Pax.Germanica

Pax.Germanica

Германский дух.
Пикабушник
Дата рождения: 24 января
317 рейтинг 6 подписчиков 1 подписка 3 поста 3 в горячем
44

Ирминсуль — древо силы германцев

Ирминсуль — древо силы германцев История (наука), Язычество, Германцы, Племена, Идол, Христианство, Германия, Длиннопост

Идол Ирминсуль.

Что же такое Ирминсуль? Название восходит к старонемецкому слову Irminsûl — «великий столп». Это был священный столб или обрубок дерева, играющий важнейшую роль в дохристианской религии саксов. Хроники сообщают, что саксы поклонялись Ирминсулю как главному идолу своего пантеона. Его называли посвящённым богу Ирмину (германскому герою-древнему предку), прославляемому как воинственный мощный дух. По мнению хронистов, саксонский Ирминсуль олицетворял собой мировое древо. Так, в нём сами германцы видели аналог мирового ясеня Иггдрасиля.

Ирминсуль упоминается в летописях времён Карла Великого. В хрониках анналов королевства франков (772 г.) говорится, что каролингский король разрушил главный саксонский идол при взятии крепости Эресбург (ныне гора Обермарсберг). По одним источникам, войска дошли до самой священной рощи и сожгли её, по другим — идол был свален и на его месте помещён крест. В любом случае осквернение культового места традиционно объясняется стремлением христианского правителя покорить и обратить саксов в христианство. Франкские анналы подчёркивают: Ирминсуль был главным центром их верований.

Археологических остатков самого Ирминсуля не найдено. Современные археологи установили лишь то, что на горе Эресберг (Обермарсберг) существовало древнее укреплённое поселение: при раскопках обнаружены керамика культуры Михельсберг и ряды деревянных свай (возле коллегиальной церкви), датируемые железным веком (ок. 420–370 гг. до н. э.). Однако к VIII в. оно уже не использовалось как капище. Фрагменты и остатки священного древа не найдены, и его точное местоположение историкам доподлинно неизвестно. (Некоторые тексты дают понять, что идол мог находиться либо прямо в Эресбурге, либо неподалёку.) После 772 г. на месте предполагаемого идола саксов начала возводиться церковь – так в 783 г. на Эресберге был освящён христианский храм.

Ирминсуль — древо силы германцев История (наука), Язычество, Германцы, Племена, Идол, Христианство, Германия, Длиннопост

Разрушение идола Карлом Великим.

Внешний облик и культовое назначение

В хрониках Ирминсуль описан очень схематично и мистифицированно. Самый ранний подробный портрет святыне дал бенедиктинец Рудольф Фульдский (IX век). В своей «Книге чудес святого Александра» он писал: «Ирминсуль был велик! [величина не уточнена] Деревянный столп, воздвигнутый и почитавшийся под открытым небом; его имя означает «столп, удерживающий все сущее»». Такое толкование подчёркивает космическое, «мировое» значение идола: он словно поддерживал твердь и порядок во Вселенной. Анналы и деяния современников описывают Ирминсуль преимущественно как обрубленный или очищенный от ветвей старый ствол (то есть, деревоподобный столб). Но до наших дней ничего не сохранилось. Из поздних традиций известно только, что в IX веке при Эресбурге раскопали каменный столб, и отвезли его в Хильдесхаймский собор в Нижней Саксонии. Там этот древний артефакт использовался вплоть до XIX века как подсвечник.

В саксонской религии Ирминсуль занимал роль мирового столпа. По свидетельствам хроник, в праздники к нему приносили дары и трофеи, а жрецы чествовали вожака Ирминовых племён как прародителя саксов. В текстах встречается и имя «Ирмин», ассоциированное с богом-покровителем племени (иногда тождественным Тюру/Одину). Так, старинные сравнения указывают, что германо-скандинавский Jörmunr – одно из имён Одина, и само слово означает «великий». Тем самым Ирминсуль был буквально «столбом, поддерживающим всё», символом мирового порядка.

Ирминсуль — древо силы германцев История (наука), Язычество, Германцы, Племена, Идол, Христианство, Германия, Длиннопост

Современная интерпретация идола с солнечным крестом, воздвигнутого в 1996 году в муниципалитете Харбарнзен-Ирмензойль.

Ирминсуль и мировое древо германцев

У саксов Ирминсуль выполнял ту же функцию, что у скандинавов — великий Ясень Иггдрасиль. В северной мифологии Иггдрасиль – это космическое дерево, опоясывающее три уровня Вселенной и соединяющее девять миров. Повседневные представления германцев о мироздании были очень схожи: они верили в небо, землю и подземный мир, связанные осью в священном древе. Неслучайно о священных деревьях и рощах в источниках говорится постоянно: германцы повсеместно почитали священные дубы, рощи Асгарда и святые рощи богов. Например, известен дуб Тора в Гайсмаре, поваленный миссионером Бонифацием в 723 г., – про него сохранились легенды как о месте явления громовержца.

Таким образом, саксонский Ирминсуль отражает общегерманскую идею мирового древа – как и скандинавский Иггдрасиль. Сама по себе традиция почитания огромного дерева встречается у многих германских племён. Свидетельства многих писателей и летописцев подтверждают, что саксы, франки и скандинавы разделяли представления о дереве-оси мира. Иными словами, у всех германцев доминирующее мифологическое представление о великом древе - опоре мира формировалось в одном ключе.

Ирминсуль — древо силы германцев История (наука), Язычество, Германцы, Племена, Идол, Христианство, Германия, Длиннопост

Иггдрасиль.


📚 Источники и рекомендации: Эрнест Лависс, История Франции в раннее Средневековье; А. В. Волков, Карл Великий. Тайны престола франков; Корнелий Тацит, Германия; Якоб Гримм, Мифология германцев; Видукинд Корвейский, Деяния саксов; Рудольф Фульдский, Книга чудес святого Александра; Рудольф Симек, Словарь скандинавской и германской мифологии.

Показать полностью 4
78

Насильственная христианизация западногерманских племён (VI–XII вв.)1

В VI–IX веках христианская вера распространялась на земли саксов, фризов, тюрингов и других германцев в основном силой оружия. Для большинства этих племён приход чужого культа ассоциировался с внешним порабощением. Как отмечают современные историки, саксонское сопротивление Франкской империи было в первую очередь «народной борьбой за свободу и веру»: для саксов завоевание франками становилось символом закрепощения и религиозного гнёта. Миссионеры и католические князья из Франкского государства часто использовали жестокие методы: ломали идолов, разрушали святилища, проводили массовые крещения под угрозой смерти.

Насильственная христианизация западногерманских племён (VI–XII вв.) История (наука), Германия, Древние германцы, Язычество, Христианство, Раннее средневековье, Длиннопост

Вид на поселение жителей германского племени.

Конфликт новых и старых богов

Одним из ярких примеров столкновения верований стала акция христианского святого Бонифация. В 723 году этот англосаксонский монах – будущий архиепископ Майнца – совершил нападение на языческую святыню, срубив священный дуб Донара (Тора) близ Фрицлара, забрав дерево для строительства капеллы святого Петра.

Однако фризы и саксы встали на путь сопротивления израильской вере. Король Фризии Радбод II (VIII в.) известен тем, что «научился стойкому отвращению к христианству»: хроники называют его ярым язычником, даже более жёстким по отношению к христианам, чем его предшественник. Именно на Радбода возлагали ответственность за гибель Бонифация: в 754 году язычники убили миссионера и 50 его спутников во время обряда крещения близ города Доккума. Этот эпизод показал, что насильственное обращение населения в Фрисландии вызывало волну ненависти и кровавую реакцию: вместо спокойного принятия новой веры местные часто отвечали убийством миссионеров.

Насильственная христианизация западногерманских племён (VI–XII вв.) История (наука), Германия, Древние германцы, Язычество, Христианство, Раннее средневековье, Длиннопост

Бонифаций срубает священный германский дуб.

Саксонские войны Карла Великого

Войны с саксами при Карле Великом (772–804) стали классическим примером «миссии мечом». В 772 году Франкская армия под командованием Карла ворвалась в саксонские земли; франки разрушили крепость Эресбург и уничтожили священное дерево Ирминсуль. После этого Карл оставил в устье Везеры военный гарнизон и священников, которым был дан приказ крестить всех покорённых саксов. Как сообщают хроники, вскоре «сотни и тысячи» стали стекаться в лагерь Карла под Падерборном и получать крещение – почти никогда не бывшее добровольным.

Уже вскоре после этого саксонский вождь Видукинд поднял восстание. В 782 году большая часть саксонского народа, вдохновлённая Видукиндом, восстала против франков: христианские храмы были разгромлены, христиане – из числа добровольно новообращённых – подверглись избиениям. Это оказалось серьёзным испытанием и для Карла: франкские источники отмечают, что в пылу саксонского бунта были убиты многие талантливые миссионеры, а волнения распространились и на соседнюю Фризию.

Насильственная христианизация западногерманских племён (VI–XII вв.) История (наука), Германия, Древние германцы, Язычество, Христианство, Раннее средневековье, Длиннопост

Карл Великий крестит саксов.

Карл Великий отреагировал жёстко. Он издал особые постановления (капитулярии), запрещавшие саксам собираться на собрания племенной знати и устанавливавшие смертную казнь за возвращение к язычеству. Хроники описывают, что за один день после подавления восстания было убито по разным оценкам несколько тысяч человек. В 793 году новая вспышка сопротивления захлестнула Саксонию: вновь «повсюду уничтожались христианские храмы, рушились крепости», франки воевали ещё пять лет, пока всё не зачистили. Подавление сопровождалось массовыми казнями непокорных и переселением их семей во внутренние области государства.

Таким образом, христианизация Саксонии Карлом Великим свершилась главным образом «через меч»: епископские кафедры и церкви действительно появлялись в землях саксов (позже в Падерборне, Брэмене, Мюнстере и др.), но за этим всегда стояла военная победа и физическая ликвидация несогласных с переходом в новую веру.

Насильственная христианизация западногерманских племён (VI–XII вв.) История (наука), Германия, Древние германцы, Язычество, Христианство, Раннее средневековье, Длиннопост

Христианизация фризов.

Поздние восстания и память о старой вере

Даже после смерти Карла Великого сопротивление не прекратилось окончательно. В IX веке вспышки старых обычаев возрождались под разными именами. Так, в 841–843 годах в Восточной Саксонии поднялось крестьянское восстание Стеллинга: свободные «фрилинги» и полусвободные «литы» выступили против становления феодализма и «захватили у себя почти всех господ», объявив лозунгом «вернуться к старым предфеодальным порядкам». Они изгнали франкских и саксонских феодалов с церковниками, и попытались «жить по-старому» – по сути, вернуть себя к жизни по обычному праву старых предков. Это движение жёстко подавил Людовик II Немецкий, но оно показало: саксонское крестьянство было готово проливать кровь за свою свободу и веру.

Несмотря на итоговую победу христианской церкви, культурный отпечаток старых верований сохранялся долго. Да, на местах прежних капищ нередко возникали храмы (как в Фрицларе после Дуба Донара), но память о дохристианских богах и ритуалах жила в народной топонимике, фольклоре и обычаях. В крестьянской среде долго практиковались обряды плодородия и праздник «Майен» (майские танцы), отголоски языческих традиций. Во многих германских легендах и средневековых сказаниях сохранилось внимание к древним героям и божествам. Как писал один исследователь, саксы и фризы так непримиримо сопротивлялись франкскому навязыванию веры, что почти каждое восстание стало «символом борьбы за религию предков».

Насильственная христианизация западногерманских племён (VI–XII вв.) История (наука), Германия, Древние германцы, Язычество, Христианство, Раннее средневековье, Длиннопост

Германцы в бою.

Таким образом, с VI по XII век насильственное обращение в христианство на Западе порождало не столько новых верующих, сколько непрекращающийся конфликт. Там, где христианские миссионеры видели «спасение душ», сами германцы ощущали потерю свободы и традиций. Внутри германских племён эти события воспринимались как травма, породившая легенды о героических жертвоприношениях и сопротивлении — до сих пор это отражено в бережном отношении к языческому прошлому и уважении к традициям «народной религии».


Спасибо за чтение! Подписывайтесь на мой telegram канал - там тоже бывает интересно! :)



📚 Источники и рекомендации.

Для подготовки текста были использованы научные работы и энциклопедические статьи на русском языке. В их числе: Л. Э. фон Падберг «Бонифаций. Миссионер и реформатор» (перевод), А. П. Левандовский «Франкская империя Карла Великого», Православная энциклопедия (статьи «Карл Великий» и «Германия»), Гельмольд «Славянская хроника» (XII в.), а также исследовательские издания по истории саксов и фризов. Среди рекомендованных источников – «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (статья «Христианство у германцев»), А. В. Неусыхин «Крестьянские движения в Саксонии в IX–XI вв.», А. И. Немцович «История Германии» и сборники современной германистики, дающие широкий обзор эпохи христианизации и народных традиций.

Показать полностью 5
56

Арминий и Битва в Тевтобургском лесу: военный переворот и политические последствия в германо-римских отношениях

Битва в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.), приведшая к полному уничтожению трёх римских легионов под командованием Публия Квинтилия Вара германскими силами, возглавляемыми Арминием, оказала колоссальное влияние на вектор римской экспансии и политическую конфигурацию германских племён. Настоящая статья ставит целью дать комплексный анализ военного, стратегического, социокультурного и политического значения сражения. Особое внимание уделяется фигуре Арминия, его военной стратегии, дипломатической деятельности и последующему политическому краху.


Арминий и Битва в Тевтобургском лесу: военный переворот и политические последствия в германо-римских отношениях История (наука), Военная история, Античность, Германия, Древний Рим, Арминий, Тевтобургский лес, Римский Легион, Длиннопост

Римские войска ведут бой с наступающими германцами (скриншот из игры Total War: Rome II).

1. Введение: германо-римское противостояние на рубеже эр

1.1. Контекст римской экспансии

После завершения галльских войн Юлия Цезаря (58–50 гг. до н. э.) и установления контроля над территориями к западу от Рейна, Рим постепенно активизировал влияние на земли к востоку. При Августе германская политика приобрела системный характер: было создано несколько военных баз (например, в Хальтерне), намечались фортификационные линии вдоль Эльбы. Germania Magna стала объектом римской провинциализации, что выразилось в развитии инфраструктуры, дипломатических миссиях и военных гарнизонах.

1.2. Роль германских вспомогательных войск

Существенным элементом римского контроля над варварскими территориями была система найма германцев в ауксилии. Один из таких командиров, Арминий из племени херусков, получил римское образование, статус гражданина и титул всадника (eques Romanus). Этот факт предопределил уникальность его роли в будущей конфронтации.


2. Предпосылки конфликта и стратегическое планирование

2.1. Личность Публия Квинтилия Вара и его администрация

Вар, опытный наместник, ранее служивший в Сирии, прибыл в Германию в 7 г. н. э. с мандатом имплементации римской правовой и налоговой системы. Однако он проявил политическую недальновидность, применяя насильственные методы управления и пренебрегая социально-культурной спецификой германского общества. По свидетельству Тацита и Веллея Патеркула, его действия вызывали недовольство как среди племенной знати, так и рядового населения.

2.2. Формирование антиримской коалиции

Арминий, используя своё влияние и знание римской логистики, начал тайные переговоры с вождями херусков, бруктеров, марсов и хамавов. Его риторика сочетала идею освободительной войны и обещания перераспределения трофеев. Главным противником за власть среди херусков стал Сегест, лояльный Риму.


3. Битва в Тевтобургском лесу: структура, ход, потери

3.1. Ландшафт и климатические условия

Сражение происходило в области, идентифицируемой ныне как регион Оснабрюка и Детмольда, среди заболоченных лесов и холмистой местности. Сильные дожди сделали дороги непроходимыми, обоз растянулся, а колонна растеряла боеспособность. По Дио Кассию (Hist. Rom. 56.18–24), римляне оказались дезорганизованы и утратили контроль над логистикой.

3.2. Тактика германцев

Арминий организовал серию засад, используя принципы партизанской войны: удары по флангам, атаки из леса, уничтожение командиров, поджог обоза. Римские укрепления, возведённые на вторые сутки, не спасли: германцы систематически окружали, изматывали, затем уничтожали отряды по частям. Сам Вар, осознав безвыходность, пал на меч.

3.3. Потери и ритуальная расправа

По различным оценкам, погибло от 15 до 20 тысяч римских солдат. Выжившие были либо принесены в жертву германским богам, либо обращены в рабство. Местные жрецы вешали пленных на деревья и насаживали их головы на колья — символическая демонстрация разрыва с римским порядком. В 16 г. Германик, прибыв на поле битвы, обнаружил кости, разбросанные по лесу, и захоронил их по военному обряду (Тацит, Ann. I.61).

Арминий и Битва в Тевтобургском лесу: военный переворот и политические последствия в германо-римских отношениях История (наука), Военная история, Античность, Германия, Древний Рим, Арминий, Тевтобургский лес, Римский Легион, Длиннопост

Арминий, освобождающий германские племена от римского владычества.


4. Арминий: лидер, реформатор, жертва

4.1. Образ Арминия в источниках

Римские авторы, несмотря на враждебность, признают военные и интеллектуальные качества Арминия. Тацит называет его "неоспоримым освободителем Германии" (Ann. II.88), а Дио Кассий подчёркивает его тактический гений и дипломатическую ловкость.

4.2. Попытка консолидации германского мира

После победы Арминий стремился превратить свой триумф в политическую платформу для централизации власти. Однако племенная модель германского общества, основанная на локальной автономии и консенсусе между родами, вступила в противоречие с монархическими амбициями Арминия. Его брак с дочерью Сегеста, Туснельдой, стал символом попытки объединения, но лишь ускорил конфликт внутри херусков.

4.3. Убийство и память

В 21 г. н. э. Арминий был убит своими сородичами. Его гибель — не просто трагедия вождя, но индикатор неготовности германского мира к единому управлению. Римский историк Веллей Патеркул называл его "величайшим врагом Рима за всё время существования Империи".

Арминий и Битва в Тевтобургском лесу: военный переворот и политические последствия в германо-римских отношениях История (наука), Военная история, Античность, Германия, Древний Рим, Арминий, Тевтобургский лес, Римский Легион, Длиннопост

Картина Йоханнеса Гертса «Арминий прощается со своей любимой женой перед тем, как отправиться на битву» (1884).


5. Римская реакция и историческое наследие

5.1. Кампании Германика и отказ от экспансии

В 14–16 гг. Германик Юлий Цезарь провёл три успешных наступления за Рейн, разгромил марсов и херусков, вернул штандарты трёх легионов. Однако при Тиберии было принято стратегическое решение не закрепляться за Эльбой: природные условия, логистическая сложность и отсутствие надёжных союзников делали провинциализацию невозможной. Германия осталась вне состава Империи.

5.2. Культурное значение поражения

Тевтобург стал точкой фиксации в культурной памяти Рима. По сообщению Светония (Aug. 23), Август в течение многих лет восклицал во сне: "Квинтилий Вар, верни мне легионы!". Уничтожение легионов XVII, XVIII и XIX стало травмой, а их номера более не использовались в римской армии.


6. Заключение

Битва в Тевтобургском лесу стала не только крупнейшим военным поражением Рима, но и поворотным пунктом в истории Европы. Она положила конец мечтам о полной романизации германского пространства и одновременно продемонстрировала пределы имперской модели в варварской среде. Арминий, соединяющий в себе два мира, оказался фигурой перехода — неудачного интегратора и трагического победителя. Его кратковременный триумф предвосхищал будущие циклы германо-римского антагонизма, завершившиеся падением Рима в V веке.


  • Тацит. Анналы I–II. // Corpus scriptorum Latinorum.

  • Дион Кассий. Римская история LVI.

  • Веллей Патеркул. История Рима, II.

  • Светоний. Жизнеописания двенадцати цезарей. // Кн. "Август".

  • Wells, Peter S. The Battle That Stopped Rome: Emperor Augustus, Arminius, and the Slaughter of the Legions in the Teutoburg Forest. W. W. Norton & Company, 2003.

  • Todd, Malcolm. The Early Germans. Wiley-Blackwell, 1992.

  • Drinkwater, J. F. "The Germanic Threat on the Rhine Frontier, 12 BC–AD 70." In: The Cambridge Ancient History, Vol. 10. Cambridge University Press, 1996.

  • Ando, Clifford. Imperial Ideology and Provincial Loyalty in the Roman Empire. University of California Press, 2000.

  • Rives, J. B. Religion and Authority in Roman Carthage from Augustus to Constantine. Oxford University Press, 1995.

    Подписывайтесь на наш Telegram канал - там ещё больше интересного контента!
    https://t.me/PaxGermanica

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!