41. Философия. "Рождение Трагедии" Ницше

Книга Фридриха Вильгельма Ницше под названием "Рождение трагедии из духа музыки" содержит в себе большинство тем, к которым он в дальнейшем будет обращаться. Она написана как литературная критика, хотя её содержание гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

В этой статье я хотел бы поделиться с Вами теми идеями, которые подчеркнул для себя в ней.

---
Шопенгауэр и Музыка
---
Ницше, в начале своего пути мыслителя, был под большим впечатлением от творчества Артура Шопенгауэра, в частности его главной книги "Мир как воля и представление". Основная мысль данного произведения, с моей точки зрения, это то, что наш мир в своей первооснове - это хаотичное движение некой мировой Воли, которая воплощается, в том числе и в человеке. Созерцание мира через такие понятия как "время", "материя", "форма", "пространство" - это "представления" мировой Воли. Они ложны, вторичны, надуманны, хоть и помогают нам жить в этом мире.

Познание этой воли в себе и в мире Шопенгауэр предлагал делать через искусство, а точнее через музыку, поскольку именно она, лишенная образов, непосредственных смыслов и идей, глубже всего проникает в саму суть человека, побуждая его к действию, пробуждая в нем "инициативу". Музыка имеет непосредственный контакт с этой мировой Волей, именно поэтому Шопенгауэр, а затем и Ницше, считал её главным видом творчества.

---
Аполлон и Дионис
---
В произведении Ницше, к которому мы обратились в начале, можно усмотреть противостояние аполлонического и дионисийского начал. О том, что они значат в данной книге, я постараюсь рассказать ниже:

1. Аполлон - бог искусства, высокой культуры, пророчеств и солнца. Он является людям в вещих снах и защищает цивилизации от падения. Ницше использует его образ для того, чтобы передать одну мысль: мы прячемся внутри культуры, морали, внутри выдуманных богов, внутри концепций о судьбе и расплате для того, чтобы не всматриваться в хаос бытия, который не поддается объяснению. Аполлоническое начало - это начало разума, который пытается всё упорядочить, осветить. (я описал эту сторону культуры с негативной позиции, однако, в самой себе она не плоха, поскольку именно с неё начинается цивилизация, надо лишь не дать Аполлону стать тираном, который отрицает бытие, кроме как внутри собственных концепций)
2. Дионис - бог вина, хаоса и дурмана. Дионисийское начало - это бытие без фальши, хаос во плоти, внутри которого есть как панический ужас, так и экстатическое, оргиастическое наслаждение. Дионисийское начало отрицает любые правила, любую мораль или законы, она живет сама по себе и самодостаточна внутри себя, но при этом способна убить каждого, кто вступает в контакт с ней. Если Аполлону соответствует сон, то Дионису - пьяный бред, интоксикация, "наркотический экстаз".

Можно увидеть некоторую параллель между творчеством Шопенгауэра и Ницше - Дионис это мировая воля, а Аполлон - представление, которое условно упорядочивает бытие.

---
Рождение трагедии из духа музыки
---
Музыка, с точки зрения автора, приближает нас к мировой воле, к Дионису, к необъяснимым экзальтациям и панике бытия. Через контакт с музыкой мы обретаем опыт "растворения": представьте себя на концерте, во время волнительного момента в песне. Вы теряетесь в моменте, сливаетесь в едином порыве со всеми, обретая экстатическое переживание. Но это же может навести ужас, поскольку потеря себя, своих берегов в море хаоса сулит безвозвратные изменения и подвержение сомнению целостности своего "Я" и всего, с чем "Я" себя отождествляет. Это и есть трагедия музыки, которую она рождает в человеке.

С точки зрения Ницше, именно при столкновении дионисийского и аполлонического начал и рождается трагедия, осознание произвола бытия на фундаментальном уровне.

---
"Бацила" Сократа
---
Трагедия умерла, считает Ницше. Она была убита рационализацией. Люди не осилили жизнь в её истинной форме и спрятались за идеями о разумности, о благе. Сократ - это демон Афин, который призвал в мир рационализацию, объясняющую, что всё хорошее - это обязательно разумное, обоснованное, логическое, истинное.

С точки зрения Ницше, Сократ стал началом "разумных добродетелей", которые лишены героизма, лишены пафоса и борьбы. В новой эре, чтобы тебя запомнили, не надо делать подвиги, не надо уходить в неизведанные края, сталкиваться с Дионисом, нужно просто прятаться за разумностью, моралью и привилегиями осознанности, чтобы считаться достойным человеком. Это очень не нравилось Фридриху Ницше. С его точки зрения, Сократ положил начало господства рабской морали.

Представьте себе красивых, сильных и храбрых людей, которые побеждают в игре под названием "жизнь", берут всё силой, потому что наделены ею, и не боятся жизненного произвола. Эти "победители по жизни" господствуют над теми, кто в жизненной лотерее проиграл. Но вдруг эти проигравшие начинают обосновывать то, почему жизнь с ними обошлась несправедливо, и что элита им должна, при чем очень много должна. Ницше был зол на этих рабов элиты за их переворот ценностей: они начали обосновывать то, почему надо защищать слабых, почему блаженно давать, нежели забирать, почему нужно быть жертвенным и так далее. Они убили храбрых и поставили во главу угла обоснованную "добродетель", скрывающую за собой трусость.

Что-то аналогичное происходит сегодня. Феминистки, стремящиеся продвигать идеи "боди позитива" в массы, заставляют красивых, стройных и работающих над собой женщин (любимец жизни) признавать свою позицию привилегированной, а задаваемые ими стандарты красоты бесчеловечными. Таким образом "рабы" занимают место "господ".

---
Музыка как спасение
---
С точки зрения Ницше, спасение от Сократа и потери контакта с дионисийским началом, является музыка. Нужно возродить трагедию, вернуть в людях влечение к хаосу, поскольку хаос не только уничтожает, но и привносит новое. Ницше желал возвращение героев, возвращение сверхлюдей, которые бы поставили во главу угла стремление к силе, к наслаждению жизнью, а не к "комфортной жизни раба в футляре".

Я, как автор этой статьи, попытался передать мысли Фридриха Ницше в как можно более приближенном варианте. Они мне импонируют, могу понять почему многим нравится пафос автора, однако я не причислил бы себя к тем, кто разделяет его точку зрения на мир, людей, культуру и героизм.

Философия

2.5K постов5.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество создано ради общения, поэтому не рассчитывайте на помощь с поднятием рейтинга.


Огромная просьба: не выкладывайте посты, нацеленные на разжигание религиозных войн. Все аргументы сторон мы уже давно изучили;)


Дешевые провокации, откровенная дичь, а также посты не по теме сообщества будут перемещаться в общую ленту сразу после объяснения причин.