Почему не стоит серьёзно оценивать "Форсаж 5,6,7,8..." с точки зрения автомобильной культуры
Совсем скоро выйдет следующая часть фильма про уличных гонщиков, которые как-то случайно стали агентами госдепа каких-то тайных спецслужб. Естественно, большинство на него сходят и скажут, что "Форсаж уже не тот", "скоро в космос полетят", "да лучше бы после третьего его ваще не делали". И, конечно, же об этом уже пишут первые западные рецензенты. Мы не будем рассуждать об этом, а лучше обратимся к реальному миру и попробуем узнать почему сейчас достаточно трудно снять фильм про уличные гонки, а не про секретных агентов, которые случайно взрывают подлодку.
Православный каноничный истинный "Форсаж" выпущен был в 2001 году. По сути своей это был очередной криминальный боевик про внедрение копа в банду, но он эксплуатировал одну актуальную изюминку - нелегальные уличные гонки на тюнингованных машинах. Для понимания состояния дел в тюнинге начала нулевых обратимся к гуглению.
Если изначально идеей тюнинга в бОльшей степени была производительность (про истоки хот-родов можно исчерпывающе погуглить), то в начале нулевых Япония, Тайвань, Китай стали производить относительно доступные колёсные диски, внешние элементы тюнинга для таки же относительно доступных японских автомобилей. А уже поколение японских двигателей (в первом "Форсаже" двигатель 2JZ перевели на русский язык как "двойной джейзед") тех лет, обеспечивало возможность серьёзно нарастить мощность, прибегая к относительно простым способам доработки как изменение выхлопа, впуска, чип-тюнинг. Ну и закись азота, куда уж без неё. В результате за относительно вменяемые деньги всё это начинало красиво, громко, а главное достаточно быстро ехать. А, ну винил вкупе с "неоновой подсветкой". Изюминку придавало и то, что в США законодательство довольно сурово к нелегальным гонщикам. И тем не менее, они умудрялись собирать сотни людей на подобные заезды.
И если уж говорить правдиво, то герои периодически страдали от непонятной мотивации, в фильме были технические ляпы (отсутствие тормозных суппортов на белой "Джетте" одного из героев), а качество машин соответствовало духу времени - зазоры кузовных панелей, пространные рассуждения "гонщиков" об автомобилях вместо хоть какой-то имитации технического тюнинга. Ну и закончился фильм вполне себе шаблонно.
Но какой же эффект был от данного фильма! Миллионы подростков по всему миру стали обклеивать машины свои (и родителей) не очень понятными наклейками, ставить огромные пердящие "банки", колёса на пару диаметров больше, а эти "лавки"-спойлеры (кстати снова достаточно модно, лол). Это был дух того времени. Когда стало доступно много и за малые деньги. Правда результат иногда был совсем угнетающий, но кому какое дело.
Вся индустрия развлечений испытала на себе эффект "Форсажа", и NFS даже превратилась из игры про супер-кары в игру про вирутальных стрит-сракеров на дешёвых повозках.
Потом вышел "Форсаж 2", который уже начал заигрывать с дорогими автомобилями, но всё ещё показывал нам феерию тюнинга. Правда фильм вышел слабым сам по себе, и был прохладно принят критиками, но не зрителями, которые увидели развитие некоторых идей и новые очень крутые (я на самом деле так считаю) тачки. В принципе уже тогда становилось понятно, что франшиза тяготеет к развлечению, а не к серьёзному фильму про гонки.
В 2006 году произошёл новый взрыв, сопоставимый с разрывом пуканов олдфагов от трейлеров новых фильмов. Третья часть открывала дверь в Японию, где автомобильная культура сильна как нигде. Именно там, в Японии, до сих пор существуют, пускай и в усечённом виде, нелегальные гонки. Для заинтересовавшихся настоятельно рекомендую статью http://www.speedhunters.com/2013/02/kanjo-tribe-osaka-night-....
Но в новой части рассказывали про дрифт. По сути своей дрифт - это метод прохождения поворотов в максимально контролируемом заносе. В Японии, где было предостаточно специально спроектированных извилистых дорог, которые называются "тогэ", данный вид нелегальных соревнований развился невероятно быстро. Фильм достаточно хорошо раскрывает данную тему, но лучше посмотреть расовый японский "Initial D", который полностью погрузит в мир японских гонок. Примечательно, что за последние 10 лет дрифт стал официальной автоспортивной дисциплиной (Formula DRIFT), где многие гонщики со всей планеты начинали с различных нелегальных гонок.
Фильм, опять заставлял немного фейспалмить автолюбителей (имплантация японского сердца в Мустанг вполне себе интересна, но показана как пересадка печени ветеринарами-первокурсниками, при том что по слухам машина ехала на своём моторе, но с накладкой от япа), хотя был вновь отличным развлечением, к тому же показывающий всем такую странную Японию и гайдзина в нём. А вот теперь мы перейдём к ключевому моменту почему удержать "Форсаж" в рамках уличных гонок так тяжело.
Изменилась сама культура. Невероятным темпами развился "Stance" в различных клинических проявлениях, где кстати вновь Японцы превзошли по упоротости всех. Если сказать максимально коротко и утрированно, то главная задача стенсоты - это минимально возможный клиренс и максимально гармоничное положение колёс в арках. Форма превыше функции, как гласит слоган одного известного сайта. Стереотип про "пасажэные приорики" и "изуродовали машину, как на дачу ездить" оставим без комментариев. Техническая часть часто подвергается колоссальным доработкам. А внимание к деталям в некоторых проектах оставит за бортом именитые тюнинг-ателье. Двигатель часто тоже дорабатывается, но показателям мощности уделяется не самое больше значение. Некоторое время назад, произошла "гибридизация" направлений тюнинга. В какой-то степени Stance возник из автоспорта, а теперь автоспорт затянул в себя это направление тюнинга. Magnus Walker, пожалуй самый колоритный тип, который пропагандирует современный "Urban Outlaw".
Бесспорно, существуют культовые личности типа Акиры Накаи-Сана, пропагандирующего своё видение современного тюнинга, тоже вдохновленное автоспортом. И любитель Ламбо Морохоши, который просто по-моему наркоман.
В целом, NFS уже сделал попытку вернуться в мир автомобильного тюнинга, объединив актуальные на данный момент тренды. С точки зрения достоверности и геймплея получилось неплохо, но здесь же и проявилась главная проблема. Основных параметров по-прежнему три - внешний вид, скорость и дрифт в различных его проявлениях. Магнус Уокер, Накаи-Сан и Морохоши-сан по сути своей ставят во главу своей идеологии внешний вид c некоторым увеличением производительности. Кен Блок и "Risky Devil" по сути своей любители дрифта и скорости. Всё это привело к размазанному сюжету, где градация "стиль", "нарушения", "техника" и т.д. стали очень условными. Результат очевиден - холодный приём при хорошем геймплее и обилии контента.
Так вот. Мы все это уже всё видели. Первая, вторая и третья часть перекрыли эту нишу. Сказать в этой истории особо уже и нечего. И ещё одна жирнющая деталь. Если в конце нулевых был опередлённый застой в автомобильной промышленности, то сейчас условная BMW M2 или MB A45 AMG которые абсолютно спокойно при наличии денег можно купить у дилера в вашем городе, надерёт практически любую тюнингованную машину без каких-либо проблем. В четвертой части фильма уже наблюдался некоторый застой, поэтому там появились очень крутые машины без определённого стиля.
Предыдущие части "Форсажа" использовали некоторые элементы современного тюнинга. Так например в 7 части Брайан опускает машину с помощью пневмо-подвески, чтобы спрятаться под грузовик во время обстрела, но они не эксплуатируют идею, потому что она далека от представлений боевика про уличные гонки. Вряд ли Доминик внезапно занизит свой Dodge, потому что нашёл диски шириной 11 и диаметром 24. Хотя стоит отметить, что по сути своей многие машины выглядят очень хорошо с точки зрения тюнинга. Вот и в восьмой части мы видим "Rally Fighter", у которого очень интересная история создания, которая по сути пропитана тюнингом. Но правда тут же видим относительно стандартную Lamborghini и лёгкий гусеничный танк, что совсем уже дико.
Вероятно вы скажите - "Слушай, умник, ведь вышел в 2014 году фильм Need For Speed. И годный весьма". Да, фильм очень хорош. Из полутора часов что он идёт, мы час слушаем как ревёт V8, V10 и V12. И даже драме место нашлось. Но основная идея фильма по сути позаимствована из NFS The Run. И в фильме фигурируют в основном спорт-кары типа Köenigsegg Agera R или прототип Мустанга от Кэрролла Шелби. С точки зрения развития сюжета сказать нечего больше. История закончена. Некуда развивать эту идею.
В заключение хочется сказать следующее. Как далеко ни ушёл бы новый "Форсаж" от прародителя, нет смысла сравнивать его с предыдущими частями. Основа сеттинга серьёзно изменилась, и нет смысла пытаться натянуть кинобоевик на реалии. Авторы поднимают тему автоматизации управления автомоблией, что в принципе тоже тренд. Или в противном случае мы будем смотреть как Доминик с Мией поехали покупать более широкие полки для дисков, Хоббс и Шоу делают предзаказ на "Ралли Файтер" и F-Type SVR, а Роман Пирс поехал на детейлинг, где ему плохо отхимчистили алькантару в его суперкаре.
За неточности извиняюсь, а среди пользователей Пикабу наверняка найдётся пару стенсеров (не БПАН) и дрифтеров (не БК), которые некоторые темы смогут развернуть. Я же в кино обязательно схожу хотя бы ради кадров с новыми машинами. С ними, судя по промо-кадрам, там всё очень хорошо. Так что "Salute, mi familia".
p.s. Баянометр ругался на Дизеля в майке с пивом и предлагал сравнить это с фотоотзывами с кЕтайских магазинов с объёмными полуголыми дамами в чулках.