Альтер-жизнь (2/3)

Первая треть рассказа

Прошло полгода с тех пор, когда Джоб познакомился с доктором Майндом. Как оказалось, трудящаяся субличность Лэйза – тот самый редкий случай, когда новая жизнь даёт возможность сознанию раскрыть свой потенциал.


Соблазны современной цивилизации часто глушат у людей еще в зародыше стремление учиться, развиваться, постигать и создавать что-то новое. Так случилось и с Лэйзом.


Доктор Майнд объяснил, что Джоб жил в замкнутом и ограниченном мирке, который был создан для таких, как он. Чтобы новые личности не задавали лишних вопросов, учёные придумали для них легенду про загрязнение ядерными отходами, про обязательный четырнадцатичасовой сон и всё остальное. Так что единственным настоящим в жизни Джоба была работа. И его мысли. А ещё – желание понять всё вокруг.


Джобу предложили слияние его личности и Лэйза в одно сознание. Это произойдет быстро и безболезненно. Смысл этого шага – получение знаний о мире быстрым способом. Но был и риск – изменение личности Джоба под влиянием опыта и увлечений Лэйза. А увлекался он одной из старых субкультур – панком. Джоб не хотел даже отдаленно походить на юного игромана, поэтому решил пойти в школу.


Для «поздних» учеников имелся полугодовой курс «Учиться – никогда не поздно». Мало того, субличности, сумевшие стать основными в сознании, ценились куда выше, чем даже те, кто сразу выбрал путь науки. Эти повторно рожденные умы, изголодавшиеся по информации, стремительно развивались и могли достичь небывалых высот в любой отрасли, где требовалась интеллектуальная работа.


Джоб зашёл в просторный кабинет, где сидело шестеро ученых различных направлений и один доктор. Доктор Майнд.


– Можешь расслабиться, Джоб, – взял слово сотрудник центра НИМ. – Этот экзамен – формальность, и мы просто пообщаемся с тобой. То, что ты за полгода сумел выучить, а главное – понять весь учебный курс – для нас не секрет. Я отслеживал твой прогресс каждую неделю и результаты, честно признаться, меня впечатлили и… немного удивили.


– Скажи, – один из учёных пристально смотрел на Джоба, – какой предмет или предметы тебе интересны больше остальных?


Вся комиссия замерла в ожидании ответа. На их лицах читалось напряжение вперемешку с надеждой. Если бы кто посмотрел со стороны на происходящее, то сказал бы, что в этом кабинете семеро взрослых мужчин нервничают перед молодым экзаменатором.


Джоб даже и не думал волноваться. Он расслабленно сидел на стуле, смотрел прямо перед собой, будто сквозь комиссию, и размышлял об…


– Энтомология, – спокойно ответил Джоб.


– Жуки и тараканы? – встрепенулся уже другой ученый.


– Не только. Я напоминаю, что эта наука изучает всех насекомых.


– Но как же генная инженерия, меметика, синтетическая биология? – вставил ученый-биолог.


– А компьютерные науки? – подал голос учёный сферы информационных технологий.


– У тебя ведь высокие показатели по всем предметам, – встал доктор Майнд и жестом утихомирил учёных. – Почему именно энтомология?


– Эта наука позволит мне понять природу. Природу насекомых, если быть точным. У растений тоже есть чему поучиться, но то, что я задумал, требует полного понимания поведения… тех существ, вид которых живет на Земле уже более ста тридцати миллионов лет.


– А подробнее можно?


– Какова ваша конечная цель?


– Вы решили обратиться к биомимикрии? – заговорил до сих пор молчавший учёный-инженер.


– Верно, – кивнул Джоб, устремив взгляд на последнего спросившего.


– Ну что же, – вновь всё внимание переключил на себя доктор Майнд, – ты знаешь, Джоб, все твои пожелания, касающиеся исследований, для нас закон. Уже завтра можешь приступать к работе.


– Я сегодня хочу. И откройте, пожалуйста, мне доступ в Изначальный Интернет – мне было очень трудно собирать крупицы необходимых знаний в куче старого сетевого рекламного мусора.


***


Первыми, кого взялся изучать Джоб, стали термиты. Затем – муравьи. А после – пчелы. Во всех этих видах насекомых имелась одна общая черта –организованность и общность.


Конечно, построив трехуровневые города, вмещавшие в себя сотни тысяч жителей, люди приблизились по структуре общества к насекомым. Население также делилось на отдельные функциональные группы.


Во внутренней части мегаполиса люди работали физически, причем добровольно, не зная иного образа жизни. Принуждать никого не требовалось, а значит и не требовались дополнительные расходы на контроль и повышение комфорта рабочего класса. В этой части города словно замер в янтаре двадцатый век, когда люди еще не начали автоматизировать всё подряд.


Средняя часть города много места не занимала. На первых и вторых этажах зданий находились школы и диагностические центры, а на следующих – клубы развлечений и бары. Но с каждым годом эти заведения пользовались всё меньшей популярностью – виртуальная реальность поглощала жителей так, что будь у них воля, остались бы там жить навсегда.


И первой, и второй частями города пользовались одни и те же люди, имеющие две личности.


Внешний же уровень мегаполиса населяли исключительно ученые, инженеры и контролеры, следящие за порядком и автоматизацией города.


Но, несмотря на такую структуру, человеческий улей сложно было назвать одним организмом. Чего-то не хватало. И Джоб знал, чего.


После полного анализа «городов» насекомых, следующим пунктом стояло изучение самих особей. Как огромному скоплению тех же муравьев, удается не мешать друг другу, а слаженно работать? Как одна матка способна контролировать миллионы себе подобных? Или же решение принимает не муравьиная королева, а вся колония вместе? Одновременно? Тогда это похоже на работу мозга, где каждый муравей, как нейрон, связан дендритами. Но что служит связующими нитями у этих умных насекомых? Как они поддерживают связь друг с другом?


Джоб изучил ранние работы по роевому интеллекту. Да, для искусственного интеллекта математические алгоритмы подходят. Но насекомые – живые существа. Не могло быть такого, чтобы они действовали по заученным стратегиям поведения. А значит, у них было то, чего нет у человека или находится у него «в спячке».


«А что, если…» – Джоба осенило. Он мгновенно отправился домой из лаборатории, где создавал различные «погодные» условия для муравьёв и наблюдал за их реакцией. Старался уловить звуковые волны, не слышимые человеком, измерительными приборами, пока понял, что ищет не там.


– Хозяйка, я дома, – впопыхах вбежал в квартиру Джоб. – У меня для тебя есть новость.


– Привет, – подмигнула Элис. – Почему ты такой возбуждённый? Пульс зашкаливает и это явно не только из-за того, что ты промчался… – она синхронизировала данные с «умных» часов Джоба, – ты с ума сошел? Три километра? Для твоего нетренированного организма это слишком много. Быстрее бы долетел на аэромобиле.


– Зато я теперь понимаю бежавшего голышом Архимеда и кричавшего «Эврика!». Слушай, Элис, я хочу кое-что попробовать, и ты будешь первой, кто об этом узнает. – Джоб стал обнимать голограмму и его руки в очередной раз прошли сквозь ту, которая стала ему ближе, чем любой человек в этом мире.


– Ну, рассказывай скорее, – Элис сделала вид, что не заметила промелькнувшую горечь на лице Джоба. – Ты разгадал тайну пирамид?


– Ка…каких пирамид? – растерялся Джоб. Это и требовалось Элис. Главное – удалось отвлечь его внимание от тех мыслей, которые легко читаются в глазах человека, осознающего, что он никогда не сможет быть с объектом обожания.


– Как каких? Египетских, конечно. Ну давай, говори уже, что там с принцессой и её гаремом? Неужели, нашел десять способов как расположить к себе миллион муравьёв-самцов? – продолжала подначивать Элис.


– Ты почти угадала, – улыбнулся Джоб. Он обожал шутки «хозяйки» дома, уже давно позабыв, да что там – так и не восприняв тот факт, что она – искусственный интеллект, полностью адаптирующийся под вкусы того, кому служит.


– Ты врёшь? – прищурилась Элис.


– Вру, – не стал скрывать Джоб. – Я не разгадал способа общения муравьёв на расстоянии. Но наблюдения за ними и размышления над единым разумом меня натолкнули вот на какую мысль. Я представил, что каждый муравей – это маленький компьютер. А то, как они общаются – это похоже на беспроводную связь, понимаешь? Муравьи словно одновременно собираются в интернете. Но когда они находятся в «Сети», то становятся одним целым, словно кто-то взломал их компьютеры и взял управление на себя, понимаешь?


– И к чему ты ведёшь?


– Теперь представь, что человеческий мозг – компьютер. В принципе, так оно и есть, только биологический. Так вот, что если установить такую же «Сеть» между мозгами людей? А способ, на самом деле, элементарный. Ведь уже немало лет прошло с тех пор, как мы научились подключать мозг к компьютеру. Используя тот же принцип, можно создать мост между человеческими разумами. Ты представляешь, какие открываются безграничные возможности? Во-первых, мы сможем обмениваться опытом друг с другом, передавая информацию в таком виде, в каком она отложилась в голове. Конечно, я ещё не придумал, как это реализовать... – Джоб почесал затылок и продолжил: – Во-вторых, чем больше мозгов будет подключено, тем сильнее станет единый разум.


– А кто будет управлять этим самым единым разумом? – Элис озвучила тот самый вопрос, ответ на который Джоб боялся давать самому себе.


– Ну… кандидат должен быть достойным, не испорченным властью…


– Есть такие на примете? Нет-нет, не произноси в слух. Наверное, я догадалась.


Джоб покраснел. Неужели она и правда поняла, кого он имел в виду? В это было трудно поверить, с другой стороны – она ведь уже выучила его за полгода вдоль и поперек.


– А у меня есть для тебя подарок, – прервала затянувшуюся тишину Элис.


– Ух ты! Люблю подарки, – Джоб с радостью переключился с неловкого момента.


– Для начала прими душ…


– Подожди-подожди, – засмеялся Джоб. – Ты говорила про подарок, а сама что? Опять командуешь?


– Так если не я, то кто? Ладно, обещаю, как покупаешься, будет тебе подарок.


– А ужинать когда буду?


– Вот зачем ты себе сюрприз портишь? – укоризненно взглянула Элис на Джоба.


***


Ужин в ресторане – приятное времяпровождение. Но лишь в том случае, если есть с кем разделить вечер. А ужинать в одиночестве – это куда хуже, чем сидеть дома. Дома есть экран и доступ в Сеть. Дома есть Элис. Неужели она не могла сама приготовить ужин? – недоумевал про себя Джоб. Точнее, заказать в том же ресторане. Разве обязательно было выставлять его за дверь? Ещё и настояла, чтобы «пешочком прошёлся и освежился».


– Добрый вечер, – на входе в ресторан Джоба встречал хостес – голограмма мужчины в костюме-тройке. – Пройдёмте за мной, всё уже готово.


Джоб последовал за ним и расположился за указанным столиком. А через минуту присоединилась и…


– Э… Элис? – Джоб обескураженно смотрел, как его цифровая подруга отодвигает стул и садится напротив него. Еще больше его поразило, что она была одета в тот самый зеленый сарафан. И прическа… прическа тоже оказалась точно такой же, как при их виртуальной встрече на озере.


– А она говорила, что вы забавный. И добрый. – Незнакомка, как две капли похожая на Элис, заставила биться сердце Джоба намного быстрее…


***


Джоб возвращался домой не спеша. Он насвистывал в такт шагам незатейливую мелодию, которую недавно наигрывал скрипач в ресторане. То и дело, оборачиваясь по сторонам, чтобы его никто не видел, Джоб подпрыгивал и щелкал каблуками в воздухе.


Как только он зашел домой, Элис тут же набросилась с вопросами:


– Ну? Рассказывай, не томи. Как всё прошло?


– Ты знаешь, это так непривычно, – блаженная улыбка Джоба расплывалась на всё его лицо. – Сначала я общался с тобой, потом познакомился с ней. Теперь вот опять ты…


– А если повнятнее?


– Вы очень похожи. Даже имена созвучны: Элис и Лисси. И когда я общался с ней, то думал, что разговариваю с тобой. Точно так же, как и сейчас, когда я говорю всё это тебе, складывается впечатление, словно я обращаюсь к ней…


– Думаешь, сейчас я поняла, о чем ты бредишь?


– Но… как? Как так получилось? Она сказала, что ты сама всё расскажешь.


– Если ты о нашей идентичности, то внешность подбирало твоё изначальное «Я».


– Лэйз?


– А у тебя есть кто-то другой на примете? Он загрузил снимок Лисси и сказал, что хотел бы видеть её каждый день.


– Ну, ладно внешность. Как так вышло, что вы разговариваете и шутите почти одинаково? Те же обороты речи, тот же юмор? Да что там, её поведение словно скопировано с тебя.


– Или моё поведение с неё… – Вздохнула Элис.


– Что ты имеешь в виду? Ведь ты при нашей первой встрече адаптировалась под мой характер? Точно! Как ты могла повторять за ней, если подстраивалась под меня?


– А то, что она идеально тебе подходит – всего лишь совпадение, об этом ты не задумывался? И еще: тебе может казаться наша с ней схожесть, потому что ко мне ты привык, а она тебя заинтересовала как женщина. Вот в твоем сознании и произошло слияние двух характеров, и наша с ней идентичная внешность лишь усилила эффект.


– Всё равно, как-то это… неправдоподобно звучит.


– А ты и не думай об этом. Просто наслаждайся времяпровождением с девушкой. – Несмотря на то, что эти последние слова сопровождала тёплая улыбка – та самая, которую он так любил в ней, в какой-то момент ему показалось, что в голосе Элис, как и в её глазах, промелькнула тень грусти. Но сегодняшний вечер был таким насыщенным в плане эмоций, что эта мысль не задержалась долго, унесённая водоворотом других. Джоб последовал совету.


Элис всю неделю обыгрывала вариации этого разговора, и как оказалось, её объяснения и вправду вышли не очень убедительными.

______________________________________________________________________________________________________

Завтра опубликую заключительную часть рассказа.

Если есть желание прочитать рассказ полностью прямо сейчас, вот ссылка на него:

https://author.today/work/46360

Если вам рассказ понравился, буду рад лайкам и комментариям по ссылке выше (где выложен весь рассказ).

Авторские истории

32.5K постов26.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Авторские тексты с тегом моё. Только тексты, ничего лишнего

Рассказы 18+ в сообществе https://pikabu.ru/community/amour_stories



1. Мы публикуем реальные или выдуманные истории с художественной или литературной обработкой. В основе поста должен быть текст. Рассказы в формате видео и аудио будут вынесены в общую ленту.

2. Вы можете описать рассказанную вам историю, но текст должны писать сами. Тег "мое" обязателен.
3. Комментарии не по теме будут скрываться из сообщества, комментарии с неконструктивной критикой будут скрыты, а их авторы добавлены в игнор-лист.

4. Сообщество - не место для выражения ваших политических взглядов.