Армянское землетрясение, каким его видел я. Часть 2

Часть 1

Дорогие мои подписчики, а также незнакомые мне пока читатели!

Я продолжаю публиковать свои личные впечатления о ликвидации последствий армянского 1988 года землетрясения. (Публикация была внезапно прервана нынешней турецкой трагедией).

Армянское землетрясение, каким его видел я. Часть 2 Истории из жизни, Землетрясение, Гуманитарная Помощь, Авиация, Юмор, Воспоминания, Ил-76, Служба, Сарказм, Стеб, Длиннопост

Выгрузка крана в Ленинакане Фото: Игорь Курашoв.

И вот, перед тем как приступить ко второй части сего повествования, я расскажу вам о том, что произошло в этом же аэропорту Франкфурт, незадолго до нашего прибытия туда с целью загрузки.

Руслан уселся на рулёжку
Погодка в тот день была не очень благоприятной. Парни три раза прицеливались (или диспетчер гонял от одной полосы к другой), а в результате сели на то, что предстало взору. Причём посадочная полоса с бегущими огнями по осевой была настолько непривычна деревенским парням из Сещи,* что пришлось моститься на родные тёмные рулёжные просёлки, а не на расцвеченную рождественскими огнями взлётную магистраль.

Посадка, кстати, была исполнена безупречно, безо всяких этих ваших векторений, курсоглиссад и прочей буржуазной роскоши. И даже "афганским заходом" * публику не порадовали (чего строго низзя Руслану, но в быту иногда случалось, чего уж теперь греха таить).
Авиационный фольклор незамедлительно пополнился парой баек об этом легендарном полёте:

1. Диалог в экипаже самолёта, севшего на рулёжку:
– Штурман: "Командир, Вы кажется не туда сели!"
– Командир: "А Вы?"...

2. Неудивительно, что и при взлёте не обошлось без курьёза:
Вместо того, чтобы отходить от аэродрома по утверждённой стандартной схеме, они стали крутить штурвал совсем в обратную сторону. На крики диспетчера "куды...ть!" последовал ответ:
– Back in the USSR! *

И не без гордости скажу вам, мои дорогие читатели, что мне выпала великая честь принадлежать к когорте таких умелых и находчивых мастеров своего дела!

* Сеща - посёлок в болотах Брянской области, где хитро сховался полк самолётов Ан-124 Руслан.
* Афганский заход – крутое пике (спираль над аэродромом
уход от Стингера например).
* Back in the USSR – Назад в СССР (известная песня Битлз).

прорва
Ну вот, прервавшись, теперь основную мысль совсем потерял...
Ага, это мы уже в Ереван из Франкфурта прилетели с загруженными в нас просроченными разовыми одеялами:

Командир бойко обернулся, возвернувшись c АДП с вестью, что машин для разгрузки нет. В то же время по аэродрому, словно по трассе E-95 [песня на YouTube] бойко сновали разнокалиберные автомобили. Стали подъезжать и к нам:
– Камандыр, чьто прывёз?
– Одеяла.
– Камандыр, какой адэяло? Кушать давай, тёплый вещь давай.
С трудом отловили ошалевший Камаз, которого удалось уговорить сделать несколько явно непродолжительных ходок для сброса тюков за ближайшим углом.

И в последующие наши ходки мы видели, что желающих разгружать поступавшие грузы было предостаточно, но куда потом машина уходила – было неизвестно. Накладные на груз никого не интересовали.

И ни в жись я не поверю, что в спитакских кишлаках наши одеяла не были нужны. Я уж молчу об исчезновение ценнейших грузов: продовольствия , медикаментов, палаток, печей для обогрева...

Армянское землетрясение, каким его видел я. Часть 2 Истории из жизни, Землетрясение, Гуманитарная Помощь, Авиация, Юмор, Воспоминания, Ил-76, Служба, Сарказм, Стеб, Длиннопост

Вот тут уже советские солдатики на разгрузке. Ну а толку? Щас этот водила (иш как хищно смотрит) отъедет в укромное место и вместе с подельниками распотрошит груз. Хорошо если половина до постравших дойдёт.

Судя по номеру [СССР-76684] - это джанкойский борт. Дальнейшая судьба этого Ил-76МД печальна – борт разбился 4 марта 2004 на взлете из аэропорта Баку. Подробности есть в интернете.

Фото: Арменпресс

считаю также важным заострить ваше внимание на том,
что ту негабаритную платформу (Часть 1) я всё-таки видел в Ереване чуть позднее (верно очередной Руслан поработал). Она была выпихнута вон с перрона в поле за рулёжки, и стояла там сиротлива и никому не нужна, ржавея и разлагаясь, по колено в грязи. Потому что западные демократы очень быстро прекратили туда летать (ни в хвост им не упёрлось даром горбатить). Хотя начальник грузового двора горько сетовал мне на то, что его склады забиты (речь шла о пятистах тоннах гуманитарки в одном только Франкфурте), и слёзно умолял совершить на них авианалёт (всего-то один полковой вылет) и поскорее забрать все эти дары.

И ладно б буржуи, мы-то тоже вскорости забросили это дело, с тем, чтобы вернуться на родной аэродром и возить на учебных полётах воздух в пустой грузовой кабине, согласно плану боевой подготовки. Потому что вот так.

Ведь главное в милосердии – отметиться в списках искусных сердоболов и почётных благотворителей и лишний раз почесать своё самолюбие (не забывая, впрочем, и о материальной стороне гешефта).

и вот муравейник вновь вскипел
Хотя доставка грузов милосердия быстро сошла на нет, помощь пострадавшим вскоре возродилась в несколько ином виде.
Армянская диаспора из США решила помочь своим бедным родственникам и выслать им груз в виде сáмого что ни на есть Просроченного Комбикорма, а именно – сливочного масла из военно-стратегических закромов вражеской родины, с отработанным своё сроком хранения. Короче, в порт Новороссийск ворвались две ржавые либерийские посудины со спасительными американскими отбросами.

Можно было бы и по суше возить (через Батуми например), так там что-то с Грузией не срослось. Наступало время "парада независимостей", таким макаром мы попали в эту транспортную цепочку дополнительным звеном.

Как объяснил нам главный ара-америкэн босс, курировавший процесс, это масло нормальному человеку есть было нельзя, ввиду конской концентрации химикатов, обеспечивающих длительное хранение. По истечении срока продукт должен был быть утилизирован. Но утилизация не означает уничтожение. Масло было перетоплено и вновь упаковано под крупными заголовками "Сделано в ЭсЭшАй. Продаже не Подлежит!" на английском и армянском языках.

И как говорят во всех порядочных книгах: "каково же было моё удивление" [нет, не так: "удивлению моему не было предела"], когда занесла меня какая-то нелёгкая в привокзальный магазинчик в ереванском аэропорту. Там я увидел на прилавке стройными рядами наше масло. На мой вопрос "извините, но тут написано..." толстая продавщица молча глянула на меня, как на тупого буратину, улыбнувшись уже следующему покупателю на своём языке. Вот и помогай после этого людям!

деревянное масло
Там было груза – летать не перелетать! Тремя бортами по две ходки в день (до полного изумления от того, что всё это удовольствие было предоставлено нам за чистый воинский оклад и выслугу лет).

Куча народу также оказалась при деле.
Какие-то похмельного вида бродяги ставили рекорды на скорость загрузки/выгрузки, и мне было интересно, какими допингами их кормили с широкой лопаты. Наверняка предоставлением возможности украсть.
Не воровать там даже в принципе не могли, поэтому подсчёт и осмотр коробок противной стороной производился очень тщательно. Тем не менее, тащили, и мне было интересно наблюдать, как методы хищения постоянно совершенствовались:

– Вначале из коробки тупо вынимался десяток пачек. Но тронутые коробки сразу же обнаруживались, и

– их стали вскрывать со дна, затем аккуратно заклеивая прозрачным скотчем поверх фирменной пако-ленты. Но содержимое ополовиненной тары бултыхалось внутри, поэтому

– была разработана схема укладки пачек в шахматном порядке квадратно-гнездовым способом. Теперь потрошёные коробки приходилось вычислялись на вес вручную. И вот вам

– апофеоз преступного ремесла: из дерева стали нарезать кубики по форме пачек; верхний же ряд заполнялся настоящим продуктом.

В этом кроется разгадка того, куда весной 1989 года из пакгаузов новороссийского порта вдруг загадочным образом исчезли все деревяннные конструкции.

Ещё одна загадка нашей гуманитарной миссии – это:

вывоз автомобилей самолётами из Еревана
Кажется, я забыл уточнить, что загружались и летали мы с маслом из аэропорта Анапа.
Но обратно-то приходилось гнать самолёт пустым. А что можно вывезти из [буквально] потрясённой стихией страны? Оказалось что кое-что таки да.
В условиях бешено атакующего капитализма поговорка "свято место пусто не бывает" как никогда актуальна. И вот уже под самолётом собирается стадо бородатых предпринимателей с заманчивым предложением перекинуть каждому автомобиль в Анапу в общем-то за неплохие по тем временам деньги.

И началась работа. Я быстро усвоил, сколько чего можно было впихнуть. Очень плотно, однако ж без нарушения устава, в кабину вмещалось 14 легковушек, плюс две на рампе.
И не без удивления я узнал, что коллеги перевозят по 17 штук, подвешивая ещё одну тельферами на ремнях прямо в воздух! И это был не предел – рекордом стали 18 автомобилей, когда зады двух дополнительных легковушек были вздёрнуты "каком кверху" над носами тех, что на рампе, (прошу прощения за технические подробности). И я уверен, что предложи им цену втрое выше, сумрачный авиационный гений взял бы ещё четыре под крыло на бомбодержатели например.

Так и не это самое интересное. А то, что наш армяно-американский вождь быстро это дело пронюхал, в первый день нагло отобрав всю выручку у экипажа (со словами "оплачено мной в обе стороны, у вас нет права возить свой груз"), но в дальнейшем, смилостивившись, стал забирать ровно половину, (рублями это было несколько сотен баксов с рейса на экипаж).
Тогда меня конкретно пробило на то, что капиталист, оказывается, на самом деле за копейку удавится.

Воистину, "нет такого преступления, на которое не пошел бы капитал ради...". (Марс und Энглис).
И меня опять терзают смутные сомнения – ведь эти автовладельцы наверняка были чёрные шерстилы, намародёрничавшие на людском горе...

гумпомощь Мартиросяну и Саакяну
Оказывается, я когда-то учился в институте. И даже умудрился успешно его окончить. Заочно. Но об этом повествует ненаписанная ещё статья про КИИ ГА.
И дружил я там с однокурсниками армянами, по-еврейски так дружил. Писал им контрольные и курсовые за угощения и, чего уж там, за деньги.
Особенно близко сошёлся с Айком Саакяном. Через него я влез в армянскую мафию всего нашего курса, делая всем подряд контрольные и курсовые, даже для беременной Галстян, женским почерком.

И вот однажды в Ереване выдалась свободная минутка, и решил я разыскать соучастников тех дней весёлых.
Нашёл я Айка Саакяна, и довольно быстро, посетив АТБ * – где ж ему ещё быть.
С ним вместе работал и Мартиросян, тоже с курса.
Хлопчики несказанно обрадовались мне, как родному. Приглашали в гости: "мой дом – твой дом, моя жена... нет это у чукчей так", в общем кавказские традиции в действии. Но у меня-то мой пегас извечно копытом бетонку роет, в полёт рвётся.
Одним словом, побеседовали за жизнь и тяжкую судьбу армянского народа, всухую. И теперь уже вроде как Я оказался в роли богатого родственника.

Следующим рейсом привёз им полную парашютную сумку (а это значит столько, сколько смог унести) продуктов, в основном яиц с анапского базара, ну и натырил просроченного гуманитарного масла. А на дальнейших рейсах понемногу снабжал их керосином (из следующего параграфа). Вот такой я оказался воин-интернационалист.

Ещё Айк просил меня узнать цены на дома (не квартиры) в Киеве (ну не в Мелитополе же!). Т.е. денюшки-то у парней были, не чета мне, голодранцу. Вот так в жизни и бывает: кто еврей, а кто армян, ну а кто простой иван.
* АТБ Авиационно-Техническая База аэропорта
* Уже из Канады пробовал разыскать своих братанов, но видно не участвуют они во всех этих сраных соцсетях

продажа керосина
Вообще-то керосин на аэродромы принято подвозить паровозом, ну а тут боевики то ли рельсы украли, то ли отключили семафор. Опять подпрягли нас, безотказных военных.
Полторы железнодорожных цистерны заливали нам в крылья по пробки, и – летите голуби! Про нарушения устава лётной службы писать не буду – они были и тут, но подробности подобного рода наверняка утомят вас.

Итак, после посадки и заруливания в дальний угол (думаю, что специально нам отведённый) мы наблюдали, что вороньё уже сидело на заборе вдоль рулёжки и поджидало добычу с канистрами и сливными штангами. Мы ещё рулили, а эти мартышки уже успевали зацепить трубу к сливному клапану снизу крыла, и сосали дармовой керосин. После остановки у самолёта сразу же выстраивалась очередь. Но тут уж извините ребята – товар за деньги, хотя не очень-то и большие. Но тонну-две за время стоянки [мы] всё ж успевали продать (дома-то дети малые, как не отщипнуть от пирога)?

Иногда подъезжали аэропортовские менты – тогда мартышки резво убегали, ловко перемахивая через трёхметровый забор (с помошью заранее припасённой лестницы) вместе с полными пятидесятилитровыми бачками. Такую же ловкость я наблюдал позднее у африканских мартышек. А менты, не наглея, забирали свою дармовую сотку литров, и отправлялись с миром.

Надо сказать, что лафа довольно бысро закончилась. По-видимому какой-то местный мафиози возглавил этот слив в свою пользу. Смешно было наблюдать под самолётом аэродромный топливозаправщик, скачивающий привезённое топливо, а рядом какую-нибудь грязную говновозку, присосавшуюся к сливному штуцеру двигателя. Количество топлива на обратный полёт таким образом уменьшилось, (иногда непозволительно) но, вопреки законам коммерции, сумма вознаграждения также сократилась. Ведь теперь деньги попадали непосредственно в руки командира, а не каждый из них считал остальных членов своего экипажа достойными равного распределения.
Тяжко вздохну в этом месте.

Поскольку в Ереване, наряду с керосином был страшный бензиновый голод, узинцы (г. Узин, Дальняя Авиация), работавшие с нами впараллель, попробовали заливать его в свои Ил-78 (во внутрифюзеляжные баки) , но это едва не закончилось бедой. Дело в том, что топливные насосы смонтированы внутри баков, полностью погружены в топливо и используют его как смазку. С бензина ж смазка никакущая, ну и вот...

Чуть позжее (этак году 91-м), и уже не по керосиновым делам, в Ереван мы (и не только мы) стали летать с кейсами, полными долларов, для проплаты аэродромных услуг. Например, чтобы "включить полосу", нужно было заплатить наличкой. А когда украинская ВТА распалась на сотню мелких авиакомпаний (по числу оставшихся на Украине самолётов), в экипаже появилась специальная должность флайт-менеджера. Ясно, что все гешефты вообще пошли мимо экипажа. Но это уже другая история.

и немного конспирологии
– Праднества в Азербайджане по поводу армянского землетрясения. Поздравительные надписи на грузах, следовавших из Баку. Залитый водой цемент в вагонах. Да, гуляли тогда такие байки, что Аллах-таки акбар, я твой земля шатал, вонючий самолёт ронял и на костях плясал (хотя простые люди были в полной растерянности, когда локомотив братской семьи народов на всех парах полетел под откос).

– Сокрытие правды властями.
Но как-то странно, что перед самой катастрофой все айзеры [якобы] организованно вышли из зоны землетрясения, и ни один не погиб под обломками. А армяне что, не заметили, как "сотни тысяч" беженцев стройными рядами в течение нескольких дней тихо втiкли, шоб прильнуть к исламским корням? И тут же перевернём медаль: А сумгаитские погромы армян перед этим? Азеро-турецкая дружба против них же?
Чешу репу.

Испытания геофизических бомб (Жирик был в курсе?), тектоническое оружие и прочая ботва – сегодня этот костёр разгорается с новой силой. Кое-некоторые продолжают греть на этом свои грязные лапы. Факты лежат на поверхности, но это не моё. Посему, я всё это скрою с ваших глаз долой, (и шоб лишний раз не мусорить в своей хате).

____ И вот, ребята, на этом шоу я был не только зрителем в первом ряду, но зачастую лично участвовал в этой феерии фантасмагории.
Но хватит, пожалуй. Ведь всё то было в каком-то бородатом чёрно-белом году. А в нынешной iMess Epoch* – где удостоверение Участника, чешуя орденов и офицерские кальсоны с запахом мужества – суть залежалый товар.
* iMess Epoch Эпоха Криптохаоса [моё] (с)


____ далее можно не читать ________________________________________________________________
– это я для себя сделал пометочки об авиакатастрофах, случившихся во время ликвидации последствий армянского землетрясения:

11 декабря 1988 года, Армения, Ленинакан, Ил-76М СССР-86732 (Паневежский полк),  ночь, сложные метеоусловия. Экипаж ошибочно установил давление 734мм рт ст. вместо 634мм рт ст., что привело к завышению показаний высоты полёта на 1100 м и столкновению со склоном горы при снижении. Погибли 9 членов экипажа и 63 военных, призванных из запаса для ликвидации последствий землетрясения в Армении. В живых остался один пассажир спавший в кабине перевозимого грузовика.

А мы только взлетели из Ростова с грузом на Ленинакан, как нас завернули обратно. И почти сутки мы, голодные и холодные,  провели в своём самолёте (78753), до выяснения... Тоже три дня на ногах. И постепено такой режим работы становился правилом.

20 октября 1989 года при подлете к Ленинакану, в нескольких километрах от аэродрома назначения разбился Ил-76ТД CCСР-76466 Ульяновского Центра ГА. Самолет врезался в гору из-за ошибки экипажа, также неправильно установившего давление на указателе высоты.

Эти гражданские один-в-один повторили ошибку 86732-го (и легли практически рядом). Но если первый экипаж допустил ошибку из-за усталости, то эти имели полную кабину инструкторов, а "у семи нянек"...конец всегда короток. (Простите).

12 декабря 1988 года Ан-12Б YU-AID
при подлете к Еревану разбился югославский военно-транспортный самолет Ан-12 с грузом гуманитарной помощи и медикаментов. Экипаж из 7 человек погиб. Самолет летел по международной трассе Югославия-Болгария-Турция-СССР. В связи с тем, что югославский Ан-12 летел транзитом через Турцию, армянские националисты "якобы" сбили его около Еревана, ошибочно приняв за турецкий самолет.

На деле, в районе аэропорта метеоусловия были нормальные. Диспетчерская связь с самолетом поддерживалась на английском языке. Но неожиданно прервалась при заходе самолёта на посадку. Самолет упал в 12-13 км от аэропорта Звартноц, столкнувшись с автомобильным мостом.

Хотя, по слухам от очевидцев, они не вписались в посадочную прямую, и, в попытке исправить ситуацию, вошли в крутое "афганское" пике с [вероятным] смещением груза, приведшем к нарушению центровки.

Истории из жизни

36.4K постов74.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.