kphantom

kphantom

"В подлинно сверхъестественной истории всегда присутствует нечто большее, чем убийство". Здесь рассказывается о лучших произведениях в жанре ужаса ;D Эдгар По, Говард Лавкрафт, Кларк Эштон Смит — все они заслуживают обсуждения на этой странице Присаживайтесь у костра, если не боитесь...
Пикабушник
поставил 5 плюсов и 0 минусов
141 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 3 поста 0 в горячем

Кошмар сновидца

Йа! Шуб-Ниггурат! Черный Козёл лесов с легионом младых! Вниз, к чёрным безднам, по опаловым ст... кхм, простите. Зловещего времени суток! Самое время составить топ лучших произведений Лавкрафта — правда, ограничившись романами и повестями. Для рассказов я припас отдельный пост

Здесь будут и произведения, что не совсем правильно относить к рассказам. Да-да, официально они — short story, только объемом дотягивают до хорошей повести. Поэтому их место тут

Так или иначе, желаю приятного чтения!

Кошмар сновидца Говард Филлипс Лавкрафт, Мифы Ктулху, Ужасы, Литература, Фантастика, Научная фантастика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост

1. "Шепчущий во тьме"
И наш хит-парад открывает "Шепчущий во тьме"! Повесть о грибоподобных Ми-Го, прилетевших со звёзд ради колонизации и изучения планеты. В ней Альберт Уилмарт, фольклорист, развенчивает мифы связанные с наводнением в Вермонте — словно розоватые тела, напоминающие крабов, вынесли горные потоки. Конечно, Уилмарт связывает слухи с древними легендами, однако, как оказывается, легенды не только не врут, но и многое не договаривают

Про "Шепчущего" я написал отдельную статью, здесь же буду краток: красота истории в ее убедительности, живости и фактурности зла. "Шепчущий" относится к позднему творчеству Лавкрафта: периоду, когда зло переставало быть неописуемым, обрастая странными подробностями и индивидуальными чертами. Как в сюжете на позицию ниже, монстры "Шепчущего" имеют мотивацию, собственные интересы и культурные особенности

Если вы любите истории о живом и самобытном зле, то "Шепчущий" — ваш выбор

Кошмар сновидца Говард Филлипс Лавкрафт, Мифы Ктулху, Ужасы, Литература, Фантастика, Научная фантастика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост

2. "Хребты безумия"
Несравненные "Хребты безумия" не могли пройти мимо моего внимания. Экспедиция Мискатоникского университета отправляется вглубь антарктиды, пока биолог Лейк не обнаруживает странные следы в архейском сланце. Возможно, следы принадлежали неизвестной форме жизни — но даже одно допущение подразумевает пересмотр всех законов биологии и представлений об устройстве мира. Однако экспедиция продолжается: группа Лейка продвигается на северо-запад, обнаруживая гигантские горные хребты, высотой превосходящие Гималаи. Что ждёт бедолаг за допотопными громадами, скрывающими тайны, прежде не являвшиеся человеку?

Об этом и "Хребты безумия"! Роман, поражающий своей кинематографичностью и проработкой противостоящей силы, которую, если честно, даже сложно назвать злом. В плане "фактурности" существа "Хребтов" не уступают "Шепчущему", а местами пробуждают знакомые человеческие чувства, не только не вредящие повествованию, но и наполняющие его красками

Единственная причина, по которой "Хребты" занимают позицию ниже — герои. В отличие от "Шепчущего" они практически марионеточны. То есть, верно, каждый из них переживает ужас по-своему и это чувствуется читателем, но они обделены особыми чертами и только двигают сюжет. За ними не стоят личности, они не вызывают живого сочувствия, как это делает Экли из "Шепчущего" — остаётся сопереживание, вполне понятное, учитывая обстоятельства и очешуительное описание древности

"Хребты безумия" — классика! Через них вполне можно влюбиться в Лавкрафта. Ага, вот такая она: любовь с первого взгляда

Кошмар сновидца Говард Филлипс Лавкрафт, Мифы Ктулху, Ужасы, Литература, Фантастика, Научная фантастика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост

3. "Цвет из иных миров"
История многими признанная самой впечатляющей и увлекательной. Хотя в ней нет могущественных рас, прибывших на Землю на заре существования, "Цвет из иных миров" обладает поистине сильным космическим эффектом и приводит в настоящий трепет. По сюжету метеорит падает поблизости фермы Гарднеров — камень излучает свет необычайного оттенка и постепенно "растворяется", пока, наконец, не исчезает. Но пусть метеорита больше нет, влияние его только усилилось: почва была безнадежно отравлена, семейство — проклято, а в колодце поселилось зло...

Мощь "Цвета из иных миров", конечно, в нагнетании. В постепенном разрушении фермы и жизни семьи, в образах, используемых, чтобы напугать читателя. На самом деле, у "Цвета из иных миров" нет ощутимых недостатков и его справедливо называют лучшим произведением Лавкрафта, хотя он и не так проработан, как "Шепчущий" или "Хребты"

Если вы любите ужасы, "Цвет из иных миров" пропустить нельзя. Настолько цельная и художественно сильная история — самородок не только в творчестве Лавкрафта, но и в истории ужасов в целом

Кошмар сновидца Говард Филлипс Лавкрафт, Мифы Ктулху, Ужасы, Литература, Фантастика, Научная фантастика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост

4. "Сомнамбулический поиск неведомого Кадата"
Тяжеловесный "приключенческий" роман с несколько затянутыми описаниями, однако нигде, как в нем, нельзя рассмотреть воображение автора. Рэндольф Картер, сновидец, утрачивает образ золотого города, приходивший к нему по ночам — чтобы вернуть дивный город, Рэндольф отправляется в путешествие по миру Снов. Найдя Кадат, обиталище земных Богов, Картер сможет взмолиться о возвращении чудного города — только никто не знает, где лежит Кадат с его ониксовыми стенами, шпилями и башнями, взмывающими в небосклон

Дхолы, Зуги, Упыри, Земные и Древние Боги, мрачный вестник Нъярлатхотеп, таинственные галеры и лягушки с луны, кошачье войско и безмолвные Ночные Призраки — всё это подробно описывается в "поиске Кадата", поражая пейзажами и фантастичностью существ. Пожалуй, в это приключение отправляется не только Рэндольф Картер, но и читатель — мир живёт, потому что его интересно изучать, и читательское любопытство всячески поощряется

К тому же, "поиск Кадата" — самый длинный сюжет из цикла Снов, дающий наибольшее представление о происходящем в этом удивительном мире. Если вам понравились такие рассказы как "Белый корабль", "Кошки Ультара", "Иные Боги" или "Селефаис", вы найдете все то же, за что полюбили эти истории: романтическую дымку, чувство нереальности, сказочность и философскую дрёму. А, самое главное, многие образы из них окажутся в романе — приятный бонус, играющий на узнавании

Кошмар сновидца Говард Филлипс Лавкрафт, Мифы Ктулху, Ужасы, Литература, Фантастика, Научная фантастика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост

5. "Тень из безвременья"
Последнюю позицию в топе занимает "Тень из безвременья"! Повесть о Великой Расе, подчинившей время и научившейся перемещаться сквозь эпохи. По сюжету профессор Уингейт Пизли внезапно теряет воспоминания: его личность подвергается глубокой трансформации, а знания и интересы Уингейта меняются. Даже родственники перестают его узнавать, так что к моменту, когда к Уингейту вернулась память, он остался почти одиноким. Пизли ничего не знал о том, что делал во время странной перемены. Из мрачного прошлого в сознание просачивались только некоторые образы: например, каменного города, населенного жуткими конусообразными созданиями

Таким образом мы выясняем, что некое воздействие в корне изменило жизнь профессора. Что за воздействие? Как оно возникло? Кто за всем этим стоит? Только предстоит узнать. Повесть производит невероятное впечатление: есть и космическое благоговение, и чувство незащищённости, и могучая непобедимая сила. В ней есть всё, за что любят хороший ужастик — посредством "Тени" можно лишиться спокойного сна, чего я вам, конечно, страстно желаю!

Зло в "Тени" настолько же фактурно, как в "Шепчущем" или "Хребтах", что делает его интересным для изучения и запоминающимся. Но именно пугающая сила заработала для "Тени" место в топе

Добавлю небольшой постскриптум. Лавкрафт — крайне плодовитый автор и разместить лучшие его работы в коротеньком списке не выйдет. Но и забывать про другие удачные рассказы, повести и романы было бы неправильным: "Тайна Чарльза Декстера Уорда" загадочное и интригующее повествование о колдуне, сумевшем воспрянуть из незапамятной древности; "Ужас Данвича" — о Древнем Боге, породившем сыновей в глуши; "Тень над Иннсмутом" — жуткая повесть о портовом городке, полном рыболюдей, враждебных ко всему нормальному. Это замечательные истории и их стоит прочитать, но для топа я выделил пять, как я думаю, самых лучших, что точно оставят приятные воспоминания и сумеют напугать

Да, чуть не забыл! Если вам был интересен пост, немало таких есть в моем телеграм-канале. Там больше о литературе ужасов, Лавкрафте и Мифах Ктулху!

Кошмар сновидца Говард Филлипс Лавкрафт, Мифы Ктулху, Ужасы, Литература, Фантастика, Научная фантастика, Книги, Telegram (ссылка), Длиннопост
Показать полностью 6

"Шепчущий во тьме", Ми-Го и Великие Старцы

~Было бы куда спокойнее и утешительнее, если бы их описания не совпадали, но везде говорилось одно и то же – что они похожи на гигантских алых крабов со множеством конечностей и крыльями за спиной, как у летучих мышей~

В этом посте (переопубликовал его для сообщества) расскажу о моей любимой повести Говарда Лавкрафта: "Шепчущем во тьме". Я долго могу распинаться, насколько это уникальное произведение и как сильно оно выбивается из библиографии автора — так, чтобы не заскучать, предлагаю порыскать в поисках вкусненького и заварить горячий чай. Тем временем я начну ;D

Что правильно заметили в фильме "Лавкрафт: Страх неизведанного", Лавкрафта нетрудно раскритиковать. Как правило, в начале истории герой сходит с ума, и в конце истории герой сходит с ума — каким-то переменам подвергаются только цепочки событий, лишающих рассудка персонажа. Например, излюбленная композиция Лавкрафта — инверсионная. "Хребты безумия" начинаются с конца: нам известно, чем закончилась злосчастная экспедиция, и всё, что делает читатель — заполняет пробелы в истории; "Шепчущий во тьме" тоже стартует с финала: старенького "Форда", уезжающего прочь от фермы Экли; "Дагон", "Показания Рэндольфа Картера", "Кошмар в Ред Хуке", "Музыка Эриха Цанна", "Тень над Иннсмутом" и "Тень из безвременья" — это (и упомянута лишь небольшая часть творчества писателя) произведения с инверсионной композицией. Конечно, такое построение интригует — ты понимаешь, что герой столкнулся с неведомым ужасом и теперь не в себе от увиденного, но, с другой стороны, у вас не было чего-то вроде: "Да как бедный Аркхем сносит всех этих безумцев?!"? Думаю, что было. Так в целом удачные ходы и разбиваются о критику

Впрочем, никакие решения, никакие авторские приемы не сокроют дерзкое воображение Лавкрафта: угрюмые башни Кадата и безжизненное плато Ленг, затонувший ужасный Р'льех и мрачный каменный Юггот, безумные Боги в центре вселенной и их ужасные отпрыски — именно за это все мы любим Лавкрафта. Не за многострадальные лакуны, не за схождение с ума, а за редкую, кошмарную фантасмагорию и прикосновение к тайне

Удовлетворяет ли "Шепчущий во тьме" этот запрос? О, ещё как! Он не просто удовлетворяет запрос, а задаёт новую планку. Вспомним: учитель литературы и фольклорист Альберт Уилмарт отбивается от многочисленных вопросов о недавнем наводнении. В горных потоках обнаружились трупы существ, с виду напоминающих розовых крабов, но наделённых крыльями, крошечными щупальцами и некоторыми антропоморфными чертами. Альберт, апеллируя к древним индейским легендам, защищает рационалистские взгляды, пока в переписку не вступает Генри Экли — образованный и эрудированный джентльмен из Новой Англии, видевший крылатых монстров ещё до потопа. Завязывается переписка: Альберт узнает о сумрачном Юготте на краю солнечной системы, где спрятались инопланетные твари; узнает о черном камне с зашифрованными письменами; о шабаше в лесу, записанном на диктофон. Экли убеждает Уилмарта в реальности Крылатых, посылает камень, перехваченный чудовищами на пути, и вдруг подвергается осаде: ужасные Ми-Го — так их прозвали — атаковали его ферму

"Понедельник.
Дорогой Уилмарт!
Вот Вам мой безнадежный постскриптум к последнему посланию. Прошлой ночью небо заволокло тучами и лунный свет не мог сквозь них пробиться. Впрочем, дождя не было. На мой взгляд, дело плохо и, несмотря ни на что, конец близок. После полуночи кто-то залез на крышу и сбежались собаки. Я слышал, как они рычали и выли, а одна даже прыгнула на крышу с низкой пристройки. Там завязалась жестокая драка, и до меня донеслось страшное жужжание, которого я никогда не забуду. Да еще этот запах. Пули влетели в окно, и я едва успел отскочить.
...Я погасил свет и стал стрелять из окон, стараясь не попасть в собак. На этом дело закончилось, но утром я увидел во дворе лужи крови и липкие зеленые кучи, от которых несло какой-то невообразимой дрянью.
Потом я вскарабкался на крышу, также загаженную этими кучами. За ночь я лишился пяти собак, и гибель одной из них на моей совести. Я по ошибке прицелился слишком низко, и пуля угодила ей в спину. Сейчас я чиню пробитые пулями окна и скоро поеду в Брэттлборо за новыми собаками. На фермах меня считают сумасшедшим. На днях я черкну Вам новое письмо. Наверное, через неделю-другую я буду готов к переезду, хотя одна мысль об этом убивает меня.
Писал второпях. Экли".

Если вы читали "Шепчущего во тьме" и не боялись за жизнь старика — я вам не завидую. Впервые герой Лавкрафта вызывает сочувствие: нет, не страх за его судьбу, не "такое и врагу не пожелаешь", а человеческое сострадание. Экли, бедный, несчастный отшельник, хотя никак не раскрывается в повествовании, пробуждает жалость: дело не то в специфическом слоге, не то в беззащитности и круглом одиночестве Генри, но его судьба беспокоит читателя. Во всяком случае, беспокоит меня. При том, что Лавкрафт не большой любитель наделять героев сколько-нибудь значимыми особенностями, он вдохнул в Экли жизнь, и когда ты чувствуешь, что этой жизни предстоит угаснуть, ты испытываешь сожаление и колючую боль. Потому я и считаю "Шепчущего" уникальным сочинением: да, помимо несравненной пугающей силы и "убедительности" повести я ценю в ней ту живость, те человеческие чувства, что она пробуждает, а, поверьте, хоррору это нисколько не вредит

И вот, Экли переживает осаду, монстры убивают его псов, агенты обстреливают автомобиль и дом. Экли понимает, что пришел конец, и просит уничтожить всё, что когда-либо отправлял бедняге Уилмарту, чтобы уберечь его от гнева тварей, как вдруг... его риторика разительно меняется. Теперь он утверждает, что ошибся, словно Крылатые — друзья, и вообще возникло страшное недопонимание. Генри предлагает Уилмарту приехать, захватив с собой все письма, и Уилмарт приезжает. Нетрудно догадаться, что встретили его не Экли и сторожевые псы, а захватчики с кошмарного Юготта

И здесь я бы провел параллель. Что "Хребты", что "Шепчущий" относятся к позднему творчеству автора, когда зло в его рассказах становилось менее неописуемым и более фактурным. Так что и Старцы — я рассказывал о них в моём телеграм-канале, статью можно найти по тегу #вечер_на_привале — и ужасные Ми-Го более чем раса жестоких убийц, презирающих всё человеческое. В "Шепчущем во тьме" не обнаруживается сострадания, о котором я говорил в контексте Старцев — никаких похорон, никакого сожаления о прошлом, никакого сочувствия к падшим. Однако Ми-Го не меньшие учёные и большие плуты: устройства для перемещения сквозь пространство и трансплантации мозга в странные цилиндры, таинственные операции, что проводятся над их сородичами и невольниками, колоссальные познания в космических сферах. Про такие расы банально читать интересно, потому что понятно: не пятнадцать минут перед обедом сочинялось. У этих тварей есть своя иерархия, есть биологические различия между видами из разных колоний — они выглядят настоящими. Что до плутовства, то здесь, конечно, агентурная сеть, раскинутая ими в Вермонте; здесь насквозь лживое письмо, отправленное от имени Экли; здесь тот обман, что ждал Альберта по приезде. Вот для примера выдержка из письма:

"Мой дорогой Уилмарт!
Мне доставляет огромное удовольствие откровенно высказаться по поводу всех «глупостей», о которых я Вам писал. Я говорю «глупостей», хотя имею в виду скорее мое паническое настроение, а не описание самих явлений. Они, эти явления, вполне реальны и достаточно важны, ошибка заключается лишь в моем ненормальном отношении к ним.
...Должен откровенно признаться, что я недалеко ушел в своих догадках от неграмотных фермеров и диких индейцев. То, что я считал чудовищным, постыдным и кощунственным, на самом деле оказалось расширяющим границы сознания и даже величественным, а мое прежнее отношение было типичным для большинства людей, ненавидящих и боящихся всего принципиального иного, не похожего на наше, привычное. Теперь я сожалею о том, что причинил ущерб одиноким на Земле и недоверчивым существам во время наших ночных баталий.
...У них существует настоящий культ злых людей (человек с вашими знаниями поймет меня, если я свяжу этот культ с Хастуром и Желтым знаком). Его цель – убрать их со своего пути и наказать с помощью чудовищных сил из иных миров. Так они расправляются с агрессорами, но не с обычными людьми, и жертвами предосторожности Крылатых становятся лишь эти соглядатаи.
...Наверное, Крылатые – самые восхитительные органические существа во Вселенной или в сферах вне времени и пространства, члены огромной космической расы, в сравнении с которой все иные жизненные формы всего лишь неполноценные варианты".

Упомянутый культ, конечно, позаимствован из творчества Роберта Чамберса, а именно сборника "Король в жёлтом", но что важно для нас: Ми-Го не постыдились обвинить во всём других, чужие, далёкие от понятия взаимосуществования культы. Что это, если не чудовищная хитрость или откровенная ложь?

И, конечно, нельзя не упомянуть могущество Ми-Го — всё-таки Лавкрафт пишет о угрозе человечеству, — для которых Юггот (или Плутон) всего-навсего колония; которые разгромили Старцев, ведь прибыли из радикально отличных пространств (апеллирую к "Хребтам безумия"). Ужасные, непонятные, фактурные и живые — как их не полюбить и не порадоваться, что они лишь творческая выдумка?

Да, как я сказал, в "Шепчущем во тьме" мне нравится то чувство сострадания, что он пробуждает, и живость описанной нечисти. Но есть кое-что не менее ценное для любителей Мифов: это ведь история про расу. Ага, те, кто фанатеют по творчеству Лавкрафта, получают не просто увлекательный рассказ, но и целое повествование о инопланетных существах, расширяя свой... литературный кругозор. Хотите узнать что-то новое о фантазиях Лавкрафта? Вам точно сюда! Хотя я, конечно, рассчитывал, что читавшие пост прекрасно ознакомлены с повестью. Столько же волнующее повествование разве что в "Цвете из иных миров", но это совсем разные истории

Я очень люблю Лавкрафта. Очень люблю его повести и рассказы, хотя далеко не все трогают меня до глубины души, но в тех рассказах, где Лавкрафт достигает величия, за которое его и называют отцом жанра ужасов (пусть фактически отец жанра ужасов — По), кроются образы ужасной убедительности, образы, заставляющие трепетать и совсем иначе всматриваться в звёздное небо... если вам, как и мне, не мил спокойный сон — не проходите мимо "Шепчущего"

"Шепчущий во тьме", Ми-Го и Великие Старцы Говард Филлипс Лавкрафт, Мифы Ктулху, Ужасы, Книги, Фантастика, Научная фантастика, Рецензия, Литература, Зарубежная литература, Проза, Страх, Что почитать?, Telegram (ссылка), Длиннопост
Показать полностью 1

"Шепчущий во тьме", Ми-Го и Великие Старцы

~Было бы куда спокойнее и утешительнее, если бы их описания не совпадали, но везде говорилось одно и то же – что они похожи на гигантских алых крабов со множеством конечностей и крыльями за спиной, как у летучих мышей~

В первом посте расскажу о моей любимой повести Говарда Лавкрафта: "Шепчущем во тьме". Я долго могу распинаться, насколько это уникальное произведение и как сильно оно выбивается из библиографии автора — так, чтобы не заскучать, предлагаю порыскать в поисках вкусненького и заварить горячий чай. Тем временем я начну ;D

Что правильно заметили в фильме "Лавкрафт: Страх неизведанного", Лавкрафта нетрудно раскритиковать. Как правило, в начале истории герой сходит с ума, и в конце истории герой сходит с ума — каким-то переменам подвергаются только цепочки событий, лишающих рассудка персонажа. Например, излюбленная композиция Лавкрафта — инверсионная. "Хребты безумия" начинаются с конца: нам известно, чем закончилась злосчастная экспедиция, и всё, что делает читатель — заполняет пробелы в истории; "Шепчущий во тьме" тоже стартует с финала: старенького "Форда", уезжающего прочь от фермы Экли; "Дагон", "Показания Рэндольфа Картера", "Кошмар в Ред Хуке", "Музыка Эриха Цанна", "Тень над Иннсмутом" и "Тень из безвременья" — это (и упомянута лишь небольшая часть творчества писателя) произведения с инверсионной композицией. Конечно, такое построение интригует — ты понимаешь, что герой столкнулся с неведомым ужасом и теперь не в себе от увиденного, но, с другой стороны, у вас не было чего-то вроде: "Да как бедный Аркхем сносит всех этих безумцев?!"? Думаю, что было. Так в целом удачные ходы и разбиваются о критику

Впрочем, никакие решения, никакие авторские приемы не сокроют дерзкое воображение Лавкрафта: угрюмые башни Кадата и безжизненное плато Ленг, затонувший ужасный Р'льех и мрачный каменный Юггот, безумные Боги в центре вселенной и их ужасные отпрыски — именно за это все мы любим Лавкрафта. Не за многострадальные лакуны, не за схождение с ума, а за редкую, кошмарную фантасмагорию и прикосновение к тайне

Удовлетворяет ли "Шепчущий во тьме" этот запрос? О, ещё как! Он не просто удовлетворяет запрос, а задаёт новую планку. Вспомним: учитель литературы и фольклорист Альберт Уилмарт отбивается от многочисленных вопросов о недавнем наводнении. В горных потоках обнаружились трупы существ, с виду напоминающих розовых крабов, но наделённых крыльями, крошечными щупальцами и некоторыми антропоморфными чертами. Альберт, апеллируя к древним индейским легендам, защищает рационалистские взгляды, пока в переписку не вступает Генри Экли — образованный и эрудированный джентльмен из Новой Англии, видевший крылатых монстров ещё до потопа. Завязывается переписка: Альберт узнает о сумрачном Юготте на краю солнечной системы, где спрятались инопланетные твари; узнает о черном камне с зашифрованными письменами; о шабаше в лесу, записанном на диктофон. Экли убеждает Уилмарта в реальности Крылатых, посылает камень, перехваченный чудовищами на пути, и вдруг подвергается осаде: ужасные Ми-Го — так их прозвали — атаковали его ферму

"Понедельник.

Дорогой Уилмарт!

Вот Вам мой безнадежный постскриптум к последнему посланию. Прошлой ночью небо заволокло тучами и лунный свет не мог сквозь них пробиться. Впрочем, дождя не было. На мой взгляд, дело плохо и, несмотря ни на что, конец близок. После полуночи кто-то залез на крышу и сбежались собаки. Я слышал, как они рычали и выли, а одна даже прыгнула на крышу с низкой пристройки. Там завязалась жестокая драка, и до меня донеслось страшное жужжание, которого я никогда не забуду. Да еще этот запах. Пули влетели в окно, и я едва успел отскочить.

...Я погасил свет и стал стрелять из окон, стараясь не попасть в собак. На этом дело закончилось, но утром я увидел во дворе лужи крови и липкие зеленые кучи, от которых несло какой-то невообразимой дрянью.

Потом я вскарабкался на крышу, также загаженную этими кучами. За ночь я лишился пяти собак, и гибель одной из них на моей совести. Я по ошибке прицелился слишком низко, и пуля угодила ей в спину. Сейчас я чиню пробитые пулями окна и скоро поеду в Брэттлборо за новыми собаками. На фермах меня считают сумасшедшим. На днях я черкну Вам новое письмо. Наверное, через неделю-другую я буду готов к переезду, хотя одна мысль об этом убивает меня.

Писал второпях. Экли".

Если вы читали "Шепчущего во тьме" и не боялись за жизнь старика — я вам не завидую. Впервые герой Лавкрафта вызывает сочувствие: нет, не страх за его судьбу, не "такое и врагу не пожелаешь", а человеческое сострадание. Экли, бедный, несчастный отшельник, хотя никак не раскрывается в повествовании, пробуждает жалость: дело не то в специфическом слоге, не то в беззащитности и круглом одиночестве Генри, но его судьба беспокоит читателя. Во всяком случае, беспокоит меня. При том, что Лавкрафт не большой любитель наделять героев сколько-нибудь значимыми особенностями, он вдохнул в Экли жизнь, и когда ты чувствуешь, что этой жизни предстоит угаснуть, ты испытываешь сожаление и колючую боль. Потому я и считаю "Шепчущего" уникальным сочинением: да, помимо несравненной пугающей силы и "убедительности" повести я ценю в ней ту живость, те человеческие чувства, что она пробуждает, а, поверьте, хоррору это нисколько не вредит

И вот, Экли переживает осаду, монстры убивают его псов, агенты обстреливают автомобиль и дом. Экли понимает, что пришел конец, и просит уничтожить всё, что когда-либо отправлял бедняге Уилмарту, чтобы уберечь его от гнева тварей, как вдруг... его риторика разительно меняется. Теперь он утверждает, что ошибся, словно Крылатые — друзья, и вообще возникло страшное недопонимание. Генри предлагает Уилмарту приехать, захватив с собой все письма, и Уилмарт приезжает. Нетрудно догадаться, что встретили его не Экли и сторожевые псы, а захватчики с кошмарного Юготта

И здесь я бы провел параллель. Что "Хребты", что "Шепчущий" относятся к позднему творчеству автора, когда зло в его рассказах становилось менее неописуемым и более фактурным. Так что и Старцы — я рассказывал о них в моем телеграм-канале, статью можно найти по тегу #вечер_на_привале — и ужасные Ми-Го более чем раса жестоких убийц, презирающих всё человеческое. В "Шепчущем во тьме" не обнаруживается сострадания, о котором я говорил в контексте Старцев — никаких похорон, никакого сожаления о прошлом, никакого сочувствия к падшим. Однако Ми-Го не меньшие учёные и большие плуты: устройства для перемещения сквозь пространство и трансплантации мозга в странные цилиндры, таинственные операции, что проводятся над их сородичами и невольниками, колоссальные познания в космических сферах. Про такие расы банально читать интересно, потому что понятно: не пятнадцать минут перед обедом сочинялось. У этих тварей есть своя иерархия, есть биологические различия между видами из разных колоний — они выглядят настоящими. Что до плутовства, то здесь, конечно, агентурная сеть, раскинутая ими в Вермонте; здесь насквозь лживое письмо, отправленное от имени Экли; здесь тот обман, что ждал Альберта по приезде. Вот для примера выдержка из письма:

"Мой дорогой Уилмарт!

Мне доставляет огромное удовольствие откровенно высказаться по поводу всех «глупостей», о которых я Вам писал. Я говорю «глупостей», хотя имею в виду скорее мое паническое настроение, а не описание самих явлений. Они, эти явления, вполне реальны и достаточно важны, ошибка заключается лишь в моем ненормальном отношении к ним.

...Должен откровенно признаться, что я недалеко ушел в своих догадках от неграмотных фермеров и диких индейцев. То, что я считал чудовищным, постыдным и кощунственным, на самом деле оказалось расширяющим границы сознания и даже величественным, а мое прежнее отношение было типичным для большинства людей, ненавидящих и боящихся всего принципиального иного, не похожего на наше, привычное. Теперь я сожалею о том, что причинил ущерб одиноким на Земле и недоверчивым существам во время наших ночных баталий.

..У них существует настоящий культ злых людей (человек с вашими знаниями поймет меня, если я свяжу этот культ с Хастуром и Желтым знаком). Его цель – убрать их со своего пути и наказать с помощью чудовищных сил из иных миров. Так они расправляются с агрессорами, но не с обычными людьми, и жертвами предосторожности Крылатых становятся лишь эти соглядатаи.

...Наверное, Крылатые – самые восхитительные органические существа во Вселенной или в сферах вне времени и пространства, члены огромной космической расы, в сравнении с которой все иные жизненные формы всего лишь неполноценные варианты".

Упомянутый культ, конечно, позаимствован из творчества Роберта Чамберса, а именно сборника "Король в жёлтом", но что важно для нас: Ми-Го не постыдились обвинить во всём других, чужие, далёкие от понятия взаимосуществования культы. Что это, если не чудовищная хитрость или откровенная ложь?

И, конечно, нельзя не упомянуть могущество Ми-Го — всё-таки Лавкрафт пишет о угрозе человечеству, — для которых Юггот (или Плутон) всего-навсего колония; которые разгромили Старцев, ведь прибыли из радикально отличных пространств (апеллирую к "Хребтам безумия"). Ужасные, непонятные, фактурные и живые — как их не полюбить и не порадоваться, что они лишь творческая выдумка?

Да, как я сказал, в "Шепчущем во тьме" мне нравится то чувство сострадания, что он пробуждает, и живость описанной нечисти. Но есть кое-что не менее ценное для любителей Мифов: это ведь история про расу. Ага, те, кто фанатеют по творчеству Лавкрафта, получают не просто увлекательный рассказ, но и целое повествование о инопланетных существах, расширяя свой... литературный кругозор. Хотите узнать что-то новое о фантазиях Лавкрафта? Вам точно сюда! Хотя я, конечно, рассчитывал, что читавшие пост прекрасно ознакомлены с повестью. Столько же волнующее повествование разве что в "Цвете из иных миров", но это совсем разные истории

Я очень люблю Лавкрафта. Очень люблю его повести и рассказы, хотя далеко не все трогают меня до глубины души, но в тех рассказах, где Лавкрафт достигает величия, за которое его и называют отцом жанра ужасов (пусть фактически отец жанра ужасов — По), кроются образы ужасной убедительности, образы, заставляющие трепетать и совсем иначе всматриваться в звёздное небо...

"Шепчущий во тьме", Ми-Го и Великие Старцы Обзор книг, Рецензия, Что почитать?, Страх, Ужасы, Страшные истории, Говард Филлипс Лавкрафт, Зарубежная литература, Литература, Кошмар, Фантастика, Научная фантастика, Длиннопост, Telegram (ссылка), Мифы Ктулху
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!