всяком случае)

раскрыть ветку (25)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Занимались разным. Сейчас не занимаемся SEO, но когда занимались, то работали только и исключительно по T&M. Потому что скоуп работ на разные месяцы разный, как вы и заметили, и оценить его однозначно в фиксированную сумму — это неоправданные риски, которые брать на себя смысла нет никакого. Если в первые месяцы работ действительно больше, то в дальнейшем объём уменьшается. Да, в дальнейшем при работе по T&M уменьшается и доход, но это нормально, в любом случае ведь свои деньги получаем, сколько отработали. И, кстати, знакомые разработчики, которые занимаются продвижением, и к которым я отправляю всех, кому нужны эти услуги, так же работают по T&M.


С T&M контрактами проблема в том, что мало кто умеет с ними работать правильно. И заказчики всё ещё не привыкли к такой модели. Но, спасибо эджайлу, постепенно привыкают. Потому как в том же Scrum о долгосрочном планировании и конечной цене продукта речь идти не может в принципе (на самом деле, может, но это ориентир, но никак не обязательство).


Касательно PMBoK, вы правы, глубоко в теорию управления проектами я не погружался для этого у нас есть тех.директор и проект-менеджер с соответствующими компетенциями. Хотя за информацию спасибо, стоит посмотреть, лишним не будет.

Вот поэтому я и советую что-то такое, фундаментальное. Чтобы было лучшее понимание, как процессы протекают сейчас и как их можно оптимизировать. В том числе и с точки зрения типа контрактов, где применять Fixed Price, где T&M.


И ещё можно применять гибридные контракты. Например, привнести в T&M элементы фикса. Вроде, прописать в договоре, что месячный объём работ не может быть менее 20 часов и 20 тысяч рублей, равно как и более 200 часов и 200 тысяч, а в этих рамках согласуется план на каждый месяц. Либо платится постфактум по проделанным работам, но не более, чем столько-то. Но тут уже вам виднее, как лучше делать.


хотя и тут есть подводные камни, т.к. далеко не все задачи стандартны и укладываются в рассчитанные нормы, а платить пост-фактум заказики далеко не все готовы

Вот поэтому и нужен T&M. Тот же Джеф Сазерленд (мужик, придумавший Scrum) вполне чётко и аргументировано показывает, что планирование — это то, что человек умеет хуже всего. Да, в том же Scrum используется, например, покер-планирование, которое, в целом, снижает риск неверной оценки, но всё равно люди планируют крайне хреново. А поскольку планировать мы умеем хреново, то привязывать цену контракта к планам — не самая лучшая идея.


С оплатой пост-фактум же тоже не всё просто. Можно долго и упорно делать что-то, а в итоге окажется, что заказчику оно нафиг не нужно, или же он хотел совсем другого. Тут итерационный подход с оплатами за каждую итерацию, опять же, выигрывает.


В общем, решение вашей проблемы — в переходе на T&M. А как это сделать, тут я уже не подскажу, нужно знать специфику конкретно вашего бизнеса. Погуглите тематические статьи, например, вдруг что-то полезное найдете. Мы так работаем уже давно, поэтому, фактически, у нас такой проблемы нет: мы просто не берем новых клиентов, если они не готовы работать так. И да, клиентам порой нужно отказывать, это в итоге обходится дешевле.

раскрыть ветку (24)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Знаете, вот из-за подобной обратной связи, я наверное и пишу, сюда в том числе. Реально, большое спасибо за информацию. С утра сегодня на работе напряг тех.отдел, поскидывали мне годных статей на тему T&M, переслал ваши комменты в контексте: "здравая критика, давайте подумаем что нам может быть полезно".

Что-то в том числе и по наитию сделанное у нас реализовано как в "лучших домах", очень много реально полезного мы внедряем своим клиентам. Но по факту, конечно, далеко до реально топовых студий. Касательно компетенций я тоже трезво смотрю на вещи и понимаю, что если мы за 3 года добрались до уровня старых студий Екатеринбурга, то до ТОПовых Москвичей и крутых специалистов на фрилансе нам ой, как далеко.

Я бы вообще предложил познакомиться, мы готовы платить за свое обучение, возможно, это будет актуально чуть позже. Как на это смотрите?

раскрыть ветку (23)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Из меня, увы, весьма хреновый учитель или консультант. Я не очень хорошо умею учить других людей. Если бы я сейчас обращался к кому-то с целью обучения управления проектами (собственно, то, чем я и занимаюсь), я бы, наверное, обратился вот к этому человеку: https://www.youtube.com/channel/UCcc6M3QpNeIcXYR0iJT5fJQ Хотя я с ним не во всём согласен, но в целом в видео, которые я у него смотрел, весьма всё актуально и по делу, производит неплохое впечатление.


Тут, скажем так, есть особенности, которые свойственны именно IT, но без фундаментальных знаний они бесполезны. Так, тот же PMI PMBoK говорит, условно, что если сроки проекта рискуют быть сорванными, то выделение дополнительных ресурсов способно выручить. Но тот же закон Брукса, который я приводил ранее, говорит, что если сроки под угрозой срыва, то добавление в команду новых участников с большей вероятностью сорвёт их (число коммуникаций увеличивается нелинейно, нужно вводить нового человека в курс дела и т.п.). Собственно, всё дело в том, что основной ресурс в IT — это люди и их время, отсюда и особенности. Поэтому я бы рекомендовал, если будете к кому-то обращаться, сначала получить общие знания по теме, а потом уже найти специалиста, который работает и обучает именно управлению в IT.

раскрыть ветку (22)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за информацию, я переслал информацию от вас тех.директору, он с вами абсолютно на одной волне.
Большое спасибо за рекомендации, признателен за ваше время. Успехов вам!
раскрыть ветку (21)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И вам! ;)

раскрыть ветку (19)
Автор поста оценил этот комментарий

Подскажите, как можно с вами связаться вне ресурса? Интересует консультация по SEO оптимизации сайта для Google.

Может вы лично что-то посоветуете или посоветуете к кому из коллег обратиться за помощью?

раскрыть ветку (18)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Енто вы мне или ЕНОТу?

Автор поста оценил этот комментарий

Добрый вечер! Как я писал выше, я не занимаюсь СЕО. Посоветовать я могу, конечно, но тут должны совпасть два фактора: 1) региональный, так как при любом качестве исполнителя сложно будет работать если вы в разных концах страны и 2) бюджетный. Те ребята, которых я бы порекомендовал, вряд ли возьмутся за работу с бюджетом менее чем в пару сотен тысяч на месяц. А если у вас есть такой бюджет, то я бы рекомендовал создать собственный штат в пару специалистов, толку обычно выходит больше.

раскрыть ветку (16)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо Вам обоим! *аплодисменты в зале
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку