Битва за Атлантику. Операция "Юно".
К началу июня 1940 года линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" закончили ремонт и снова были готовы выйти в море. К этому времени бои в Норвегии еще шли, и командование планировало использовать их для действий в Северном море и Северном Ледовитом океане на коммуникациях противника.
Данный пост не пропагандирует идеи нацизма и прочие идеологии, а все фотографии с нацистской символикой носят исключительно ознакомительный характер.
Утром 4 июня "Шарнхорст", "Гнейзенау", тяж.кр. "Адмирал Хиппер" и 4 эсминца вышли из Киля. Командовал группой адмирал Маршалл. Задачей операции ставилась атака порта Харстад - порта снабжения английских войск в северной Норвегии. Однако, кроме это, группе приписывалось атаковать конвои снабжения. Гитлер также не упустил возможности внести свои коррективы - эскадра должна была прикрывать фланг 2-й горной дивизии. Опорной точкой для проведения операции стал Тронхейм, и к нему заранее вышли 2 танкера снабжения.
Благодаря данным радиоразведки, эскадре удалось миновать все английские субмарины, действующих в районе пролива Скагеррак, и корабли 5 июня вышли в открытое море. Попытка развить максимальную скорость в штормовом море привела к опустошению топливных цистерн, Маршалл был вынужден запросить заправку уже в открытом море (Шарнхорст и Гнейзенау, из-за низкого борта, обладали не самыми высокими мореходными качествами, в результате чего нос корабля при шторме постоянно зарывался в воду, а при движении в северных широтах приводило к сильному обледенению и утяжелению носа. При этом часто происходила заливание носовых отсеков, в том числе и носовых арт погребов).
Один из танкеров, под флагом советского торгового флота, прибыл в точку рандеву, но из-за отсутствия опыта перекачки топлива в штормовом море снабжение растянулось на целый день. Из-за отсутствия данных от командования о положении в Харстаде, Маршалл решил собрать военный совет. Командиры кораблей были вынуждены на катерах в сумерках в штормовом море прибыть на флагман. Маршалл обсудил с ними план обстрела Харстада и дал подробные инструкции.
Командующий флотом адмирал Вильгельм Маршалл
7 июня эскадра продолжила движение на север. Воздушная разведка доложила, что в Харстаде кораблей нет, и Маршалл решил, что англичане эвакуируются. Также поступили данные о двух судах южнее Нарвика, и адмирал принял решение отказаться от атаки порта и атаковать конвой. Радиограмма от командования, тем не менее, приказала атаковать Харстад. Маршалл проигнорировал приказ, и направился к судам.
Рано утром 8 июня "Хиппер" обнаружил судно - им оказался танкер «Ойл Пайонир» в сопровождении траулера «Джунипер». Траулер спросил опознавательные, на что немцы ответили "Саутгемптон" (лгк.кр. КВМФ). Воспользовавшись замешательством, эскадра приблизилась и атаковала корабли. Траулер героически сопротивлялся до последнего и прекратил огонь только когда затонул. На дно был отправлен и танкер. Причем все попытки англичан выйти в эфир немцам удалось заглушить.
В 9 утра "Шарнхорст" остановил одиночное судно - им оказалось госпитальное судно "Атлантис", которое было отпущено.
"Гнейзенау". Фото сделано во время операции "Юно"
Через несколько часов был замечен войсковой транспорт «Орама». Судно шло в балласте, но на борту имелось несколько сот пленных немецких солдат. Для капитана транспорта стало полной неожиданностью появление немецких кораблей в районе, где господствовал Home fleet. Он также был потоплен, а все попытки выйти в эфир заглушены. Эсминцы подняли на борт 274 человека.
Маршалл принял решение отправить "Хиппер" и эсминцы в Тронхейм на дозаправку. В итоге два линкора в одиночку продолжили выполнение операции.
Утром 8 июня, командир авианосца "Глориес" запросил командование следовать самостоятельно в Скапа-Флоу. Причиной просьбы стало не выполнение приказа командира авиагруппы атаковать береговые цели в Норвегии, мотивируя это плохой подготовкой пилотов и неспособностью самолетов выполнить задачу. В Скапа-Флоу должно было состояться судебное разбирательство, и 8 июня "Глориес", в сопровождении двух эсминцев - "Акаста" и "Ардент", вышел в море.
Авианосец "Глориес"
В 16:46 наблюдатели с "Шарнхорста" обнаружили дым, а спустя 24 минуты идентифицировали цель как авианосец "Арк Ройал".
Ни на одном из кораблей англичан не имелось радара, наблюдение из "вороньих гнезд" не велось. Ни один из "Свордфишей" не был готов для взлета, а палубу загромождали сухопутные истребители.
При появлении дымов на горизонте, командир Глориеса приказал подготовить 5 самолетов, а "Арденту" приказал опознать корабли. При попытки просигналить, "Ардент" в ту же минуту был обстрелян. Несмотря на то, что Маршалл сразу выдал в себе противника, "Глориес" еще 20 мин следовал прежним курсом на встречу немцам. "Ардент" стал ставить дымовую завесу и попытался атаковать торпедами. От всех торпед линкоры увернулись, а сам "Ардент" стал получать одно попадание за другим. В то же время ГК линкоров стал обстреливать "Глориес", который только в 17:47 изменил курс и развил максимальную скорость. Эсминцы отчаянно пытались скрыть его дымовой завесой.
"Гнейзенау" ведет огонь по "Глориесу"
Вскоре на авианосце был убит взрывом снаряда командир. В 18:22 "Ардент" предпринял атаку торпедами, внезапно вынырнув из завесы, однако все торпеды прошли мимо, а эсминец затонул. Тем временем "Акаста", до этого прикрывавший авианосец завесой, сам атаковал корабли. От выпущенных им торпед смог уклониться "Гнейзенау", однако в 18:39 на "Шарнхорсте" в районе кормовой башни прогремел взрыв. Торпеда попала под броневой пояс, арт погреб и башня "Цезарь" (для тех кто не в курсе, поскольку я упустил этот момент в ранних постах - башни на кораблях именовались с носа на корму по типу А (Anton)-B (Bruno)-C (Cesar)-D (Dora)) окутались дымом, прислугу пришлось эвакуировать. Башня "Цезарь" оказалась выведена из строя, отказали две турбины, и рабочим остался только вал левого винта. Погибли 48 человек, в т.ч. 2 офицера. Линкор принял 2500 тонн воды и получил крен на правый борт.
Гнейзенау ведет огонь по HMS Глориес. Фото сделано с Шарнхорста.
После торпедирования, немцы прекратили огонь по авианосцу. Все понимали, что "Глориес" обречен. В 19:08 авианосец перевернулся и затонул. Через девять минут на дно был отправлен и "Акаста". Немецкие корабли направились в Тронхейм, причем "Шарнхорст" еле-еле мог держать скорость в 20 узлов. Никаких попыток преследовать немецкое соединение со стороны англичан не последовало.
Английские корабли унесли с собой на дно 1520 человек. Немецкие корабли даже не пытались спасти кого-либо. Только спустя двое суток норвежское рыболовное судно «Боргунн» подобрало 3-х офицеров и доставило их в Англию (командир 46-й эскадрильи сквадрон-лидер Кеннет Кросс в последствии стал маршалом авиации), 35 матросов с авианосца и 1 с "Акасты". Еще семерых подобрали норвежские суда и немецкий гидросамолет и они попали в плен.
"Шарнхорст" во время боя с "Глориес".
Что интересно, радиограмму о бое принял английский крейсер "Девоншир", который следовал в Англию с норвежским королем на борту, и находился всего в 100 милях от места сражения. Однако радиограмма была сильно искажена и не содержала информации о бедственном положении авианосца, и командир крейсера принял решение не нарушать радиомолчание. Также осталась загадкой пассивность радистов эсминцев, чьи радиопередатчики оставались исправными, в отличии от авианосца. Внятное сообщение о немецких кораблях поступило только от упомянутого "Атлантиса", когда тот 9 июня встретился с линкором "Вэллиант". В тот же день командующий английским Home fleet Форбс узнал о потере авианосца из немецкого радио. Он приказал "Роднею", "Ринауну" и "Арк Ройалу" приступить к поискам.
Немецкий пропагандистский фильм о "Шарнхорсте" и "Гнейзенау". В фильме присутствуют кадры боя с "Глориес".
Уже 10 июня Маршалл снова вышел из Тронхейма с "Гнейзенау" и "Хиппером", однако воздушная разведка не обнаружила конвоев, но заметила соединение военных кораблей. Это заставила Маршалла отказаться от продолжении операции и вечером 11 июня он вернулся в Тронхейм.
Несмотря на успех операции, Вильгельм Маршалл не только не был награжден за потопление авианосца, двух эсминцев, двух больших торговых судов и траулера, но и подвергся резкой критике со стороны командования. Он был обвинен в невыполнении приказа (атака на Харстад) и срыве операции. В результате Маршалл подал в отставку, а новым командующим флотом был назначен Гюнтер Лютьенс.
Стоит отметить, что данный бой оказался единственным в истории, в ходе которого линкоры смогли потопить авианосец.
Лига историков
15.1K постов51.9K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения