14

Малоизвестный памятник XVII века

Всем здравствовать!

В начале мая заехали мы посмотреть один памятник с уникальным фресковым иконостасом. От архитектуры ничего особенного не ожидали, но на месте оказалось нечто гораздо более любопытное - настолько, что я взялся выяснить историческую часть и попытаться восстановить образ доживающей дни церкви.

Итак, речь идёт о Троицкой церкви села Троицкого Некрасовского района Ярославской области.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Вот в таком виде она предстала перед нами. Казалось бы, что в этой руине может заинтересовать? Ещё и не такое видали. Обо всём по порядку.


Узнали о храме мы здесь: http://sobory.ru/article/?object=22131


Самые ранние сведения относятся в самому началу XIX века, когда на храме меняли крышу - из тяжбы с помещицей, отказавшейся платить за тёс. В 1820-х опять ремонт крыши, на рубеже XIX и ХХ вв. пристроили с севера Успенский придел. - Вот и все достоверные источники. В 1937 храм взрывали, видимо тогда и рухнули своды с завершением. Позже в храме была керосиновая лавка, которая по рассказам местных, сгорела или даже взорвалась. Уже в 2004-м, на Троицу, рухнула колокольня. Старые снимки у местных были, но затерялись или даже уничтожены. Самые ранние сохранившиеся датируются 1940-ми и малоинформативны. Есть весьма неплохие снимки 1970-х, но на них храм уже в нынешнем виде (кроме колокольни и ещё не так сильно разрушен декор). Храму не посвящено ни одной монографии, статьи и даже упоминания. Скупые сведения о нём найдены только в ГАЯО и ГИИ.

Фото 1975 года от Г. и А. Жужжиловых
Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Первое, что поражает - размеры храма: порядка 21х21 м (10х10 саженей). Такие размеры далеко не каждый городской и монастырский собор имеет, не говоря уже о сельской церкви. Эффектно стоящий на вершине коренного берега, он возвышается над наиболее удалёнными домами на 10-15 м. Вечером, когда спускающийся туман заполняет долину реки Матуговки, храм как бы парит над всем.

Остальные особенности уже не так бросаются в глаза, их нужно выискивать.

Так, при обходе храма нами была замечена чудовищная асимметрия восточного фасада. Апсиды жили своей жизнью - они не образовывали симметричную композицию и не "бились" со стеной. Чтобы ответить на вопрос, чем бы это может быть вызвано, нами была составлена схема плана. И уже дома, проводя ту самую, ставшую притчей во языцех, диванную экспертизу, удалось обнаружить поразительное сходство плана нашего храма с планом Успенского собора Ярославля.

Слева Троицкая церковь, справа - Успенский собор Ярославля, приведённые к одному масштабу.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Впрочем, это не единственное, хотя и самое убедительное совпадение. Сдвоенный придел мы можем видеть у церкви Илии Пророка в Ярославле (1647-1650 гг.), Вознесения в Великом Устюге (1648, ярославские мастера) и у собора Благовещения в Сольвычегодске (1560; придел поздний); а столь явно выраженную асимметрию  - у церкви Антипы на Колымажном дворе (1530) в Москве. Да существуют ещё несколько двухапсидных храмов - церковь Благовещения (1638-1644) Антониево-Сийского монастыря, церковь Трёх Святителей на Кулишках в Москве (1670-1674), церковь Николы Золотой Крест в Вологде (1675) и другие.

К сожалению, нам неизвестно, к какому времени относился план ярославского Успенского собора, но в любом случае, это XVII век - или 1642, или 1660 гг. Конечно, возможно, что и ярославский собор и Троицкий храм восходят к какой-то третьей постройке, например, собору XVI века, который не был разобран до конца и использовался как казначейская палатка и колокольня вплоть до 1660 г., когда был окончательно разобран. Семантическая связь Троицкого с Ярославлем совершенно очевидна, а ясности в дату постройки пока не внесла.


Интересно также попутно отметить факт, доселе не отмечавшийся, а именно: такая же связь очевидно имеется у Троицкой церкви Аристова Ярославского района с ярославским Успенским собором: у аристовской церкви (1679-1681) точно такой же абрис апсид, как и у собора. Плана нет, но судя по фотографиям, он повторяет план апсид собора не схематично, а буквально. И это при том, что церковь построена московскими мастерами судя по архитектурным решениям.

Восточный фасад Успенского собора в Ярославле (1660-1664 гг.).

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Затрудняюсь ответить, чем приглянулось такое своеобразие апсид, но факт налицо.


Третьей особенностью, как и вообще ярославской школы зодчества является непонятное помещение над сводами алтаря - "тайник". Ещё в путеводителе 1859 года указано, что там прятались местные в Смуту. Строительство храма до 1610-х, конечно, прекрасно объяснило бы, почему о нём никаких данных не сохранилось. Это предположение не является фантастическим - быть может, перед нами программное произведение, определившее развитие местной школы на целое столетие - почему нет?

Схема разреза Троицкой церкви по южной апсиде, разрез церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (1656) и возможный прообраз - московский Успенский собор 1485-1489 гг.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Такие помещения известны у ещё нескольких ярославских памятников, но по описаниям; чертежей найти не удалось.


Придел более чем на половину разрушен, но можно утверждать две вещи: что он был равной высоты с основным храмом и что он снаружи никак не выделялся из объёма - ни объёмно, ни декоративно. Такое решение придела роднит Троицкий храм с редкими незаурядными постройками того времени - Теремными церквями (нынешний вид получили в 1680 г., когда три домовых церкви были накрыты единой кровлей и триединым завершением), сдвоенными церквями Чудова монастыря (1680-1686) и Приказов (1675-1680). Из ярославских построек ближайшим аналогом можно назвать только церковь Иоанна Предтечи что в Толковой слободе (1671-1687), у которой приделы одной высоты с основным объёмом - "подведены под один карниз". Пожалуй, всё.

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле, 1671-1687

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Наконец, характерными деталями архитектуры, выдающими Ярославское происхождение памятника, являются его на равное деление стен на простенки (принесённое итальянцами и впервые применённое ими в Успенском соборе Кремля) и композиция (вытянутый по продольной оси храм без трапезной с галереей и приставной колокольней).


Теперь перейдём к деталям.


Декоративного убранства сохранилось тоже немного, но кое-что сказать можно.


Ложные закомары.

Профиль закомар - первое, что мне показалось знакомым. Действительно, точно такой же профиль можно видеть на церкви Рождества Христова в Ярославле (1635-1644)

слева - церковь Рождества Христова, справа - Троицкая церковь (всё что осталось от северного фасада)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

или в виде схемы для наглядности:

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Схема совпадает почти полностью, пропорции, насколько можно судить - тоже.


Но есть у церкви и загадка. Почти посередине восточного фасада проходит шов (ровная трещина?), к югу и северу от которой наружняя бровка закомар решена по-разному. Конструктивно, но не архитектурно, т.е. объём тот же, под штукатуркой не видно, а кладка внутри другая.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Как видите, на южных закомарах кирпичи наружной дуги обращены ложками к центру, а на северных - постелью. Вызвано это, по-видимому, работой двух бригад. Но как объяснить трещину-шов? Единственный ответ - бригады не перевязывали свои кладки, отчего они и расходятся, но как такое можно допустить?!

Шов-Трещина эта в таком виде с 1970, не расходится, так что вряд ли её можно объяснить неравномерной усадкой более чем трёхсотлетнего здания. Видимо, она раскрылась от сотрясения взрыва.

Восточный фасад

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

изразцовый пояс

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Яркой особенностью являются изразцы.

Изразец, найденный у восточной стены Троицкой церкви и изразец из колокольни церкви Николы Явленного на Арбате (1680-е, Москва)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Изразец с южного фасада Троицкой церкви и изразец из палат Бутурлина (1660-е, Москва)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Аналогичные последнему приведённому изразцу - птице-"обёртышу" есть и в Ярославле, но все они по отношению к Троицкому зеркально отражены. По утверждению С.И. Барановой, такие изразцы появились в конце 1670-х в Подмосковном Измайлово (теперь Москва) и быстро стали модными, в 1690-х уже "сойдя со сцены". Открыт вопрос, вставлены ли изразцы при строительстве или позже? Кладка сильно разрушена, но я всё же склоняюсь к мысли, что изразцы "родные" и тогда можно датировать постройку 1680-ми годами.


Последней архитектурной деталью, которой удалось найти аналог - остатки срубленного кокошника на северном приделе.

Надо сказать, что набор обломов не был велик и поэтому все пользовались примерно одними и теми же. Но есть целая туча тонкостей. Во-первых, это пропорции, во-вторых - особенности формы лекальных кирпичей: у одних полочка побольше, у других - поменьше, у одних выемка представляет из себя ровно четверть валика, у других - произвольный сегмент круга; у одних валик - полукруг, у других приплюснутое нечто... На фоне этих особенностей архитектурные решения не выглядят столь яркими. Но всё же. В Ярославле ничего подобного найти не удалось. Выручила Москва - уже знакомый нам по изразцу дом Бутурлина, 1660-е. Совпадение не такое, как у закомар и фриза с церковью Рождества Христова, но ближе ничего найти не получилось. Набор обломов, их форма, пропорции и рисунок дуги кокошника, даже утопленность тимпана относительно поля стены - всё один к одному. Но и разница весьма существенна: наличие килевидного очелья и меньшая высота у "бутурлинского" кокошника.

Слева - Троицкая церковь, справа - палаты Бутурлина.

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

В виде схемы:

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Собственно, то, ради чего мы сюда приехали - фресковый иконостас - уже заслуживает пристального внимания к памятнику, но ... Россия такая страна, где с одной стороны памятников старины полно, а с другой отношение к ним, мягко скажем, не слишком рачительное. Таких иконостасов известно немного, вряд ли более десятка наберётся. На слуху ростовские - в церквях Исидора Блаженного на Валах, Воскресения (1670-е), Спаса на Сенях (1675) и Григория Богослова (1683); нам ещё удалось добавить к этим иконостас Спасской церкви Николо-Заболотье (1682 или 1690?) и Параскевы Пятницы на Всполье в Ярославле (1689, снесена). Как можно видеть, все иконостасы примерно одного времени и связаны с именем Ростовского митрополита Ионы, отстроившего в числе прочего себе шикарную резиденцию, известную ныне под наименованием "Ростовский Кремль".

Фреска "Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот" (атрибуция А.В. Суворова)

Малоизвестный памятник XVII века Ярославская область, Храм, Xvii век, Архитектура, Памятник архитектуры, Реставрация, Исследование, Аналитика, Длиннопост

Любопытная деталь: пазы под тябловый иконостас у храма имеются, они "родные", поскольку укрыты той же штукатуркой, что и иконостас. Видимо, мастер построил храм, предусмотрев по привычке возведение иконостаса, но у заказчика были другие виды на восточную стену. Позже, впрочем фрески были закрыты привычным иконостасом, о чём говорят гвозди, вбитые в кладку - ими он и был прибит. В советское время, в 1937 г., по рассказам местных, из икон был сделан свинарник, сгоревший через несколько дней. Видимо, тогда же был разобран и каркас иконостаса.


Таким образом, можно утверждать, что перед нами памятник XVII века (а не XVIII, как считает Департамент культурного наследия Ярославской области), построенный ярославскими мастерами, расписанный ростовскими и украшенный - московскими. Время строительства в промежутке между 1600 и 1690-ми гг. - скорее всего, 1680е годы. Памятник незаурядный, восходит к кафедральному собору Ярославля и по оригинальности не уступает самым передовым образцам того времени, включая даже дворцовые постройки - такое мог позволить себе только уверенный в своих силах заказчик - боярин, митрополит, царь. Примечательно, что второй по значению придел - "одесную" главного - посвящён Трём Святителям - митрополитам московским Петре, Ионе и Алексею. Нам известно, что одним из владельцев села в XVII веке был Пётр, митрополитом Ростовским и Ярославским - Иона, а царём - Алексей.


Продолжение следует! Впереди работа в архивах и обмеры!

Найдены дубликаты

+1

Эту статью не мешало бы продублировать на соборы, может и там кто увидит

раскрыть ветку 3
+1

было бы неплохо, да вроде формат не тот.

я в соцсети, знакомым искусствоведам и в отдел Свода ГИИ разослал - оттуда пришло одно замечание, что фрески скорее всего тоже ярославские.

раскрыть ветку 2
+1

там же статьи есть - может немного переделать, больше людей увидит

раскрыть ветку 1
+1

Красиво. И работа кропотливая, копать информацию о стройках старины))

Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: