Yulia.K

Yulia.K

Русская Майолика. Керамика ручной работы.
Пикабушница
поставилa 11 плюсов и 3 минуса
562 рейтинг 28 подписчиков 0 подписок 5 постов 1 в горячем

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы

Здравствуйте, пикабушники и пикабушницы! Меня зовут Юлия Комиссарова, и я – основатель и художественный руководитель керамической мастерской «Русская Майолика». Знаю, что на Пикабу очень любят посты про разные производства и искусство. Ещё, конечно, про обнаженных дам — но это не мой формат, так что расскажу о том, что знаю лучше всего — о производстве и искусстве.

Даже, скорее, об искусстве и производстве — именно в таком порядке.

Нередко при знакомстве меня спрашивают — как это я, женщина с художественным образованием решила заняться строительным брутализмом — печами и каминами, а не осталась в своей специальности художника-миниатюриста? Да и вообще, где печи, а где искусство? Напрямую это, на первый взгляд, никак не связано. Но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении ты вдруг обнаруживаешь колоссальный культурный пласт, который долгое время был в тени. Но сейчас возросший интерес в обществе возвращает его из забвения.

Этот пласт — керамика ручной работы, древнее искусство, которому много тысяч лет и которое сохранило почти ту же технологию, что и тысячи лет назад. Оно лишь из утилитарного ремесла по изготовлению посуды превратилось в искусство, а в начале XX века было им провозглашено на выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925 год). Тогда вообще многие ремесла присоединились к «большому» искусству, каковым до этой выставки считались лишь скульптура, живопись, архитектура, музыка и поэзия.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Архитектурная керамика на Чейнин-Билдинг в Нью-Йорке (фото 1) и на отеле "Керамика" в Париже (фото 2)

А меня в керамике больше всего заинтересовал отдельный пласт — архитектурная керамика, к которой относятся в т.ч. изразцовые камины и печи. Да и не только меня. Сегодня растет не только число желающих посетить мастер-класс, чтобы самому что-то сделать на гончарном круге, но и тех, кто хотел бы украсить свои дома профессионально изготовленной керамикой: установить изразцовый камин, оформить фасад майоликовыми панно или даже просто сверкающей, как драгоценные самоцветы, плиткой с майоликовыми глазурями.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Фасад дома с аккуратными вставками майоликовой плитки нашего изготовления

Поэтому моим решением стало организовать мастерскую, чтобы самой делать архитектурную керамику.

К моменту открытия моей мастерской в 2015 году на рынке уже существовало несколько предприятий, которые занимались этим же направлением.

Вообще, советская керамика была очень развита — после революции 1917 года многие владельцы предприятий возглавили свои бывшие производства как директора и технологи. А, например, основатель артели художников-гончаров «Мурава» Алексей Васильевич Филиппов продолжил свои разработки, чтобы делать фасадную керамику для российского климата.

К слову, в московском метро довольно много керамических барельефов, сделанных по технологическим разработкам Филиппова. Вот тут я рассказываю об этом подробнее.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Барельефы московского метро (фото 1) и дом Перцовой с керамикой артели «Мурава» (фото 2)

Поэтому, когда в России в 1989 году стало разрешено частное предпринимательство, советские керамисты открыли свои предприятия и начали делать архитектурную керамику для обычных людей. К сожалению, тех предприятий уже почти не осталось, и лишь изредка дети продолжают дело своих родителей — я знаю только две потомственные мастерские, существующие до сих пор.

Но выходя на этот рынок, я точно знала, чего ему не хватает.

Мастерских, делающих панно на керамической плитке и классические русские изразцы в духе XVII века было предостаточно — наверняка все видели многочисленные пестрые печки, покрытые, как ковер, сплошь расписными рельефными орнаментами с цветочками и птичками. Но очень мало мастерских, которые применяют керамику как материал для реализации художественного замысла — т.е. строят архитектурные объекты по всем правилам искусства, композиции, цветоведения и колористики, создавая уникальный керамический декор ручной работы. Я знаю сегодня только три такие мастерские на всю страну.

Кто-то, вероятно, считает, что любой дизайнер разработает для клиента правильный объект, а мастерская его выполнит. Но проблема в том, что керамика — это довольно сложная технология, и обычный дизайнер, как правило, не знаком с ней. А значит, спроектировать что-то, что можно реализовать в материале, скорее всего, не сможет.

Так было всегда. Даже в конце XIX века, когда случился очередной бум на архитектурную керамику, архитекторы лишь рисовали идейные скетчи, а разработкой самого камина занимались уже на керамическом производстве.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Фото 1 и 2 - исторические камины модельщика Пауля Обста. Фото 3 - наш современный камин по мотивам моделей Пауля Обста.

А сейчас большинство существующих мастерских работает по принципу «печник построил камин, а мы покроем его своими изразцами «как есть» и в цвет обоев заказчика».

Получается, что внешний вид камина или печи, его пропорции, его колористика зависит от вкуса печника и красителей на обойной фабрике. При том, что стоимость изразцового камина сопоставима со стоимостью хорошего автомобиля, а жить он будет столетиями, все это время доминируя в интерьере заказчика.

Я решила изменить эту ситуацию.

Сегодня искусство максимально «опопсили». В каждой сувенирной лавке продаются шоперы со «Звездной ночью» Ван Гога, на каждом углу можно встретить предложение: «Напечатаем на холсте портрет вашей жены!» Что тут сказать? Людям нравится китч «недорого, и красиво».

Главное, что я решила для себя, создавая свою «Русскую Майолику», — никакого ширпотреба. Никаких массовых товаров. Пусть это будет дорого, пусть у меня будет десять заказчиков в год, но я хочу следовать лучшим традициям мирового искусства.

Я много лет посвятила изучению керамического искусства разных стран мира — от Вавилона до Нового Света.

И твердо знала, что в моей керамической мастерской:

• будут делать только архитектурную керамику ручной работы, в т.ч. изразцы для каминов и печей;

•  работать над этим будут профессиональные художники, обладающие знанием искусства в целом, вкусом и чувством стиля;

• качество наших работ должно быть «на века». Чтобы внуки и правнуки нашего заказчика могли пользоваться нашим камином спустя десятилетия, а производимое впечатление оставалось, как в первый день.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Камины и печи, сделанные в нашей мастерской

А вот, что я точно никогда не стану делать — это потворствовать дурному вкусу. Но, к счастью, таких заказчиков у нас нет.

И в целом, я была готова к тому, что «Русская Майолика» не станет «золотой антилопой». Однако с радостью обнаружила, что была неправа! В России оказалось очень много людей, которые интуитивно отличают бюджетный ширпотреб от произведения искусства — видимо, богатейшая русская культура настолько прочно вшита в ткань нашего бытия, что люди впитывали эстетику со школьной скамьи.

Да и не только в России нас оценили. Неожиданно у нас появились заказы из Греции, из Швейцарии, мы отправляли камин во Францию и даже в США есть наши изделия.

Конечно, наша работа — это не только проектирование с погружением в искусство. Это еще и довольно тяжелый физический труд, поскольку элементы каминов крупные, а на каждом этапе руками людей проводится до 50 различных манипуляций с каждой деталью — отлить тяжелую гипсовую форму, набить в нее глину, обработать элемент, собрать печь на обжиг, потом разобрать ее, вымыть детали, высушить, подогнать, заглазуровать, опять собрать/разобрать печь и т.д. бесконечное число раз.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Вот один из этапов производства: раскладка керамики для «сухой сборки» камина — подгона элементов друг к другу

А кроме того, это серьезнейшая технология, где требуется понимание поведения материалов, а также дни и недели экспериментов с глазурями. Для облицовки камина изразцами на улице нужен один тип глины, а для интерьера — другой. Клиенту требуется оттенок или эффект на поверхности глазури, и нужно понять, как это можно сделать.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Создание «эффекта оникса» глазурями

Как и в любом бизнесе существует ещё нюанс под названием «хотелки клиента». Кому-то приходится идти на компромисс и делать не так, как будет эстетично, а так, как хочет клиент. А клиент часто сам не понимает, чего он хочет, но самое главное, что он не очень представляет себе, как будет выглядеть объект в конечном итоге в его интерьере.

И приходится убеждать и настаивать, объяснять, почему керамику ручной работы надо делать, как предлагаем мы, а не иначе. Наш компромисс заключается в том, что мы выслушиваем пожелания заказчика и предлагаем ему решения, которые не снизят общий эстетический уровень работы. В итоге основные пожелания заказчика сохраняются, но получается новое произведение искусства, а не вульгарная поделка, ибо, как сказала великая Коко Шанель: «Роскошь — это не противоположность бедности, роскошь — это противоположность вульгарности».

В целом могу признаться, что я бесконечно рада результатам своей работы, ведь моя мастерская создает продукт, который делает людей счастливее, а мир — прекраснее.

Вообще, о своей работе я могу говорить часами. Чем, собственно, и занимаюсь в своем ТГ- канале. Поскольку знаю, что призывы подписываться на телеграм-канал тут не любят, ни к чему не призываю. Но если будет желание — заходите, поговорим и об искусстве в целом, и о керамике в частности.

Если вам интересна эта тема, я с удовольствием напишу для вас еще один пост, но уже о технологии процесса: как все устроено в моей мастерской, как керамика проходит путь от эскиза до готового изделия и почему керамика — занятие не для слабых ни духом, ни телом.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Барельефное керамическое панно в стиле ар-деко работы нашей мастерской

Показать полностью 8

Керамическая флористика


С этим термином в интернете много путаницы. Казалось бы, все понятно: керамическая — сделанная из керамики, флористика — цветы и растения.

Но нет, странным образом, когда ты начинаешь искать информацию об этом в интернете, то попадаешь на миллионы ресурсов, на которых граждане с разной степенью качества лепят цветы из самозатвердевающегося полимера, который продавцы почему-то обзывают «полимерной глиной».

Почему не пластилином? Почему глиной? Если глина это вполне определенный материал, с вполне определенным составом и характеристиками. А не вот это пластмассовое безобразие.

Еще хуже то, что в выдаче на первом листе поисковика показывается куча каких-то рукодельниц, не имеющих никакого отношения к керамической флористике, а вот абсолютные фарфоровые шедевры Хитоми Хосоно или наших крутейших фарфористов — Каневского, Иванова, Клименкова, Каминской, да даже всемирно известного Веджвуда — просто отсутствуют.

Фарфоровая флористика Хитоми Хосоно и Каневского


Что это за подмена истинного фальсификатом? Эпоха постмодерна, когда истинным является то, что громче кричит?
В общем, хочу показать вам настоящую керамическую флористику. О Хитоми Хосоно и Веджвуде я уже писала, но не меньший восторг вызывают работы мейсенских и винсеннских мастеров.

Керамическая флористика возникла в результате слияния двух традиций — дальневосточной, где лепные цветы были известны уже в эпоху династии Мин, и европейской, где украшение цветами особенно пышно расцвело в эпоху Рококо.

Надо заметить, что цветочные композиции до разработки рецепта европейского фарфора, делали и из других материалов: ювелиры — из драгоценных металлов и камней, краснодеревщики — из дерева, для убранства столов и украшения блюд — из морских раковин, рисовой пасты, сахара и миндаля, для украшения костюмов — из шелка, бумаги и пергамента. В общем тема цветочных букетов всегда была очень популярна и довольно-таки утилитарна.

После открытия рецепта фарфора, этот благодатный материал, отличающийся от обычной керамики способностью пропускать свет, также стал использоваться для создания букетов.

Тут надо отметить следующий момент. Фарфор и керамика довольно хрупкие материалы. Поэтому поначалу керамические цветы были элементами декора, закреплёнными на какой-то основе — вазе, медальоне, пласте. А вот мастерская Винсенна впервые в истории керамической флористики создала лепные цветы, которые в отличие от других фабрик (Мейсена или Веджвуда), выступали не как элементы горельефного скульптурного декора, а стали самостоятельными произведения искусства.

В Винсенне, объединившем все последние достижения искусств и ремесел того периода, первыми стали создавать поражавшие воображение керамические цветы.

Довольно быстро цветочные композиции превратились в отдельные букеты, которые стали использовать как обычные цветы, устанавливая их в вазы. Поэтому для закрепления в единый букет начали использовать полированную латунь, из которой чеканили листья и стебли растений.

Такой букет обычно помещали в фарфоровую вазу или ставили на позолоченное бронзовое основание.

В 1748 году Жан-Клод Дюплесси — ювелир из Турина, начал сотрудничать с Винсеннской фабрикой и создал первую позолоченную оправу из бронзы для фарфорового букета, состоящего из роз, гвоздик и незабудок и белоснежных лилий.

Старинные фарфоровые композиции Винсенна и Мейсена


Вариантов декорирования букетов была масса — от росписи фарфоровых цветов красками для их неотличимости от живых цветов до т.н. «бисквитных», когда в полной мере используется способность фарфора пропускать сквозь себя свет и на этом свойстве материала строится композиционное решение.

О керамической флористике можно рассказывать очень долго, ибо это одно из восхитительнейших направлений человеческого искусства. Хочу лишь напомнить, что этому искусству можно научиться уже воскресенье 11 февраля у нашей коллеги Андреевской Ольги в мастерской NiboquaLab в Доме Художника на Вавилова, 65А.

Фарфоровые цветы Ольги Андреевской


В программе планируется рассказ о техниках формования фарфоровых цветов и их непосредственная лепка.

Показать полностью 8

КЕРАМИКА РАКУ

Под словосочетанием «керамика раку» скрывается два взаимоувязанных понятия. Первое — это традиционная керамика-раку, используемая в чайной церемонии в Японии, возникшая в XVI веке с легкой руки мастера чайной церемонии Сэн-но Рикю и ставшая одним из символов японской культуры. Создателем керамики-раку считается Танака Тёдзиро, семья которого уже много столетий делает специфические чайные чаши без применения гончарного круга — немного неровные и без сомнения олицетворяющие собой философию дзен-буддизма и эстетику «скромной простоты» ваби-саби.

Подробнее об истории японской керамики я писала в своей статье «Керамика Японии — изящество в простоте», где систематизировала основные этапы развития японской керамики от IV века до н.э. до современности.

КЕРАМИКА РАКУ Керамика, Искусство, Декоративное искусство, Видео, Длиннопост
КЕРАМИКА РАКУ Керамика, Искусство, Декоративное искусство, Видео, Длиннопост

Второе понятие — это технология «раку», которая применялась до конца XX века при изготовлении керамики-раку в Японии и распространилась в итоге на весь мир.

В Европу технологию привез английский керамист Бернард Лич (Leach, Bernard), (1887—1979), открывший в Лондоне в двадцатые годы прошлого столетия керамическую мастерскую и познакомивший европейцев с уникальными цветовыми градиентами «раку».


Сейчас в Японии технология «раку» почти не применяется после запрета там промышленных печей на твердом топливе. Тем не менее, небольшие предметы продолжают делать, поскольку технология позволяет создавать уникальные по своим художественным качествам вещи. Технология «раку» очень любима художниками-керамистами всего мира, благодаря возможности получать необыкновенные эффекты глазури, в силу особенностей химических реакций, происходящих во время обжига и, самое главное, во время остывания изделия.


Эффекты в глазури получаются настолько неожиданными, а глубина цвета настолько великолепна, что при взгляде на эту керамику невольно вспоминаешь о бескрайних просторах вселенной с россыпями звезд и сиянием галактик. А шоковый эффект от быстрого охлаждения добавляет керамике растрескавшуюся поверхность — усиленный многократно эффект «кракле».


Таким образом, только технология «раку» дает мучительно искомый художниками-керамистами результат — глубина и сочность цвета в сочетании со «звездными» искрящимися вкраплениями металлов, богатая фактурная поверхность и драгоценная простота формы. Вероятно, именно это искал в керамике великий французский керамист Эрнест Шапле, экспериментировавший с глазурями до самой своей смерти.


В технологии «раку» ключевым химическим моментом является создание восстановительной среды, в которую помещают керамику для охлаждения. Сама технология довольна проста, что также перекликается с философскими принципами японцев. После обжига в дровяной или газовой печи, изделия достают щипцами и перекладывают в яму, засыпанную сухими опилками. После чего яму вместе с керамикой закупоривают для предотвращения доступа в нее кислорода и оставляют охлаждаться.


Керамика, вытащенная из печи раскалена выше 1000 градусов, она даже выглядит, как расплавленный ярко-алый металл. Поэтому в резервуаре с опилками моментально начинается процесс тления с выделением СО (угарного газа). Отсутствие доступа кислорода создает в резервуаре так называемую восстановительную среду, где для поддержания тления опилок требуется кислород, доступ к которому искусственно ограничен. Поэтому кислород начинает активно забираться из оксидов в глазурях. Этот процесс называется редукция. В итоге, глазури приобретают цвета исходных металлов, а сама керамика получает металлизированные поверхности. Цвета раскрываются полностью, переплавляются между собой и возникают потрясающие декоративные эффекты.


Современные керамисты часто используют вместо ямы различные емкости для погружения керамики. Очень интересны «раку»-практики керамиста из Калифорнии Алекса Лонга (Long, Alex). Художник делает изумительной красоты предметы, среди которых есть очень крупные вазы и кувшины с металлизированным покрытием, радужными переливами и прекрасной игрой оттенков цвета в глазури. На видео, снятом Алексом Лонгом, вы можете увидеть процесс «раку»-обжига, сопровождающийся буйством огня, в котором и выплавляются все эти красочные и тонкие оттенки цвета.

Технологически идеальным будет глубокий восстановительный обжиг, в специальных печах с подкачкой в них угарного газа или других газов, вступающих в реакцию с кислородом и забирающих его молекулы сначала из атмосферы печи, а затем и из керамики. Такое глубокое восстановление останется на века, причем, восстановится также и черепок, а не только глазури.


Но поверхностный декоративный эффект можно достичь, например, посыпав опилками предмет. Чаще всего это применяется в случае с большими керамическими работами, однако следует помнить, что в этом случае редукция будет слабой и эффект продержится не слишком долго. Кроме того, восстановление будет неравномерным: часть поверхности подвергнется окислительным реакциям, а часть восстановительным, впрочем тем интереснее может быть общий результат.


Художники-керамисты регулярно собираются на профессиональные симпозиумы для проведения дровяного обжига с редукцией. Это один из любимейших технологических процессов большинства керамистов всего мира.


Летом 2018 года в Ла Рошели во Франции проходил очередной международный фестиваль восстановительного огня, где главным героем стала новосибирская художница Алена Залуцкая со своей работой «Ангел».


Алена поразила участников до глубины души. Эта миниатюрная женщина не только полностью слепила огромную скульптуру выше себя ростом, но и обожгла ее в течении 12 часов в собранном специально для этих целей кожухе. На фотографиях вы можете увидеть эту работу, которая теперь живет в парке Ла Рошели, как прекрасный переливающийся памятник таланту художницы и современному русскому искусству!


Источник https://www.russian-mayolica.ru/our-story/ceramics-technolog...

КЕРАМИКА РАКУ Керамика, Искусство, Декоративное искусство, Видео, Длиннопост
КЕРАМИКА РАКУ Керамика, Искусство, Декоративное искусство, Видео, Длиннопост
КЕРАМИКА РАКУ Керамика, Искусство, Декоративное искусство, Видео, Длиннопост
Показать полностью 5 1

ФАСАДНАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА БИГО

Александр Биго (Alexandre Bigot) стал одним из величайших художников в декоративно-прикладном искусстве, ярчайшей звездой, разгоревшейся в Эпоху Арнуво, примером того, как занятие любимым делом может принести небывалый успех и славу, сделать человека и результат его труда частью всемирного культурного наследия.

Александр Биго родился во Франции, в городке Мер 5 ноября 1862 года. Получив блестящее образование в университете Кан (Кан-Нормандии), он продолжил обучение в Сорбонне. Специализируясь на таких предметах как физика и химия, в 1890 году он получает степень доктора наук и становится преподавателем в именитом горнопромышленном институте Эколь Де Мин.

ФАСАДНАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА БИГО Керамика, Майолика, Искусство, Декоративное искусство, Длиннопост

Но более значимое событие его жизни, повернувшее жизнь доктора химии и физики в радикально иное русло, на первый взгляд, далекое от точных наук, произошло за год до этого, в 1889 году.

Тогда состоялась всемирная выставка в Париже, посвященная столетнему юбилею французской революции. На ней было представлено много технических новинок — результатов технического прогресса и индустриальной революции. Та же Эйфелева башня, позднее ставшая символом Парижа, создавалась для этой выставки.


Однако не уникальные станки и железные конструкции запали в сердце молодого ученого-физика, а керамика. Казалось бы, обычные бытовые вещицы, однако в руках восточных мастеров они превращались в шедевры, от которых невозможно оторвать глаз, невозможно не касаться удивительно тактильных и теплых предметов. Керамика произвела на Биго неизгладимое впечатление и он начинает ее исследовать.


Серьезные знания физики и химии, а также оборудованная лаборатория с печью для обжига, позволяют ему проводить обширные опыты с глиной, кислотами, металлами. Так родились его эмали – теплые, неповторимые, с богатой цветовой гаммой. Подобно лаку Страдивари для скрипок, эмали Биго позволили керамике «зазвучать» по-новому.

В 1897 году Александр Биго создает фабрику на Рю-де-Птит-Экюри и начинает промышленный выпуск своей архитектурной керамики. Ранние работы мастера выполняются в стиле Бернара Палисси – естествоиспытателя и керамиста XVI века, о котором мы уже писали на своем сайте. Характерной чертой керамики Палисси были рельефные изображения земноводных и рыб в чудесных полупрозрачных майоликовых глазурях, имитировавших водные глубины и блеск серебряной чешуи.


Этот опыт из глубины веков как нельзя лучше подходил для времени Александра Биго – во Франции господствовал стиль арнуво, с его природными мотивами. Силуэты и фигуры животных, растительные орнаменты, объемные цветы, растения из металла и керамики были на пике популярности. Арнуво по праву считается одним из красивейших стилей в искусстве. Фактически керамика Биго была предназначена для арнуво — они были как будто созданы друг для друга.


Вступив в союз архитекторов одним из первых, буквально после его создания в 1890 году, Александр Биго тесно взаимодействовал с лучшими архитекторами своего времени. И уже в 1894-1898 годах вместе с молодым и малоизвестным архитектором Гектором Гимаром (Hector Guimard) Биго строит великолепный Замок Беранже (Le Castel Béranger). Здание считается одним из шедевров французского модерна. Керамическая плитка производства Биго была использована для декорирования стен и пола. Рельефные декоративные панно украшают фасад здания. И повсюду применена чудесная перламутровая глазурь Биго — фирменная отличительная черта его керамики.


Позднее, получив премию «Фигаро», Гимар устраивал экскурсии по Замку Беранже. В конце двадцатого века здание стало памятником архитектуры. В этом есть немалая заслуга и Александра Биго.

После участия в проекте Гимара, Биго начинает сотрудничество со знаменитым архитектором Жюлем Лавироттом.


Первый результат этого сотрудничества – дом номер 3 на площади Рапп в Париже.

Вход обрамлен изящным порталом: стилизованные колонны, увенчанные растительным орнаментом и тремя массивными замковыми камнями. Последние также являются балюстрадой для окна второго этажа. Противовесом изящным балконам 3 этажа выступают массивные и богато украшенные балконы пятого этажа.


Комбинирование кронштейнов различного размера, применение стилизованного листа аканта и растительного орнамента создает изумительное неповторимое смешение форм. Единая линия балконной балюстрады формирует подобие крепостной стены с бастионами.


Лавиротт понимает пластику керамики и ее визуальное восприятие. Благодаря увеличению размеров фасадного декора от нижних этажей к верхним, все убранство воспринимается в едином масштабе.


В следующем году состоялся второй совместный проект Александра Биго и Жюля Лавиротта — дом 29 по улице Рапп. Этот дом никого не может оставить равнодушным. У кого-то замирает сердце и дом вызывает восторг и упоение, а кто-то считает его напыщенным и чрезмерным. Но с течением времени дом признан настоящим украшением Парижа и эта работа непревзойденных мастеров модерна считается одной из лучших.

Здание, полностью задекорированное рельефной керамической плиткой и объемными лепными панно, стало настоящим воплощением арнуво.


Биго использует фасад здания как выставку своей продукции. Здесь можно встретить фигуры людей, птиц и животных, растительные орнаменты, стилизованные геральдические щиты и рокалии. Вход в здание оформлен роскошным порталом. Создается впечатление что гигантские растения произрастают из земли и изящно обрамляют портал, который увенчан обнаженными фигурами Адама и Евы. По центру размещена голова женщины — по легенде это скульптура жены Лавиротта. В портале, как и в отделке всего здания, прослеживается нить символизма.


Если присмотреться к балюстраде второго этажа, то можно разглядеть голову китайского дракона. Центральный балкон поддерживает кронштейн — две головы быков, впряженных в ярмо. Двери балкона обрамлены растительным орнаментом.


Стоит отметить ассиметрию здания — это характерная черта французского арнуво. Благодаря отсутствию симметрии строение приобретает изящество и тягучесть форм, неповторимость и меланхолию. Венчает здание великолепная отделка мансарды. Яркий и отчетливый карниз с массивным убранством оконных порталов, керамическими колоннами и переплетением ограждения балконов перетекает в стилизованные замковые камни, которые смотрятся как плюмажи на гусарских головных уборах, а угловые элементы — как эполеты.


Столь богато декорированный фасад здания вызывал двойственное к нему отношение: одни восхищались, другие обвиняли в чрезмерности и расточительстве. Однако это особенность привередливых парижан, ведь Эйфелеву башню они тоже не сразу приняли и настаивали на ее демонтаже. Впрочем, не только парижане столь остро реагируют на яркие образчики нетрадиционной архитектуры. Москвичи не приняли Дом Игумнова на Якиманке, а о «мавританском» особняке Арсения Морозова даже его родная мать говорила сыну: «раньше только я знала, что ты дурак, а теперь и вся Москва знает».


Стоит отметить, что несмотря на все «за» и «против» здание признано памятником архитектуры в середине XX века. А буквально после постройки на конкурсе фасадов в 1901 году получило гран-при, как здание с самым красивым фасадом.


Позже Биго декорировал еще несколько зданий в тандеме с Жюлем Лавироттом, наиболее известное из которых здание на Авеню Ваграм, 34, названное «Отель Керамики» за совершенно изумительный керамический декор на фасаде.

У Александра Биго немало совместных работ с другими известными архитекторами. Луи Мажорель и Анри Соваж с великолепной виллой в Нанси, где кроме керамических декоров на фасаде, установлен потрясающий изразцовый камин Александра Биго в бронзовой глазури с эффектом металлизации.


Огюст Перре и его один из первых железобетонных домов за номером 25 по Авеню Бенджамина Франклина в Париже с элегантными рельефными фризами с осенней листвой, обрамляющими окна здания.

Анатоль де Бодо и церковь Сан-Жан-де-Монмартр, где мануфактуре Биго принадлежит шикарнейшая керамическая мозаика и лепные декоры.


Андре Арфидсон и его мастерские на Rue Campagne Première, 31, где совершенно утилитарное промышленное здание получило столь изящный и привлекательный декор в виде рельефных роз на фасадной плитке, окрашенных в нежные дымчатые глазури теплых тонов, что на конкурсе фасадов Парижа в 1911 году получает гранпри.


Много архитекторов и дизайнеров работали с Биго при строительстве своих зданий, достаточно сказать, что только в Париже их домов сохранилось больше десятка. А сколько еще не упомянутых в нашей статье по всей Франции? Эти здания стали гимном арнуво, истинным украшением городов, привлекающим к себе туристов со всего мира. Александр Биго создавал настоящие керамические произведения искусства — великолепные и неповторимые, впечатляющие зрителя так же, как был впечатлен сам керамист на той самой памятной выставке 1889 года.


Впрочем, Биго производил на своей фабрике не только архитектурную керамику для фасадов по заказам знаменитых архитекторов. Самостоятельно он развивал производство бытовых керамических предметов — каминные порталы и фонтаны, пресспапье и чернильницы, вазы и столовая посуда.


А в 1900 году на очередной парижской выставке Биго разместил великолепный павильон с образцами своей продукции.

Павильон был спроектирован совместно с Жюлем Лавироттом, и представлял фасадную входную группу. Сложный карниз, балюстрада, лестничные перила, керамическая плитка для пола и стен. Большая часть элементов была предназначена для знаменитого дома 29 по улице Рапп. Помимо этого было представлено много предметов быта и посуды. Практически полный каталог производимой продукции.

Керамические панно и вазы покрыты восхитительной эмалью различных оттенков. Нет резких границ цвета, каких-либо специально созданных переходов от одного к другому. Создается впечатление что сама мать-природа наделила эти гончарные изделия таким разнообразием гармоничных цветовых оттенков.


Павильон был настолько великолепен, что его полностью выкупил директор Будапештского музея Джено Радисик, после чего экспонировал его как отдельно, так и полным набором. Примечательно, что вес всех элементов павильона составил более 12 тонн.


Александр Биго прекратил производство на своей фабрике в 1914 году в связи с началом первой мировой войны и, как следствие, снижением спроса на дорогостоящий декор.

Умер великий керамист 27 апреля 1927 года в Париже, оставив после себя городу неповторимую красоту керамических фасадов в стиле арнуво.


Источник https://www.russian-mayolica.ru/our-story/manufaktury/fasad-...

ФАСАДНАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА БИГО Керамика, Майолика, Искусство, Декоративное искусство, Длиннопост
ФАСАДНАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА БИГО Керамика, Майолика, Искусство, Декоративное искусство, Длиннопост
ФАСАДНАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА БИГО Керамика, Майолика, Искусство, Декоративное искусство, Длиннопост
ФАСАДНАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА БИГО Керамика, Майолика, Искусство, Декоративное искусство, Длиннопост
ФАСАДНАЯ КЕРАМИКА АЛЕКСАНДРА БИГО Керамика, Майолика, Искусство, Декоративное искусство, Длиннопост
Показать полностью 6

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ МУРАВА

Абрамцевский завод Саввы Мамонтова стал вдохновителем для множества художников и с ним связано возникновение нескольких керамических предприятий. В частности, это артель художников-гончаров «Мурава», основанная в 1904 году Алексеем Васильевичем Филлиповым (1882—1956).


Артель объединила в своем составе учеников Строгановского училища — художников-прикладников, графиков, скульпторов, а также гончаров и технологов. Возглавили мастерскую увлеченные керамикой Алексей Филиппов (работавший в свое время в «Абрамцево»), Петр Галкин и Михаил Егоров. Крупнейшим художником мастерской был Сергей Васильевич Малютин (1859-1937), работавший у княгини Тенишевой в усадьбе Талашкино и создавший множество эскизов в характерном «талашкинском» стиле.


Филиппов великолепно знал керамику и ставил перед своими сотрудниками задачу глубокого изучения древнерусской допетровской архитектурной керамики, считая, что изразцы Древней Руси могут стать эталоном при создании архитектурной майолики современными художниками.


Однако, художники «Муравы» не собирались возрождать средневековые технологии, а хотели вернуть глазурованной керамике то значительное место, которое она занимала в архитектуре и быту русского Средневековья. Этим целям служило рекламирование керамики и активное ее пропагандирование.

В 1907 году на основе своих опытов в «Мураве» Алексей Филиппов выпустил книгу «Керамика. Глазури восстановительного огня». Книга стала важным вкладом артели в популяризацию керамики.


Своего рода импульсом для создания артели стали слова Врубеля о «невозможности воплощения его замыслов за полным отсутствием лиц, обладающих художественным развитием и знанием керамической технологии». Об этом написал журнал «Апполон»: ...«В настоящее время «Мурава» имеет собственную мастерскую, где кроме осуществлений художественных и технических ближайших сотрудников дается возможность работать в керамике всем желающим».


Как мы уже упоминали в других своих статьях, в конце XIX века использование керамики в Европе и в России существенно расширилось, она чаще стала «выходить на улицы», преображая фасады домов и превращаясь из декоративно-прикладного искусства в монументальное. «Мурава» пошла в своих изысканиях дальше «Абрамцево». Художники артели с самого начала обращали внимание на качество глиняного черепка и стойкость глазурей. Экспериментируя они использовали разные глины, в том числе гжельские.


Сравнивая с другими производителями, современники отмечали высокое качество керамики артели: «Мурава» идет навстречу всем строителям, ищущим новой красоты в архитектуре — вне архитектурной косметики — штукатурки. Майолика же — вечный материал, дающий богатство и выражение строению. Как много пошлой безвкусицы внесено домами-модерн с заграничными рыночными изразцами, которые летят, не выдерживая наших дождей и морозов… В области художественной керамики «Мурава» почти единственная мастерская, разрешающая двойную трудную задачу: декоративно-красиво и прочно».


К сожалению, осталось не так много домов с керамикой мастерской «Мурава», несмотря на довольно внушительный список выполненных работ, но один из них известен, наверное, всем. Это — Дом Перцовых на Пречистенской набережной, построенный архитектором Н. К. Жуковым по эскизам С. В. Малютина.


Архитектурные эскизы Малютина демонстрировали очень яркую индивидуальную трактовку форм неорусского стиля, основанного на рисунках северных прялок, резных пряничных досок, старинных тканей, вышивок и т.д. Неслучайно завораживающие цветом и древнерусскими формами малютинские акварели высоко оценил Сергей Дягилев: «Отлично помню то впечатление, которое произвели на меня его акварели к пушкинским «Сказкам»… Красота и новизна была совсем обольстительна; акварели казались кусками каких-то дорогих и редких материй и притом, это были работы русского человека, не только знающего и любящего русскую сказку, но и самого вышедшего из какого-то другого мира, ничего общего не имеющего с той космополитичною средою, к которой принадлежит большинство современных и процветающих художников».


В эскизах к дому Перцовых были широко использованы темы, мотивы и детали талашкинских работ художника — отделки Теремка во Фленове, предметов интерьера и архитектурных набросков. Уникальный, единственный в своем роде образ этой постройки со временем стал воплощением Москвы эпохи модерна. В нем удивительно ярко и органично воплотилась утопическая мечта того времени о возрождении живописной и красочной древнерусской архитектуры с ее шатрами и башенками, повалушами, балкончиками и многоцветными изразцами. На облик дома и его интерьеры повлияли живописные и декоративные работы Виктора Васнецова, Ивана Билибина, Константина Коровина, других художников и архитекторов неорусского стиля, но повлияли как бы сквозь призму талашкинского опыта самого Сергея Малютина. «Малютин — сказочник», — справедливо заметил известный художественный критик С. К. Маковский в 1900 году. И это качество с исчерпывающей полнотой воплотилось в облике дома Перцовых.


Все панно в основном состоят из квадратных плиток, однако, им присуща большая рельефность изображений, чем у абрамцевской продукции, а также эффектное сочетание плоскостей, облицованных майоликой, со скульптурно-архитектурными элементами дома. Панно «Муравы» отличаются от абрамцевской плитки большей интенсивностью цвета, его непрозрачностью, рельефностью изображений. Керамика «Муравы», созданная Малютиным стала ярчайшим примером воплощения в русской архитектурной керамике начала XX века образов славянского фольклора и русской сказки.


Дом Перцовых стал достопримечательностью сразу после постройки и в самом деле принес «Мураве» известность и новые заказы. Самым крупным заказом стал доходный дом П.И. Кольцова и В.Ф. Дорошевского в Санкт-Петербурге. Здание было очень близко по своему декору и архитектуре в дому Перцовой, и сходство особенно усилилось, когда в 1909 году верхние части дома были украшены многоцветными майоликовыми панно, выполненными артелью «Мурава». Дом был настолько необычным для Петербурга и обладал настолько ярким и многоцветным фасадом, что получил прозвище «Дом-сказка».


К сожалению, дом сильно пострадал в 1942 году от бомбежки и не был восстановлен.

Из других сохранившихся фасадных работ «Муравы» следует отметить керамический фриз особняка В. С. Казаковой на Садовой-спасской улице (к сожалению, закрашенный сейчас масляной краской), керамический декор Женского епархиального училища в Лубнах, изумительную рельефную отделку доходного дома церкви Св. Троицы «что на Грязех» (его еще называют «дом со зверями»), крупный рельефный декор дома Я. М. Филатова на Остоженке.


Произведения мастерской «Мурава» вобрали в себя наиболее заметные тенденции в декоративно-прикладном искусстве русского и неорусского стиля и не были полностью свободны от влияния признанных корифеев (Ваулина, Врубеля и других), однако в лучших произведениях артели эти тенденции были переплавлены в новое выразительное художественное целое. Хотя архитектурных работ «Муравы» сохранилось немного, можно утверждать, что артель была одним из самых крупных художественных керамических предприятий России 1900—1910 годов. В 1918 году было официально заявлено о роспуске артели, а в июле того же года ее члены организовали отдел керамики при Союзе деятелей прикладного искусства и художественной промышленности.

Именно А.В. Филиппов стал преемником и продолжателем деятельности всех художественных керамических мастерских Москвы, занятых архитектурной керамикой, сохранив верность любимому искусству до конца жизни.

Источник

https://www.russian-mayolica.ru/our-story/manufaktury/murava...
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ МУРАВА Декоративное искусство, Керамика, Майолика, Длиннопост
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ МУРАВА Декоративное искусство, Керамика, Майолика, Длиннопост
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ МУРАВА Декоративное искусство, Керамика, Майолика, Длиннопост
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ МУРАВА Декоративное искусство, Керамика, Майолика, Длиннопост
Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!