Серия «Почему мы дерёмся»

11

Почему мы дерёмся (4)

Заканчиваем знакомиться с книгой Кристофера Блэттмана "Почему мы дерёмся".

Ссылки на предыдущие части: 1 2 3


Коротко для ЛЛ: наводить порядок в стране можно и извне, методом кнута и пряника. Но миротворчество, увы, не гарантия решения проблем. Задача миротворца нелегка, путь его нелёгок и тернист. Даже маленький успех - это успех. Делая маленькие шаги - далеко зайдёшь.


Рецепт миротворчества номер четыре: вмешательство со стороны. Здесь у миротворца выбор из нескольких альтернатив: наказание (кнут), стимулирование (пряник), принуждение, информационная поддержка, социализация и содействие.


Касательно кнута, у автора любимый пример: финансовые санкции против поджигателей войны. Так делал его знакомый с южносуданскими олигархами, побуждая госорганы замораживать их капиталы. Олигархи стали слабее, и они вне себя. Они не приглашают его, как бывало, на чай. Подобным образом городские власти в США и Колумбии делают плохо главарям преступных картелей, когда те переходят красные линии, требующие, как правило, ограничения убийств. Это называют также "условными репрессиями". Успех таких мероприятий, пожалуй, ограниченный. Да и трудно его посчитать. Мы же не знаем, как сложились бы дела, не будь их. Эта тема остаётся скорее привлекательной идеей, чем испытанной стратегией.


Принуждение к миру - это то, ради чего в страну засылают миротворческие контингенты. Как правило, ситуация в проблемных странах чревата повторным возгоранием войны. Любое лишнее убийство может начать всё сначала. Миротворцы могут быстро справиться с невооружённой толпой, ограничить стимулы для необузданных элит, установить радиостанции, контролировать соблюдение договорённостей враждующими сторонами а также принудить к самим договорённостям. Их эффективность далеко не всегда высока. Но в целом эффект положительный. В общем, они делают ужасные ситуации немножко лучше. Автор считает, что не надо от них отказываться.


Содействие может принимать разные формы. Это и обеспечение площадки для переговоров, и посредничество, и даже обучение враждующих сторон в целях улучшения их договороспособности. Содействие независимых посредников помогло, например, договориться IRA и британским властям, чтобы закончить многолетний конфликт в Северной Ирландии.


Обучение может содержаться также в социализации, в процессе которой стороны учатся распознавать свою предвзятость, прислушиваться к словам врага и пытаться понять его точку зрения. И даже контролировать свой гнев. Некоторые социологи называют это "цивилизующим процессом". А выглядит это порой почти как КПТ. А почему бы и нет, если оно работает? Если число убийств и вообще преступность - падает? Автору известны с США многие активисты, которые целенаправленно работают с преступниками подобными методами, помогая им становиться нормальными людьми. В целом, мир можно назвать результатом социализации.


У поощрения, при котором большие и маленькие главари группировок получают немалые суммы, хватает критиков. Это практиковалось в Афганистане, в бывших советских республиках, в африканских странах. Результат, кстати, не стопроцентный, хоть и не нулевой. Есть ещё проблема: подобные методы делают элиты ещё более необузданными. Баланс пользы и вреда - неустойчив. Причём польза чаще всего лишь кратковременная, в отличие от.


Это всё - методы, в которые верит автор. Но есть и другие, ненадёжные, к которым он сохраняет скептицизм. Например, к продвижению женщин на руководящие посты. Да, на индивидуальном уровне они, пожалуй, менее агрессивны. Да, исторически война - дело мужчин. И даже эмансипация имела, быть может, одним из результатом, продвижение мира, поскольку она уменьшает дисбаланс в политике. Но сложив индивидуальные чувства - не получишь групповое действие. Группа политологов сравнила данные 120 лет политического лидерства и пришла к выводу, что страны, которыми руководили женщины, не реже других начинали войны. А королевы вообще на 40% больше воевали, чем короли. Правда, часть "заслуги" лежит на их врагах, желающих воспользоваться кажущейся слабостью соседа. Но лишь часть.


Ещё одна сомнительная идея - покончить с бедностью. Тогда и войны уменьшатся. Казалось бы. Однако механизм здесь непростой. Если война уже идёт - тогда да, бедность позволяет её продлиться, ведь народ, потерявший работу, подаётся в солдаты. Но вот на предотвращение войны материальный достаток, похоже, не влияет.


Автор не верит и в высокий процент молодёжи как фактор вероятности войны. Статистика этого не подтверждает. Также не была найдена связь и с устойчивостью и числом этнических идентичностей. Да и влияние изменения климата на конфликты - пока что остаются чисто гипотетическими. Воды не хватает повсюду, а войны случаются лишь кое-где. Тем не менее, на более низком, индивидуальном уровне, современные горячие деньки могут усилить агрессию.


В конце главы автор занимается вопросом: может стоит иногда дать сторонам повоевать как следует, чтобы одна сторона убедительно победила, сделав будущие конфликты менее вероятными? Некоторые идут дальше и задумываются об очищающей силе конфликтов. И даже о том, что из войны выросли современные государства. На все эти соображения можно ответить, что они игнорируют страдания людей. Далее, не факт, что война вообще улучшит стабильность, равенство или силу государства. Достаточно отрицательных примеров. И в-третьих, не стоит путать войну с соперничеством. Которое действительно может двигать вперёд. Но при нём нет таких разрушений. Наконец, надо не забывать успехи стабильности, равенства и государственного строительства в мирное время. Особенно после окончания Второй мировой войны, когда рухнула колониальная система, а ООН выросла с 51 до 193 государств-членов. Но лучшим примером служит улучшение гражданских прав, которое медленно, но неуклонно, продолжается на протяжении трёх сотен лет. Элиты, видя, что им придётся несладко, делали уступки раз за разом. Что это происходило не всегда и не всюду - автор, увы, не упоминает. Вот и ушла Великая Октябрьская социалистическая революция из памяти современников.


Заканчивается книга десятью заповедями миротворца: различай легкие и трудные проблемы, не верь в великие планы и лучшие практики, не забывай, что всюду есть шкурный интерес, иди малыми шажками, работай методом проб и ошибок, не бойся неудач, будь терпелив, ставь осязаемые цели, будь подотчётен и знай свои сильные стороны.


-----------------------------


Заметно, что книгу писал не историк, но практически настроенный специалист. Он ясно видит, что успех миротворческих мероприятий не гарантирован. Но, к сожалению, не задумывается почему. А потому, что он не верит в объективные предпосылки конфликтов. Можно долго жить на бочке с порохом, а потом захотеть закурить. Виноватой у нашего автора окажется сигарета. Что ж, если альтернативного места для проживания нет, то так оно и есть...


А если есть, то следует озаботиться устранением основы для конфликта, к которым относится и бедность, например. Гитлер пришёл к власти после банкротства крупнейших немецких банков, в результате которого миллионы немцев оказались за чертой бедности и проголосовали за того, кто предложил лёгкое решение проблем.


С другой стороны, одной из глубоко лежащих причин войн являлось и является имперское мышление. Мышление это в виде национализма присуще и большим, и малым странам. На мой взгляд, оно - и есть та самая пороховая бочка. И если от него нельзя избавиться, то так и придётся вечно полагаться на половинчатые решения, предлагаемые автором. Окончательным выходом из ситуации будет - убедить критическую массу людей, что все они - братья. Титаническая задача. Но решать её надо.

Показать полностью
10

Почему мы дерёмся (3)

Продолжаем знакомиться с книгой Кристофера Блэттмана "Почему мы дерёмся".


Ссылки на предыдущие части: 1 2


Коротко для ЛЛ: Путь к миру труден. Хорошо получается у тех, кто обзаводится общими интересами и идентичностями с противником, кто разделяет власть и кто исполняет законы.


Закончив с предпосылками войн, автор рассказывает нам, с помощью чего вероятность насильственных конфликтов можно уменьшить. Рецепт номер один: взаимозависимость. Там, где партии зависят одна от другой, они предпочитают не ссориться: уж слишком дорого это обойдётся.


В пример Кристофер приводит историю Мечети Бабри в Северной Индии. Её построили ещё по приказу Бабура-Завоевателя. Со временем она пришла в упадок и оказалась заброшена. Место, где её построили, было священным для индуистов. Рост национализма начала девяностых привёл к призывам разрушить старую мечеть. Пройдя, начиная с Аравийского моря, тысячи километров через всю страну, сотни тысяч фанатиков снесли древнее строение практически вручную, не оставив камня на камне. В результате последовавших волнений погибло свыше двух тысяч человек.

Почему мы дерёмся (3) Книги, Обзор книг, Политика, История, Мир, Власть, Закон, Нон-фикшн, Длиннопост

Мечеть Бабри


Но вот что интересно: в окрестностях храма Сомнатх на побережье Индийского океана, где начался марш фанатиков, всё обошлось тогда спокойно, несмотря на наличие значительных религиозных общин индуистов и мусульман. Секрет в многовековом тесном сотрудничестве членов обоих конфессий. Когда-то здесь осело много арабских купцов, которые были желанными гостями, приносящими жителям достаток и благополучие. Взаимовыгодное сотрудничество привело и к мирному сосуществованию. Похожую судьбу имеют многие древние порты Индии.


Рецепт этот не нов и был описан ещё Монтескьё. Война губительна для бизнеса, и потому чаще всего бизнесмены, клиенты и инвесторы предпочитают иметь стабильное окружение, а не общество на грани гражданской войны. Некоторые политологи называют это положение вещей капиталистическим миром. Это применимо и к отношениям между странами. То, что Китай является крупнейшим держателем американских гособлигаций, является серьёзным сдерживающим мотивом для США. Да что США - весь мир заинтересован в мире между сверхдержавами.


Верно и обратное: от кого не зависишь - с тем можно и повоевать. Государства-экспортёры нефти являются примерами таких стран. На них трудно повлиять, ведь нефть всегда найдёт свой сбыт. Как результат, нефтяные страны чаще имеют авторитарный строй правления и, вероятно, более подвержены конфликтам.


Миру способствуют не только экономические, но и социальные связи: выдача дочерей за представителей конкурентной стороны замуж (так делали европейские монархи), посещение одних и тех же школ и клубов, "боление" за один и тот же спортклуб. При этом важно, чтобы люди занимались общим делом. Просто собрать их в одно место - недостаточно. Ключ - новая совместная идентичность, делающая людей "своими" друг для друга. Идентичность можно создать практически с нуля, как это сделал основатель империи Мали Сундиата Кейта. Он провозгласил, что обладатели определённых фамилий разных народов его империи являются как-бы "кузенами". Как правило, эти фамилии имели схожее значение. Скажем, Кузнецов - кузен Ковальчука. Этим "кузенам" предписывается при встрече обходиться друг с другом дружественно. И они делают так уже много веков.


Способствует сближению народов общий национализм в пределах всей страны. Общие победы и поражения, на войне ли, в спорте - они сближают. Автор уточняет, однако, что национализм приводит к нехорошим тёркам с другими нациями. Лучше развивать симпатии ко всем людям сразу. Новые, общие идентичности и социальные категории могут строиться на базе конструктивных идей. Сопричастность этим идеям вызывает солидарность совершенно чужих в других отношениях людей. Примером служит революция прав, о которой пишет Майкл Игнатьев, приведшая к отмене рабства, пыток, колониализма и жестоких наказаний. Сегодняшняя продукция индустрии развлечений и социальные сети тоже несут полезную функцию объединения людей. Круг симпатий человечества расширяется.


Рецепт номер два: система сдержек и противовесов. Эта система заставляет элиту участвовать в издержках войны. Премьер-министр может оказаться таким же тщеславным и кровожадным, как монарх. Но ему будет гораздо труднее мобилизовать всё общество. Подотчётные гражданам правительства также являются, как правило, более прозрачны в своих действиях. Распространение информации уменьшает неопределённость. И, наконец, они являются более предсказуемыми и надёжными сторонами в переговорах. Короче говоря, разделение властей и подотчётность руководства могут уменьшить все пять предпосылок конфликтов. Обратите внимание: имеется в виду не демократия, нет. Всё это можно сделать и без выборов.


Власть может делиться по-разному. Есть традиционное разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Есть децентрализация с передачей полномочий местным органам. Есть независимая бюрократия. Есть международные организации, решения которых обязательны для разных правительств. Есть, наконец, множество формальных и неформальных неправительственных организаций. Политологи называют эту совокупность полицентрическим управлением. Автор же указывает три главных источников де-факто власти: военная сила, мобилизационный ресурс и материальная мощь.


Звучит красиво, но правда ли на самом деле, что сдержанные общества - более мирные? В целом, похоже на правду. На соседей чаще нападают диктаторы и военные хунты, а демократические страны почти никогда не воюют друг с другом. Конечно, некоторые "демократы" охотно поддерживают войны где-то ещё. Однако жертвами этих конфликтов являются не граждане этих стран. Случись платить своими жизнями - поддержка такой войны резко падает.


Путь к системе сдержек и противовесов - долог и тернист. И пропитан борьбой. Но всё же он по силам каждому. Делая маленькие шаги - далеко уйдёшь. Необязательно вводить новую Конституцию - достаточно постепенно улучшать законы. Гражданские права в США не свалились с сегодня на завтра на головы жителей. Уменьшение материального неравенства тоже может потенциально способствовать миру, хотя здесь со свидетельствами слабовато.


Рецепт номер три: правила и принуждение к их исполнению. Интересную роль в согласии между преступными кланами Колумбии играют местные мафиозные боссы и их организации, которые автор называет razónes. Эти "резоны", промышляющие рэкетом крупного бизнеса, со временем трансформировались в законодателей, посредников и блюстителей порядка. Они поняли, что бардак никому не идёт на пользу и начали с организации банд на своей территории, тем более, что банды эти ведут бизнес с резонами. Далее, они организовали площадку для переговоров и управляющий орган, нечто вроде криминального совета под названием "офис". Всё это вместе они назвали "пактом пулемёта", намекая на окончательный инструмент в поддержке мира и согласия. Как видим, получилось нечто вроде государства в государстве. Вообще, государственность во многих уголках мира происходит именно из организованной преступности, которая финансово заинтересовала в поддержании мира в стране.


Здесь мы приходим к окончательному умиротворителю - государству и его органам. Одним из важнейших из которых является, как известно, полиция. Кристофер пускается в путешествие по канадской истории, когда освоению Дикого Запада в стране предшествовало создание сети полицейский участков. С тех пор персонал вырос с нескольких сот до тридцати тысяч. И оно работает: доказано, что чем ближе местность к полицейской вахте - тем ниже там преступность. Этих вахт, бывает, давно уже нет на месте, а народ таки более спокойный, чем где-то подальше, в глухомань. Даже хоккеисты родом из этих мест удаляются на 40% реже. Да, культура насилия - она прилипчива... В целом можно сказать, что, чем больше полиции - тем безопаснее обстановка.


Разумеется, идея эта не нова. Ещё Томас Гоббс, сбежавший из Англии, где шла гражданская война, отмечал:

В естественном состоянии... жизнь человека [бывает] одинокой, скудной, мерзкой, жестокой и короткой.

Профессиональная, нейтральная третья сторона - бесценна. Она заставляет исполнять законы. При этом даже не нужно применять силу - достаточно одной лишь угрозы. Добавим к полиции систему ясных правил, предсказуемые наказания, суды для улаживания споров и общественные работы для снижения привлекательности преступности - и получим надёжную основу для мира и стабильности в стране.


Даже в местах, где, казалось бы, царит анархия, всегда есть уважаемые вожди и советы старейшин, которые координируют между собой кланы, чтобы увещевать или наказывать воинственные группировки. Другие инструменты включают в себя различные нормы, как то религиозные эдикты, ритуалы, табу и прочие разделяемые населением верования. Взять хотя бы культуру чести: угроза возмездия - серьёзный инструмент сдерживания потенциального агрессора.


Поднявшись на международный уровень, мы находим сходные вещи. Немногочисленные глобальные игроки, тоже своего рода "резоны" правят бал в мировой политике, и каждый из игроков имеет свою сеть зависимых территорий. Эти территории редко воюют между собой. Гораздо чаще переговариваются коалиции между собой. Бывает, когда гегемон подчиняет себе остальных членов коалиции. Обыкновенный империализм. Империи любят мир и порядок на своих территориях. Pax Romana, Pax Britannica, Pax Mongolica получили свои названия не из-за деликатности правления, а из-за нетерпимости к конфликтам. И сегодня мы видим элементы имперского принуждения. США не стеснялись агрессии при строительстве своего блока. И, тем не менее, для рядового члена альянса есть своя польза: отдавая толику малую гегемону, ты за это можешь позволить себе меньше тратить на оборону и получать выгоду от безопасности и торговли.


Заговорив про планетарный уровень, нельзя не упомянуть международные организации типа ООН, а также законы и нормы, кодирующие права человека. Человечество выросло и стало более культурным и гуманным. Оно ожидает от своих правительств вменяемой, миролюбивой политики. Конечно, проблем хватает. Насколько эффективна вся система ООН - трудно доказать. Но зато есть масса свидетельств, как продвигают мир специальные меры вмешательства - санкции, посредничество, миротворцы и т.п. Об этом - в заключительной части.


--------------------------------------


Эх, если бы всё было так гладко. Сегодня мы видим, как экономическая взаимозависимость России и Европы не мешает сползать им в пучину конфликта. Как демократические правительства со всеми их сдержками и противовесами голосуют за войну, пока только экономическую. И как права человека попираются, несмотря на их кодификацию в Декларации ООН. Мне кажется, описанные автором меры позволяют лишь отсрочить конфликты, если не устранять главную причину - империализм. Против которого автор, похоже, ничего не имеет.

Показать полностью 1
15

Почему мы дерёмся (2)

Продолжаем знакомиться с книгой Кристофера Блэттмана "Почему мы дерёмся. Корни войны и пути к миру".


Ссылка на начало.


Коротко для ЛЛ: туман войны затрудняет принятие нами решений. На неприятеля нельзя положиться: он может блефовать и вообще не отвечать за свои слова. Наша ограниченность застилает нам глаза и мешает адекватно оценивать себя и других.


Следующим классом предпосылок, приводящих к войнам, является неопределённость. По сути, недостаток информации. Информации о силе и намерениях врага, например. В результате потенциальные стороны конфликта имеют не соответствующие действительности представления и не могут договориться. Одна сторона может считать себя заведомо сильнее другой, у которой на самом деле есть козыри в рукаве. Соответственно на переговорах она не будет делать больших уступок. А та, другая сторона, не будет соглашаться на то немногое, что ей будет предлагаться. И требовать большего. В таких условиях вероятность мирного исхода переговоров невелика. Недостающей информацией стороны обменяются уже в ходе военных действий. Learning by fighting. Или "слабак" докажет, что он на самом деле серьёзный противник, или гегемон достанет свои козыри из рукава, которыми он побьёт вражеские. И вот тогда-то договориться станет легче.


Обмен информацией в ходе конфликта - долгая и запутанная процедура, которая может длиться годами. Генерал Карл фон Клаузевиц проницательно заметил на этот счёт:

Война — область недостоверного: три четверти того, на чём строится действие на войне, лежит в тумане неизвестности, и следовательно, чтобы вскрыть истину, требуется прежде всего тонкий, гибкий, проницательный ум… Недостоверность известий и постоянное вмешательство случайности приводят к тому, что воюющий в действительности сталкивается с совершенно иным положением вещей, чем ожидал; это не может не отражаться на его плане или по крайней мере на тех представлениях об обстановке, которые легли в основу этого плана.

Из этого высказывания миру стало известно выражение Туман войны. Получить ясность в этом тумане можно при помощи разведки, как известно. Известить другого - при помощи сигналов. Вооружённые провокации, испытания оружия, заморозка банковских счетов и военные парады часто несут именно функцию информирования противника о том, что эскалировать ситуацию не стоит.


В целом, недостатком информации можно объяснить множество конфликтов, особенно краткосрочных. Автор считает, что сегодня, когда мы живём зашумленном мире, короткие войны станут более частыми.


Есть ещё одна трудность. Дело в том, что сигналам противника в целом нельзя доверять. Просто потому, что он может блефовать, чтобы отгрызть кусок побольше. В таких условиях оптимальной стратегией для получившего сигнал является отказ от постоянных уступок. А для сигналящего - время от времени блефовать. Эти наилучшие стратегии, как видим, имеют далеко не нулевую опасность войны. Как и в покере, в жизни нужно быть непредсказуемым - иногда сдавать назад, но иногда и принимать вызов.


В мире также есть не две, а много действующих сторон. В таких условиях ещё опаснее не принимать вызов: испортишь себе репутацию, и о тебя будут вытирать ноги третьи страны (банды, кланы). Как раз по причине неопределённости и приходится беречь репутацию. Любой гангстер знает: нельзя оставлять без ответа ни один наезд. Иначе последуют новые. На Корсике мстить за своих выходят целыми деревнями даже в случае незначительных оскорблений.


Недостатком информации Кристофер объясняет войну в Ираке. Саддам выбрался наверх из самых низов общества, используя вполне себе гангстерские методы. Естественно, он нажил себе множество врагов, с которыми он не церемонился: ни с курдами, ни с шиитами, ни с Ираном, ни с Кувейтом. В своём окружении он не терпел малейшего несогласия со своим мнением. Однажды на совещании один из членов кабинета стал критиковать его правление. Саддам не стал гневаться, а просто попросил его пройти в соседнюю комнату поговорить с глазу на глаз. Из которой затем послышался одиночный выстрел. Вернувшись, диктатор, как ни в чём не бывало, продолжил совещание. Ничего не скажешь, мощный сигнал. Неудивительно: внутренний заговор был опасностью номер один для Хусейна. Курды с шиитами - опасностью номер два. Иран с Израилем - номер три. И лишь где-то на четвёртом месте маячили американцы. Которые явно не были в курсе о своём положении в иерархии врагов.


Но вернёмся к войне. Оружие массового поражения (ОМП) издавна привлекало Саддама, и он был всего в годе от создания своей атомной бомбы, когда Израиль разбомбил его реактор. Как известно, предполагаемое обладание ОМП Ираком послужило оправданием для американского вторжения в 2003 году. Колин Пауэлл потрясал пробиркой с белым порошком в ООН:

Почему мы дерёмся (2) Книги, Обзор книг, Политика, История, Психология, Война, Конфликт, Нон-фикшн, Длиннопост

Казалось бы, чего было проще для Саддама - впустить международных инспекторов, чтобы те убедились в ложности обвинений? Но нет, от отпирался до последнего момента, создавая видимость, что ему есть, что скрывать. Проблему представляли недружественные соседи Ирака, на которых блеф иракского диктатора оказывал сдерживающее действие. Сдашь раз - испортишь репутацию навсегда.


С другой стороны и Штаты посылали противоречивые сигналы. В 1991 году Буш-старший отказался влезать в Ирак на плечах отступающей иракской армии. Они вели себя нерешительно на других театрах военных действий, уйдя из Сомали в 1993 году после гибели всего лишь восемнадцати солдат. Короче, у Саддама создалось впечатление, что вряд ли янки станут штурмовать Багдад.


Мы знаем, что стало результатом: американцы вошли в Багдад, чтобы убедиться в том, что у Саддама не было оружия массового поражения. Но было уже поздно. Прошлого не вернёшь.


Переходим к предпосылке войн, которая носит наименее субъективный характер. Её автор называет commitment problem, а мне пришлось перевести это как ненадёжность сторон. В нашем мире всё течёт, всё изменяется. Одна группа набирает силу, другая теряет её. Чего ради растущему молодому хищнику соглашаться на сделку, которая подрезает ему крылья? А чего ради старый гегемон должен терпеть и смотреть на то, как рядом подрастает тот, кто скоро свергнет его с пьедестала? Получается, что стороны ненадёжны в своих позициях. Даже если они о чём-то официально договорятся, они в принципе не смогут соблюдать свои обязательства в свете меняющихся обстоятельств.


Автор иллюстрирует своё изложение ситуацией перед Первой мировой войной, вступить в которую немцев частично побудил непрестанный рост мощи Российской империи. А также геноцидом в Руанде, где находящиеся у власти хуту ограничивали растущее влияние тутси. Ну и ловушку Фукидида упомянул, куда ж без неё (я писал о ней здесь и здесь). Ожидаемые серьёзные сдвиги во власти, которых трудно предотвратить - идеальный рецепт для любой превентивной войны, в которой старый гегемон стремится задушить молодого выскочку. Такие ситуации очень трудно разрулить при отсутствии вышестоящих органов по обеспечению соблюдения договорённостей.


Даже когда война окончена, тяжело бывает рассчитывать на честность победителя в ней. Который имеет силу и возможность отступить от соблюдения своих обязательств буквально на следующий день после заключения мира. Особенно часто это бывает в гражданских войнах, по окончании которых диктатор запросто может отправить засветившихся оппозиционеров в тюрьму.


Вернувшись обратно к иракской войне, автор напоминает о Доктрине одного процента, согласно которой американцы должны вмешаться даже при минимальной опасности наличия ОМП у Ирака.  Дик Чейни говорил:

Если есть вероятность в один процент, что пакистанские учёные помогают аль-Каиде строить или разрабатывать ядерное оружие, мы должны относиться к ней как к несомненному факту с точки зрения нашего ответа. Это не про наш анализ… Речь идёт о нашем ответе.

Даже если оружия массового поражения нет, агрессивные намерения Хусейна не оставляли у сомнений в том, что рано или поздно оно у него появится. Ненадёжность сторон, как она есть.


И последняя в списке субъективная предпосылка: misperseptions, а именно ошибочные представления. Здесь имеет значение психология. Вслед за Канеманом автор говорит нам о быстром мышлении (Система 1 по Канеману), которое подсказывает нам простые, но часто неправильные решения. Ошибочные представления, которые имеет в виду Кристофер - это "рефлексивные ошибочные убеждения, которые ведут к поспешным действиям и о которых часто приходится сожалеть".


Всё потому, что мы существа эгоцентричные, которые заботятся прежде всего о себе и не влезающие в чужую шкуру. Мы основываем свои выводы не на полной, а на доступной нам информации. Поэт - Пушкин, птица - курица. Ещё мы склонны к подтверждению своей точки зрения, а также имеем свой интерес и чувства с эмоциями. Это приводит к тому, что группы слишком уверены в своих силах, они ошибочно проецируют свои убеждения на противника и ложно истолковывают чужие мотивы.


Самоуверенность не обязательно пропадает, когда ставки в игре высоки. И даже когда за дело берутся эксперты. И даже когда они работают вместе в рамках организаций. Вспомним дельцов Уолл-Стрит с их многочисленными сенсационными провалами, которые стоили миру триллионы. Спортсмены, недооценивающие соперника, тоже не исключение в этом смысле. И, конечно, политики. Уж сколько раз стратеги, запланировавшие маленькую победоносную войну, получали на выходе долгую и кровопролитную. Что интересно: видя чрезмерную самоуверенность у других, мы склонны не замечать её у себя. Более того, чем более объективными мы себя считаем - тем менее объективны мы на самом деле. К этому делу чаще склонны мужчины, чем женщины и неопытные, чем матёрые. Есть и отягчающие обстоятельства, например необузданные интересы.


Любое стратегическое решение предполагает оценку того, как ответит неприятель. Здесь мы часто забываем, что он имеет свою интерпретацию событий, отличную от нашей. Когда у нас что-то случается не так, то мы виним в этом обстоятельства. Если же неудача постигает противника - это он сам в этом виноват. А как же: ситуацию можно простить гораздо легче, чем человека.


Все эти ошибки скрыты в индивидуальной психологии. Может быть, коллективное принятие решений позволяют избавиться от ошибочных представлений? Да, позволяют, но не всегда и не до конца. Достаточно примеров коллективных ошибок. Многие слышали термин: групповое мышление. Оно приводит к планированию заведомо неудачных операций наподобие высадки в заливе Свиней. Организационная культура, поощряющая конформность и препятствующая критике имеет результатом устойчивые ложные убеждения у всей группы. Группы склонны фокусироваться не на всей доступной, а на разделяемой всеми информации. Часто включается процесс самоусиления и намеренной радикализации мнений. Кроме того, большие бюрократические машины склонны терять фокус на конкретной и важной проблеме, ведь есть много других задач, в то время, как неприятель бывает гораздо более целеустремлён. Сценарий типа "Давид и Голиаф". Короче, если вы руководите кучей народа и хотите избежать ложных представлений - культивируйте как минимум у себя в узком кругу открытость, дебаты и оппозицию.


Неверные представления приводят к гневу и прочим непродуктивным эмоциям. Доктор Бек много лет занимался пациентами, склонными к гневу. В конце концов он пришёл к выводу, что экстремальные реакции предваряются ошибками мышления. Хронически враждующие супруги строят у себя в голове искажённые картины мотивов и действий друг друга. Всяк норовит видеть себя жертвой, а партнёра - злодеем. Это приводит к порочному кругу усиливающихся негативных мыслей и автоматических агрессивных действий. Доктор задумался и пришёл к выводу: разорвать этот круг может лишь осмысление своих ошибочных представлений и ограничение автоматических реакций. Так появилась рационально-эмоционально-поведенческая терапия.


На все наши действия влияют эмоции. Они формируют восприятие новостей, они работают даже тогда, когда мы принимаем решения в спокойной и взвешенной обстановке. И при этом располагают нас к автоматическому действию. Которое не всегда оптимально.


Все эти ложные представления играли большую роль в конфликте в Северной Ирландии, получившем в английской историографии название Смута. Отношения между католиками и протестантами были конкурентными и поляризованными. Симпатий - практически никаких. История конфликтов - богатая. Всё это сформировало негативные стереотипы и ошибочные представления о другой стороне. Эти неверные убеждения оказалось очень сложно изменить. Если это и происходило, то медленно и пристрастно, с жадным глотанием всего хорошего, что говорится о тебе и плохого - о неприятеле.


Этот цикл начинается с факта, согласно которому человеческие группы склонны позитивно судить о себе и негативно - о конкурентах. Все это приводит к провокации автоматических контрапродуктивных вспышек в ответ на ничтожные стимулы. В процессе мы преувеличиваем свой успех и приписываем злые мотивы оппоненту. Неистовая чрезмерная реакция и несправедливости усиливают негативные установки, а гнев и ненависть делают дело ещё хуже. Всё это можно видеть долгие годы во взаимоотношениях католиков с протестантами, евреев с палестинцами, индуистов с мусульманами, сербов с хорватами...


-----------------------------


Я не понимаю, как эти пять логик, представленных автором могут "дисциплинировать наше мышление", если они включают себя такие разнородные вещи, как эмоции и ненадёжность сторон? Может быть, удобнее классифицировать? Но тогда он хотя бы дал признак, по которому классифицируется, а не просто набросал пять куч. Кристофер сам признаёт, что эти описанные им предпосылки - лишь вероятные объяснения причин конфликтов, а также отмечает роль случая.


Во что я могу поверить - это в то, что концентрация на этих пяти предпосылках может помочь нам найти дорогу к миру, а именно пытаться строить свои отношения таким образом, чтобы не доходило до войны. Об этом - в следующей части.

Показать полностью 1
5

Почему мы дерёмся (1)

Доброго времени суток, уважаемые!


Современные поколения, выросшие в мире, снова постепенно начинают понимать, насколько гадкая вещь – война. Ещё Адам Смит заметил сотни лет назад, рассуждая о «невидимой руке»:

Требуется, однако, еще немногое, чтобы дойти до состояния наивысшей степени достатка от самого низменного варварства: мир, низкие налоги и сносное отправление правосудия; остальное осуществляется посредством естественного хода «вещей».

И всё равно войны разгораются, то тут, то там. Но мы ведь – разумные существа. Мы способны рассчитывать последствия своих поступков. Как вообще тогда доходит до конфликтов? Этому вопросу посвящена свежая книга канадского политолога Кристофера Блэттмана.

Почему мы дерёмся (1) Книги, Обзор книг, История, Политика, Война, Конфликт, Военный конфликт, Нон-фикшн, Длиннопост

Почему мы дерёмся. Корни войны и пути к миру.


Коротко для ЛЛ: все войны и конфликты имеют причины. Таких причин в основном всего пять. Войну может развязать монарх ради своего личного блага. А может и подданный, желающий справедливости.


Война – это не всегда между государствами. Она бывает и между семьями, бандами, кланами, религиозными сектами и нациями. Автор задался целью исследовать общие силы, которые приводят в движение эту длительную насильственную борьбу между группами.


Это бедствие, и бедствие неестественное. Нормальное положение вещей – мир. Даже самые ожесточённые враги предпочитают ненавидеть друг друга в мирных условиях.


Концентрируясь на открытой борьбе, мы выпускаем из виду всю долгую предысторию и приходим к неправильным выводам о причинах войн и дороге к миру. Снова и снова мы читаем о порочных лидерах, исторических несправедливостях, ужасной бедности, разгневанной молодёжи, дешёвом оружии и катастрофических событиях. Но эти вещи – они встречаются сплошь и рядом. А войны можно увидеть не всегда и не везде. Потому Кристофер в поисках причин конфликтов советует нам сконцентрироваться на борьбе мирных условиях. Всё начинается с мира. Причина, по которой люди стремятся жить в мире, проста: уж слишком губительной является война. Выбирая её, обе стороны несут огромные издержки в битве за постоянно усыхающее яблоко раздора.


История даёт нам достаточно примеров предпочтения мира войне: ползучая демократизация Европы, развал колониальных империй, покупка Штатами огромных территорий у Франции и России. При этом стоит заметить: мир – это далеко не всегда равенство и справедливость. Сильнейший, будь то военная хунта, олигархат, влиятельное нацменьшинство или сверхдержава, способен продавить для себя более выгодные условия. Слабейшему приходится смиряться: слишком велики риски и издержки неповиновения. И тот, и другой действуют в своих интересах.

Наша планета нарезана на куски, обладание которыми приносит богатство, власть и статус.


Конкуренты стремятся получить кусок чужой территории и ресурсов, грабят слабых и защищаются от сильных. И при всём при этом – стараются делать это мирными средствами. Любой предводитель банды знает: война вредит и доходам, и ему лично. Эти убытки – сильный стимул договариваться. Дорога к миру – это не братская любовь или кооперация, нет. Это – угроза насилия и разрушений. Из этого следует парадоксальный вывод: чем разрушительней оружие, тем легче добиться мира. История и здесь подтверждает: войны случаются всё реже по мере прогресса в вооружениях. Но уж если случаются – становятся всё более разрушительными.


При этом не играет роли, скажем, бедность или богатство участников конфликта. Или внезапно открывшиеся или пропавшие ресурсы, скачки цен и прочее. Или сравнительная сила участников. До тех пор, пока приходится считаться с потерями, есть пространство для переговоров. И сильный теряет, и слабый. Разница лишь в том, чем придётся впоследствии довольствоваться тому и другому.


Короче, должно случиться что-то серьёзное, чтобы тяга к компромиссу оказалась под угрозой. Автор приводит пять важнейших причин, которыми и занимается в ходе последующего изложения: необузданные интересы, нематериальные стимулы, неопределённость, ненадёжность сторон, ошибочные представления. И это всё, что ли? Да, всё. Однако это – лишь описание довольно категорий причин, которыми мы и займёмся.


Примеров необузданных интересов, когда принимающая решения элита получает плюшки, а народ выносит тяготы войны - несть числа. Особенно это часто бывает, когда в управлении страной отсутствует система сдержек и противовесов. В противном лидеры вынуждены считаться с мнением других. Авторским примером конфликта личной выгоды и интересов государства послужили действия молодого Джорджа Вашингтона, который имел виды на земли в соседних французских колониях и потому охотно конфликтовал с французами. Один из инцидентов в 1754 году послужил одной из причин Семилетней войны. Разумеется, расходы легли на британскую казну, которая захотела впоследствии возложить часть них на североамериканские колонии. Вашингтону сотоварищи это не понравилось, особенно в свете лишения метрополией законной силы многих земельных захватов. Пришлось писать Декларацию Независимости...


Как видим, класс выгодополучателей от потенциального конфликта бывает довольно широк. Он по идее охватывает всю влиятельную элиту. Особым случаем является проблема агента. Она появляется, когда одна группа пытается заставить другую действовать от своего имени. Проблема в том, что у агента в принципе есть свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами заказчика. Это широко распространено в бизнесе и, конечно, в политике, где правительство по идее должно действовать в интересах и по поручению народа. Все мы знаем, что это не всегда так. Не далее, как на прошлой неделе министр иностранных дел Германии открыто призналась, что "неважно, что думают мои немецкие избиратели". Я уже молчу про диктатуры.


Но это глобальный уровень. Уровнем пониже мы тоже видим появление конфликтов там, где они невыгодны большинству участников. Это видно на примере многочисленных индуистско-мусульманских столкновений, подогреваемых частными интересами и капиталами влиятельных политических лидеров. Спустившись ещё ниже, мы остаёмся с проблемой агента практически один на один, когда наш адвокат рвётся в бой, раздувая шансы на успех. Неудивительно: случись проиграть, он всё равно останется при своих деньгах.


Вывод из всего этого один: надо искать способ сделать лидеров подотчётными, для того, чтобы противостоять их частным интересам. Хотя от проблемы агента совсем избавиться не получится: пока существует своя рубашка, она остаётся ближе к телу. Тем не менее автор напоминает нам:

По моему мнению, не бывает хороших или плохих лидеров, действующих благородно или лет. Есть только подконтрольные и необузданные.

Причина вторая: нематериальные стимулы. Войны не всегда ведутся только за лишь за деньги. Людей мотивируют и высокие идеалы, за которые они отдают жизни. Например, сальвадорские повстанцы, которые столетиями гнули спину на плантациях, воевали за справедливость. Шансов у них было немного, за исключением разве что доказать, что ты тоже чего-то стоишь. В конце концов им кое-что удалось. Гражданская война была закончена.


Справедливость - сильная вещь. Автор приводит в пример известную игру Ультиматум, в которой одному человеку давали десятку и просили разделить её с другим. Однако этот другой может отказаться принять свою долю, и тогда тот, первый, лишается и своей тоже. С точки зрения чистой логики тот, второй, должен радоваться каждому перепавшему ему центу. А вот поди ж ты - очень многие из тех, кто не получали половины всей суммы, отказывались. Смысл? А наказать жадину! Потерял что-то, но приобрёл моральное удовлетворение. Тот, первый, кому дали десятку, в курсе потенциального развития ситуации и как правило делился примерно поровну.


Желание восстановить справедливость (отомстить) было, есть и будет одним из мотивов, начинающим гражданские войны. Самосожжение Буазизи положило начало Арабской весне. Чего ради люди поднялись, ведь этот несчастный торговец был для них посторонним? Здесь включается логика по решению проблемы коллективного действия. Если живёшь в деревне, то имеет мало смысла сразу мстить за обман или несправедливость - обидчик непременно тебе снова встретится в неудобных для него обстоятельствах. Месть так и так - неизбежна. Но в большом городе эта логика не работает: зачем мстить, если по второму разу вы уже не увидитесь? Зачем тратить время и средства? И здесь полезной оказывается встроенная эмоциональная награда при восстановлении справедливости. Эта логика позволила многим исследователям утверждать, что справедливая месть - продукт культурной или даже биологической эволюции. Достаточное количество желающих отомстить решают проблему коллективного действия.


Естьразные нематериальные мотивы. Желание славы и положения из века в век побуждает генералов развязать маленькую победоносную войну, которая слишком часто оказывается немаленькой и не победоносной. И всё же сегодня с этим полегче, если вспомнить Генриха Восьмого или Людовика Четырнадцатого, например. Те не имели тормозов, гоняя своих солдат на одну за другой войну.


Или возьмём идеологию. Экстремальным примером служит гитлеровская Германия, где фашизм побудил встать в ряды бойцов миллионы. Антиколониальная борьба и вообще войны за независимость тоже очень часто идеологизированы. Автор вспоминает в этой связи войну за независимость США, в ходе которой колонисты совершенно перестали считать себя британцами и не шли уже ни на какие компромиссы с короной. Идеологически заряженному человеку вообще трудно даются компромиссы. Если веришь в то, что твоей группе принадлежит неотъемлемое право на кусок земли или представительство во власти, крайне тяжело уступать в этих вопросах. Есть уступки, по виду небольшие, которые роняют человеческое достоинство настолько, что ощущаются совершенно неприемлемыми.


А как насчёт встроенной страсти к насилию? Кажется, есть такое дело, которое присуще радикалам из числа футбольных фанатов, например. Те, особенно в толпе, испытывают что-то вроде ража, нападая на враждебные кланы. Бывалый военный корреспондент Крис Хеджес писал:

Война может дать нам цель, значение, смысл жизни.  Только когда мы в гуще конфликта становится очевидной поверхностность и бессодержательность многих наших жизней.

Всё же автор не считает неконтролируемую агрессию нашим встроенным свойством. Для этого слишком мало подтверждений. В целом мы довольно коллективные существа и способны на сочувствие. Что в нас нехорошо - это наша ограниченность. Мы легко сбиваемся в группы, в которых отдаём предпочтение своим в ущерб чужакам. При такой логике имеют значение свои потери и игнорируются чужие. Как раз страх перед своими потерями - главный аргумент за мир.


Ещё одной стороной нашей ограниченности является злорадство, которые англичане называют немецким свойством Schadenfreude. Особенно сильно оно выражается в отношении чужаков. Это побуждает думать, что ксенофобия - врождённое свойство. Но это не так. Ксенофобия так часто встречается потому, что её целенаправленно разжигают при помощи националистической и прочей пропаганды. И снова сильным примером в этом смысле служит Третий рейх. У Гитлера не было поддержки большинства населения в Веймарской республике. И лишь когда наци дорвались до микрофонов - дело пошло, как по маслу. Пропаганда, распространяемая по Радио и телевидению тысячи холмов, разожгла геноцид в Руанде в девяностых годах.


--------------------------------------


Вот вроде бы учёный человек, а классифицировать предпосылки на объективные и субъективные не догадался. А ведь это - школьный материал, по сути. Автор концентрируется, как видим, на субъективных. Он справедливо полагает, что если их избегать - можно рассчитывать на мир. Но это не вся история. Раскройте в Википедии описание любой мало-мальской войны - и увидите огромное количество разнообразных причин и поводов. Ещё и спорят историки по сей день, что было главным, а что второстепенным. Взять в свести всё это к пяти упомянутым классам - неоправданное упрощение, на мой взгляд.


В книге много иллюстраций с помощью круговых диаграмм и теории игр. Честно говоря, не очень убеждает, и не очень понятно. Это минус. Но зато есть много всяких исторических баек. Это плюс. В целом читается легко, хотя слог автора не всегда понятен.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!