Аналитика психологической драмы с хорошим финалом

Почти все мы знаем мультфильм "Малыш и Карлсон" и смотрели его не раз, а кое кто уже показывал и детям и внукам.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

Думаю, что некоторые из нас смотрели Карлсона ещё и в диафильме.
Кто-то будет знаком ещё и с книгой.
Те, кому посчастливилось смотреть и читать вообще всё, наверняка подтвердят, что объём повествования уменьшается от книги к диафильму, и от диафильма к мультипликации.

Я бы хотел остановиться именно на мультипликационной картине 1968 и 1970 годов, поскольку занимаюсь психологией и частично психиатрией и появилось желание поделиться своими мыслями, которые , возможно помогут родителям, а соответственно и их детям.

Почему я выбрал для изучения именно мультик про Карлсона - вопрос довольно интересный. Я не знаю, разумеется, ни людей которые инициировали ни тех, кто реализовали идею экранизации книги в СССР. Однако удивительным образом, при написании сценария, так совпало (или было задумано), что авторы выбрали квинтэссенцию мысли автора произведения. Именно в мультфильме сконцентрирована вся драма повествования в максимальной коротком хронометраже, тем не менее, практически ни один этап структурного поведения героев не упущен и картина складывается практически без пробелов.

Итак самое начало фильма - это типичная детская картина мира, когда воображение здорового ребёнка, который видит мир под призмой своей фантазии. Машины едут по дороге, а для него это зверушки, которые двигаются.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

Всё в порядке, так и должно быть. Машины, как и вся жизнь у детей - это игра. Здесь и далее, следует помнить именно этот ключевой тезис. Ребёнок всегда воспримет любые навыки через игру лучше, чем даже прямой опыт знания или действия.
А именно в этих кадрах, показано то, что ребёнок способен придать форму и ассоциировать с образами реальных вещей, растений и животных - абсолютно любые иные предметы. Если помните: пол это лава, палки - пистолеты, сучья-мечи, кашу из песка - для кукол и так далее.
Образы близкие ему, Малышу, но видит он их в том, что в реальности его никак с ними не связывает, с ними нельзя играть и подобное в этом роде. Ему немного грустно, ведь он ощущает себя одиноко на улице, среди чужих людей и предметов, хоть приближая их к себе в виде более знакомых и импонирующих разноцветных животных. Таким образом, изображён поиск чего то близкого для взаимодействия, которого ему по всей видимости не хватает.

Советская цензура конечно не оставила без внимания актуальность соблюдения ПДД. Улыбающийся светофор, переводящий мальчика на зелёный свет - очередная игра, в которой ребёнок ставит (должен ставить) во главу руководства к действию не толпу людей, которая уходит на второй план, благодаря затенению цветов, а строгий указатель к действию - сигнал светофора.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

....впрочем для малыша всё вторично, кроме его образов. Это здорово показано во вступительных сценах, где окружающий мир обесцвечен.

Однако после драки, когда Малыш заступился за собачку, его плохое настроение омрачает всё вокруг. Сокровенное желание справедливости, когда он хотел защитить слабого, а ещё и поиски верного друга - щеночка (так он для себя определил на улице то, чего бы он хотел) - разрушены. Всё перестаёт быть актуальным. Всё серо, померкло и не имеет значения.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

сцена, когда малыш пришёл в комнату после разговора с родителями.

Следующие кадры показывают, как Малыш сидит на подоконнике и думает о своём любимом мишке, которого пытается расшевелить. Но это игрушка и ничего не получается. Поэтому он тоже теряет свою значимость и "выцветает"

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

мимика на мордочке медвежонка грустная и он "теряет" цвет.

Что то происходит.
Малыш слышит, а потом и видит самого Карлсона.
Карлсон появляется и сам знакомится с малышом, напрямую задавая вопросы, на которые хочет дать нравящиеся ему самому ответы.

Эти и последующие кадры выглядят уже совсем по-другому.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

Комната наполнена светом и цветами. Ведь в ней появился друг, который начинает штурмовать стены запретов.

Заканчивается всё достаточно интересно. В комнате бедлам, люстра разбита. Карлсон же куда то пропал.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

Но Малыш в приподнятом настроении. "Дело житейское" говорит он.

Родители наказывают Малыша за погром. Но какие изменения мы видим? Малыш, с помощью Карлсона уже меняет свою реальность. Помните, когда он с плохим настроением зашёл к себе в комнату, накануне появления Карлсона?
Сейчас же, Малыш уже определился. У него есть Карлсон, который обещал что они увидятся снова. Именно это освещает угол, куда поставили в наказание.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

И как только семья уходит - снова появляется Карлсон. Он съедает варенье сидя на шкафу, а затем предлагает прогулку. Конечно же Малыш не прочь прогуляться. И они с Карлсоном летят на крышу - в гости к Другу. Друг же должен иметь дом? Маленький, уютный домик-комната, куда Карлсон прилетает, нагулявшись по городу. Идеальный домик, вдалеке от посторонних, где его никто не видит.
Отмечу, что ребёнок оставил записку для родителей. Негативного опыта с исполнением этой своей обязанности нет - поэтому он исполняет то, что считает правильным без сомнений. К этому пункту я ещё вернусь.
Дома у Карлсона Малыш так же играет с ним, как и у себя. Он "лечит" друга вареньем. Если вы обратите внимание, то заметите, что игры в одном месте на одну тему - не затягиваются. Как и обычно, ребёнок не концентрируется на одной задаче длительное время, если нет большого потока новой информации, эмоций, впечатлений.
Поэтому, после игры они идут гулять по крышам. Кстати, в начале прогулки, Карлсон выкидывает пустую банку из под варенья и она где то разбивается. Это ещё один "протест" против установленных правил, с чем у Малыша опыта ещё совсем нет.

Помните вот этот момент?

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

чуть не упал

Малыш неопытен по лазанью по крышам и его спасает друг.

Жулики, которых друзья встречают на крыше - не что иное, как новая игра, которая здорово позабавила друзей. Но чуть позже взрослый мир вторгается в детское путешествие и малыша спасают пожарные, а Карлсон разумно покидает друга, чтобы не быть разоблачённым, но с уверенностью, что друг остался в безопасности.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

Кадры после возвращения малыша с крыши

Что стоит отметить в этом эпизоде. Малыша не ставят в угол и не ругают. Внимание в разговоре с родителями, сосредоточено на том, что взрослые подчёркивают важность и ценность ребёнка для них.
Малыш внимает словам и возвращается к мысли о щеночке, которого он хотел в начале фильма. Желание обрести собачонку, настолько сильно, что Малыш не спит ночью и думает об этом со всей своей непосредственностью.

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

На День Рождения, Малыш хорошо себя чувствует и настроение отличное. Однако он ожидает подарка, которого он так хотел и много об этом говорил. Родители же, не дарят ему его заветную мечту. В момент, когда становится понятным, что ожидаемого подарка нет - Малыш горько и долго плачет. Как только родители выходят из комнаты, прилетает Карлсон. Он пытается успокоить Малыша, но обида слишком сильна, успокоить друга не получается и Карлсон решает съесть торт.
Малыш обижает Карлсона тем, что даёт ему понять, что собачка не менее важна, чем сам Карлсон и выбрать между ними он не может.
Родители приносят щеночка и Малыш безумно рад.
Но Карлсон исчезает.

Так что же переживала автор, какое состояние проецировала в произведение?

Возраст 6-7-8 лет, то время, когда ребёнок, обычно, создаёт для себя некоего вымышленного друга. В зависимости от самых разных факторов, друзья могут иметь или не иметь физическую оболочку.
Это важный момент в развитии ребёнка, поскольку он строит вокруг себя "вымышленный социум" в котором воспроизводит своё видение мира. Если понаблюдать за этой игрой ребёнка, то можно выяснить склонности и потребности, на которые стоит обратить внимание. А также выявить, насколько родители являются близкими своему чаду.

Автор книги описывает именно этот возраст, когда актуализированы именно эти особенности возрастной психологии.

Исходя из главного образа (Карлсона) - это друг, который не связан ничем. Он свободно летает по городу и он имеет качества лидера, которые проявляет сразу же, во время знакомства. Почему он такой? Малыш сам находится в неких рамках. Правила родителей стесняют развивающуюся личность. Да, это необходимо в обществе, но именно поэтому с условностями нужно всегда быть аккуратными. Определённые зоны влияния, расписание, предметы обихода распределённые строго на каждого (помните что Малыш донашивает одежду за братом. Он же не выбирает то ,что ему нравится). Воспитанный в таких условиях ребёнок, тяготеет расширить рамки бытия и ему нужен именно такой друг.
Кроме того, Карлсон, как инициатор знакомства - это тот, кто избавит Малыша от ограничений. Он более взрослый, более сильный и способен показать свободу. Сам Малыш, не представляет себе, себя же свободного, но точно знает (представляет для себя) что такое свобода и хочет, чтобы кто то его туда вытащил, на время. На время, потому что Малыш знает о беспокойстве за него родителей, хоть и не понимает в силу возраста всего, но уточняет "Что скажет мама, что скажет папа?" Поэтому готов только на временный выход за границы обычного....

- В момент, когда появляется Карлсон - никого нет. Малыш, попав в стрессовую ситуацию, наедине с собой решает придумать друга, который более смелый и обладает всеми тем качествами, которые, по мнению Малыша помогли бы ему защитить себя и получить желаемое.

- Не Карлсон наводит беспорядок в комнате, а Малыш в игре разбивает всё и разбрасывает, .

- Малыш съедает варенье как в первый раз, для "заправки моторчика", так и после ухода родителей. сидя на шкафу, куда забираться родители не разрешают.

- Малыш пишет записку и сложив свой "инвентарь" сам уходит к другу на крышу, в его маленький уютный домик, который он построил себе в воображении. Крыша - то место, где всегда светло, где никого нет, где никто тебя не контролирует.

- Игра в больного - ещё одно занятие, при которым можно опустошить баночку с так любимым Малышом вареньем. Именно в игре, Малыш заочно оправдывает свои действия перед родителями. Ведь Карлсону надо было заправиться. А потом не заметил как съел, а потом Карлсон заболел. И для всего этого нужно было варенье...

- Прогулка по крышам - выход из той зоны, где родители оберегают Малыша от всех опасностей. Тяга к познаниям - а что там за границей дозволенного? Оступившись, Малыш спасает сам себя своей осторожностью, которую воплотил в Карлсона.

- Увидев на крыше кого то, Малыш решает что это могут быть жулики и решает их испугать. Конечно, одна из самых страшных историй для детей - приведения. Этим и решает испугать какого то человека или людей на крыше. Но так как он сам не решается это сделать - Карлсон играет роль приведения, ведь он может нарушать правила. Малыш - нет.

- Родители пришли домой и увидели записку Малыша, вызывают пожарных, которые спасают ребёнка с крыши. При появлении людей, Карлсон обычно уходит. Так получилось и здесь. Карлсон ушёл, потому что Малыш играет с другом только тогда, когда никто не видит.

- Малыш ждёт определённого подарка и Карлсон появляется в самый тяжёлый момент разочарования. Именно Малыш ест торт, потому что сладкое компенсирует ему стрессовую ситуацию.
А внутренний диалог о важности реального друга-в виде собачки или Карлсона прерывается появлением щенка.
Как вы видите, сразу после появления животного, ребёнок моментально переключается, а Карлсона, он ждёт уже со щеночком рядом.

Что хотелось бы отметить в целом.

Малыш открыт родителям и не скрывает от них своего друга. Поэтому постоянно хочет познакомить их с ним, таким образом включить их в игру. Самое лучшее, что может быть между родителями и детьми. Необходимо поддерживать такие отношения
Другие дети, иногда стесняются своей игры с "другом" - это значит, что ребёнок закрыт от родителей, что может привести к не очень хорошим последствиям.

Родители очень грамотно воспитывают малыша - баловство с лазанием по крыше не оборачивается наказанием, а проводится настоящая воспитательная беседа. В следующий раз Малыш тоже оставит записку. Всё сделано правильно.

В зависимости от желаний и потребностей вашего ребёнка, герои могут быть совершенно разными.
Например. У одних детей, это кто то маленький, за которым надо ухаживать.
Это означает, что ребёнок хочет приобрести больше самостоятельности в бытовых делах на этот момент и проецирует себя в друга, а сам(а) становятся на место родителей.

Другие дети, придумывают что то таинственное и загадочное, такое как инопланетный пришелец, котрый с ним играет или общается, и если он говрит об этом с родителями,
Это значит, что ребёнок хочет быть более значимым, и интересным в глазах родителей. Хочет привлечь их внимание.

Конечно нет общих правил. Всё всегда имеет свои "если ", "но", "или" и прочее.
Самое интересное - когда познаёшь что то новое. С детьми почти всегда можно узнавать что то новое. Развивайтесь и вы.

Надеюсь текст поможет родителям больше понять своих детей, обратить внимание на их занятие и изменить устоявшиеся взгляды на обычные вещи.

А про вторую серию я напишу позже

Аналитика психологической драмы с хорошим финалом Свобода, Личность, Психология, Внутренний диалог, Рассуждения, Саморазвитие, Малыш и Карлсон, Советские мультфильмы, Длиннопост

Психология | Psychology

22K постов60K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.