Permari
Железному коню иногда тоже нужна шапка
Крыша держится из последних сил, мне кажется ))
Жизнь с гиперактивным ребенком
Не думала, что мой опыт окажется кому-то полезным, пока меня не пригласили в группу подержки родителей детей с СДВГ.
СДВГ - это синдром дефицита внимания и гиперактивности. Буду рада, если этот текст окажется кому-то интересен здесь.
Начну с того, что речь пойдет не о той мифической гиперактивности, которую педиатры и, зачастую, мамы диагностируют шалунам или невнимательным шилопопам, а о реальном нарушении, мешающем нормально жить и развиваться ребенку, сводящем с ума его окружение и разбивающем браки. Этот диагноз ставится неврологом / психоневрологом не на основе жалоб родителя, а лишь с их учетом.
Сейчас я имею "стаж" мамы сдвг-мальчика 7.5 лет, и мамы совершенно обычных, но шумных и активных мальчика 5 лет и девочки 6 мес. То есть сравнить есть с чем. И пока не родился наш второй ребенок, я искренне считала, что являюсь наихудшей матерью, а также гадала, для каких же детей придумали кубики, пирамидки и юлу, ведь ими травмоопасно колошматить все вокруг. Мой ребенок выбил колено тренеру по гимнастике, отрезал половину косы девочке в саду, дважды был причиной вызова скорой младшему брату, выгрыз дырень в спинке кресла в моем авто, меня вызывали к заведующей детского сада примерно раз в месяц, пока мы не забрали документы.. Так много треша, не хватит поста даже перечислить.
СДВГ дебютировал у сына после второй вакцинации АКДС (на самом деле после первой, но не настолько явно, чтобы уже тогда бить тревогу). Поствакцинальное осложнение подтверждено врачебной комиссией (она нужна была для того, чтобы получить направление в НИИ на сомнографию). При этом хочу особо подчеркнуть, что не являюсь антипривочником, оба младших ребенка вакцинируются. АКДС послужила лишь катализатором, а им могло быть и обычное ОРВИ, отравление, гельминты и т.д.
Дебют заболевания проявился в нарушении сна, а именно, согласно сомнографии, просыпании в середине фазы сигма-сна ("сонных веретен"), т.е. ребенок спал по 14-17 минут и просыпался с криком (т.к. чувствовал себя неотдохнувшим и раздраженным). Также имелись трудности с засыпанием: его надо было укачивать строго вертикально (приседаниями) примерно по 300-330 скачков и исключительно моих (понимаете, да, какие у меня были бицепсы/трицепсы и бедра? Айронмен брал автограф).
Вы даже не представляете, сколько способов, травок, биодобавок мы тогда по глупости своей испробовали, пока наконец не получили адекватного медикаментозного лечения в 1 год и 1 месяц сына.
К девяти ребенкиных месяцев я поняла, что вижу жуткие галлюцинации (я то ведь с ним не спала, качала днем и ночью, бабушки уложить не могли, иногда лишь забирая парня на прогулку на часок), стала до ужаса бояться наступления ночи (реально ревела, что вечер заканчивается, и я остаюсь один на один с качанием/бессоницей/страхами), у меня появились суицидальные мысли, страх своего ребенка (думала, что Омена родила) и я стала ненавидеть мужа, который спал в другой комнате, т.к. надо было работать днем. Короче, кукушка у меня уехала знатно.
Не смотря на неприятие моего шага родными, обратилась к психиатру.
Это был первый шаг на пути к нормальной жизни. Психиатр очень мне помогла, назначила антидепрессанты и другие препараты, заставляла спать по часу на кушетке ))) Кажется бред, но в моем случае это было верное решение.
.
Потихоньку у меня появился ресурс на решение проблемы и, отпраздновав первый день рождения ребенка, мы наконец встретились со специалистом по СДВГ. Миллион неврологов только констатировали факт ММД + СДВГ, назначали безопасную ерунду в таблетках/микстурах/даже уколах. Толку не было.
Доктор в первую очередь вправила мне мозги на тему того, что если воспитывающий взрослый не будет иметь сил, ситуацию станет контролировать ребенок, а тогда мало не покажется никому. Она отправила меня в группу поддержки для родителей (СПАСИБО ЕЙ). Во вторую, пресекла все мои опасения по поводу сильных медикаментов, назначила то, что считала нужным. И это помогло! Это была реанимация. А лечением мы занимаемся до сих пор, достигнув прекрасных для случая моего ребенка результатов: он ходит в обычную школу (частную), занимается спортом, стал управляем.
Большая прелюдия получилась, стараюсь сократить.
Итак, мои ошибки:
1. Я позволила самоустраниться отцу, посчитав, что он должен иметь силы для работы. В этом, конечно, есть заслуга и свекрови (у меня прекрасная свекровь, но сын - есть сын). Напарника мне не хватало.
2. Некоторое время я боялась обратиться к психиатру.
3. Боялась давать ребенку серьезные медикаменты, транслируя свой страх докторам, и получала назначения глицина и валерьянки, нервохеля и зайца-баюна. Слушала родственников, которые ругали меня за то, что хочу "накачать мальчика феназепамом, чтобы он был как овощ и не мешал маме". Речи про феназепам, на самом деле, никогда не шло.
4. Я ввела прикорм, не убрав глюкозу/фруктозу из рациона (потом распишу, если кому-то будет интересно, но уровень сахара усугубляет СДВГ и гипертонус).
5. Я пыталась быть как все: водить на площадку, учить общаться и т.д.
6. Детский сад. Отнял у меня огромное количество сил и нервов, не дав ничего взамен.
Наши наработки:
1. Не забывать принимать лекарства курсами. Категорически не позволять ребенку принимать таблетки самостоятельно (примерно раз в неделю сын уверяет меня, что забыл выпить лекарство, хотя я ему лично выдала его минут 20-30 назад. То есть, самостоятельно он бы выпил еще. И про такие случаи рассказывали мамы в группе, причем это были достаточно взрослые дети - 9-11 лет ).
2. Не "забивать" на жалобы о болях в мышцах. Скорее всего, это гипертонус. В помощь массаж + магний + кальций.
3. Ограничивать потребление сахара (уже писала).
4. Научиться определять точку невозврата, т.е. момент, когда ребенок войдет в штопор и разнесет окружающее его пространство. Сложно объяснить, но это скорее опытным путем выясняется: тембр голоса, частота дыхания, взгляд. Это момент, когда еще не поздно уйти из гостей или общественного места без вреда для собственной, в первую очередь, психики.
5. Откликаться на "проверку связи" всегда, даже когда не хочется или нет ресурса. Я сейчас о привязанности ребенка, о его необходимости получать подтверждение "с тобой все нормально, я тебя люблю". Об этой связи очень хорошо написала Петрановская.
6. Обучить ребенка технике "здесь и сейчас", как игре в управление временем. Сначала это упражнение вызывает раздражение, потом деть сам начинает его использовать, когда хочет тормознуть свои реакции. Мы начинали с мультиков: ставим на паузу и быстро описываем, например так: "Здесь и сейчас Спанч Боб едет с Патриком на американских горках. Они в парке перчаток. Им весело. Погода хорошая. На головах у них смешные перчатки". Ок, смотрим дальше.
7. Особенное внимание уделить тому, что чувствуют другие. Например, перед полетом рассказываем: "Знаншь, я однажды летела 7 часов, а мальчик, который сидел сзади меня, все время бил ногами в спинку моего кресла и громко говорил. Я к концу полета хотела его побить. Представляешь, тебе бы такой сосед попался, ты бы как отреагировал?".
В этом пункте сделаю отметку об отношении к животным. У моего сына такой проблемы не было, но многие мамы рассказывали, что дети не понимают, когда причиняют боль животному. Группой мы пришли к выводу, что надо очень внимательно следить за ребенком, если рядом животинка, особенно незнакомая, особенно очень привлекательная (и сам то еле сдерживаешься, чтобы не затискать и не зацеловать её о.О), ну и объяснять, повторять, типа "если котенка уронить с твоей высоты, это примерно как тебе упасть с пятого этажа - будут переломаны кости, разорвутся органы внутри", "если в кота бросить тапок, это примерно как в тебя бросить кресло".
8. Книги. Читать на ночь каждый день. Долго. Много. Хорошую добрую красивую литературу. С картинками.
9. Спорт. Моего сына выгнали из 7 разных секций, но мы нашли ту, в которой он стал звездой, несмотря на проблемы с поведением, которые иногда не удается вовремя решить.
10. Перед тем, как оставить ребенка в незнакомом детском коллективе предупредить воспитателя/учителя не о том, что у детеныша проблемы, а о том, что ночью он плохо спал и именно сегодня очень шебутной/раздражительный.
11. Тренировать внимание. Лабиринты, игра на запоминание и т.д. Огромное количество пособий. Дефицит внимания - это когда везешь грузовик на веревочке и врезаешься лбом в дерево, потому что следить одновременно за грузовиком и окружающим пространством слишком сложно. Или когда начинаешь читать предложение из пяти слов, но не можешь закончить, потому уже 3 секунды не смотрел в окно.
12. Готовиться заранее к посещению магазинов, ресторанов, транспорта. Это самое сложное, унижает родителей, которые не могут справиться со своими детьми. Но от этого никуда не деться. Доставлять минимум неудобств окружающим. Быть фокусником и уметь в нужный момент достать зайца из шляпы ))
13. Приобрести GSM трекер или часы. Практически каждый СДВГ-ребенок сильно терялся.
14. Быть на чеку. Всегда. И вместе с напарником (с супругом, конечно).
15. Воевать не против ребенка, а за него. Хвалить. Их очень много ругают, одергивают, а они хотят быть хорошими
Поведение "кот в коробке"
Давно замечаю, что многие нормальные люди, оказавшись за рулём, ведут себя агрессивно. При этом, в их агрессии вообще нет необходимости: кого-то не пустить в свой ряд, кого-то сгонять с полосы, кого-то оттормозить и т.д. Какой-то выгоды эта агрессия не несет. Она, типа, обучающая, т.к. только этот водитель знает КАК надо ехать.
К девочкам-рыбкам это не относится: едут прямо - и славненько.
По поводу остальных, у меня, кажется, нашлось объяснение! Замыкает, как котиков в коробке: сразу включается режим охоты ))
Во многих странах водила авто. Больший треш, чем у нас (в плане агрессивного поведения), наблюдала только в Санто Доминго. Но там и ботинки убитых на провода вешают, с ними понятно.
Самый позитив, как ни странно, в Тае. У них по принципу "если можешь - проезжай".
Если кто-то и не пускает специально, то это турист .
Тоже самое, ИМХО, происходит в форумах/соцсетях: дома и на работе нормальный человек, но, спрятавшись за экран, начинает своими когтистыми лапками всех цеплять. Wtf? Эмоциональная распущенность?
Вспоминаю слова моей бабули: однажды я рыдала и спрашивала "Как жить, бабуль?", а она гладила меня по голове, улыбалась и отвечала: "Легче, детка, легче живи".
Кот-песковик
Смотрит прямо в душу.
Делали мы снеговика, получился кот
Это его хвост и лоток миска:
Всем добра