Авария при испытаниях капсулы SpaceX Dragon 2

Авария при испытаниях капсулы SpaceX Dragon 2 SpaceX, Spacex Dragon, Авария, Космос, Капсула, Испытание, Космонавтика, Dragon 2

Пилотируемая капсула SpaceX Dragon 2 потерпела "аномалию" при испытаниях. По словам компании, последствия аномалии под контролем, и человеческих жертв не было. О статусе самой капсулы, однако, ничего не известно, и размеры аномалии могут варьироватся от ограниченного повреждения до полного разрушения капсулы. SpaceX сделала следующее заявление:


Ранее сегодня, SpaceX совершила серию испытаний двигателей капсулы Crew Dragon на тестовом стенде в Посадочной Зоне 1 в Cape Canaveral, Флорида. Изначальные испытания прошли успешно, но последнее испытание привело к аномалии на стенде.
Проверка систем на соответствие стандартам безопасности, и выявление подобных аномалий до полетов, являются главными причинами этих испытаний. Наши команды расследуют и тесно сотрудничают с нашими партнерами из НАСА.

Авария произошла во время плановых испытаний реактивных двигателей капсулы SuperDraco на гипергольном топливе. Эти двигатети являются исключительно аварийными, и их задача - отделить капсулу с астронавтами от ракеты в случае нештатной ситуации при взлете.


Капусла Dragon 2 разрабатывается как средство доставки американских астронавтов к МКС на американских ракетах. Капсула совершила удачный полет к МКС в марте 2019 г. и возврат на Землю. Поскольку других таких капсул у SpaceX пока нет (а аналогичная капсула Boeing Starliner все еще в процессе разработки), вариант серьезного повреждения или разрушения может значительно затормозить возможность заменить российские "Союзы" как средство доставки астронавтов к МКС.


На картинке ниже, SpaceX Dragon 2 (справа), рядом с конкурирующей капуслой Boeing Starliner.

Авария при испытаниях капсулы SpaceX Dragon 2 SpaceX, Spacex Dragon, Авария, Космос, Капсула, Испытание, Космонавтика, Dragon 2

SpaceX

2.6K постов8.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Строго рекомендуется:

1. Поддерживать авторов и специалистов по теме плюсами :)

2. Адекватно задавать вопросы и адекватно отвечать на них

Запрещены:

1. Нарушения базовых правил Пикабу.

2. Посты не по тематике сообщества.
3. Троллинг сообщества, неаргументированный хейт, флуд, флейм и оскорбления пользователей, в т.ч. провокации спора, распространение сведений, порочащих честь и репутацию, принижающих квалификацию оппонента, переходы на личности.


В зависимости от степени нарушения может последовать:

А. Вынос поста в общую ленту (п.1, 2, 3 правил сообщества)

Б. Удаление поста (п.1, правил сообщества)

В. Занесение пользователя в игнор-лист сообщества (п.4 правил сообщества, а также при систематических нарушениях остальных пунктов)


Просьбы о разбане и жалобы на модерацию принимает администратор сообщества. Жалобы на администратора принимает @pikabu

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
11
Автор поста оценил этот комментарий

Неприятное событие для SpaceX.


Судя по всему, в этом году пилотируемого запуска мы не увидим. Так же очевидно, что НАСА приняло верное решение сажать корабль на парашюте, а не на двигателях. Положительный момент в ситуации только один: хорошо, что проблема сразу же обнаружилась при тестовом пуске, а не в аварийной ситуации годы спустя.


Теперь у НАСА вся надежда на Boeing и их Starliner.

раскрыть ветку (85)
7
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, тут надо уточнить, что движки могли быть повреждены солёной водой, которая попала в них при посадке.
В любом случае, в корабле, который должен был полететь к МКС в июне, неизвестно пока что будет.
Опять же, никаких результатов расследования ещё нет, поэтому говорить однозначно о чём-то - глупо
раскрыть ветку (17)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Пока расследуют причину, пока подготовят новый тест. Маловероятно, что уложатся в короткий срок. Мне кажется, что перенесут на начало следующего года.

раскрыть ветку (14)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, так-то, SpaceX, вообще могли не проводить этот тест, поскольку все остальные обязательные тесты - они успешно прошли.
Я думаю, что дело в самом Dragon DM-1, который вернулся с орбиты, а не в самом недостатке конструкции.
Впрочем, поживём - увидим. У SpaceX уже готовы парочка новых кораблей.

раскрыть ветку (13)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, будем смотреть. Но я очень сомневаюсь, что такое можно просто так проигнорировать. Лично я уверен, что задержка будет.

3
Автор поста оценил этот комментарий

поскольку все остальные обязательные тесты - они успешно прошли.

Соглашусь. То, что именно они тестили, мы не знаем. Вполне может быть, что шли испытания каких-то закритических параметров именно с доведением до отказа двигателей.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
испытания каких-то закритических параметров именно с доведением до отказа двигателей

Это корабль планировалось использовать в испытаниях системы аварийного спасения в полёте же.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Планировалось использовать корабль с миссии DM-1, не спорю. Но каких либо подтверждений, что взорвавшийся корабль это именно он и есть, не поступало.

2
Автор поста оценил этот комментарий
SpaceX, вообще могли не проводить этот тест

Не могли. Испытания САС в полёте определены по CCiCap.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, но тут какой-то другой тест они проводили. Корабль взорвался, будучи размещенным на какой-то платформе, это не было тестом в полете. Да и вроде как рано еще для теста в полете. Вроде бы на июнь или май планировали.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Это не САС в полете

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Да неужели.

раскрыть ветку (2)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Да. SAS в полете планировалась позднее.

раскрыть ветку (1)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

“The NASA and SpaceX teams are assessing the anomaly that occurred today during a part of the Dragon Super Draco Static Fire Test at SpaceX Landing Zone 1 in Florida,” Bridenstine said in a written statement.

Автор поста оценил этот комментарий

Почему, тогда, Boeing не собирается проводить испытание с прерыванием полёта?
In Flight Abort Test - это личная инициатива SpaceX. NASA требовала только Pad Abort Test, т.е. срабатывание САС, в случае неисправностей РН при старте.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Почему, тогда, Boeing не собирается проводить испытание с прерыванием полёта?

Не знаю.

In Flight Abort Test - это личная инициатива SpaceX

«Личный» - это относящийся к человеку.

Свои планы по проведению этапов разработки компании предлагали сами, да. И им для их осуществления заплатило NASA, по контрактам.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, насколько я знаю, Boeing заплатили больше, чем SpaceX.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Странно, если падает российская ракета, сектанты святого Маска сразу знают все подробности. А если бабахает корабль Маска, то "надо ждать результатов расследования".

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Только, вот, российские ракеты не одно десятилетие летают и, когда ракета летит в землю, вместо космоса, - это заставляет задуматься. Протон с 2011 года 7 раз упал вроде бы. Точную цифру не помню.
А Dragon находится на стадии испытаний и тестирования, которые для этого и делаются, чтобы выявить неполадки. А "ждать результатов расследования" - вполне логично, потому что неясно что вызвало взрыв. Хотя, вроде, писали, что на корабле испытывали двойные нагрузки, которых в реальном полёте - нет.
6
Автор поста оценил этот комментарий
Так же очевидно, что НАСА приняло верное решение сажать корабль на парашюте, а не на двигателях.
Уверены? Ведь рванул именно тот корабль, который на парашютах плюхнулся в воду. И есть не малая вероятность, что именно из-за булькания в воду - всё это произошло.


Ведь изначально не просто так собирались садить корабль на двигателях, на посадочную платформу, а не плюхаться в океан. А парашюты в любом случае планировались, даже при возврате на двигателях, в случае их отказа - должны были выпускаться парашюты.

раскрыть ветку (36)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Морская вода в случае с пилотируемым кораблем — не актуально. С экипажем собираются использовать только новый корабль. Б/у будет как грузовик использоваться или для личных целей компании. Даже если они придут к выводу, что проблема в повреждении водой, то в любом случае, нужно будет еще раз тестировать для НАСА. Только теперь уже новый корабль.


Ракетный двигатель в любом случае штука довольно опасная. Поэтому, если можно обойтись без него, то лучше обойтись.

раскрыть ветку (35)
1
Автор поста оценил этот комментарий

На этом корабле одновременно есть и двигатель для посадки и парашют?

раскрыть ветку (34)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Да. Там есть двигатели и парашют. Предполагалось, что они будут использоваться и как система спасения, и как посадочные двигатели. Но сертифицировать для посадки они не стали.

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Но это же дополнительный вес и повышение стоимости запуска, зачем?

раскрыть ветку (7)
3
Автор поста оценил этот комментарий

пока масса корабля укладывается в возможности РН - уменьшение не сэкономит практически ничего.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Сэкономит вес и объем для дополнительной полезной нагрузки, все ж таки каждый килограмм на вес золота.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

система аварийного спасения в любом случае съедает ПН, вне зависимости от её реализации - в том виде, в котором она на Союзах, Аполлонах и всяких других Джемини/Мекрюри, либо в таком. Тащить её придется в любом случае)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Я думаю, что этим занимаются достаточно умные и серьезные люди, которые понимают что и сколько им стоит

1
Автор поста оценил этот комментарий

Система спасения есть в любом случае. Но нужна она только на этапе запуска. При посадке эту систему можно было бы использовать для посадки. Габариты и масса корабля полностью вписываются в возможности используемой РН.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Так ведь для САС не нужны столь мощные и "долгоиграющие" двигатели как для посадки. Масса с габаритами вписываются, но ведь их можно было использовать для полезной нагрузки.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Таков уже реализованный дизайн корабля. Возможно, СпэйсЭкс будут использовать корабль в своих целях, используя посадку на двигателях. Для НАСА даже не нужны дополнительные 3 кресла, которые может вместить корабль.

1
Автор поста оценил этот комментарий
есть и двигатель для посадки

Строго говоря, уже (и, возможно, пока) нет.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да, есть. Изначально планировалась посадка на двигателях, но в случае каких-либо проблем ними - выпускались бы парашюты.

Поскольку сертификация реактивной посадки была бы крайне долгой и сложной (у NASA нет практики сертификации подобного типа посадки), то отказались от неё, и теперь эти двигатели используются только как САС.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Да.
Но будет использоваться только парашют, хотя, думаю, SpaceX всё же встроят аварийный алгоритм посадки на двигателях, в случае проблем с парашютом.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Эти же двигатели, если мне не изменяет память, задействованы для системы аварийного спасения.

раскрыть ветку (21)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Но ведь для этих целей подобный двигатель явно избыточен, ведь для аварийного спасения двигатель всего лишь должен увести капсулу на безопасное расстояние от ракеты, для посадки же требуется двигатель на порядок, если не больше, мощнее и с многократно большим запасом топлива (и соответствующими баками).

раскрыть ветку (20)
2
Автор поста оценил этот комментарий

И зачем вам на порядок более мощный двигатель?

Вы хотите какие-то дикие перегрузки устроить астронавтам? На порядок мощнее - так люди сдохнут просто (или как минимум - им будет крайне хреново, и это при штатной посадке - накой?). Этих двигателей и так хватает - чтобы быстро, и не с малыми перегрузками стартануть - хоть со стартового стола, хоть с ракеты во время полета, даже при прохождении max-Q. Затормозить штатно капсулу при посадке - тяги этих двигателей более чем достаточно.


Топливо, вообще-то не шибко много топлива надо. Большая часть скорости сбрасывается за счет аэродинамики, просто за счет сопротивления воздуха. И топливо и так приходится таскать для САС.

4
Автор поста оценил этот комментарий

Для аварийного спасения двигатель должен быть способен увести капсулу на безопасное расстояние при максимальном ускорении ракеты-носителя и максимальном воздушном напоре, так что ещё поспорить можно, что для чего избыточно.

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

А ускорение ракеты с воздушным напором тут причем? Кораблю не нужно ракету обгонять, нужно чтобы он отошел в сторону от ракеты. А вот для посадки нужна приличная мощность и запас топлива.

раскрыть ветку (4)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Кораблю не нужно ракету обгонять

Нужно. Как, по-вашему, корабль отойдёт в сторону от ракеты, если после отделения его двигателям не хватит тяги, чтобы двигаться хоть чуть-чуть быстрее ракеты? Она просто продолжит его толкать.

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Слегка оторваться не сложно, ведь "отталкиваться он будет от ракеты". Это как с различным транспортом на воздушной подушке, отрываются они от земли легко, а вот взлететь не смогут никак. Плюс к этому двигатели у ракеты носителя предварительно аварийно отключаются.

раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Плюс к этому двигатели у ракеты носителя предварительно аварийно отключаются.

Разве САС не должна предусматривать ситуацию, когда контроль над двигателями РН утрачен? Если расчитывать исключительно на ситуацию, когда двигатели РН штатно отключаются, мощные двигатели САС вообще не были бы нужны. (а они есть)

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Мы конечно не специалисты, но я тоже думаю, что избыточен и дело не в мощности, а в продолжительности отжига. Для посадки капсуле с полезной нагрузкой надо иметь запас ускорения порядка 150-250м/с

Думаю, что для отвода от корабля хватило бы и половины этого. Возможно, что эта избыточность несущественна, если рванет даже меньший объем топлива - астронавты скорее всего не выживут при спасении. Но мы не являемся специалистами, все это просто любительские рассуждения

4
Автор поста оценил этот комментарий

Наоборот - при посадке нужна тяга достаточная для остановки корабля\ступени уже с почти пустыми баками и немного догасить скорость у земли. Т.е. тяга в полторы-две массы пустого корабля. САС же должна иметь тягу достаточную, что-бы отвести корабль от работающей в максимальную тягу ступени, даже если у неё уже почти кончилось топливо. Т.е. иметь тягу в 5-8 масс полностью заправленного корабля. Ну или при аварии на последнем этапе подготовки, когда экипаж уже в корабле - выдернуть из огненного ада взрывающейся полностью заправленной ракеты людей достаточно быстро и достаточно далеко(Союз Т-10-1 перегрузки 14-18G).

раскрыть ветку (11)
2
Автор поста оценил этот комментарий
немного догасить скорость у земли

Это при посадке на парашюте нужно немного "догасить", здесь же предусмотрена посадка только на двигателях.

раскрыть ветку (10)
2
Автор поста оценил этот комментарий

У тебя реально нет понимания, что почти всю скорость корабль сбрасывает за счет сопротивления воздуха?


Союз на высоте 13 км имеет скорость всего 900км/ч, ещё ДО выбрасывания парашютов. Парашюты выкидываются на 10 км, когда скорость в районе 800 км/ч. И он и без парашютов он бы и дальше замедлялся, причем всё серьезнее и серьезнее, за счет большей плотности воздуха.


Ну поиграй в KSP хотя бы. Возьми, запусти с модом на реальную солнечную систему, ну и не выпускай парашюты, посмотри как замедлится корабль. А он замедлится, причем сильно.


Для понимания всё этого, можешь посмотреть посадку Falcon 9

https://youtu.be/vLxWsYx8dbo?t=1200

Даю ссылку сразу на момент - после завершения entry burn. И смотри на телеметрию, как ступень через 20 секунд перестаёт разгоняться , и начинает сильно замедляться без двигателей и всего остального - ступень с 3200км/ч затормозилась до 1200 км/ч за буквально 25 секунд (20:20 -> 20:45)

И это ступень, она огромная, она тяжелая, при этом основная аэродинамическая нагрузка приходится на тепловой щит, который по размерам - как у корабля (а корабль значительно легче, и c такой же площадью термощита он тормозится об плотные слои атмосферы куда шустрее и проще).

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я ничего про космические скорости не говорил, ясен хрен что в атмосфере скорость будет не километры в секунду. Но 800км/час тоже очень приличная скорость.


Пример со ступенью не подходит, топлива там минимум, это как пустая банка из под пива.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Но 800км/час тоже очень приличная скорость.

Так скорость и дальше снижаться будет, причем всё сильнее и сильнее.

Пример со ступенью не подходит, топлива там минимум, это как пустая банка из под пива.

1) Сухой вес ступени - 22 тонны; что куда больше даже полного веса в 12.2 тонн корабля.

2) Ступень почти вертикально входила в атмосферу, поскольку профиль посадки был возврат на космодром. Корабли садятся по гораздо более пологой траектории, поэтому кораблям гораздо легче оттормозиться в плотных слоях атмосферы.

3) И опять же, термощит - почти одинаковой площади, а вес корабля и ступени - и близко нет.


Пример со ступенью - просто крайне хороший и наглядный пример (и качественно снятый), как сопротивление атмосферы замедляет.


И вообще, ты понимаешь - что ты сам себе противоречишь? Ты говоришь, ну что там ступень, там топливо минимум. Т.е. у ступени топлива минимум, а кораблю - надо много топлива. Хотя это ступень - влетает почти вертикально, она значительно тяжелее, и на высоте в 12-15км на гораздо большей скорости чем корабль входит всё в более плотные слои, а основная площадь за счет чего тормозит - почти такая же как у корабля. Но при этом - ступени надо мало топлива, а кораблю много. Ну-ну.


Ещё раз, ну поиграй хотя бы в KSP, раз нет понимания того, как воздух замедляет корабль. Там физика упрощенная, но и этого должно более чем хватить.


Ну и ещё одна цифра, возьмём другой корабль Orion:

https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/orion_p...

While the Earth’s atmosphere will initially slow the spacecraft down from 20,000 mph to 325 mph, the parachutes are needed to get to a safe landing speed of 20 mph or less.
Forward Bay Cover Parachutes
Deployed at 26,500 feet in altitude and a vehicle speed of 475 feet per second (324 mph)

Что мы видим? Скорость во время выпуска парашютов - 324mph, 523 км/ч, высота - 8.8 км. Ой, а это уже та скорость, до которой Crew Dragon разгонялся во время Pad Test (т.е. ему хватило топлива на это). При этом - там ему мешал воздух разгонятся, а при посадке он ещё и ещё бы помогал оттормаживаться; ещё и багажник прицеплен.


Никаких проблем с топливом нету. Все проблемы лишь в твоем непонимании, что почти всё торможение - аэродинамическое. Но это не проблемы корабля.

2
Автор поста оценил этот комментарий
Пример со ступенью не подходит, топлива там минимум, это как пустая банка из под пива.

даже полностью пустая первая ступень блок5 в три раза тяжелее чем дрэгон2 на этапе спуска(без негермитичного грузового отсека).

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Всё проще - ступень садится спокойно на одном двигателе. САС же должна быть способной не просто корабль посадить, а быть мощнее(в соотношении тяга\масса) чем все 9 работающих на полную мощность мерлинов. В случае сработки в точке "max Q" ступень окажется в аэродинамической тени корабля, а кораблю ещё и напор воздуха придётся перебороть что-бы отойти от ступени.

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Разве при срабатывании САС корабль не на парашютах садится?

а быть мощнее(в соотношении тяга\масса) чем все 9 работающих на полную мощность мерлинов

Не знаю про мерлины, но на союзах в аварийной ситуации предварительно отключаются двигатели ракеты и лишь затем корабль отстыковывается и уводится от нее, т.е. нет необходимости обгонять ракету.

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий

После сработки САС корабль в любом случае садится на парашютах т.к. там ещё с траекторией есть проблема - парабола слишком крутая и корабль несётся к земле слишком круто, что-бы погасить основную скорость аэродинамикой.

Что до отключения двигателей и вообще системы САС на союзах - там всё сильно сложнее чем на дрэгоне:

1)Блоков САС два - самый мощный находится в штанге сверху и используется только на старте и на первом этапе полёта(до выключения боковых блоков), потом сбрасывается. Способен отвести корабль от ракеты на полной тяге даже если двигатели не выключатся. (использовался на Союз Т-10-1)

2)Второй блок САС намного слабее и более плавно отводит корабль. Он расположен в обтекателе. Там-же прикручены решётчатые рули как у фалкона, для стабилизации и чтоб не улететь хер знает куда.(Аварии Союз 18-1 и Союз МС-10).

3)Если-же авария произойдёт на заключительном этапе то используется разделяемая конструкция самого корабля союз - капсула с людьми просто откидывает от себя всё лишнее и начинает своё стремительное падение обратно.

P.S. Мощность ДУ САС КА "Союз" 76тс(745кН), совокупная мощность 8 двигателей SuperDraco 584кН(60тс). При этом драгон тяжелее...

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

Вся надежда на рабочую лошадку - старый добрый "Союз".

раскрыть ветку (27)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Если уж про надежды. Будем надеяться, что МКС в ближайшие годы вообще в океан не спустят. Учитывая планы по лунной станции, то на МКС у США денег может не остаться. 

раскрыть ветку (26)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Может, кстати, да. Другой вопрос, стоит ли вообще замахиваться на Луну с такой ахавой надёжностью техники.

раскрыть ветку (25)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Надежной техники для космоса еще не существует. Все что есть — это опасные, ненадежные и неэффективные машины, которым требуется долгий и дорогой подготовительный период, тысячи проверок, но все равно случаются аварии при мизерном количестве пусков.


Если сравнить с авиацией, то надежность современной ракетной техники даже ниже, чем у самолетов начала прошлого века.

раскрыть ветку (24)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это да. Причём, видимо, так оно всегда и будет.

Но все-таки, у штатов список уж очень чёрный.

раскрыть ветку (23)
7
Автор поста оценил этот комментарий

У Шаттлов черный список длиной в два пункта. Такой же черный список и у Союза.

раскрыть ветку (22)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Ага. Но если посмотреть общее количество пусков...

раскрыть ветку (21)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Но если посмотреть сколько шаттлы отправили людей в космос то внезапно выяснится, что нужно ещё столько-же КА "Союз", сколько уже запущено с 67-го года и ещё немножко.

А если сравнить ещё сколько сотен тонн грузов(при ПН в 24т и 135 запусков там можно было бы сказать тысяч тонн, но часто летали не с полной ПН) вывели шаттлы на орбиту - то уууу....

раскрыть ветку (17)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Это никого не интересует. Разговор ухо количестве летальных исходов.

раскрыть ветку (16)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В ДТП гибнет 1.35млн человек ежегодно. Т.е. 5 человек каждые 2 минуты. Пока вы прочитаете - погибнет больше чем во всей истории спейс шаттлов. Это не повод говорить что автомобиль опаснее полёта в космос.

Так может быть стоит посчитать кол-во погибших на кол-во слетавших успешно?

раскрыть ветку (15)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Почти одинаковое, если на сегодняшний день. В момент эксплуатации Шаттла, его пусков было больше, чем у Союза.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

135 против ~150, колоссальная разница в 10%

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
По колоссальную разницу я не говорил. Но разница-таки есть.
1
Автор поста оценил этот комментарий

так они давно решение про парашют приняли.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Да, давно. Можно даже сказать, изначально и планировали парашют.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку