"Мужская" цивилизация и временные "права женщин"
Человеческая цивилизация, как и являющееся её основой государство, представляет собой сугубо мужской конструкт. Созданный мужчинами для себя. Женщинам было не до создания цивилизации, они детьми занимались, являясь пользователями всех присущих цивилизации благ, зачастую их совершенствуя и адаптируя под свои специфические женские нужды.
Как любое создание нового, дело цивилизационного строительства не обходилось и не обходится без ошибок. Многочисленные ошибки "мужской цивилизации" исправлялись самым простым путём - ликвидацией совершавших ошибки мужчин.
Ошибся - > умер -> не оставил потомства
Войны, конфликты, рискованная деятельность: на протяжении истории именно мужчины в массовом порядке гибли в войнах, на опасной охоте, в конфликтах за ресурсы и статус. Это был жестокий, но эффективный механизм отсева. Гены, приводящие к излишней агрессии, глупости, неумению кооперироваться или физической слабости, часто "выплачивались" смертью их носителя до того, как он успевал оставить много потомства.
Что "исправлялось"? Исправлялись не столько "ошибки цивилизации", сколько ошибки стратегий поведения и биологические недостатки в конкретных исторических и экологических условиях. Агрессивный, но глупый воин погибал. Слишком осторожный и трусливый — не получал доступа к ресурсам и размножению.
Сейчас, уже лет сто как, этот механизм выключен, а ошибки остались.
Исчезновение фильтров: Медицина, социальные гарантии и снижение уровня насилия (в глобальном историческом масштабе) означают, что многие поведенческие и биологические паттерны, которые раньше были бы "наказаны" естественным отбором, теперь сохраняются в генофонде и, что важнее, в мемофонде (культуре идей).
Какие "ошибки"? Речь может идти не столько о генетических "ошибках", сколько о дезадаптивных культурных паттернах, которые были полезны в прошлом, но стали опасны в настоящем:
Безудержная агрессия и тяга к доминированию, полезные в племенных конфликтах, но смертельные в эпоху ядерного оружия.
Кратковременная оптимизация и истощение ресурсов (принцип "после нас хоть потоп"), которая была терпима при малой численности населения, но ведет к экологической катастрофе сегодня.
Жесткая иерархичность и ксенофобия, помогавшие сплачивать свою группу против чужаков, но мешающие решать глобальные проблемы, требующие кооперации.
Старый, жестокий механизм "исправления ошибок" более не работает. Но человечество, обладая сознанием, пытается создать новые, культурные механизмы коррекции:
Правовые системы и демократия: Это институты, которые должны ограничивать деструктивные импульсы и находить компромиссы без массового насилия.
Наука и образование: Они позволяют распознавать ошибки (например, изменение климата) и находить решения на основе данных, а не на основе сиюминутной выгоды.
Глобальная коммуникация: Позволяет (теоретически) вырабатывать общие подходы к проблемам.
Скорость развития этих культурных "иммунных систем" отстает от скорости накопления системных проблем, созданных нашей же мощью.
Но это на самом деле НЕ столь важно. Проблема в "цивилизационном выравнивании" мужчин и женщин.
Для женщины стать таким же создателем цивилизации как мужчина во многом означает отказаться от своей женской роли, что маловероятно. Не зря ведь существует в традициях, да законодательной базе такой термин как "права женщин", с многими льготами для женского пола. При "цивилизационном" равенстве это исчезнет
На протяжении большей части истории путь к публичной власти и масштабному "созиданию цивилизации" для женщины означал фактический отказ от материнства и традиционной семейной роли. Королевы и правительницы (например, Елизавета I, Клеопатра) часто были вынуждены жертвовать личной жизнью для сохранения власти.
Однако современность предлагает иные модели, хотя конфликт никуда не делся:
"Двойная нагрузка": Для многих женщин "цивилизационное" творчество не заменило домашние обязанности, а добавилось к ним. Это создает известный прессинг и выгорание.
Перераспределение ролей: Идеал, к которому движется общество (хотя и медленно) — это не отказ женщины от своей роли, а расширение роли мужчины. Когда мужчина активно участвует в воспитании детей и ведении домашнего хозяйства (становится "родителем", а не "добытчиком-на-расстоянии"), у женщины появляется пространство для реализации вне дома без чувства вины или отказа от материнства.
Гибридные модели: Современные технологии (удаленная работа, гибкий график) и меняющиеся корпоративные культуры теоретически позволяют совмещать глубокую вовлеченность в семью и профессиональную/творческую реализацию. Пока это доступно немногим, но тренд существует.
Таким образом, вопрос не в обязательном отказе, а в сложной интеграции и перераспределении ролей внутри семьи и общества.
"Права женщин" — это не система льгот, создающая "превосходство", а ВРЕМЕННЫЙ механизм коррекции системной исторической несправедливости.
Мужчины веками накапливали капитал, политическое влияние, доступ к образованию и правовую субъектность. Женщины были юридически и экономически зависимы последние 7-8 тысяч лет после создания цивилизации.
"Льготы для женщин" как ВРЕМЕННЫЙ корректирующий механизм:
Квоты в политике: Не потому, что женщины "лучше", а потому, что без квот система, столетиями настроенная на мужчин, будет воспроизводить саму себя.
Защита от увольнения во время беременности: Это не "льгота", а попытка уровнять биологическое неравенство. Женщина несет репродуктивную функцию, без которой общество вымрет. Общество через закон частично компенсирует ей связанные с этим карьерные риски, которые мужчине не грозят.
Программы поддержки: попытка сломать культурные стереотипы и дать доступ в сферы, которые были монополизированы мужчинами.
Цель этих мер — не вечно сохранять особый статус, а достичь подлинного равенства стартовых условий, после чего многие "льготы" станут не нужны.
Исчезнет ли женственность при "цивилизационном равенстве"?
Это главный страх, стоящий за многими консервативными позициями. Но равенство возможностей не означает унификацию.
Равенство vs Тождественность: Речь идет о том, чтобы у женщины был выбор. Хочет ли она стать матерью-одиночкой, CEO технологической компании или и тем, и другим одновременно — этот выбор должен определяться ее личными склонностями, а не предписаниями общества.
Что такое "женская роль"? Она постоянно меняется. Сто лет назад она не включала в себя голосование, владение имуществом и высшее образование.
Мужская роль тоже изменится: Исчезнет давление "быть единственным кормильцем", откроется пространство для более глубоких эмоциональных отношений с детьми. Это не "исчезновение мужского", а его обогащение.
Однако есть нюанс:
Любой политик, заявивший, что "права женщин" это временная мера, совершит политическое самоубийство
Следует разъяснить, почему это политическое самоубийство, даже если в долгосрочной философской перспективе это может быть логично.
1. Семантическая ловушка: "Временная мера" против "Корректирующей справедливости"
"Временная мера" в политическом языке звучит как нечто неважное, преходящее, то, что можно легко отменить. Это вызывает ощущение несерьезности и обесценивания самой проблемы.
"Корректирующая справедливость" или "Выравнивание возможностей" — это тот же самый концепт, но сформулированный как активный, позитивный и морально обоснованный процесс. Это звучит как долгосрочная миссия, а не как временный костыль.
Любое движение за права (этнические, гендерные, социальные) черпает силу в своей легитимности. Сказать, что борьба временна, — значит подорвать ее легитимность в глазах ее участников.
2. Исторический контекст и травма
Борьба за права женщин была долгой, болезненной и сопряжена с огромными жертвами. Заявления о ее "временности" звучат для активистов и сторонников как попытка прервать эту борьбу до ее завершения, вернувшись к статус-кво. Это воспринимается не как финальная цель, а как поражение.
3. Отсутствие четкого финиша
Когда можно будет объявить, что "корректировка" завершена?
Когда будет 50% женщин в парламенте?
Когда исчезнет разрыв в оплате труда?
Когда домашний труд будет делиться 50/50?
Когда исчезнет угроза домашнего насилия?
Поскольку четкого, всеми признанного критерия "полного равенства" не существует, заявление о "временности" выглядит как уловка, чтобы никогда не достигать цели, постоянно отодвигая финишную черту.
4. Политическая динамика: Создание коалиции
Политик, выступающий за права женщин, апеллирует к огромной группе избирателей (самим женщинам и сочувствующим мужчинам). Заявление о "временности":
Размывает его базу поддержки. Он сразу попадает в ситуацию: "Так вы за нас только на время? А потом наши права снова могут исчезнуть?"
Дает мощное оружие оппонентам. Им достаточно будет вырвать эту фразу из контекста и представить политика как человека, который на самом деле не верит в равенство, а лишь делает временные уступки.
Что должен говорить политик вместо "временная мера"?
Успешный политик долен будет использовать другую, более точную и безопасную рамку:
"Наша цель — достичь подлинного равенства, и мы будем использовать все необходимые меры, пока эта цель не будет достигнута. Мы не отступим, пока не увидим реальных, ощутимых результатов."
"Это не вопрос льгот, это вопрос справедливости. И мы будем добиваться этой справедливости столько, сколько потребуется."
По смыслу это очень близко к "временной мере", но звучит как неустанная борьба, а не как ограниченная во времени акция.




