Экономика использования такси VS экономика владения личным автомобилем в Москве
Бытует мнение о том что использовать услуги такси по финансам выгоднее чем владеть собственным автомобилем. Стало интересно действительно ли это так, решил провести грубые расчеты и послушать мнения в комментариях. Сам ни разу не владел автомобилем и использую такси только если нужно что то перевозить.
Если скажете что выгоднее пользоваться общественным транспортом, то будете правы, но с ним я и не сравниваю, так что речь не об этом.
Буду сравнивать затраты на такси с экономикой владения новым автомобилем, из грубого расчета на то что спустя 5 лет автомобиль может быть продан по цене половины нового такого же (на момент продажи). А поскольку все новые автомобили очень дорогие, возьму самый не дорогой и массовый из числа новых доступных на данный момент - Lada Granta.
Этот автомобиль появился в продаже в 2011 году. В базовой комплектации с 1,6-литровым мотором мощностью 82 лошадиные силы и механической коробкой она поступила в продажу по цене 219000 рублей и сразу же начала дорожать.
Сейчас, если не ошибаюсь, заявлена цена на минимальную комплектацию 700000 рублей. Однако по этой цене ее не продадут, хотя может благодаря неимоверным усилиям и программам "первый автомобиль" и "семейный автомобиль" ее отдадут в кредит за 700000, но т.к. кредит с процентами - в итоге получится дороже. Есть мнение что дешевле миллиона ее невозможно купить, а только со впаренными допами и с переплатой. Я не знаю как на самом деле, поэтому грубо на вскидку возьму цену по середине между 700000 и 1000000 (850 тысяч) и буду использовать ее в своих расчетах.
За последние 13 лет автомобиль подорожал на 631 тысячу. Это подорожание на 11% в год, если брать усреднено за весь срок на данный момент. Для чего я это высчитал? Для того чтобы грубо прикинуть, на сколько автомобиль теоретически может подорожать такими темпами через 5 лет. Конечно это невозможно спрогнозировать и дорожание происходит скачками, но какие еще варианты для сравнения с такси, если мы будем отталкиваться от того что каждые 5 лет будет покупаться новый автомобиль и продаваться старый? Только грубые подсчеты навскидку, только хардкор! Можно конечно еще сравнить затраты на такси с экономикой владения БУ автомобилем, но это в другой раз.
По этим грубым подсчетам через 5 лет новая гранта будет продаваться по цене 1432000 руб. Будем считать то что б/у гранта 5 летней давности через 5 лет может быть продана за 716000 (по цене половины от новой такой же). Таким образом спустя 5 лет мы теоретически получаем 716000 с продажи 5-летней гранты. Итого изначально заплатив 850000 мы спустя 5 лет возвращаем 716000 (мы в минусе на 134000), добавим сюда бензин, ТО, страховку и прочее примерно на 100000 в год, ну или 620000 за 5 лет с учетом тех же 11%. Итого владение автомобилем на 5-летнем отрезке теоретически обойдется нам в 754000 руб.
Можете сказать что готовь бабки на покупку нового автомобиля чтобы ездить следующие 5 лет, но и езда на такси следующие 5 лет тоже будет стоить денег. Можно еще сказать что сравнивай со вкладом под проценты и тогда автомобиль обойдется еще дороже, но опять же сравнение идет с такси а не со вкладами.
А теперь про такси. Поездка на такси по Москве лично мне обходится в Яндекс Го 400 рублей доехать 5км до работы НЕ в час пик. В час пик 600 и дороже, а т.к. ездить на работу и с работы приходится как раз на часы пик, то эти короткие поездки будут выходить не менее 1200 в день. Рабочих дней в месяц примерно 22 если работать как я 5/7. Т.е. такси в этом случае обойдется в 26400 в месяц и это только если ездить на работу и обратно короткими поездками по 5км. А если добавить поездки не только по работе, а дорога на работу будет куда больше 5км, то это уже не менее 40000 в месяц по нынешним деньгам или 480000 в год. Хрен знает как дорожают поездки на такси, но возьмем те же самые 11% (я оптимист) в год и получим 480000+532000+491000+653000+728000=2884000 за 5 лет.
По итогу вот таких расчетов выходит то что такси в разы дороже обойдется в Москве чем личный автомобиль. Можно опять же задаться вопросом нахрена в Москве автомобиль и езжай на общественном транспорте, который придется подождать на остановке и в котором в жару на замок закрыты форточки и часто не работают кондиционеры, где люди набиваются как селедки в бочку и в куртке потеешь зимой, плюс не редко воняют бомжи (и не только бомжи), кашляют больные у тебя под боком, подростки орут и ржут на весь салон, маленькие дети кричат и задевают тебя ногами (обязательно размахивая ими когда сидят рядом с тобой) ну и бабушке еще там место уступи (можно не уступать но будет на тебя смотреть и пихаться пакетом всю дорогу).
Проездной на все виды транспорта кстати стоит 20500 на год и постоянно дорожает, пусть будет на все те же 11% в год (я оптимист). 20500+22752+25255+28033+31120 итого за проезд ~128000 за 5 лет. Это почти одна шестая от расчетной стоимости владения автомобилем и неминуемые затраты на транспорт в случае отсутствия этого самого автомобиля. Так что из 754000 за владение автомобилем можем вычесть эти 128000 (которые мы сэкономим благодаря автомобилю) и тогда владение им встанет нам в 626000 рублей за 5 лет.
Если все мои допущения и прогнозы капитально идут в разрез с тем как вы это себе представляете, то надеюсь выслушать ваше развернутое мнение и ваши поправки и ваши формулы в комментариях.