Серия «Встречают по... : особенности соц.маркирования»

35

О золоте

С золотом, нынче, бардак, конечно, но попробуем взглянуть на него не только с привычной современнику ювелирной или экономико-накопительной т.з., но и с позиции истории образования.

О золоте Государство, Общество, История России, Образование, Школа, Высшее образование, Награда, СССР, Длиннопост

Золотая медаль РСФСР. Вообще, изначально медаль чеканилась в 16 вариантах (15 привычных "сестёр" и Карело-Финская, которая в 1956 вошла в РСФСР): у каждой Республики - свой герб на реверсе, на аверсе используются национальные языки.

27 августа 1959 года Правительство СССР издало Постановление № 1025 «О награждении медалями оканчивающих средние общеобразовательные школы». Сам этот документ нередко позиционируется едва ли не в качестве основополагающей вехи в этом полезном во всех отношениях начинании. Хотя на самом деле ситуация с этим хрущевским постановлением (Никита Сергеевич как раз занимал кроме поста Первого секретаря ЦК КПСС еще и должность Председателя Совета Министров СССР) обстоит, что называется, с точностью до наоборот. К счастью, в смысле не полного упразднения школьных золотых (и серебряных) медалей, а максимального выхолащивания изначально заложенного в них содержания.

Принятый в 1828 году «Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов Санкт-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского» впервые для Империи утвердил правила и условия награждения лучших выпускников гимназий. Устав несколько раз изменялся, но, как видно из названия Устава, награда не была и так и не стала, собственно, общегосударственной. После 1917 не выдавалась, а вместе с отменой Устава (упразднен декретом ВЦИК от 16 октября 1918 г.) официально была отменена и медаль.

Впервые же эти награды лучшим школьникам всего СССР были вновь введены Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР «Об утверждении положения о золотой и серебряной медалях и образцов аттестата зрелости для оканчивающих среднюю школу», № 1247, 30 мая 1945 года. Принципиальное решение на этот счет было принято еще 22 июня 1944 г. — в рамках куда более широких общесоюзных реформ образования, коснувшихся, в частности, системы оценок, — когда во всех школах и ВУЗах страны была введена четкая пятибалльная система. До этого в данной области царил некоторый разнобой, где, в зависимости от образовательного учреждения, могла применяться и 5-ти, и 10-ти, и 12-ти бальная система отметок. Существовала даже система «бесцифровая» на манер оценивания поведения школьников или экзаменационных отметок студентов — «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Не менее важным было и наведение порядка в правилах приема выпускников школ в ВУЗы, до этого менявшихся едва ли не ежегодно. Например, с 1936 г. для этого необходимо было иметь среднее образование и сдать вступительные экзамены хотя бы на «тройки». С началом войны, в ее первые, самые тяжелые месяцы, на фронт пришлось призвать и очень многих студентов-мужчин. Тогда сидеть за студенческой скамьей разрешили уже просто всем желающим выпускникам средних школ — даже без сдачи вступительной сессии. И лишь с июня 1944, когда ситуация в стране более-менее стабилизировалась — вступительные экзамены для абитуриентов вновь были восстановлены. Соответственно, появился и конкурс для последних, если число поступающих в тот или иной популярный институт или университет превышало число мест на первом курсе. Тем не менее, в качестве важной льготы для тех самых «золотых медалистов», получивших в аттестате «пятерки» по всем предметам, прежнее положение о поступлении без экзаменов для окончивших школу, было сохранено. При этом по таким дисциплинам, которые требуют некоторых особых талантов, - пение, физкультура и даже начальная военная подготовка(!) - им разрешалось «пятерок» и не иметь.

«Серебро» давали и при наличии 3 четверок, а обладатели таких медалей сдавали в понравившийся ВУЗ один экзамен. Кстати, вовсе не обязательно «на отлично» — достаточно было хотя бы не получить «неуд». Интересно заметить, что такое положение вещей существовало при «тиране Сталине» и в первые годы после его смерти. А вот при «добряке Брежневе» в 1968 г. «серебряные медали» вообще были упразднены (до 1985-го), — а прежние льготы «золотых» медалистов были существенно урезаны. Как раз до уровня прежних «серебряных призеров», и даже сильнее.

Теперь обладатель золотой медали вместо прежнего одного лишь «собеседования» должен был сдать один профилирующий экзамен — и обязательно на 5. В противном случае ему надо было для получения заветного студенческого билета пройти еще 2-3 вступительных испытания — причем набрав общий балл не ниже проходного в данной «альма-матер». Серьезно усилились требования и к школьникам-соискателям золотых медалей. Так, их работы на письменных экзаменах (обычно — математика и сочинение), после проверки школьными учителями, подлежали перепроверке минимум в районо, а то и в области! Также роковой могла стать даже не итоговая, а «четвертная» тройка в табеле успеваемости, и даже двойка за обычный урок в классном журнале.

Впрочем, особо ругать Брежнева даже как-то не хочется, особенно на фоне подхода его предшественника. Никите Сергеевичу при подготовке Постановления правительства от 27 августа 1959 г. показалось мало снижения допустимого количества «четверок» для серебряных медалистов — с прежних 3 до 2. Пункт 3 этого документа содержит просто шедевр канцелярита:

«Награжденные золотыми и серебряными медалями "За отличные успехи в учении, труде и за примерное поведение" имеют преимущественное право поступления в высшие учебные заведения Союза ССР при прочих равных условиях».

На деле сей «перл» означал одно — теперь ровно никаких льгот — ни по полному освобождению от вступительных экзаменов, ни по снижению их количества у медалистов не будет. А загадочное «при прочих равных условиях» подразумевало всего лишь, что в случае если медалист после школы поработает пару годиков на производстве, то после этого, при попытке поступить в ВУЗ в «льготных» категориях «целевиков» и «стажников», его медаль даст ему преимущество при равенстве баллов с не-медалистами. То есть если условный вундеркинд, мечтающий о лаврах академиков Капицы, Прохорова, Богомольца, других корифеев, захочет побыстрее начать «грызть гранит науки» — ему сперва надо будет поработать на заводе или в сельском хозяйстве. А спустя два года, когда «суровые будни прозы жизни» выветрят из головы большинство полученных в школе знаний, уже можно будет думать, как то, что из них осталось преумножать на студенческой скамье.

К тому же для медалистов-юношей существовал еще один важный момент, о котором очень редко вспоминают авторы публикаций на данную тему. Ведь в 50-х годах в СССР продолжительность полного среднего образования составляла 11 лет, да еще и в школу многие шли в 8 лет, а не 7 или 6 как сейчас. То есть «аттестат зрелости» после выпускного школьного бала получали уже формально, а часто и действительно (учитывая условия) зрелые люди — 18 лет или даже старше. И иметь возможность поработать 2 года перед поступлением в ВУЗ у подавляющего большинства юношей просто не было — в связи с получением повестки в армию. Срок службы (до середины 60-х) составлял 3 года, а на флоте - 4. Приходящие «на гражданку» «дембеля» пользовались льготами при поступлении, как и обычные «стажники» — и даже больше. Вот только сам этот «дембель» наступал в 22-23 года (при условии призыва в 19 лет). И после этого получать высшее образование еще 5-6 лет желающих оставалось не так уж много. Особенно если возмужавшие молодые люди хотели завести семью.

Единственной альтернативой многолетней задержки с началом получения высшего образования для выпускников школ была возможность попытать счастья поступая в ВУЗ «на общих основаниях». Общих с 1959 г. и для «медалистов» — без каких-либо льгот по количеству сдаваемых вступительных экзаменов. И с учетом того, что в самых популярных «альма-матер» на абитуриентов после школы выделялось порой не более 20% мест (остальные 80% предназначались для «льготников»). То есть конкурс среди вчерашних школьников был просто сумасшедший — при официальном, например, в 3,5 человека на место, мог реально быть на порядок выше.

Кто-то может сказать: «Ну и что с того — талант всегда пробьет себе дорогу». Да, и к началу 60-х школьники-отличники нередко пробивали даже вышеописанные поставленные перед ними барьеры. Но тут ведь вот какое дело. Если парень или девушка, хотя бы в старших классах, уже знают, кем они хотят быть и куда будут поступать — зачем им тогда вообще обращать внимание на непрофильные предметы? Главное — хотя бы на «троечку» их сдать, — а «на отлично» учить необходимо лишь то, что потребуется на вступительной сессии. «Технарям» — физику, химию, математику, «гуманитариям» — литературу, историю, обществоведение, иностранные языки. Нам это очень знакомо. Эдакий «пра-ЕГЭшный подход» хрущевских времен — разве что без сдачи единых формализованных тестов.

Но ведь огромным достижением реформы образования в первые годы Советской власти как раз и стала отмена чрезмерно ранней профориентации школьников, с младых ногтей «программируемых» на стезю адвокатов-историков-врачей после гимназий; инженеров, химиков, математиков после «реальных училищ»; приказчиков-купцов-бухгалтеров после «коммерческих училищ». При этом выбор профиля школы определялся, в основном, родителями и экономическими обстоятельствами. А потом выросшее чадо могло заинтересоваться совсем другой профессией, куда вход после окончания именно этого среднего учебного заведения был закрыт. Советские же школы с самого начала готовили «политехников»-универсалов. При этом, для особо одаренных по профилю детей существовали специальные школы-интернаты при ведущих ВУЗах. Ну, а не блещущие особыми талантами подростки уходили уже после 7-8 класса в ФЗУ — получать рабочие профессии. Для самых толковых из таких в 1969 году вновь ввели вечерние «рабфаки» (упразднённые с начала 1941 г. в связи с развитием системы полных средних школ и школ рабочей молодёжи) и расширили профильную заочку. Остальные же могли выбирать самый широкий спектр специальностей — от гуманитарных до технических. А чтобы учащиеся средних школ слишком рано не начинали специализацию — прежняя система льгот поощряла получение ими знаний и хороших оценок по всем предметам, что попутно сказывалось и на формировании системного мировоззрения.

После же хрущевской новации реальная ценность школьных медалей ушла — с соответствующим падением мотивации к их получению. На этом фоне отнюдь не случайностью кажется возникновение знаменитой дискуссии между «физиками» и «лириками» (кто из них нужнее) именно в том самом 1959 г., дополнительно давшей не самый адекватный ориентир молодежи, — дескать, ну зачем стремиться к гармоничному образованию, даешь специализацию! Тогда и экзамены в понравившийся ВУЗ легче сдашь — если не будешь тратить время на изучение всякой ерунды. Один из моих учителей, кстати, жёстко увязывал это с ростом числа компилятивных работ и соответствующим падением количества междисциплинарных исследований, последовавших в семидесятые, что больно сказалось и на исторической науке вообще, и на вспомогательных исторических, и на источниковедении в частности.

Кстати, почти мистическим совпадением выглядит и исчезновение после 1960 г. действительно золотых и серебряных медалей. «Тиран Сталин» считал возможным и необходимым в куда более сложные годы для страны вручать самым умным детям честно заслуженные награды из настоящих золота (15,3 грамма 583-й пробы, в 1954 пробу снизили до 375-й) и серебра (925-й пробы). Это в то время, когда страна еще не победила в страшной войне. А из золота изготовлялись даже не все боевые ордена и медали, лишь некоторые высшие полководческие, Звезда Героя и Орден Ленина. То есть самоотверженный труд самых юных граждан страны по овладению вершинами школьных знаний справедливо приравнивался к боевым и трудовым подвигам взрослых. А вот во время «борьбы с культом» стали отливать такие медали из томпака и мельхиора — лишь слегка позолоченные или посеребренные сверху. И правда, если у школьного «золота» или «серебра» отобрали его реальную ценность для обладателей, то зачем «сохранять хорошую мину при плохой игре», тратя драгоценные металлы на ничего не стоящие «бирюльки»?

Самое смешное, что хрущевская инициатива была напрочь лишена оснований даже исходя из положений доминирующей коммунистической идеологии. Широкие льготы для выходцев из рабочей и крестьянской среды для поступления в ВУЗы имели какой-то смысл в 20-х годах, когда Советская власть хотела побыстрее создать в качестве надежной опоры лояльную для себя интеллигенцию. Но уже в 40-х годах качественное среднее образование получали миллионы детей не только лиц интеллигентных профессий, но и тех же рабочих и крестьян. Отчего Сталин и принял решение перенести акцент при выборе наиболее желательных кандидатов в студенты с «социального происхождения» на личные таланты и знания.

Хрущевские «2 года стажа для поступления в ВУЗ» — это ж форменная пародия на «прививание вчерашним школьникам традиций рабочего класса и колхозного крестьянства». Настоящий рабочий класс — это квалифицированные и грамотные рабочие. Но чтобы хотя бы начать достижение такого статуса — надо минимум, для начала, профтехучилище закончить, получив специальные навыки токаря, слесаря, электрика. А сразу после школьной парты можно работать лишь на самых низкоквалифицированных работах, что куда ближе не к пролетариату, а к «люмпенам». Люмпен - «деклассированный элемент, лишенный классового сознания и солидарности», а к таким классики марксизма относились с опаской, пожалуй, всего лишь чуть меньшей, чем к крупной и мелкой буржуазии. Впрочем, если вспомнить, что товарища Хрущева многие и современники, и нынешние историки, определяют как «тайного троцкиста» (что не так, конечно: троцкисты народ идейный, в доску утилитарный и сильно вдумчивый), — описанным выше форменным извращениям и коммунистической теории, и образовательной политики удивляться не приходится.

К счастью, после того как на Октябрьском пленуме ЦК КПСС 1964 г. Никиту Сергеевича перевели в «пенсионеры союзного значения», новое руководство СССР достаточно скоро, помимо прочих перегибов, приступило к восстановлению и нормальной ситуации со школьниками-медалистами. Золото в золотые медали, правда, до самого конца Союза так и не вернули, оставили прежний «позолоченный томпак». Ещё упразднили в 1968 г. и серебряные медали.

Однако главную идею этого института при Брежневе, надо отдать ему должное, восстановили. Воссоздав для самых умных и талантливых школьников систему ускоренных «социальных лифтов» для получения высшего образования и последующей карьеры. Не забыли и о тех, кто учился чуть похуже, — введя, например, «9-бальную систему», при которой абитуриент, сдавший два из четырех вступительных экзаменов на 5 и 4, от сдачи остальных освобождался.

А чтобы дети раньше времени не «специализировались», манкируя необходимостью прилежного изучения отдельных предметов школьной программы, в начале 70-х было введено понятие «среднего балла аттестата». Так что если получивший аттестат зрелости школьник имел там много троек, то шансов поступить в ведущие ВУЗы, где конкурс доходил до 25 баллов («пятерки» по всем четырем вступительным экзаменам — плюс средний балл аттестата тоже 5) у него просто не было. Что, конечно, серьезно стимулировало подростков лучше относиться к учебе.

Сейчас, конечно, ценность золотых медалей в российском образовании, особенно после введения ЕГЭ, значительно ниже, чем в советское время. С другой стороны, после 1991 г. и получить высшее образования стало намного легче, чем в прежние времена. И все же даже и теперь этот сияющий позолотой кругляш остается для самых талантливых детей почетной наградой, честно заслуженной напряженным трудом в школьные годы.

Показать полностью
56

О бороде, как критерии вольнодумства

Хипстерство во все времена цвело и процветало, только называлось или по другому, или вообще никак не называлось. Но молодые люди, которые мыслят "не так как все" (или им так только кажется?) всегда стремились выделиться из массы при помощи некоего внешнего маркера, будь то "ирокез", татушки, оранжевый галстук или просто закатанные джинсы. А скучное нормальное общество, опять же, всегда смотрело на эти маркеры без особого одобрения. Что делать, мода — штука социально-политичная. Попался мне по этому поводу один забавный документик…

О бороде, как критерии вольнодумства История, Общество, Культура, История России, Власть, Народ, Педагогика, Мода, Длиннопост

Владимир Ильич в плакатном исполнении. Оставался верен эспаньолке до конца жизни.

В феврале 1838 года Дмитрий Гаврилович Бибиков (1792–1870), в 1837–1852 годах генерал-губернатор киевский, подольский и волынский, получил послание за подписью шефа жандармов и главноначальствующего Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии графа Александра Христофоровича Бенкендорфа:

«Секретно

Милостивый государь, Дмитрий Гаврилович!

Доходит беспрерывно до моего сведения, что в Киевской, Подольской и особливо в Волынской губерниях молодые люди, упитанные духом вражды и недоброжелательства к правительству и принимая все мысли и даже моды Западной Европы, отпустили себе бороды a la jeune France (по-французски) и испанские бородки. Хотя подобное себяуродование не заключает в себе вреда положительного, не менее того небесполезно было бы отклонить молодых людей от такого безобразия, не употребляя однако же для достижения сей цели мер строгих и каких-либо предписаний.

А потому не изволите ли Ваше Превосходительство найти возможным приказать всем будучникам и другим нижним полицейским чинам отпустить такие бороды и, для вернейшего успеха, отпустить их в некотором карикатурном виде? Но в случае Высочайшего проезда Государя Императора чрез губернии, Вам вверенные, полицейские служители должны немедленно обриться, дабы все видели, что такое уродование лица противно Его Величеству и что было допущено единственно в насмешку безрассудным подражателям чужеземных странностей…»

О бороде, как критерии вольнодумства История, Общество, Культура, История России, Власть, Народ, Педагогика, Мода, Длиннопост

Феликс Эдмундович Дзержинский. Просто классическая эспаньолка.

22 февраля 1838 года Бибиков отвечал шефу жандармов:

«На секретное отношение Вашего Сиятельства от 12 сего февраля имею честь уведомить, что со времени прибытия моего, наблюдая по всем частям за точным исполнением Высочайших повелений, я удостоверился, что Высочайшее воспрещение носить бороды (jeune France) и испанские бородки строго исполняется и в нарушении оного из живущих в Киеве никто не замечен. Что же касается до прочих мест управляемых мною губерний, то я требую относительно наблюдения за исполнением Высочайшей воли надлежащих сведений и по получении оных не оставлю уведомить Вас, Милостивый Государь, о тех мерах, какие признаны будут мною за нужное согласно Вашему мнению».

Дело пошло и уже 28 марта Бибиков докладывал начальству:

«В дополнение к отзыву 22 февраля № 217 имею честь уведомить Ваше Сиятельство, что в Подольской губернии одни только приезжие иностранцы встречаются иногда с бородами a la jeune France, а тамошние жители их не носят; прежде сего там заметна была страсть к усам, но теперь по сделанным с прошедшего года от гражданского губернатора, вследствие последовавшего о том Высочайшего повеления, внушения и усов никто не носит. В Волынской же губернии некоторые из дворян носили подобные бороды, но после первого намека, сделанного житомирским военным и волынским гражданским губернатором губернскому предводителю дворянства о непристойности такой моды, дворяне в городе Житомире тотчас выбрили у себя усы и бороды, и сему примеру последуют, вероятно, и жители уезда».

О бороде, как критерии вольнодумства История, Общество, Культура, История России, Власть, Народ, Педагогика, Мода, Длиннопост

Иосиф Виссарионович. Позже бороду сбрил, но усы оставил.

Обмен репликами между Петербургом и Киевом лишний раз напоминает о том, что традиция своего рода полицейской семиотики вовсе не прервалась в Российской империи после смерти Павла Первого, который, как известно, борьбу с революционной угрозой начал с запрещения жилетов и фраков, поскольку был убежден, что "именно жилеты совершили французскую революцию". Более того, трактовки одних и тех же деталей внешности со временем приобретали значительное разнообразие.

Чуть позже, в конце 1840-х — начале 1850-х годов, преследованию подвергались русские бороды: власти обязывали славянофилов обриться, славянофилы же видели в подобных приказах посягательство на собственную народность, ибо отстаивать свои бороды было прерогативой русского народа еще со времен Петра Первого, весьма энергично на эти бороды посягавшего.

Итак, если одни бороды были неугодны как чересчур русские, то другие озадачивали как чересчур французские, потому как и те и другие — чересчур революционные. И не сказать, что бы власть тут была сильно не права...

О бороде, как критерии вольнодумства История, Общество, Культура, История России, Власть, Народ, Педагогика, Мода, Длиннопост

Пётр Алексеевич Кропоткин. Глыба анархизма и народничества.

В этом отношении российские власти следовали за Францией, где, взглянув на человека, сразу можно было определить его радикальную политическую позицию ("по усам видно, что он за Революцию"), где превращение молодого человека из замшелого ретрограда в смелого новатора предполагало среди первоочередных мер отращивание эспаньолки — короткой остроконечной бородки, которая, даже не будучи очень густой, "по крайней мере, свидетельствовала о намерении отрастить бороду", а бритый подбородок указывал на принадлежность его владельца к числу законопослушных мещан.

Конечно, французы соотносили густоту и форму растительности на лице с политическими взглядами человека не напрямую, а опосредованно: кто отрастил бороду на средневековый или ренессансный манер, тот принадлежит к лагерю романтиков, а романтики — новаторы и революционеры не только в литературе, но и в жизни. В России такими тонкостями пренебрегали и связывали бороду с политическими взглядами напрямую: у кого борода, тот республиканец и бунтовщик. Тем не менее, осуждая французские бороды, русские власти перенимали французскую же систему оценок, с той, разумеется, разницей, что во Франции классики и филистеры могли ужасаться, глядя на прогрессивных бородачей, но губернаторы по поводу бород внушений не делали и сверху их никто не запрещал (впрочем, и во Франции такая свобода наступила только после 1830 года, при Империи и в эпоху Реставрации усы, например, были исключительным атрибутом военных).

О бороде, как критерии вольнодумства История, Общество, Культура, История России, Власть, Народ, Педагогика, Мода, Длиннопост

Михаил Александрович Бакунин. Жизнь его побила, но борода при нём.

Это следование французским критериям при декларируемой нелюбви к Франции весьма любопытно, но еще любопытнее игровая педагогика, к которой желает прибегнуть Александр Христофорович: не запрещать бородатость официально, а довести ее до абсурда и тем отбить у тамошних хипстеров охоту следовать неблагонадёжным стандартам. Кстати, если судить, например, по воспоминаниям жандармского штаб-офицера Э.И. Стогова, подобные нетривиальные и не вполне официальные ходы были в практике Третьего отделения не редкостью.

Впрочем, замысел, изложенный в бумаге за подписью шефа жандармов, оказался чересчур новаторским: Бибиков, поспешивший отрапортовать, что в Киеве бород уже не носят, а в Житомире вот-вот сбреют, не оценил по достоинству остроумный петербургский план, о чем, возможно, свидетельствует разочарованная помета Александра Христофоровича на полях бибиковского доклада:

"Это, кажется, не на нашу бумагу ответ".

А ведь хорошо было задумано-то!

З.Ы. Что бы не было недоразумений: материал впервые выложен на "Альтхистори" автором же (обращайте внимание на ник и аватар), а до этого, в несколько ином виде, публиковался в "Родине".

Показать полностью 5
291

О татушках

О татушках История, Общество, Культура, Тату, Традиции, Религия, Власть, Стратификация, Длиннопост

Портрет Карла Юхана. Франсуа Жерар, 1811. Юхан XIV - ярчайший пример социального маркирования.

Во всех человеческих обществах люди традиционно прибегают к внешнему социальному маркированию. Не так важно в чём оно выражается: в мундире ли, в размере ли и форме бород. Цвет штанов и колокольчик в носу - то же вариант. И что тут поделаешь? Мода - штука социально-политичная. Во все времена "не таких, как все" общество выделяло, да и они сами, зачастую, стремились выделиться. Важно, что этот некий маячок всегда срабатывает, как индикатор "свой-чужой", а тут важен не сам способ распознавания, а, скорее, скорость.

Рабов клеймили издавна, калёное клеймо использовалось в качестве родового знака ("на жонок и скот их тамгу наклал"), изредка - в качестве знака принадлежности к религиозным и всяким корпоративным сообществам. А вот, собственно, татушки - штука относительно поздняя, что для Европы, что для нас, сирых. В Европу моду на тату завезли романтики и энтузиасты Южных морей и их назначение рассматривалось, в первую очередь, как способ показать, что "в отличии от вас, салаг, я там был!" Но сама технология, внезапно, оказалась вполне прогрессивной и нашла своё применение в государственных практиках (в наших широтах активно используется с XVIII века, во франциях-англиях уже с XVI). Одно из первых массовых использований татуировок в Англии - введение обязательных наколок для барышень, обслуживающих моряков в Лондонском порту. "F.U.C.K." ("Fornicating Under Consent of King") на лопатках - своеобразный штемпель саннадзора. В случае выявления дурного заболевания у барышни на очередном осмотре - тату просто перечёркивали калёным прутом. С распространением гуманизма и удешевлением бумаги заменено на выдачу временного удостоверения. Тут, кста, интересный случай: то ли жаргонизм произошёл от аббревиатуры, то ли аббревиатуру подогнали под жаргонизм (что было бы вполне в традиции английского юмора).

О татушках История, Общество, Культура, Тату, Традиции, Религия, Власть, Стратификация, Длиннопост

"Рapillon" в современной вариации :) Что бы там ни писали про "душу" и "свободу".

К схожим мерам в портовых городах прибегли и французы, но со своими изысками. Там подобным знаком стала тату "мотылёк" ("рapillon", сходящиеся в вершине равносторонние треугольники, с первыми буквами названия города на крылышках), что надолго стало самоназванием для представительниц "древнейшей профессии", а, затем, перешло и в жаргонизм для обозначения гомосексуалистов. Поскольку стандарт предъявлялся лишь к содержанию, а не форме, то, по желанию клиента, татуировка выполнялась в разных вариациях и с разной степенью сложности, откуда, собственно и "есть пошла" современная европейская художественная татуировка (в дальнейшем, конечно, сильно обогатившаяся за счёт внешних источников и совершенствования техник).

Впрочем, что с них, немцев-схизматиков, взять? А вот на Руси Святой... А вот тут - своеобразно...

В общественной православной семиотике всегда был важен пункт об образе и подобии божием (Бытие 1:26, 1:27) и человек отошедший от канона воспринимался уже как не совсем православный, по какой бы причине это не произошло (отсюда и скандал с бородами). Таких и жалели, и остерегались. В один из моментов это восприятие чудесно совпало с нуждами власти. Не смотря на то, что калечащие наказания вполне себе общемировая тенденция, проистекающая из принципа талиона (и в виде воздаяния - "Око за око", и в виде наказания "согрешившего" члена - "Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя...". Мф. 5:29), есть у нас и нечто особенное...

"Пороти ноздри и носы резати", впервые упоминается, как узаконенное наказание в Уложении 1649, гл.25 "О корчмарях...", вполне ещё в рамках талиона, за курение табака, кстати. Пётр, сам знатный курец, метод оценил, но творчески переработал правоприменение. Уже по указу 1705 года, процедура в обязательном порядке применяется к закоренелым преступникам, как то: татям (пойманным во второй раз), ворам (преступникам против государства), катам (убийцам), упорным раскольникам (которые уж точно не курили). В Артикуле воинском 1715 эта казнь упомянута в двух видах — в одном случае предписывалось "распороть ноздри", а в другом сказано: "Отрезав уши и нос"... Метод обрёл популярность настолько, что "рваные ноздри", фактически, становятся синонимом каторжанина. По сведениям Евгения Анисимова, из 1532 исследованных им дел по Тайной канцелярии за 1725-1761, вырывание ноздрей применено в 353 случаях (а это только исследованные дела и только "воровские"-политические преступления). А ведь были ещё Преображенский приказ, Юстиц-коллегия, 12 "Маэорских" комиссий (временные комиссии по особым вопросам с судебными полномочиями), губернаторские и военные суды...

Итак, "закоренелых" власть - маркировала, как сказано в указе 1746 г., дабы

"от прочих добрых и не подозрительных людей отличны были".

Но! В тюрьме и на каторге всегда находилось много разных "умельцев", которые лечили каторжников, так что через несколько лет даже рваные ноздри становились почти незаметны. Об успехах каторжной медицины (а, иногда, даже трансплантологии!) свидетельствовал указ Петра I 1724 г., повелевающий заново рвать ноздри у каторжников из-за того, что преступники заживляли раны.

И вот тут мы переходим к феномену исконно-посконных татушек.

Обычно в самом конце экзекуции преступника, подлежащего ссылке на каторгу, клеймили. В указе 1765 г. об этом говорится:

"Ставить на лбу и щеках литеры, чтобы они сразу были заметны".

Обычная формула приговора насчет клеймения такова:

"… и запятнав в обе щеки и в лоб…".

Изначала выжигали буквы "Р.З.Б.", "Т.А.Т.", К.А.Т.", ссыльных стрельцов клеймили одной "В." ("Вор") в щёку, клеймили "городовым пятном" в спину (тут непонятно, вероятнее всего, городской герб), "бунтовым орлом орлили" в щёки - вариантов масса. Но нам тут интересно, что рану присыпали порохом. В указе 1705 г. предписывалось натирать раны порохом "многажды накрепко", чтобы преступники

"тех пятен ничем не вытравливали и живили и чтоб те пятна на них, ворах, были знатны по смерть их",

а к 1775 году технология вообще меняется и начинают использовать игольчатый штамп. Гуманизм и технический прогресс шли рука об руку.

Но и тут каторжане изворачивались, не давали заживать ранкам из-за чего татуировки расплывались и, в идеале, становились почти незаметны, а в особо запущенных случаях и при наличии возможности - переделывались в нечто иное (благо алеутскому населению технология была вполне знакома). Власть с этим боролась, каторжан "перепятнывали", так что по количеству "пятнаний" вскоре было возможно судить и о стаже сидельца, и о количестве "ходок", и за что взяли.

В 1846 г. было принято особое "Наставление Медицинского совета о наложении и сохранении клейм", а также и "Описание прибора со штемпелями для клеймения каторжных и наставление об употреблении сих штемпелей", плюс предписывалось вместо пороха использовать смесь туши и индиго.

По указу 17 апреля 1863 г. клеймение и рвание были официально отменены, но уже настолько плотно вошли в быт каторжан, что те сами не пожелали отказываться от знаков своей "инаковости", тем более, что теперь на них, во многом, опиралась и внутренняя иерархия, и их контркультура. При этом, в очередной раз, изменилась форма, но не содержание...

О татушках История, Общество, Культура, Тату, Традиции, Религия, Власть, Стратификация, Длиннопост

Пацан не по понятиям выёживается... А мамка - дура, конечно.

Ну а дальше было взаимодействие варварства и цивилизаций, размытие границ, смешение традиций, расшатывание христианских догм, интеграция контркультуры в общество - и мы пришли к тому, что видим сейчас. Но вот хоть вы меня убейте, но вариации "мотылька" на нежном бедре у барышни воспринимается мною вполне однозначно, тем более, что наносится вполне добровольно и, приблизительно, в тех же целях, что и в XVII-XVIII вв.

В заключении хочу отметить, что хоть татушки и "культура дна", но дань ей отдавали и вполне респектабельные личности. Из достоверных курьёзов отметим Карла XIV Юхана Шведского (который Жан-Батист Жюль Бернадот. Татуировка "Mort (aux rois et) aux tyrans" - "смерть (королям и) тиранам" на руке, но текст плавает. Возможно это была "Vive la République", но была в любом случае. Сподобился в молодости, будучи отчаянным республиканцем), Николая Александровича Романова (до отречения - императора Всероссийского, с цветной татушкой дракона на предплечье, привезённой им из юношеской поездки по Востоку), баронессу Клементину Огилви Спенсер-Черчилль, (Дама Большого Креста ордена Британской Империи и, попутно, кавалер Ордена Трудового Красного Знамени, между прочим. "Змейка" на запястье, сделанная в возрасте 20-ти лет и которую она всю жизнь скрывала перчатками и браслетом).

Известнейшего Толстого-Американца не упоминаю, за его явным обормотством, хоть и аристократ.

Для интересующихся:

Соборное Уложение 1649г.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm

Артикул воинский 1715г.: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm

Сборник законодательных актов Петра Великого. Там смотрим по годам. https://www.prlib.ru/section/1336534

Статистика по формам и видам наказаний в XVIII в. Смотрим приложения: Анисимов, Е.В. Политический сыск и русское общество в XVIII в. / Евгений Анисимов. - М. : Новое лит. обозрение, 1999. https://royallib.com/book/anisimov_evgeniy/diba_i_knut.html

Студенкин Г.И. Заплечные мастера. Исторический очерк // Русская старина, 1873. – Т. 8. - № 8. По нашей теме там в приложении: IX Описание прибора для клеймения каторжных преступников; X Наставление медицинского совета о наложении и сохранении клейм; XII Отмена телесного наказания и клеймения.: http://www.bibliotekar.ru/reprint-108/index.htm

Статья по теме от коллеги @torbova. Вопрос рассмотрен с иного ракурса: https://pikabu.ru/story/kakimi_byili_tatuirovki_1819_veka_7974110

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!