RodinaNaNeve

RodinaNaNeve

На Пикабу
Дата рождения: 03 февраля 1994
поставил 0 плюсов и 0 минусов
120 рейтинг 0 подписчиков 0 подписок 4 поста 0 в горячем

Левашовский завод: вместо хлеба — зрелища

В здании Левашовского хлебозавода на Петроградской стороне после реконструкции открыто некое «культурно-деловое пространство». Удачный проект приспособления памятника советского конструктивизма для современного использования?

Левашовский завод: вместо хлеба — зрелища История города, Краеведение, Санкт-Петербург, Архитектура, Конструктивизм, Достопримечательности, Длиннопост

Так выглядело пятно застройки вокруг Левашовского завода в 2018-м

История с «преображением» Левашовского хлебозавода началась в 2016-м, когда постройки (примерно 7000 квадратных метров) этого совершенно «убитого» к этому моменту предприятия, которое уже не функционировало по своему изначальному профилю, и прилегающий земельный участок (около 2,5 гектара) приобрела девелоперская Группа RBI.

Территория занимает треугольник, образованный Барочной и Большой Зелениной улицами, а также Левашовским проспектом и расположена недалеко от места впадения Карповки в Неву.

«Проект целенаправленно разрабатывался как новая точка притяжения городского масштаба, доступная для всех желающих, при этом экономически оправданная для инвестора за счёт строительства на прилегающей территории элитного клубного дома Futurist и размещения внутри самого хлебозавода головного офиса компании. А центральное место в нём — в том числе полностью сохранённый объем купольной котельной с огромным 13-метровым потолком — занял новый культурный центр», — говорится на сайте Группы RBI.

То есть речь идёт не об альтруизме и какой-то особой озабоченности крупного девелопера судьбой памятника истории и культуры регионального значения (с 2012 года), а о коммерческом проекте, который включает в себя и элитное жильё, и новый офис «для себя любимого» (4500 квадратных метров из 7300), и аренду площадей для предприятий общепита, и «культурное пространство».

Левашовский завод: вместо хлеба — зрелища История города, Краеведение, Санкт-Петербург, Архитектура, Конструктивизм, Достопримечательности, Длиннопост

Реализованный проект застройки территории Левашовского хлебозавода элитным жильём

Кстати

Куратором этого культурного пространства выступает школа Masters — частный «образовательный проект в области искусства», который основан Полиной Бондаревой (дочь бывшего главы Счётной палаты и министра финансов РФ Алексея Кудрина). Горожанам, конечно, обещаны (особенно поначалу) бесплатные экскурсии и т.п., но вообще-то этот «культур-мультур» тоже сугубо коммерческий.

В том, что весь этот «монетарный пасьянс» столь удачно сложился, нет ничего плохого. Другое дело, что пиарить такой проект как сугубо культурный надо бы аккуратнее. Тем более что один билет на фортепианный концерт в «Левашовском хлебозаводе» из серии Pianissimo обойдётся меломану минимум в 4500 рублей (130 мест в зале).

Из разговоров представителей RBI «в пользу бедных» можно узнать, в каком ужасном (аварийном) состоянии им достался объект, как они спасали 90 процентов бетонных балок и на их укрепление «потратили больше 250 тонн металла», что самым дорогим с финансовой точки зрения этапом реализации проекта стали общестроительные работы с фасадами, окнами и кровлей, на которые пришлось 32 процента от общей суммы затрат, и отделка (22 процента от общей стоимости).

Левашовский завод: вместо хлеба — зрелища История города, Краеведение, Санкт-Петербург, Архитектура, Конструктивизм, Достопримечательности, Длиннопост

Теперь бывший хлебозавод выглядит так

Кстати

Площадь ЖК Futurist (семь корпусов, 199 квартир) составляет 40,9 тысячи квадратных метров, из которых на жильё приходится 21,3 тысячи, объём инвестиций в проект — 4,2 миллиарда рублей (двухкомнатная квартира площадью 93,6м2 продаётся здесь за 25 миллионов рублей). А преобразование здания Левашовского хлебозавода в офис компании-застройщика и «культурное пространство» обошлось, по словам главы совета директоров, основателя и владельца группы RBI Эдуарда Тиктинского, в 1,3 миллиарда рублей (с учётом мебели и офисного оборудования). Ребята постарались, но для себя и в пределах разумного.

Итого: культурный центр «Левашовский завод» занимает более 1000 квадратных метров внутри здания-памятника конструктивизма и состоит из многофункционального цилиндрической формы зала котельной с куполом на высоте в 13 метров. Здесь и в нескольких прилегающих помещениях первого этажа предполагается проводить концерты, выставки, презентации и т.п.

Левашовский завод: вместо хлеба — зрелища История города, Краеведение, Санкт-Петербург, Архитектура, Конструктивизм, Достопримечательности, Длиннопост

С деревянными конструкциями купола бывшей котельной пришлось изрядно повозиться

К чести создателей «культурного пространства» следует отнести организацию в нём двух очень важных и достойных экспозиций. Во-первых, «Блокадный мемориал на Левашовском хлебозаводе» (предприятие работало в осаждённом городе, в 1942-м оно было полностью перепрофилировано на выпуск ржаного формового хлеба). Во-вторых, выставка,  которая рассказывает об истоках и становлении эстетики конструктивизма в советской архитектуре 1920-1930 годов, главных представителях этого стиля, а также об истории собственно Левашовского завода и авторе идеи таких хлебозаводов-автоматов инженере Георгии Марсакове.

Кстати

В блокадный мемориал, занимающий примерно 70 квадратных метров, ведёт коридор, на одной стене которого размещены плакаты и стилизованные объявления того страшного времени об обмене на хлеб разнообразных бытовых предметов. На противоположной стене перечислены 3411 имён жителей квартала, где располагался завод, и сопредельных переулков (174 дома), погибших в период с сентября 1941-го по октябрь 1943 года. Непосредственно в «Блокадной комнате» посетителю представлена мультимедийная композиция о военном бытовании этого района и всего Ленинграда — от первых бомбёжек до салюта Победы.

В общем и целом реконструкцию Левашовского завода для современного использования, конечно, следует признать положительным примером. Особенно, если говорить о судьбе памятников архитектуры советского периода, далеко не все из которых внесены в охранный реестр.

Чем заслужил такую честь хлебозавод на Петроградской стороне?

На месте, где впоследствии было построено это предприятие, в XVIII — начале XIX века располагался зелейный (пороховой) завод, позднее — лесная биржа братьев Колобовых. В начале 1930-х этот участок был передан под строительство хлебозавода-автомата №2 по кольцевой технологии — одного из четырёх запланированных для Ленинграда (построены были только Левашовский и Кушелевский, а ещё пять сооружены в Москве). Предприятие, рассчитанное на выпуск около 290 тонн белого хлеба в сутки, заработало осенью 1933 года.

Левашовский завод: вместо хлеба — зрелища История города, Краеведение, Санкт-Петербург, Архитектура, Конструктивизм, Достопримечательности, Длиннопост

Левашовский хлебозавод на фото 1930-х

Технологию вертикально-кольцевого цикла приготовления хлеба, в соответствии с которой здание и представляет собой врезанные друг в друга цилиндры производственного здания и котельной, перекрытой куполом, разработал инженер Георгий Марсаков.

Ключевая идея — кольцевой конвейер. Хлебозавод строился вокруг огромной печи, и весь процесс «крутился» возле неё: на верхнем ярусе готовилось тесто, а на нижнем горячий хлеб уже грузили в подводы и автомобили для доставки в булочные.

Георгий Петрович Марсаков (1886-1963) родился в казачьей станице Наслединской под Верхнеуральском в семье ремесленника, который был «мастер на все руки» —  кузнец, плотник, штукатур и т.д. Перед революцией он окончил Томский технологический институт в числе лучших (прославился тем, что за два месяца сдал 21 экзамен, за что получил стипендию в 300 рублей в год). Талантливый студент защитил две выпускные работы и получил диплом инженера-механика по двум специальностям: силовые установки и холодильное дело.

Неуживчивый с чиновниками Георгий Марсаков блестящей карьеры не сделал

Работал на Пушечном заводе в Царицыне прорабом по строительству новых цехов, затем — инженером по монтажу металлургического оборудования, начальником цеха (чугунолитейного, слесарно-механического, котельного и модельного), заместителем главного инженера. После 1917-го на Урале попал в тыл к белогвардейцам, был арестован, затем направлен работать на холодильник в Троицке, где возглавил техническую службу. С 1920 года в Царицыне восстанавливает водопровод, проектирует строительство скотобойни и холодильника. С 1924-го работает в акционерном обществе «Мельстрой», здесь и начинается его «дружба» с хлебозаводами.

Марсаков был назначен директором экспериментального завода №1 в системе предприятий «Союзпродмашины», названного «Кольцевой конвейер». Он запланировал строительство заводов, которые смогут выпекать 30, 60, 100 и 180 тонн хлеба. Далее новые предприятия его системы стали работать ещё мощнее, выпекая более 200 тонн хлеба. После запуска нескольких таких хлебозаводов инженер в 1933 году получил орден Ленина.

Но затем, отличавшийся неуёмным и скверным с точки зрения чиновников характером Марсаков был отправлен в уральский город Билимбай на чугунно-литейный завод, построенный за двести лет до этого графом Строгановым. Впредь талантливый инженер работал «в стол». Среди этих нереализованных проектов — «Азовсталь» с расположением всех цехов между двумя конвейерными кольцами, что позволило бы сократить площадь предприятия более, чем вдвое, а железная дорога, проложенная по внешнему кольцу завода, увеличила бы свой фронт погрузки и разгрузки на 40 процентов.

Левашовский завод: вместо хлеба — зрелища История города, Краеведение, Санкт-Петербург, Архитектура, Конструктивизм, Достопримечательности, Длиннопост

Проект хлебозавода конструкции Марсакова. Разрез. 1930 год.

Типовой проект «цилиндрического» хлебозавода (Левашовского и Кушелевского) конструкции Марсакова разработан инженерами Строительно-технического треста Ленинградского союза потребительских обществ Петром Дмитриевичем Бункиным, Эммануилом Марковичем Хевелёвым и Павлом Михайловичем Сергеевым. Участие в проектировании здания также приписывалось выдающемуся архитектору Александру Сергеевичу Никольскому (впоследствии автору проекта стадиона имени Кирова на Крестовском острове).

Но есть свидетельства, что Марсаков обсуждал своё изобретение с земляком Григорием Александровичем Симоновым — выдающимся ленинградским архитектором (жилой квартал рабочих Путиловского завода на Тракторной улице, дом Общества бывших политкаторжан на площади Революции и др.). Именно он якобы и посоветовал использовать в проекте хлебозавода модные в то время приёмы конструктивизма (симметрично поставленные лестницы с вертикальными окнами, ленточные горизонтальные окна и др.).

Тем не менее, в единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации в качестве объекта  культурного наследия регионального значения здание включено в октябре 2012 года под названием «Левашовский хлебозавод. Здесь выпекали хлеб в годы блокады Ленинграда 1941-1944 годов». То есть как-то без «лишнего» конструктивизма обошлись…

Игорь Теплов

Использованы фотоматериалы сайта Группы RBI и справочных ресурсов Интернета

Показать полностью 5

Монрепо: старинная усадьба на новый лад

На днях правительство Ленобласти устами губернатора региона объявило о завершении сильно затянувшихся реставрационных работ в выборгском музее-заповеднике «Парк Монрепо». Что «на выходе»?

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Усадебный дом в 2017 году

Нынешние масштабные ремонтно-реставрационные работы в Монрепо начались в 2017-м после того, как двумя годами ранее в рамках совместного проекта Министерства культуры РФ и Международного банка реконструкции и развития на это был выделен грант в размере около двух миллиардов рублей. Первоначально предполагалось завершить работы в 2019-м, но срок их окончания несколько раз передвигался.

К весне 2023-го завершилось воссоздание главного усадебного дома, библиотечного флигеля, служб и оранжереи. Все эти здания подключены к современным инженерным сетям, и уже минувшей зимой отапливались от автономной газовой котельной.

Впоследствии (говорится, что через год) главный дом будет использоваться как выставочное и лекционное пространство, а в библиотечном флигеле разместятся музейные коллекции и книгохранилище, где «в будущем появятся стеллажи и мебель максимально похожая на ту, что была здесь при владельцах усадьбы».

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Главный усадебный дом Монрепо на рисунке XIX века

«Завершились работы в парке Монрепо. Я очень рад, что мы выдержали всю критику, все те критические замечания, которые были у активистов, историков и экологов, — мы воссоздали парк, каким видел его основатель — барон Николаи. Сегодня это уникальный парк, где есть такие деревья, которые обычно в нашей широте не растут», — заявил при посещении заповедника губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

«Сейчас здесь все — как во второй половине XVIII века: аккуратные дорожки, почти кукольные мостики, необычные пейзажные композиции и невероятной красоты видовые перспективы, а сквозь густую листву просматриваются очертания усадебного дома, интерьеры которого украшены орнаментами и мифологическими существами», — поэтично добавляет к заявлению своего начальника пресс-служба главы Ленинградской области.

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Всё теперь выглядит, почти как в позапрошлом веке

Критика проекта, о которой упоминает Дрозденко, касалась, в частности, метода восстановительных работ и в парке, и в усадебных постройках. Последние, выполненные из дерева и находившиеся в аварийном состоянии, решено было полностью демонтировать. После укрепительных и иных работ на фундаментах их заново соорудили с использованием (по возможности) старых элементов.

Брёвна подвергались тщательной проверке, пригодные для дальнейшего использования промаркированы и обработаны специальными химическими составами для предотвращения гниения и возможности возгорания.

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Современная весенняя идиллия в Монрепо

Итоговые данные реставраторов таковы:

В главном усадебном доме исторического материала использовано 38 процентов. Сохранены декоративный фриз-ложечки, дентикулы (ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания) со стороны двора и частично с боков. Из внутренних ставен — исторических пять из шести, из наружных — две старинные из 38 (всего в доме 45 окон). Створки круглых окон в Главной зале новые, при этом колоды вокруг них прежние. Кроме того, сохранены четыре колоны портика и 12 полуколонн веранды.

В библиотечном флигеле при воссоздании использовано исторического материала 51 процент. В дополнение были использованы «зимние» бревна двухлетней выдержки, доставленные из Архангельской области. Ставни: 18 комплектов старинные, 13 — воссозданные (их можно отличить по небольшим дефектам и сколам, которые сохранены). Из декоративных элементов подлинные: венчающие карнизы (со стороны ледника), все дентикулы, все жиковины (петли), две колоды круглых окон.

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Вид на усадебный комплекс Монрепо с борта самолёта (1937 год)

Отметим, что результат достигнут очень достойный, с учётом «убитого» состояния этих зданий на момент начала восстановительных работ. Почти полностью новодельным из сооружений Монрепо стал лишь комплекс оранжереи с домами управляющего и садовника.

Первоначально эти постройки появились ещё при первом владельце усадьбы выборгском обер-коменданте Петре Ступишине (1718-1782), то есть во второй половине XVIII века. При нём была построена большая оранжерея, к которой с одной стороны примыкал Дом садовника, а с другой — Дом управляющего. Эти сооружения многократно впоследствии переделывались.

К моменту начала работ по воссозданию Монрепо от Дома управляющего остались только фрагменты фундамента, Дом садовника в очередной раз был перестроен в 1980-е и представлял собой нечто далёкое от первоначального сооружения, а деревянная оранжерея находилась в аварийном состоянии.

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Оранжерея с домами управляющего и садовника

Оба здания и оранжерея между ними воссозданы в исторических объёмах и с максимальным использованием старинных технологий (из брёвен с покрытием деревянной дранкой и известковой штукатуркой). Теплица сооружена из современных материалов, но «в стилистике северного модерна начала ХХ века». Здесь смонтирована автоматическая и энергоэффективная климатическая система. Дом садовника и Дом управляющего предполагается использовать как офис музея-заповедника.

Кстати

Ко Дню рождения Санкт-Петербург в этом году получил в подарок сертификат на 50 лип из питомника Монрепо. Специалисты выращивали эти саженцы четыре года. За это время они подросли,  адаптировались к климату и сформировали кроны. Речь идёт о липе мелколистной tilia cordata, которая «хорошо себя чувствует» в условиях загазованного и пыльного большого города.

К началу нынешнего летнего сезона в Монрепо отреставрированы и парадные ворота парка, выполненные в духе неоготики. Воссозданы распашные чугунные решётки и герб баронов Николаи. При этом использовались изображения из Общего гербовника дворянских родов Российской империи, чертежи, хранящиеся в архиве Музейного ведомства Финляндии и старые фотографии.

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Ворота Монрепо проходит вовсе не барон Николаи,
а губернатор Ленобласти Дрозденко со свитой

Напомним, что начало истории парка Монрепо относится к середине XVIII века. В 1801 году Александр I пожаловал эту территорию Людвигу Генриху фон Николаи в вечное и потомственное владение, с тех пор и вплоть до окончания советско-финляндской войны (1939-1940) здесь была фамильная усадьба этого баронского рода.

В начале XIX века по проекту итальянского архитектора Жозефа Мартинелли здесь был построен деревянный усадебный дом и библиотечный флигель, а позже появились различные мостики, павильоны и другие парковые объекты.

В библиотечном флигеле первоначально располагались служебные и гостевые комнаты, а впоследствии — книжная коллекция, собранная несколькими поколениями владельцев поместья баронов фон Николаи. Она насчитывала около 10 тысяч томов и ныне находится в Хельсинкском университете Финляндии, куда была передана владельцами в начале ХХ века.

Монрепо: старинная усадьба на новый лад Памятник, Краеведение, История города, История России, Российская империя, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Достопримечательности, Длиннопост

Этот лев действительно на страже?

В советское время в усадьбе располагалась база отдыха для военных, затем в главном доме, признанном памятником архитектуры, разместился детский сад, а в библиотечном флигеле были устроены коммунальные квартиры. Тогда же Монрепо превращается в парк культуры и отдыха имени Калинина, уже к началу 60-х годов ХХ века деревянные павильоны, скульптура и памятники на фамильном кладбище Николаи были уничтожены.

Усилиями общественности при поддержке академика Дмитрия Лихачёва решением Совета министров РСФСР в 1988 году Монрепо получил статус государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. На сегодня — это единственный в России скальный пейзажный парк площадью 161,4 гектара. В 2022-м его посетили 420 тысяч человек, и по итогам года он занял 35-ю строчку среди самых популярных музеев России.

«Родина на Неве» не раз обращалась к теме реставрационных работ в Монрепо. Об уникальных чугунных печах из Главного зала усадебного дома можно узнать здесь. О воссоздании барельефов и горельефов, украшающих фасад усадебного дома и библиотечного флигеля, мы тоже рассказывали. И, наконец, о курантах Монрепо подробно говорится тут.

Показать полностью 7

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте

Объявлен конкурс на проведение ремонтно-реставрационных работ во дворце Петра I в Стрельне. Цена — 74 миллиона рублей. Срок — до августа 2026-го. Что предстоит «починить» в этом деревянном доме первого российского императора?

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Дворец построен на гребне древнего берега моря

На сайте государственных закупок размещена информация о проведении открытого конкурса «Ремонтно-реставрационные работы по сохранению объекта культурного наследия федерального значения “Дворец Петра I”, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения “Дворцово-парковый ансамбль Стрельна” (Музей (Дворец Петра I)), по адресу: Санкт-Петербург, Петродворцовый район, пос. Стрельна, Больничная горка, д. 2, лит. А». Заказчик — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник “Петергоф”». Начальная (то есть максимальная) цена контракта — 74 063 700 рублей. Заявки на конкурс принимаются до 9 июня, итоги подведут 15 июня нынешнего года.

Кстати

На месте, где расположен стрельнинский деревянный дворец Петра I, прежде якобы находилось имение шведского генерал-губернатора Ингерманландии, Лифляндии и Карелии барона Иоганна (Юхана) Шютте. Возле реки Стрелки он в 1630-х создал мызу Strall na Goff (Стрелингоф) с господским домом, садом и оранжереями, церковью, прудом и водяной мельницей.

Возможно, что петровский дворец был построен «на основе» одного из зданий усадьбы Шютте или это вообще изначально и есть дом шведского барона. Во всяком случае, дата появления этой резиденции русского царя-реформатора однозначно не установлена.

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Вот как-то так создавался сад и огород в Стрельне

Обычно за точку отсчёта берётся 1711 год, когда Пётр I распорядился о постройке в Стрелиной мызе «пары изб для приезда», птичьего и скотного дворов и маленькой «сажалки для рыбы».

В 1717-м архитектор Жан-Батист Леблон, занимавшийся проектированием в Стрельне «Русской Версалии», отправил царю, находившемуся в это время за границей, чертежи резиденции. Пётр I в письме Александру Меншикову распорядился: «Делать всё по проекту Леблонову, только на горке, где он малый дом назначил, ничего не делать до меня и оную ничем не трогать».

Таким образом, вроде бы получается, что деревянный дворец в Стрельне построен не раньше 1718-го. Хотя ещё за четыре года до этого в Петергофе начато сооружение Монплезира. И переправа в Кронштадт тоже располагалась там. И уже было понятно, что фонтанную систему получится создать именно в Петергофе, а не в Стрельне.

Кстати

Во дворце изначально были два зала и восемь комнат. В 1719-м последовало распоряжение царя пристроить к нему «мыльню и светлицу». Тогда же были устроены (или перестроены?) мезонин и балкон на колоннах тосканского ордера. Крыша перекрыта гонтом (дранкой), окрашенным в красный цвет. В помещениях стены обили холстом и побелили, для декорирования интерьеров использовались шпалеры и роспись. Изнутри окна закрывались обитыми парусиной ставнями.

Возле дома разбили сад с оранжереями и фонтанами, огород, где выращивали лекарственные и медоносные растения (пасеку тоже организовали). Якобы именно здесь впервые в России произрос привезённый Петром I из Голландии картофель.

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Петровский огород существует и сегодня

Как бы то ни было, дворец, который теперь предполагается в очередной раз ремонтировать, чаще всего называют «путевым», то есть неким пунктом по дороге в Петергоф и Кронштадт, где Пётр I останавливался отдохнуть. Хотя из тогдашнего Петербурга сюда добираться дольше и дальше, чем до означенных «пунктов»… Запутанная история…

В 1722 году император подарил дворец и прилегающие к нему земли своей дочери Елизавете. Спустя почти 30 лет, уже будучи российской самодержицей, она поручила Бартоломео Франческо Растрелли привести в порядок дом, который к тому времени сильно обветшал. Строение было полностью разобрано и затем заново сооружено (из прежнего материала с заменой непригодных деталей) на каменном фундаменте.

Кстати

При Екатерине II дворец вновь отреставрировали (видимо, по той же технологии), он был передан в военное ведомство и с 1786 года здесь на некоторое время разместился госпиталь, переведённый с петербургской Выборгской стороны. Тогда же прилегающая местность стала называться «Больничная горка».

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Сохранился чертёж фасада петровского дворца в Стрельне, выполненный одним из помощников Растрелли

Очередная реставрация петровского дворца с разборкой/сборкой и использованием новых материалов была проведена в 1837-1840 годах архитектором Христианом Мейером, который взял за основу проект Растрелли 1750 года. Из существенных новаций — замена гонта на крыше листовым железом.

Как использовалось здание в XIX веке толком ничего неизвестно. Оно оставалось в собственности царствующего дома и, судя по всему, содержалось как мемориальное — связанное с жизнью и деятельностью первого российского императора.

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Вид здания на дореволюционной открытке

После 1917 года здесь располагался родильный дом. Во время Великой Отечественной войны деревянное здание чудом сохранилось. Далее тут «квартировали» местные органы власти, поселковый клуб, какие-то мастерские.

В 1951-м под руководством архитектора Натальи Уствольской здание было приспособлено под ясли-сад на 60 детей. За основу проекта были взяты сохранившиеся поэтажные планы и чертежи 1749 года. При этом окна и двери парадных залов первого и второго этажей увеличили по высоте, а боковые пристройки к зданию разобрали.

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Фото начала 1980-х

В 1987 году стрельнинский дворец Петра I был передан Петергофскому музею-заповеднику. По проекту архитектора Марии Дементьевой последовала очередная реконструкция здания. Из-за нехватки средств работы растянулись до 1999-го. На основе сохранившихся материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная композиция.

Здесь экспонируются, в частности, праздничный костюм и шёлковый халат Петра I, ширма, расписанная в китайском стиле («шинуазри»), бронзовый барельеф первого российского императора, выполненный по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли, слепок кисти руки и парадный портрет царя в молодости работы неизвестного русского художника, а также другие раритеты.

«За длительное время эксплуатации, прошедшее после последней реставрации, многие архитектурные и конструктивные элементы фасадов и интерьеров пришли в неудовлетворительное техническое состояние. Наибольшие утраты получили детали, подверженные воздействию осадков. Деревянное ограждение кровли поражено гнилью; многие вазоны на балюстрадах утрачены; в неудовлетворительном состоянии находятся ограждения балкона и террасы северного фасада; дощатая облицовка дымовых труб; отдельные детали наличников и рустованных пилястр.

Наружные рамы окон и входные двери местами полностью прогнили и утратили механическую прочность. Окраска фасадов загрязнена, шелушится. В интерьере наблюдается загрязнение и частичная утрата окрасочного слоя на панелях, дверях, подоконниках и радиаторных решётках. Дощатые полы рассохлись, в них имеются большие щели; при ходьбе по полу и лестнице наблюдается повышенная скрипучесть. На оштукатуренных потолках наблюдаются загрязнения, трещины. Обои на стенах выцвели, они загрязнены, имеют задиры и потёртости», — говорится в описании объекта на сайте госзакупок.

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Одна из воссозданных "по образу и подобию"
комнат дворца (кабинет)

В перечне необходимых работ — несколько сотен пунктов (вплоть до установки кнопки дверного звонка). Более-менее кратко задачи, стоящие перед искомым подрядчиком, сформулированы в списке гарантийных обязательств по устранению возможных дефектов: гидроизоляция фундаментов, декор и деревянная обшивка фасада, покрытия полов, кирпичная кладка, лестницы, облицовка и окраска стен и потолков, металлические конструкции (линейные окрытия, козырьки, водосточные трубы), лепной декор внутренних помещений, отделочный слой стен и потолков, инженерные системы и оборудование, столярные дверные и оконные заполнения (подоконные доски, резные наличники), металлические противопожарные двери, оконная и дверная фурнитура, конструкции и облицовка крылец, отмостки. Всё это необходимо осуществить до 1 августа 2026 года.

«Памятник представляет собой двухэтажную деревянную постройку дворцового типа. Второй этаж решён в виде мезонина, расположенного в центре, вдоль оси север-юг. Предполагается, что дворец был заложен не ранее 1704-го и не позднее 1706 годов. Кровля мезонина перекрыта на два ската и завершена треугольными фронтонами, обращёнными на юг и на север. Одноэтажная часть здания имеет вальмовую кровлю. Покрытие кровли выполнено из листового железа. План здания Т-образный. Самый протяжённый фасад обращён в южную сторону.

Главный вход находится на центральной оси этого фасада. Перед входом расположено прямоугольное деревянное крыльцо с трёхсторонним расположением ступеней, без перил. Второй парадный вход в здание расположен в центре северного фасада. Центр акцентирован выносным крыльцом с портиком, шесть колонн которого поддерживают открытую террасу перед мезонином. Все фасады облицованы досками.

«Изба для приезда» Петра Великого нуждается в ремонте Заброшенное, Интерьер, Архитектура, Краеведение, Достопримечательности, Памятник, Длиннопост

Вид на петровский дворец со стороны сада

Терраса под портиком северного фасада имеет ограждение в виде балюстрад с деревянными балясинами. Подобное ограждение имеется над карнизом кровли вокруг всего здания. На столбиках балюстрады установлены декоративные вазоны из дерева. Балкон обнесён ограждением с плоскими филёнками.

В интерьерах здания несущие стены выполнены из бруса, перегородки дощатые. Стены, перегородки и потолки оштукатурены. Нижняя часть стен прикрыта филёнчатыми сосновыми панелями, окрашенными масляной краской; верхняя часть стен в большинстве помещений оклеена бумажными обоями разных цветов — с рисунком и без него; в остальных помещениях стены окрашены. Все двери сосновые, окрашены белой масляной краской. Полы дощатые, покрыты воском», — таково описание

Показать полностью 8

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда

Дом, расположенный на углу Невского проспекта и улицы Рубинштейна, включён в охранный реестр. Здание связано со становлением женского образования в России и русско-советскими попытками создать предприятия быстрого питания.

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

Предприятие быстрого питания на первом этаже теперь другое

«Дом И.И. Ростовцева» (Невский проспект, 45, улица Рубинштейна, 2а) включён в единый госреестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения распоряжением председателя комитета петербургской администрации по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.

История этого земельного участка с момента основания Санкт-Петербурга и вплоть до начала XIX века практически не изучена (видимо, на этом месте, расположенном за тогдашней границей города, существовали какие-то садово-огородные объекты и соответствующие постройки).

Согласно атласу Петербурга 1806 года, на этом участке уже существовал построенный по проекту неизвестного архитектора, трёхэтажный (с мезонином) каменный дом с фасадом по красной линии Невского проспекта и с дворовыми служебными флигелями в один и два этажа. Сохранилось и изображение этого здания, датируемое первой половиной 1830-х. Вывеска над окнами первого этажа гласит: «Табашная и цыгарошная фабрика. Фалеръ. Taback und cigarren fabrick».

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

В 1830-е дом на Невском, 45 выглядел так

Принадлежало строение (как и соседнее по Невскому проспекту) купцу Паскову, а затем его наследнику подполковнику Паскову-Шарапову. По данным на 1851 год, участком на углу Невского проспекта и Троицкой (ныне Рубинштейна) улицы со всеми строениями владели на тот момент штабс-капитан Илья Ростовцев и его сестра Александра.

Илья Ильич Ростовцев (1828-1900) — генерал-майор, в отставке с 1867 года, кавалер ордена Св. Станислава II степени с императорской короной. Про его особые заслуги перед Отечеством информации нет. Интересно, что он появился на свет через несколько недель после гибели отца и незадолго до смерти матери, то есть с младенчества был под опекой и воспитывался не родителями.

Полковник лейб-гвардии Финляндского полка Илья Иванович Ростовцев (1797-1828), выпускник Пажеского корпуса, погиб в крепости Кюстенджи (Констанца) в ходе очередной Русско-турецкой войны, а женат он был на Александре Михайловне Цветковой, которая покинула сей мир через несколько месяцев после мужа. Тут следует немного рассказать о семействе, к которому принадлежал владелец дома на Невском, 45.

Основателем этого дворянского рода стал Иван Иванович Ростовцев (1764-1807) — выходец из купеческой семьи, прошедший на поприще  ведомства народного просвещения путь от чина коллежского секретаря до действительного статского советника (то есть гражданского генерала, этот статус давал право на потомственное дворянство), кавалера нескольких имперских орденов, директора Санкт-Петербургских народных училищ. Вторым браком был женат на дочери богатейшего столичного купца Ивана Кусова (миллионер, один из учредителей Российско-Американской компании) Александре (1778-1843).

Четверо сыновей, родившихся в этой семье, сделали успешную военно-административную карьеру. Старший, как уже сказано выше, в чине гвардейского полковника погиб в Констанце, его сын и, соответственно, внук родоначальника стал владельцем дома на Невском, 45.

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

Яков Иванович Ростовцев

Но самым известным представителем этой семьи является младший сын директора народных училищ. Яков Иванович Ростовцев (1804-1860) — генерал от инфантерии (то есть полный генерал), Главноначальствующий военно-учебных заведений Российской империи, сподвижник Александра II в ранние годы его царствования, один из основных разработчиков крестьянской реформы 1861 года, до объявления которой не дожил несколько месяцев. То есть это дядя хозяина дома на Невском, 45.

Возможно, что приобретению этого дома для внука-сироты поспособствовала бабушка из рода Кусовых. Прослеживается и связь с ведомством народных училищ. Дело в том, что в этом здании в 1858 году в доме открылось Мариинское женское училище «для приходящих девиц», переименованное в 1862 году в Мариинскую женскую гимназию (первую в городе). В 1864 году гимназия переехала на Стремянную улицу.

Организатором и начальником этого учебного заведения, которое положило начало всесословному женскому образованию в России, был Николай Алексеевич Вышнеградский (1821-1872) — выдающийся русский педагог и брат будущего министра финансов Российской империи (1888-1892) в царствование Александра III Ивана Алексеевича Вышнеградского (1831-1895) — академика, математика, основоположника теории автоматического регулирования и видного предпринимателя.

Выйдя в 1867 году в отставку, генерал-майор Илья Ильич Ростовцев занялся своим доходным домом на Невском. В 1874-м был построен каменный пятиэтажный на подвале флигель со световым двориком, а в 1875-м владелец заказал архитектору Андрею Леонтьевичу Гуну проект перестройки здания, в результате которой лицевой корпус тоже был надстроен до пяти этажей и получил — в общем и целом — то оформление, которое мы можем видеть и сегодня.

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

Архитектор Гун был выдающимся художником-декоратором

Андрей Леонтьевич Гун (1841-1924), архитектор, художник-декоратор и проектировщик предметов прикладного искусства. Выпускник Императорской Академии художеств (1864), впоследствии — академик (1867) и действительный член АХ (1907). Преподавал в Институте гражданских инженеров (с 1884), профессор (с 1901-го), почётный член Совета Императорской Академии художеств (с 1912-го). Служил архитектором (1873-1911), а затем директором (с 1886-го) Петергофской гранильной фабрики. Член-учредитель Петербургского общества архитекторов, член редколлегии журнала «Зодчий» (1870-е). Среди основных построек в Петербурге — доходные дома (Гороховая, 54, Невский, 45/2), особняки Э.А. Кирштена (Рижский проспект, 27), Э.Ф. Юнкера (Большая Морская, 59), церковь Воскресения Христова (набережная Обводного канала, 116). Кроме того, Гун спроектировал надгробия Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны в Петропавловском соборе.

Рецензенты журнала «Зодчий» (выпуск №2 за 1878 год) отнеслись к проекту критически: «Дом г. Ростовцева, на углу Невского пр. и Троицкого пер., перестроенный и надстроенный 2-мя этажами арх. А. Л. Гуном, отличается своеобразностью фасада вообще, хорошими пропорциями частей и изящностью деталей. Особенно хороши балконы. Чугунный зонтик над подъездом тяжёл. Дом этот и его предшественники на Гороховой, на Театральной площади и в Глухом переулке нашли уже многочисленных подражателей, и пора бы Андрею Леонтьевичу взяться за другой СТИЛЬ».

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

Чертёж фасада, выходящего на Невский проспект

«Архитектурно-художественное решение лицевых фасадов дома выполнено в стилистических приёмах периода эклектики с элементами барокко, неоренессанса и неогрека. Оконные проёмы и проёмы балконных дверей оформлены лепными декоративно-художественными композициями, профилированными наличниками, подоконными филёнками с бриллиантовым рустом, лепными гирляндами», — отмечают современные эксперты.

В конце 1880-х дом был продан московскому купцу Дмитрию Ивановичу Филиппову (1855-1908) — продолжателю семейного дела булочников-хлебопёков. При нём на первом этаже здания несколько раз производились различные внутренние переделки, связанные с развитием здесь «фирменной» булочной (первой в Петербурге, открытой в 1864 году, когда бизнес возглавлял ещё отец нового владельца дома — Иван Максимович Филиппов (1824—1878), поставщик Двора Его Императорского Величества) и кофейни-кондитерской.

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

Дмитрий Филиппов возглавил "булочную" империю после смерти отца

История этой купеческой семьи заслуживает отдельного рассказа. Здесь отметим лишь несколько фактов.

Во-первых, к началу XX века Филипповы владели в Петербурге несколькими доходными домами и сетью булочных/кондитерских/закусочных, которые располагались по нескольким адресам. Например, помимо Невского, 45, на Гороховой, 29, Садовой, 43, Вознесенском, 43, Театральной площади, 16, Невском проспекте, 172, 6-линии Васильевского острова, 5. Эти торговые точки, сохранившие в советское время свой «профиль», ленинградцы вплоть до 1990-х называли «филипповскими булочными». Теперь по этим адресам действуют самые разные магазины и кафе, не имеющие отношения к традициям русских хлебопёков.

Во-вторых, Филипповы владели домом на Невском, 45 вплоть до национализации, последовавшей за октябрьским переворотом 1917 года. Но традиция, когда булочная одновременно и закусочная, где можно купить домой хлеб/булку и съесть под напиток а ля «чай/кофе» какую-нибудь мелкую выпечку с изюмом или начинкой, осталась. Сегодня таких заведений в Петербурге великое множество. Другой вопрос, могут ли они похвастаться такой же репутацией, какая была у филипповского «фастфуда» в начале ХХ века (хотя насмешливых отзывов тоже хватало).

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

Примерно так по "филипповской" традиции выглядели прилавки булочных и в советские времена

Также в доме на Невском, 45 в конце XIX и начале XX веков размещались конторы правления Русского общества пароходства и торговли, Пароходного общества на Волге, банкирского дома «Захарий Жданов», Столичного общества взаимного кредита, фотоателье Таубе и др.

В 1950-е в помещении бывшей филипповской булочной на Невском, 45 было открыто первое в Ленинграде кафе-автомат, получившее прозвище «Американка» или «Пулемет». Это была попытка внедрить на советской почве технологии индустрии быстрого питания, подсмотренные отечественными чиновниками за рубежом, и прежде всего — в США.

Здесь были установлены 16 торговых автоматов, сделанных в Германской Демократической Республике: восемь для продажи бутербродов, столько же — для закусок, четыре с пивом и два — с газированной водой. Кроме того, функционировали два буфета и четыре раздаточных прилавка. Меню состояло из 20-25 горячих блюд, 10-12 закусок, из напитков подавались кофе, чай и какао.

В кассу, где продавали жетоны для автоматов, выстраивались очереди (например, жетон на 100 миллилитров томатного сока стоил 55 копеек, виноградного — 1 рубль 5 копеек). Способствовали образованию толчеи и «неудобные» для быстрой работы кассиров цены (некоторые блюда стоили 1 рубль 49 копеек, другие — 1 рубль 89 копеек).

Короче говоря, все эти заграничные новации хрущовских времён постепенно сошли на нет. Так что проект «советский фастфуд» так и не состоялся. Зато на рубеже 80-90-х годов ХХ века в бывшей филипповской булочной/закусочной на Невском, 45 обосновалось сначала американское предприятие быстрого питания, а недавно его сменил здесь отечественный производитель того же самого…

Генеральский дом для русского булочника и советского фастфуда Промышленность, Импортозамещение, Российское производство, Производство, Завод, Архитектура, История России, Длиннопост

Кафе-автомат на Невском, 45 (фото 1950-х)

А старинный дом остаётся, как и первоначально, жилым и многоквартирным, сохранив, как говорится в информации КГИОП, «исторические объёмно-пространственное, объёмно-планировочное и архитектурно-художественное решения, историческую конструктивную систему».

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!