Выживание самых дружелюбных (3)
Заканчиваем знакомство с книгой Хейра и Вудз.
Как мы убедились, человеку свойственно расчеловечивать тех, от кого он чувствует угрозу. Делается это часто посредством сравнения с обезьяной. Это не просто так. Оказывается, мы подсознательно относимся с настороженностью по отношению к тем, кто хоть и похож на нас, в каком-то отношении нами не является. Этот эффект описал Масахиро Мори. Он обнаружил, что если делать робота всё больше похожего на человека, человек будет проникаться всё большей симпатией к нему, но до определённого предела. Не дойдя в своём внешнем виде до человека совсем немного, он резко начнёт вызывать отторжение. Этот психологический эффект был назван им "зловещей долиной".
Вероятно, что и человекообразные обезьяны тоже попадают в эту долину. Жуткий образ Кинг-Конга - из этой оперы. Или я вот думаю - и собаки с волками терпеть друг друга не могут, а вроде родственники?
Так или иначе, но, взявшись за тему сравнения с обезьяной, авторы неизбежно будут иметь дело с расизмом. Они говорят нам, что в 21 веке расизм в его прежней форме сходит со сцены, но проявляется по-другому в виде неравенства. А где неравенство - там и политика. Получилось, что последние главы книги оказались пропитаны политикой, а поскольку авторы - американцы, то американской политикой. Не обошлось и без Трампа, и без советов по противодействию консервативной политике борьбе с расизмом. Эх, а было так занятно...
После Второй мировой войны тема расизма и его проявлений привлекла внимание многих исследователей. Пытались определить, чем определяется склонность человека к жестокости. Основными объяснениями послужили предубеждения, конформность и повиновение власти. Не обошлось и без упоминания знаменитого эксперимента Стенли Милгрэма. К сожалению, нашу главную слабость, а именно безжалостность к угрожающим нам чужакам, тогда не заметили. Авторы упоминают в этой связи эксперимент Альберта Бандуры, при котором, испытуемые, услышав описания других людей "гнилыми" и "животными", стали сами к этим людям хуже относиться.
Наше время не испытывает недостатка в симианизации, т.е. сравнения с обезьянами. Даже Обаму не пощадили. При этом те, кого расчеловечивают, платят в ответ той же монетой: дегуманизируют своих обидчиков. Последствиями являются жестокости и насилия. Мы видели ранее, что эта враждебность - наша врождённая. Как с этим бороться, вывести новую породу человека? Евгеника практиковалась не только в Третьем рейхе, но и до недавних пор в самих США, где принудительная стерилизация была закончена аж в 1983 году. Но даже если бы этим не прекратили заниматься по моральным соображениям, даже в этом случае ничего бы не получилось: когда выводят новые породы, шанс на размножение получают лишь немногие. Стерилизовать половину человечества - невыполнимая задача. Может, техника нам поможет? Тоже вряд ли. Техника - лишь инструмент, который сам по себе может быть использован для любых целей, необязательно добрых.
Определённые надежды авторы связывают с политическим строем либеральной демократии, который они видят чуть ли не венцом творения. Это достаточно спорный аргумент, мягко говоря. Но и они согласны с тем, что демократию и трудно установить, и легко потерять. Угрозой американской демократии они видят альтернативных правых, которых определяют как сборище подонков ориентированных на социальное доминирование и правый авторитаризм. Нетолерантных, короче. Попытаешься их перевоспитать - сделаешь ещё хуже. Но есть же и крайне левые, которые тоже не подарок. Они тоже расчеловечивают своих политических противников и склонны к насилию. Все проявления экстремизма к этом склонны. Ни для кого не является тайной, что люди меняются. Сегодня ты - добропорядочный центрист, а завтра страна сталкивается с угрозой либероидов, коммунистов, гомосеков, жидов или ещё кого - и ты уже шагаешь в чьих-то рядах на митинг. Этим пользуются экстремисты разного толка. Создают образ врага, про которого рассказывают, что он тебя за человека не считает. И если угроза, реальная или нет, возрастает - люди изменяют свои политические пристрастия и становятся готовы к насилию. В кризисные времена политический центр размывается.
Если верно то, что причина проблем американской демократии в присущей нам враждебности к чужакам, то бороться с этим нужно проверенным способом: сводить противоборствующие стороны вместе, чтобы те убедились, что все мы люди и стали лучше друг к другу относиться. Таким образом от альтернативных правых можно, по идее, со временем избавиться. Перемешивать чёрных и белых детей в школах. Селить их в одних районах. Делать смешанные войсковые подразделения. Заказывать в Голливуде фильмы с изображением позитивных контактов. Короче, способствовать появлению дружбы народов. В этой связи нам рассказывают байку про внучку Эйзенхауэра, которая стала бояться Хрущёва после того, как он шепнул на ухо её деду, что увидит его внуков в могиле. А потом она познакомилась с сыном Хрущёва, который позитивным настроем и шутками развеял её страхи. Вот только незадача, подумал я: или Хрущёв шептал по-английски, или Эйзенхауэр понимал по-русски?
Теперь про Трампа, куда ж без него. Бороться с этим отталкивающим типом, раздающим нелестные эпитеты своим политическим оппонентам его сторонниками силовыми методами, как это делает Антифа - неэффективно. Мирные протесты более успешны. Ну, согласно методичке Шарпа исследованиям Эрики Ченовет. Далее, нужно запретить высказываться о других, как о животных, мусоре и т.п. А то тот же Трамп этим злоупотребляет.
В заключение Брайан и Ванесса рассказывают ещё пару историй на тему любви к животным и признаются в любви к собакам. Они говорят, что тот, кто хорошо относится к зверям, тот и к ближнему будет относиться хорошо. А собака, пройдя долгий путь от падальщика через помощника и предмета для понтов, находит в современном обществе наконец подобающее себе положение. Положение Друга.
Вот если бы не политика, была бы в целом очень хорошая интересная книжка. А так - впечатление осталось смазано. Чем-то напоминает книжки Харари, где тот тоже "сдабривает" казалось бы научно-популярное повествование своими политическими пристрастиями. Советы по продвижению контактов с целью повышения толерантности - годны, но применимость их ограничена. Можно расфасовать нацменов по школьным классам - я за. Но что делать с иностранцами - русскими, китайцами и т.п.? Отправить полстраны в чужие школы по обмену? Чужаки - всегда будут существовать, мир слишком велик. Да и неприязнь может вспыхнуть даже между самыми близкими друзьями, супругами, братьями и т.д. Достаточно лишь почувствовать от них угрозу. А что делать, если кому-то мешают другие лишь самим своим существованием? Ведь так бывает. Я не знаю, что делать. Наверное, ненасилие должно стать убеждением человека. А убеждения - такая штука, которую трудно изменить, но легко воспитать. Хотите изменить мир к лучшему - воспитайте, как надо, хотя бы своих детей.
Ссылка на аудиоверсии: https://t.me/einfachst