palatarada

palatarada

На Пикабу
поставил 341 плюс и 34 минуса
отредактировал 0 постов
проголосовал за 0 редактирований
42К рейтинг 419 подписчиков 5 подписок 114 постов 17 в горячем

Тимон и Пумба: начало

Тимон и Пумба: начало Древний Рим, Украшение, Археология, Король Лев

Римское украшение II века, бронза, эмаль, золото.


ПС. Ладно, на самом деле это собака, атакующая кабана.

«Анатомический суицид»

Как уйти «по-французски» описывают газеты вековой давности.


Оригинальный способ самоубийства прозектора анатомии доктора Вильгерота в Страсбурге. Он предварительно уведомил о своем намерении друзей и созвал их на последний обед, на котором говорил о своем намерении и погребении, назначенном на послезавтра; с обеда все разъехались в восхищении от «шутки», но на следующий день Вильгерот, разослав сам извещения о смерти, заперся в одной из комнат Анатомического института, и покончил с собой «со всей ловкостью человека, опытного в анатомии».


Врач. 1901. № 24.

«Анатомический суицид» Газеты, История, Юмор, Медицинский юмор, Суицид

Чума (часть 3: Социальный аспект)

О том, что из себя представлял город во время чумы, можно прочитать во множестве источников. Чуму не зря сранивали с концом света – картины в разгар эпидемии открывались по истине апокалипсические. Причем описания по эмоциональному окрасу и в основных деталях совпадают вне зависимости от места и периода: в них неизменно фигурируют «смешение погибших и умирающих, боль, крики, вопли, страх, зло, тревога, ужасы, жестокости, грабежи, отчаяние, слезы и мольбы, бедность и нищета, голод и жажда, одиночество, тюрьмы, операции, бубоны, язвы, обмороки и подозрительность». Ага, вот именно так – вперемешку, сплошным потоком.


С приходом эпидемии останавливалась вся социальная жизнь – не распахивались поля и не собирался урожай, не взимались подати, останавливались торговля и ремесло; все те, кто мог бежать из города, включая власть и духовенство – бежали, оставшиеся сидели по домам, по улицам ходили только уборщики трупов, зачумленные и мародеры. Таким образом, подрывались два столпа средневекового общества – внутриродовые отношения и религиозные обряды.


Прокопий Кесарийский, VI век: «Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожженными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили свое ремесло...»


Фра Микеле де Пьяцца, 1347: «трупы оставались лежать в домах, и ни один священник, ни один родственник — сын ли, отец ли, кто-либо из близких — не решались войти туда: могильщикам сулили большие деньги, чтобы те вынесли и похоронили мёртвых».


Неназванный португальский монах, XVII век: «Как только в каком-нибудь королевстве или республике загорается этот жестокий и неугомонный костер, население впадает в панику, городские власти бездействуют, правительство парализовано. Суда больше нет, и ремесла останавливаются. Семейные узы рвутся, улицы пустеют. Все пребывает в смешении и разрухе…Улицы, площади, церкви усеяны трупами, эта картина настолько ужасна, что при виде этого живые завидуют мертвым»


Марсельская чума, 1720: «Заразный смрад исходит из домов, где разлагаются трупы, он проникает на улицы, загроможденные одеялами, матрацами, бельем, лохмотьями и прочими гниющими нечистотами. Могилы переполнены трупами…»


Подобных описаний можно найти сотни, если не тысячи; и во всех обязательно отмечается обилие трупов, которые не успевают убирать. Действительно, подобное сложно упустить из виду, особенно учитывая, что трупы умерших от чумы разлагаются необычайно быстро, чернеют (отсюда и название «черная смерть») и ужасно смердят. Оно и понятно – бактерии же кишат. Тут и не знакомому ни с бактериологией, ни с теорией миазмов станет понятно, что трогать их как-то фу. Заболевали и, соответственно, умирали в основном семьями, заражаясь друг от друга, то есть наиболее заинтересованные в погребении – родственники – не могли выполнять свои обязанности, а чужих покойников ворочать тем более никто не хотел. Поэтому проблема утилизации трупов вставала быстро и остро, как только эпидемия набирала обороты. Часто зачумленные дома с живыми и мертвыми внутри просто запирали снаружи – так это было в Средние века, так это было и в станице Ветлянской, когда чума обнаружилась в приюте для осиротевших во время эпидемии детей, оттуда спасся потом только один ребенок.


Как уже отмечалось выше, чума воспринималась как бедствие, обрушивающееся совершенно внезапно, подобно разящей стреле. Эти преувеличенные сообщения о внезапности чумы можно проследить во многих исторических источниках. Однако здесь необходимо пояснить, почему именно так. Чуме все-таки, как и любой другой инфекционной болячке, нужно свое время чтобы раскачаться, сформировать цепочки контагиозности и начать свободно распространяться внутри популяции с тем размахом, на какой она способна. Так, например, чуме в Ветлянке (станица с населением в 1700 человек) понадобилось около полутора месяцев, чтобы от отдельных случаев с весьма нетипичным для чумы процентом выживших (из первых 14-ти заболевших выздоровели без лечения семеро) перейти в легочную, высококонтагиозную форму и начать полномасштабно опустошать поселение.


Во время эпидемии в Провансе в 1720-22 годах между проникновением чумы в город и пиком эпидемии (то есть наибольшим количеством умерших в сутки) в среднем проходило от трех до пяти месяцев. Великая чума в Англии 1665-1666 гг. добиралась от портовых пригородов до Сити порядка четырех-пяти месяцев. И уж точно во всех случаях между первыми зафиксированными «подозрительными» случаями и пиком эпидемии проходило больше времени, чем между пиком и окончанием. Откуда же такая внезапность?


Тому два объяснения, оба сугубо психологические.


- Первое, что касается уже упомянутой специфики именно средневековых источников. У средневекового человека мышление обратное от догматов; как написано – так и есть, а не наоборот. Чума – это кара Божья. А кара Божья по определению должна быть внезапной, как Потоп или огненный смерч – на то она и кара. Так и первые панические описания сифилиса конца XV века представляют какую-то лютую, быстро прогрессирующую болезнь с язвами - то ли сам сифилис за неполные 500 лет так сильно изменился, то ли всему виной искажение восприятия; надо ли говорить, что сифилис моментально был водружен церковью на штандарт борьбы за всеобщую нравственность.


- Второе объяснение более обыденное и применимо, к сожалению, в принципе к большинству эпидемий до ХХ века включительно. Как уже было сказано выше, с приходом чумы (или любой другой столь же опасной болезни) привычная социальная и экономическая жизнь прекращается – начинаются завалы трупов и карантины. А этого о-о-очень не хочется делать. Первое время не только власти настойчиво закрывают глаза, а то и пытаются скрыть первые «подозрительные» случаи, непонятно на что надеясь, но и простые люди пребывают в каком-то инфантильном состоянии, предпочитая не замечать увеличение средней недельной смертности для начала в пару раз, а все смерти объяснять уже привычными болячками или голодом.


Подробно это явление описано у Делюмо в монографии «Ужасы на западе» (легко гуглится):


«Прослеживается общая для пространственно-временного континуума тенденция невосприятия слов-табу. Их старались не произносить или же, как в случае начала эпидемии, употреблять отрицательную форму: "это не является собственно чумой". Произнести название болезни означало сдачу последних рубежей. И все-таки наступало время, когда следовало произнести это чудовищное слово. Тогда паника захлестывала город».


Итак, слово произносится, как правило, когда эпидемия уже набирает обороты, то есть возросшее количество смертей очевидно для каждого конкретного индивида в любом месте, обычно эта очевидность приходит, когда начинаются первые нарушения в ритуале похорон. Трупы на улицах – сложно игнорируемый маркер, свидетельствующий, что «что-то идет не так». Таким образом, для очевидца развитие эпидемии может действительно казаться внезапным.


О коллективном поведении во время чумы можно прочитать во многих источниках, в том числе и у того же Делюмо. Но если выделить главное: именно во время чумы демонстрируется максимальное морально-психологическое расслоение. Кто-то выгоняет или отказывается хоронить родных, кто-то лезет добровольцем в самую гущу эпидемии; одни неистово молятся, другие также неистово пьянствуют, веселятся - с одинаковым истерическим надрывом.

Показать полностью

Супермаркет между коттеджными поселками, Истринский район

Стою на кассе, передо мной девушка с изрядным набором продуктов + арбуз. Сама пешком, я на машине. Ну я и предлагаю:

- Девушка, вас подвезти?

Немного настороженно:

- Подвезти, а за сколько?

- За поцелуй в щечку ;-)

Оглядывая меня:

- Да мне до Калуги не надо.


Обидно.

Чума (часть 2: Символы смерти)

Чума – это персонифицированная смерть. А персонифицированная смерть в средневековом изобразительном искусстве имеет вид один и тот же – это скелет, либо обтянутый коричневой кожей высохший труп с опять же скелетированным лицом. Одежда чаще всего отсутствует, либо абстрактно накинутая ткань по типу савана.

У смерти в Позднем Средневековье есть своя иконография, основной темой которой является бренность человеческой жизни и близость смерти. Так, Смерть всегда присутствует непосредственно рядом с людьми – принимает участие в развлечениях, сидит за общим столом; 

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост

(даже на фреске «Смерть, играющая в шахматы» Смерть сидит не напротив, а рядом со вторым игроком), танцует и играет на музыкальных инструментах, увлекая живых за собой (знаменитая «Пляска смерти»); или же находится позади, как бы незримо для человека – так, три черных скелета преследуют юную Марию Бургундскую на страницах часослова, законченного после ее смерти.

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост

В руках у персонифицированной Смерти или Чумы можно часто увидеть лук и стрелы, либо длинные стрелы без лука, которые она мечет в людей. Так, в муниципальной регистрационной книге Орвисто 5 июля 1348 г. есть запись, свидетельствующая об "огромном количестве смертей вследствие чумы, разящей всех своими стрелами".

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост

Именно из-за восприятия болезни как «разящих стрел» святой Себастьян и стал, неожиданно для себя самого, стал защитником от чумы и покровителем зачумленных. Логика тут простая – он был убит стрелами, следовательно, за них и отвечает. Заодно, к слову, покровительствует лучникам.


Со святым Рохом поинтереснее – вот он непосредственно связан с чумой, и исцелял заболевших молитвой, и сам переболел и подвергался гонениям… Как пришла холера, ему еще холеру дали. Одна проблема – вообще непонятно, кто же он такой и откуда взялся. Традиция относит его к началу XIV века (ум. 1327), но мы понимаем, что он должен был быть современником эпидемии 1340-х годов - если, конечно, вообще существовал. Можно возразить, что слово «чума» в его житии может указывать вообще на любую инфекционную болезнь, но в иконографии у бедолаги обязательно присутствует чумной бубон на ноге. Так что ставлю на то, что исторический святой жил в середине XIV веке, действительно помогал больным и уже тогда почитался в народе, а после смерти ему, как тогда было принято, состряпали каноничное житие, заимствовав фрагменты из биографий других святых, а годы жизни для солидности отодвинули на полвека раньше. Это, впрочем, только моя теория. А полностью атрибутированных иконографически оформленных (то есть со всеми характерными признаками) изображений святого Роха полно с начала XV века.

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост

Может, конечно, возникнуть вопрос: если чуму насылает Господь за грехи, то почему святые от нее защищают? Во-первых, чума, несмотря на аналогию со стрелами, разящими каждого в отдельности, - бедствие все-таки коллективное. И за коллективные грехи. То есть совсем не обязательно поражает именно и только грешников, которым и заступничество не положено [хотя таковых грешников в христианстве не бывает], а совсем наоборот – поражает всех, и младенцев, и стариков, и монахов, и королей.

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост

В этом плане чума как коммунизм несет своего рода социальную справедливость – в «пляске смерти» вместе со смертью пляшут представители всех сословий и возрастов, все равны. И даже тот, кого чума миновала, «наказася страхом Господним, да проча дни и лета целомудренно и безгрешно проживет».


Во-вторых, мотив кары и гнева Господня идет в связке с мотивом «заступничества» - святые или Дева Мария заступаются перед Богом за людей и тем спасают их. Самое позднее, в XV веке в католичестве появляется мотив «покрова Богородицы» (уже известный в православии), которым та укрывает людей от «чумных стрел». Такой сюжет изображен на алтаре церкви в Геттингене (1424 г), стрелы в этом случае мечет сам Христос, хотя есть изображения, на которых Он передает стрелы Смерти или сам выступает в роли заступника перед Богом-Отцом.


Нам, то есть современным людям, привычнее видеть Смерть не со стрелами, а с косой. Довольно часто в разного рода энциклопедиях символов можно встретить указание, что коса стала символом смерти именно во время эпидемии чумы, так как болезнь «выкашивала» людей. Однако мне этого показалось мало, потому что хотелось бы, конечно, увидеть первоисточник. Проведя пятиминутное исследование при помощи гугла, мне обнаружить аутентичное изображение смерти с косой XIV-XV веков не удалось. То есть, одна миниатюра из знаменитого "Великолепного часослова герцога Беррийского» есть – но там Смерть в образе человека ведет за собой колонну мертвецов, вооруженных разного рода оружием, в том числе у одного коса; так что это совсем не то и вообще скорее что-то антивоенное.

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост

Зато если сравнить две картины на тему «Триумфа смерти», то на картине Брейгеля (1562) смерть на коне с косой:

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост

А на «Триумфе» 1446 года – с луком и стрелами:

Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост
Так что косу до XVI века использовать с осторожностью или пусть меня кто поправит. (А, да. Нашлась походу дела русская смерть XVI века с огнестрелом. Чудны дела твои, Господи).  
Чума (часть 2: Символы смерти) Чума, Средневековье, Миниатюра, История, Смерть, Символизм, Длиннопост
Показать полностью 9

Чума (часть 1: Медицинский аспект)

Чума – не самая смертоносная болезнь из всех, с которыми сталкивался человек на своем историческом пути. Та же оспа, работая в более спокойном графике, выкосила в 20 раз больше народу в количественном отношении, а в отдельных регионах добивалась и сопоставимой с чумой летальности – более 90%. Тем не менее, вряд ли можно назвать болезнь, которая вселяла людям больший страх и оставившую более глубокий след в истории и культуре Европы, чем чума.


Для начала немного о самой болезни. Чума – типичная карантинная инфекция, то есть единственным эффективным средством против нее является именно карантин (в отличие от оспы, чуму не задавить вакцинацией и не уничтожить ее естественные резервуары – только запереть в развивающихся странах и блокировать локальные вспышки карантинным методом); можно даже сказать, что именно ради чумы и был придуман карантин.


Выделяют несколько форм чумы, которые различаются по методу заражения и клинической картине, но не сильно различаются по прогнозу – летальность в любом случае >95%. Две главные формы: бубонная и легочная чума; традиционно считается, что за Первую пандемию (Юстинианова чума) ответственна бубонная форма, а за Вторую (Черная смерть) – бубонная и легочная вместе. Есть еще третья форма – септическая или «молниеносная» – более редкая, но в условиях эпидемии обязательно идущая в комплекте с остальными, характеризуется стремительным развитием и летальностью почти до 100%.


Казалось бы, все просто. Однако есть ряд моментов, которые необходимо отметить:


- Чума в некоторых случаях имеет свойство переходить из одной формы в другую, т.е. смешанную, что смазывает клиническую картину и затрудняет определение формы;


- Во время эпидемий и тем более пандемий присутствуют все три формы заболевания, хотя можно говорить об одной доминирующей;


- Во время чумы, параллельно с ней вполне могут бродить другие не менее опасные болезни, такие как: тиф, сибирская язва, крупозная пневмония и прочие особо злостные «лихорадки», оставаясь при этом незаметными в тени чумы, но, опять же, смазывая общую клиническую картину;


- Наконец, древние письменные источники имеют свою специфику, необходимо критически относиться как к излагаемой ими информации, так и к выборке источников.


Так, ученые до сих спорят вокруг противоречий между описаниями чумы в исторических источниках и современными медицинскими данными о ней, а также вокруг существенных различий между всеми тремя пандемиями. Высказывались даже предположения, что Вторая пандемия («Черная смерть») была вызвана не чумой, а каким-то иным заболеванием, однако генетические исследования возбудителя, найденного в зубах и костях погибших, доказали, что во всем была виновата Yersinia pestis - чумная палочка.


Чума – довольно молодая болячка, мутировала в то, чем собственно является, каких-то 10 тысяч лет назад (а то и позже) и начала активно искать свое место в мире, то есть эволюционировать и изменяться. Все те же исследования зубов погибших показали, что штамм возбудителя Юстиниановой чумы так сильно отличался от штамма возбудителя Черной смерти (а между ними 800 лет и несколько мелких вспышек), что они даже не прямые родственники. То есть и ход болезни мог существенно отличаться – это одно из возможных объяснений, почему письменные источники времен Юстиниановой чумы не упоминают о кровохарканье, характерном для легочной формы. (Другим объяснением может быть классическая «систематическая ошибка выжившего» - чтобы оставить источник, надо было самому остаться в живых, больше шансов не заразиться или переболеть и выздороветь было у тех, кто контактировал и, соответственно, описывал бубонную форму чумы).


Диагностика чумы, несмотря на ряд, казалось бы, узнаваемых симптомов и признаков, может оказаться делом весьма непростым даже для профессиональных медиков. Вспомнить хотя бы серию Доктора Хауса Ветлянскую чуму (1878-79), в результате которой погибло около 20% жителей станицы Ветлянской в Астраханской обл. Примечательно здесь то, что в течение нескольких месяцев, фактически всю наиболее активную фазу эпидемии, никто из многочисленных врачей, фельдшеров и приезжих инспектирующих, не мог поставить верный диагноз. И даже умирая от чумы (умерли один за другим шесть фельдшеров и три врача), до последнего отказывались признавать неведомую болезнь за чуму, мечась между тифом и пневмонией, в то время как чума фигурировала в рапортах начальству исключительно в контексте «точно не она». Кроме множества других факторов – и смазанной клинической картины, и нетипичности первых случаев заболевания, и отказа заболевших в массе своей обращаться за врачебной помощью (о причинах подобного явления далее поговорим отдельно) и, наконец, помимо недостаточной квалификации медицинских работников, главная причина крылась в психологической неготовности признать, рапортовать и, следовательно, обнародовать на весь мир тот факт, что в европейской части страны, претендующей на цивилизованность, свирепствует чума.


(Это часть моих наработок для статьи о чуме; если интересно, буду потихоньку выкладывать остальное).

Показать полностью

Секреты здоровья, продлевающие жизнь

* употреблять приправы и пряности


* не спать днем


* мало пить за завтраком


* ужинать в 11 часов


* запивать фрукты вином


* не есть красную морковь и другие овощи, свежие или маринованные


* не есть холодного и влажного


* не выходить ночью и до 3 часов утра


* не ходить по росе


* не есть никакой рыбы


* избегать чрезмерных упражнений


* одеваться тепло, остерегаться холода, сырости, дождя


* ничего не варить на дождевой воде


* регулярно делать клизмы


* не употреблять оливкового масла


* опасаться дизентерии


* не принимать ванн


* не совокупляться с женщинами


* не беспокоиться



На первый взгляд, это искрометное и немного курьезное собрание странных советов на все случаи жизни; но на самом деле это официальное предписание членов Парижского медицинского факультета о том, как избежать чумы.

Показать полностью

Элемент рукояти (Fuchi) и набалдашник (Kashira) японского меча 18-19 вв.

Элемент рукояти (Fuchi) и набалдашник (Kashira) японского меча 18-19 вв. Япония, Свастика, 18 век, 19 век

* не является пропагандой нацизма

Показать полностью 1

Украшения

Очень интересное и нетипичное композитное украшение: раннесредневековая брошь (ок. 600 г) со вставкой в виде позднеантичной камеи (100-300 гг).

Украшения Украшение, Золото, Археология, История, Длиннопост

Хранится в The Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке.


Для сравнения типичные дисковидные броши VI-VII вв выглядят вот так:

Украшения Украшение, Золото, Археология, История, Длиннопост
Украшения Украшение, Золото, Археология, История, Длиннопост
Украшения Украшение, Золото, Археология, История, Длиннопост

Лично мне столь ранний пример использования античной глиптики в ювелирных украшениях встретился впервые, хотя это довольно типично для более поздних эпох, особенно XV-XVII вв. Например:

Украшения Украшение, Золото, Археология, История, Длиннопост

Камея IV века до н.э. с изображением профиля, вероятно, Александра Великого, оправлена в кольцо XVI века. Аналогично, Metropolitan Museum.

Показать полностью 5

Радикальненько

Радикальненько
Отличная работа, все прочитано!