Анализ стратегий защиты от мошенников - часть 1 "Как действуют мошенники?"

Анализ стратегий защиты от мошенников - часть 1                               "Как действуют мошенники?" Мошенничество, Телефонные мошенники, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Банк, Защита информации, Длиннопост, Негатив

Фото с бесплатного сайта https://ru.freepik.com/

Мир современных технологий и быстро меняющаяся информационная среда требуют от нас лучшего понимания и активного участия в процессах защиты от мошенничества. В последние годы мошенничество становится все более изощренным, в частности, в связи с распространениями интернет-технологий.

Люди уже знают, что нельзя переходить по ссылкам на незнакомые сайты в письмах, СМС, однако проблема не перестает быть актуальной. По оценкам экспертов в области кибербезопасности и финансового сектора, объем мошенничества исчисляется в миллиардах, при этом большая часть финансовых преступлений совершается телефонными и кибермошенниками. Поэтому крайне необходимо быть осторожными и подготовленными для того, чтобы снизить риск стать жертвой мошеннических действий.

Согласно ст. 159 УК РФ “мошенничество – есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Соответственно основная проблема в том, что мы бываем чересчур доверчивы и невнимательны в силу своих возрастных или психологических особенностей и не знаем возможных стратегий защиты от мошеннических действий, о которых мы поговорим ниже.

Как действуют мошенники?

В области информационной кибербезопасности специалисты выделяют такое понятие как “социальная инженерия”. По сути, это вид психологического манипулирования, который направлен на побуждение человека совершить определенные действия, в том числе позволяющие получить несанкционированный доступ к личной информации или раскрыть конфиденциальную информацию. И, конечно, эти манипуляции никак не связаны с интересами жертвы.

В 2023 году мошенники стали использовать не только технологии подмены номеров, но и технологии подмены географических телефонных кодов, различные мессенджеры. Нередко технически мошенник в автоматическом режиме прозванивает большое количество номеров: кто-то из абонентов просто не снимает трубку на незнакомые номера, кто-то очень быстро распознает угрозу и прекращает диалог, но всегда есть те, кто отвечают и находятся в группе риска.

Анализ стратегий защиты от мошенников - часть 1                               "Как действуют мошенники?" Мошенничество, Телефонные мошенники, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Обман, Банк, Защита информации, Длиннопост, Негатив

Фото с бесплатного сайта https://ru.freepik.com/

Мошенник действует по тому или иному сценарию (скрипту). Например, он может назвать имя и отчество абонента, представляется сам сотрудником банка или какого-то ведомства. При этом мошенник использует различные способы психологического  давления на собеседника: действует достаточно жестко, нарушает психологические границы, не дает человеку возможности ответить, “пикирует” вопросами или "запрещает" задавать вопросы ("тут вопросы задаю я"), отказывается повторно представиться и назвать организацию, которую представляет, резко обрывает или перебивает человека, говорит очень быстро и без остановки, создает иллюзию информированности о человеке, повышает голос, использует “начальствующий” тон и иллюзию всевластия, быстро перечисляет какие-то нормативно-правовые акты и при этом отказывается их повторить, угрожает, пытается вызвать чувство вины, старается доминировать, называя ту или иную несуществующую “должность” и т.д. Все это - манипулятивные приемы, которые направлены на то, чтобы прощупать слабые места человека и найти его уязвимость. Хотя иногда мошенники могут действовать более тонко, узнавая у человека когда он свободен, когда ему перезвонить и т.д., чтобы вызвать чувство доверия, сопереживания, соучастия. Важно то, что мошенники анализируют психоэмоциональное состояние абонента и его готовность быть в контакте, поддерживать диалог.

Последнее время мошенники часто прибегают к использованию приема “ведения клиента”, когда с человеком постоянно или с разными интервалами времени в течение дня/нескольких дней разговаривают разные “специалисты”, в том числе под видом сотрудников правоохранительных органов или спецслужб. В том числе они могут настаивать на том, чтобы абонент был постоянно с ними на связи по телефону при совершении тех или иных действий (например, при снятии денег в банкомате и т.д.), могут требовать подтвердить те или иные действия с помощью фото- или видео, которые абонент должен отправить мошеннику с помощью мессенджера. Это все те же манипулятивные приемы, подавляющие рациональное поведение и критичное осмыслении ситуации человеком.

С вами сегодня на связи были Эксперты – преподаватели Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ):

  • Богданович Наталья Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры Юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ

  • Делибалт Варвара Васильевна, доцент кафедры Юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ

  • Дегтярёв Артём Викторович, старший преподаватель кафедры Юридической психологии и права факультета "Юридическая психология" ФГБОУ ВО МГППУ

Пишите, хотите ли вы продолжения...

Психология | Psychology

20.2K поста59.4K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.