Ответы к посту
Довели учителя
356

Ответ на пост «Довели учителя»

Вдогонку к посту про конфликт ученицы с учительницей. В таких постах нередко упоминается Антон Семёнович Макаренко, про которого незнакомые с педагогикой читатели знают лишь то, что он "бил детей". Хотелось бы слегка поправить это впечатление, да и вообще отчасти затронуть тему методов "влияния на ученика", которые, по мнению многих комментаторов, есть некая панацея, изучаемая в педагогических университетах. Сразу предупреждаю - букв и цитат много, читаем на свой страх и риск :)


Тема физического насилия в педагогике отчасти табуирована, хотя в художественной литературе можно встретить описание того, как наши предки обучали молодое поколение. Вот, например, из "Отважных мореплавателей" Киплинга:


- Хорошо, что ты вспомнил, Дэнни! - воскликнул Длинный Джек, который только и искал, чем бы развлечься. - Я начисто забыл, что у нас на борту пассажир. Тому, кто не знает корабельной оснастки, всегда работенка найдется. Ну-ка давай его сюда, Том Плэтт. Мы его поучим.
- Ну, я умываю руки, - усмехнулся Дэн, - в этом я тебе не помощник. Меня отец концами учил.
Целый час Длинный Джек водил свою жертву по палубе, обучая Гарви тому, что, по его словам, "на море должен знать всякий, будь он слеп, пьян или во сне". У семидесятитонной шхуны с короткой фок-мачтой не бог весть какая оснастка, но Длинный Джек обладал особым даром вразумлять своего подопечного: когда он хотел обратить внимание Гарви на дирик-фалы, он задирал ему голову и полминуты заставлял его смотреть вверх; объясняя разницу между баком и ютом, он проводил носом Гарви по рею, а назначение каждой снасти запечатлевал ударом веревочного конца.
...
Он назвал какую-то снасть, и Гарви, уже изрядно уставший, медленно поплелся к ней. От удара концом по ребрам у него перехватило дыхание.
- Когда у тебя будет свое судно, - сурово сказал Том Плэтт, - тогда и будешь по нему разгуливать. А до той поры выполняй приказы бегом. Еще раз, да пошевеливайся!
Гарви и так был вне себя от такого обучения, а этот последний урок еще больше подстегнул его. Но он был очень сметливый мальчишка, с очень решительным характером и довольно упрямый. Он оглядел всех и увидел, что теперь не улыбается даже Дэн. Значит, такая учеба здесь дело обычное, хоть и мучительное. Он молча со вздохом проглотил пилюлю и даже усмехнулся. Та же сметливость, что позволяла ему помыкать матерью, помогла ему понять, что никто на судне, кроме разве что Пенна, не станет потакать его прихотям.

Однако вернёмся к Макаренко, - к его "Педагогической поэме". К слову, это не скучная "книга для учителей", а интригующее повествование, полное внезапмных поворотов сюжета и динамики (это же верно и для книги "Флаги на башнях"). Есть, конечно, и эпизоды с насилием, которые столь часто упоминаются разными комментаторами.


Сразу стоит сделать оговорку: Макаренко был не просто учителем, а воспитателем. Заведующим колонии малолетних преступников. Двадцатые годы, беспризорщина, голод и холод. Это "слегка" отличается от современных реалий обучения, не так ли? Впрочем, несмотря на сто лет, прошедшие с момента описываемых событий, состояние дел в педагогической науке описано в книге как нельзя более точно:


Первые месяцы нашей колонии для меня и моих товарищей были не только месяцами отчаяния и бессильного напряжения, — они были еще и месяцами поисков истины. Я за всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года.
...
У меня главным результатом этого чтения была крепкая и почему-то вдруг основательная уверенность, что в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений, происходящих на моих глазах. Я сначала даже не понял, а просто увидел, что мне нужны не книжные формулы, которые я все равно не мог привязать к делу, а немедленный анализ и немедленное действие.
...
Меня возмущали безобразно организованная педагогическая техника и мое техническое бессилие. И я с отвращением и злостью думал о педагогической науке:
«Сколько тысяч лет она существует! Какие имена, какие блестящие мысли: Песталоцци, Руссо, Наторп, Блонский! Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики, просто ничего нет. Какое-то шарлатанство».

Насколько я помню педагогику, основы педагогического мастерства и иные предметы моего именно педагогического (к сожалению) образования, этих инструментов нет до сих пор. Судя по учебникам и материалам конференций, педагогические теории – это, в большинстве своем, набор простых и незамысловатых истин, построенных по алгоритму «быть хорошим – хорошо». А чтобы их доказать, надо просто повторить само условие, только другими словами. Впрочем, Макаренко пишет и об этом:


На небесах и поближе к ним, на вершинах педагогического «Олимпа», всякая педагогическая техника в области собственно воспитания считалась ересью.
На «небесах» ребенок рассматривался как существо, наполненное особого состава газом, название которому даже не успели придумать.
...
Главный догмат этого вероучения состоял в том, что в условиях такого благоговения и предупредительности перед природой из вышеуказанного газа обязательно должна вырасти коммунистическая личность. На самом деле в условиях чистой природы вырастало только то, что естественно могло вырасти, то есть обыкновенный полевой бурьян, но это никого не смущало — для небожителей были дороги принципы и идеи.

Если кого-то смущает словосочетание "коммунистическая личность", можете заменить его словами "достойный гражданин" или чем-то подобным. Крайне советую прочесть главу "У подошвы Олимпа" полностью, так как именно в ней делается основной разбор педагогического "вероучения". Основная идея, пожалуй, вот:


А я, чем больше думал, тем больше находил сходства между процессами воспитания и обычными процессами на материальном производстве, и никакой особенно страшной механистичности в этом сходстве не было. Человеческая личность в моем представлении продолжала оставаться человеческой личностью со всей ее сложностью, богатством и красотой, но мне казалось, что именно потому к ней нужно подходить с более точными измерителями, с большей ответственностью и с большей наукой, а не в порядке простого темного кликушества. Очень глубокая аналогия между производством и воспитанием не только не оскорбляла моего представления о человеке, но, напротив, заражала меня особенным уважением к нему, потому что нельзя относиться без уважения и к хорошей сложной машине.
Во всяком случае для меня было ясно, что очень многие детали в человеческой личности и в человеческом поведении можно было сделать на прессах, просто штамповать в стандартном порядке, но для этого нужна особенно тонкая работа самих штампов, требующих скрупулезной осторожности и точности. Другие детали требовали, напротив, индивидуальной обработки в руках высококвалифицированного мастера, человека с золотыми руками и острым глазом. Для многих деталей необходимы были сложные специальные приспособления, требующие большой изобретательности и полета человеческого гения. А для всех деталей и для всей работы воспитателя нужна особая наука. Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление металлов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда ее начинают воспитывать? А ведь для всех не секрет, что такое сопротивление имеет место. Почему, наконец, у нас нет отдела контроля, который мог бы сказать разным педагогическим портачам:
— У вас, голубчики, девяносто процентов брака. У вас получилась не коммунистическая личность, а прямая дрянь, пьянчужка, лежебока и шкурник. Уплатите, будьте добры, из вашего жалованья.

Впрочем, по высоким теоретикам Макаренко тоже прошёлся:


«Кому ума недоставало» решать любые воспитательные вопросы? Стоит человеку залезть за письменный стол, и он уже вещает, связывает и развязывает. Какой книжкой можно его обуздать? Зачем книжка, раз у него у самого есть ребенок? А в это время профессор педагогики, специалист по вопросам воспитания, пишет записку в ГПУ или НКВД:
«Мой мальчик несколько раз меня обкрадывал, дома не ночует, обращаюсь к вам с горячей просьбой…»
Спрашивается: почему чекисты должны быть более высокими педагогическими техниками, чем профессора педагогики?

Если кто-то полагает, что в нынешнее время ситуация кардинально изменилась, то вынужден огорчить. И это бессилие, пожалуй, одна из причин, которые приводят к подобным конфликтам, каковые описаны в изначальном посте. Нет некоего рабочего отлаженного механизма для их предотвращения и разрешения. Материальный вопрос оплаты труда учителя, который затрагивается в публичном разборе подобного рода конфликтов, конечно же, имеет место быть (пожалуй, стоит коснуться этого вопроса в отдельном посте), однако это не единственная причина.


И из всего богатства поднятых Антоном Семёновичем вопросов обыватель помнит лишь о избитом воспитаннике! Это крайне иронично Иронично потому, что за фактом удара оный обыватель не видит сути вопроса. Впрочем, обратимся к первоисточнику:


И вот свершилось: я не удержался на педагогическом канате. В одно зимнее утро я предложил Задорову пойти нарубить дров для кухни. Услышал обычный задорно веселый ответ:
— Иди сам наруби, много вас тут!
Это впервые ко мне обратились на «ты».
В состоянии гнева и обиды, доведенный до отчаяния и остервенения всеми предшествующими месяцами, я размахнулся и ударил Задорова по щеке. Ударил сильно, он не удержался на ногах и повалился на печку. Я ударил второй раз, схватил его за шиворот, приподнял и ударил третий раз.
Я вдруг увидел, что он страшно испугался. Бледный, с трясущимися руками, он поспешил надеть фуражку, потом снял ее и снова надел. Я, вероятно, еще бил бы его, но он тихо и со стоном прошептал:
— Простите, Антон Семенович…
Мой гнев был настолько дик и неумерен, что я чувствовал: скажи кто нибудь слово против меня — я брошусь на всех, буду стремиться к убийству, к уничтожению этой своры бандитов. У меня в руках очутилась железная кочерга. Все пять воспитанников молча стояли у своих кроватей, Бурун что то спешил поправить в костюме.
Я обернулся к ним и постучал кочергой по спинке кровати:
— Или всем немедленно отправляться в лес, на работу, или убираться из колонии к чертовой матери!
И вышел из спальни.

Вот такой эпизод. В разговорах с иными сотрудниками колонии Макаренко поясняет этот эпизод так:


Я подумал немного и сказал Екатерине Григорьевне:
— Нет, тут не в рабстве дело. Тут как то иначе. Вы проанализируйте хорошенько: ведь Задоров сильнее меня, он мог бы меня искалечить одним ударом. А ведь он ничего не боится, не боятся и Бурун и другие. Во всей этой истории они не видят побоев, они видят только гнев, человеческий взрыв. Они же прекрасно понимают, что я мог бы и не бить, мог бы возвратить Задорова, как неисправимого, в комиссию, мог причинить им много важных неприятностей. Но я этого не делаю, я пошел на опасный для себя, но человеческий, а не формальный поступок. А колония им, очевидно, все таки нужна. Тут сложнее. Кроме того, они видят, что мы много работаем для них. все таки они люди. Это важное обстоятельство.
— Может быть, — задумалась Екатерина Григорьевна.

Вот такой случай. Как относиться к нему - дело хозяйское, однако же сводить все педагогические идеи Макаренко к заурядному "избиению" как минимум некорректно. К слову, зачастую так поступают обе стороны в обсуждениях, только одни полагают насилие панацеей, а иные - абсолютным злом. Антон Семёнович расценивал этот эпизод именно как исключительный.


Саму же "Педагогическую поэму" крайне советую к прочтению. Идеи Макаренко ничуть не устарели, и проблемы, поднятые им всё ещё актуальны.

Показать полностью
1946

Ответ anni2312 в «Довели учителя»

Мне вот очень нравится профессия учителя, хотя бы потому, что некоторые её представители действительно достойны восхищения и уважения. Но! Как- то пришёл в школу учителем устраиваться, а мне "Сразу возьмёте классное руководство, внеучебную жизнь, и половину страших класов, зарплата 25 тысяч". Было это где- то год назад. Я к этому добавил проверку дз, подготовку классных занятий, бюрократию, 4 часа на дорогу, и решил, что не очень- то хочу преподавать.

Конечно, в этой сфере никто не обещает хорошую зп в обычной школе, особенно если ты выпускник без опыта. Но тем не менее 25 тысяч за такой объём работы- это просто насмехательство, не иначе. К этому добавляется нервное напряжение, потому что обязательно найдутся такие индивиды, которыми не занимаются дома. Я уже не говорю про общение с родителями.

1334

Ответ на пост «Довели учителя»

В Краснодаре проводят проверку после конфликта учителя со школьницами


Инцидент произошел 7 октября в школе №14 Краснодара.


В социальных сетях появилась видеозапись, на которой учительница кричит на школьниц. При это она называет их «ссыкухами», которые учатся «на халяву», а одной из девочек учительница угрожала «набить морду». Позже в городском департаменте образования прокомментировали произошедшее.


«Инцидент произошел на перемене после урока английского языка в 6 «В» классе. Ученики намусорили в кабинете — разбросали бумагу и обертки от конфет и печенья, оставили пустые бутылки. На просьбу вернуться и убрать за собой ученики не отреагировали. Учитель Татьяна Федоровна, проходя мимо, сделала замечание и попросила привести помещение в порядок. Разговор продолжился в кабинете 6 «В» класса. Некоторые ученики стали грубить учителю и вести себя вызывающе, тем самым провоцируя учителя. Так, одна из учениц сказала: «Ты кто такая? Мы — дети, нам можно все!» — сообщили в пресс-службе администрации Краснодара.


Там добавили, что на видеозаписи, которая опубликована в интернете, запечатлена только вторая часть конфликта. По факту случившегося сейчас идет педагогическое расследование.


https://kuban24.tv/item/v-krasnodare-provodyat-proverku-posl...

Показать полностью
1406

Ответ на пост «Довели учителя»

Рычаги, да? За любой «рычаг» прибегает яжмамка, которая до этого бухала с хахалями и вопит, что её дититку обижают. Дидитка- двухметровый лоб, который (сейчас будут реальные случаи) приволок в класс сигнал охотника и поджег, приволок в класс фаломмитатор этой же мамки и бил им девочек, щёлкал семечки на уроке за последней партой на пол… и это только то, что я вспомнила не напрягаясь из последнего.

Мой муж- учитель. И да, в тех семьях, где родители воспитывают детей- такого, как правило, нет. И дети адекватные и учиться хотят. А «учителя должны воспитывать» в тех семьях, где родители сначала сами положили на это, а классу к пятому уже осознают, что не вывозят. И вместо того, чтобы, как взрослый человек, принять на себя ответственность, они начинают вопить, что школа плохая.

Только вот в той же педагогике, на которую любят ссылаться, есть чудесное правило, что воспитываем мы ребёнка до 6 лет. Потом его ПЕРЕвоспитыааем. Так что, ребёнок впитает все шаблоны поведения и реакций, которые дает ему семья, пока думает, что «да он всё-равно ничего не понимает».

С учителей сейчас огромный спрос при копеечных зарплатах. Чтобы получать плюс-минус адекватную зп, набираются классные руководства (не одно), часы по куче смежных предметов, а иногда и левых, всякие ставки соц.педагога. Несколько раз муж до 5 утра заполнял кучу журналов и очередных отчетов, а потом ехал сразу на работу. И при такой нагрузке кто-то со стороны будет рассказывать, как должно быть? И что педагог перегнула? Да, не идеал педагогики. Но может прежде, чем осуждать её, узнать, что за этим стоит?

Я много раз предлагала мужу прислушаться к высшим мира сего (сарказм) и валить, если не в бизнес, то из школы. Но он любит то, что делает. Любит свой предмет и бОльшую часть детей. Те, которые адекватные. Я уважаю его за этот выбор. Просто очень люблю и боюсь, что с таким отношением к учителям, к их зарплате и к тому, что они вечно всем всё должны, помноженным на то, какой он ответственный- он просто сгорит.

Так что прежде, чем сказать, что учитель что-то кому-то должен- обратите внимание на себя. Не забываете ли вы, что и у вас, как родителей, помимо прав и требований, есть обязанности и они не ограничиваются покупкой чаду телефона, на который он будет снимать реакцию учителя, но не то, что этой реакции предшествовало.

Показать полностью

Ответ на пост «Довели учителя»

Плевать на эмоции и чувства любого человека, если его позиция иррациональна и неадекватна. Хочет уважения? Пусть относится как к равным. Пытается авторитет получить на пустом месте, адекватно получает сигналы, что так не работает. Удобно, учителя оскорбляют, обесценивают учеников и об этом не принято говорить, пока до края не дойдет, а потом уважения требуют и психуют когда в ответ получают отпор на свое неадекватное поведение и желание диктовать, а не договариваться.
А кто защищает учителя и оправдывает его поведение, задумайтесь, кем вырастут ваши дети, если вы их убедите, что есть случаи когда чужой человек может на них повышать голос и давать приказания, требуя подчинения. Думаю, людей, что воспользуются этим хаком психики вашего ребенка хватит по жизни. Даже на себя посмотрите, часто ли находите, что на неадекват и крики ответить, не впадая в стресс?
Лучше без аттестата, чем с поломанной психикой.

194

Ответ на пост «Довели учителя»

Ну,и откуда берутся такие дети?) Учителя со школой виноваты?)
Обрыганы и быдло всегда были,просто сейчас это культивируется семьей из которой такие особи и появляются.
В мои школьные годы с такими не церемонились и разговоры не разговаривали-минимум вон из и школы,максимум прилетит чем-нибудь тяжелым и никто не влезет,чтоб заступиться за обрыгана.
Из школьных собраний видно было кто кем воспитывался и как. Где была строгость, авторитет родителей,там и дети были более-менее адекватны. В отличие от тех,кто ставил своих детей выше себя и общества и воспитывали во всепрощении,и без физнаказаний-этих по отбитости можно было приравнять к маньякам.
Просто случай из школы приведу.
В старших классах нам по паре предметов назначили молодого учителя,мужчину. На несколько лет старше. Ессно молодняк решил его на слабо проверять. Одного не учли,что он был после военного училища и кмс по боксу)) Он не тратил время на бесполезные споры с этими оболтусами,а просто просил с ним выйти в коридор на пару слов) Через месяц такую тишину на его уроках можно было только на кладбище увидеть. Плюс по его предметам даже отбитым было стремно иметь низкие оценки и старались учиться.
Больше прав учителям и учителей после военки в школы)

2018

Ответ на пост «Довели учителя»

у нас в 1998 году учительница одна ,1948 года рождения, очень качественно преподававшая материал и имеющая не только колоссальный опыт но и государственные награды (не буду говорить какие , не хочу дискредитировать педагога , ее легко можно опознать по ним, некоторые от Ельцина личным указом были присвоены и информация в сети легко ищется  ) впервые в своей жизни занялась рукоприкладством.
Чего от нее вообще никогда не ожидали- это было буквально шоком для всех, потому что она даже никогда не повышала голос ни на кого - всегда была спокойная и величественная как удав Каа.

Так вот - одна приезжая интернатовская девочка 10 класса просто начала ей дерзить на уроке. И их диалог (спокойный и лаконичный со стороны учителя и дерзкий и с резкой грубостью со стороны девчонки (она напрямую послала НАХУЙ педагога которого уважал весь класс за профессионализм и всегда доброе и спокойное отношение ко всем) закончился тем что учитель начала медленно и молча прохаживаться между партами. Она так делала когда была чем-то очень сильно недовольна. Молчала и ходила .

И при этом обычно в классе повисала гробовая тишина- все понимали что урок остановился по серьезной причине .И когда она вот так спокойно прохаживалась - она одной рукой взяла эту охуевшую ебанушку сзади за затылок кистью руки и просто ебнула ее об парту ебалом.Прям взяла и уебала смачно,со всей дури. Та схватилась за ебало и тихо заревела.

А что далее- учитель подошла к столу и абсолютно спокойно и непринужденно продолжила вести урок.Никто из класса этой ебнутой дерзкой ученице даже не посочувствовал - все понимали что она сама виновата, пострадала за свою грубость и дерзость.
Какие последствия этот метод имел бы для учителя  сейчас - думаю обьяснять не стоит.

Показать полностью

Ответ на пост «Довели учителя»

Вот и прошел месяц с начала учебного года. Пошли ролики с "конченным" учениками и учетелями повышенной громкости.


И конечно же сразу вспоминается школа. Думаю многие за свои 8-11 школьных лет видели разных учителей. Тогда, не то чтобы осознанно, а скорее на уровне ощущений, мы понимали как можно вести себя с разными учителями.


И были педагоги, на чьих уроках отпетые хулиганы сидели смирно и ходили по струнке. И для этого не нужно было криков, визгов или угроз.


Также были полные противоположности. И все их срывы только подливали масла в огонь.


Может быть кто-то уже после школы не усвоил материал? А теперь пытается компенсировать это напором?

Отличная работа, все прочитано!