Как читать русскую классику?
Всем привет!
Читая русскую классику, мы часто сталкиваемся с малопонятными для нас и присущими той эпохи реалиями культуры и быта, которые писатели нередко особо подчеркивают как значимые для характеристики социальной среды или персонажей. Разъяснения, которые даются в современных изданиях, часто содержат сухую информацию, а нам требуется развёрнутый комментарий, чтобы лучше понимать произведения классиков. Конечно, можно гуглить и собирать по крупицам информацию из информационных ресурсов.
А можно взять книжку «Что непонятно у классиков или Энциклопедия русского быта XIX века», в которой автор – Ю.А. Федосюк – сделал эту работу за нас (она, книга, есть в свободном доступе).
Из книги мы можем узнать, например, почему в «Муму» И.С. Тургенев, в описании Герасима указывает, что он «мужчина двенадцати вершков роста», хотя вершок равняется примерно 4,5 см.
Или почему у Чичикова двое крепостных: Петрушка и Селифан, и он занимается покупкой «душ».
Или, что даёт для понимания психологического состояния Раскольникова обращённая к главному герою фраза молодого парня: «Уж простите, ваше сиятельство, великодушно».
Но в этой книге много неточностей. Эта работа – не научный труд, в ней нет ни ссылочного аппарата, ни научной редактуры.
Так, например, в разделе «титулярный советник» Ю.А. Федосюк пишет: «университетский диплом обеспечил ему [А.И. Герцену] чин титулярного советника. В “Былом и думах” он описывает, как “подслеповатый старик”, отставной чиновник, узнав об этом, был глубоко уязвлен – он в том же чине, хотя начал служить еще до рождения Герцена: “И служи после этого до седых волос”». На самом деле описанная ситуация – это не фрагмент «Былого и дум». Указанная ситуация описывается у Герцена в «Записках одного молодого человека», художественном, а не биографическом произведении. А университетский диплом давал право на чин губернского секретаря (XII класса), который шёл после низшего – коллежского регистратора. Окончившие университет Обломов, Бельтов, да и Герцен начинают служить в чине губернского секретаря, а не титулярного советника (IX класса).
В разделе «Губернский секретарь» говорится: «”Чинишко паршивый”, – так отзывается о губернском секретаре священник в одном из рассказов Лескова». Но у Н.С. Лескова в рассказах этого нет (если поправите – буду признателен). Общий пафос фразы содержится в реплике священника в повести М.Л. Щеголихина «Слишком доброе сердце»: «Отставной губернский секретарь, подумаешь, эка птица, двенадцатый классный чинишко, а звону-то, а шуму-то!»
Поэтому информацию в «Что непонятно у классиков» всё же следует брать с осторожностью.
Для понимания поведения героев-дворян, понимания общего культурного фона и социальных отношений очень пригодятся книги Ю.М. Лотмана, например «Сотворение Карамзина» и «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)», которые можно и послушать и почитать. Это научно-популярные издания, и в них ошибок нет. У Лотмана есть и цикл телепередач «Беседы о русской культуре», который, с одной стороны сжато предаёт содержание этих книг, с другой – раскрывает некоторые только наметившиеся в них темы.
Всем пока!
Рост всегда писали в вершках что выше двух аршин.
Аршин это около 70 см.
выходит рост Герасима (2*70см) + (12*4,5см) = 194 см.
Согласно графику Виткрофта о росте мужчин европейской России, для того времени это было просто гигантским размером, ведь средний рост мужчин, на момент написания "Муму" в середине 19 века, был едва 164-166 см.
А зачем ты, ТС, рекомендуешь книгу, которая изобилует ошибками? Причем если их даже ты видишь (хотя читающему человеку и так все понятно, да и уроки литературы у всех были в конце концов), то уж кножонка видно совсем шлак.
Просто читай, много и разнообразно
Я гляжу, тут все умные, один ТС да я дураки. Разъясните, плиз, отрывок из "Мертвых душ":
- Сколько тебе? - сказал зятек.
- Да что, батюшка, двугривенник всего, - сказала старуха.
- Врешь, врешь. Дай ей полтину, предовольно с нее.
- Маловато, барин, - сказала старуха, однако ж взяла деньги с благодарностию и еще побежала впопыхах отворять им дверь. Она была не в убытке, потому что запросила вчетверо против того, что стоила водка.
Бабка просит двугривенник (20 копеек), Ноздрев говорит, что хватит с нее и полтины (50 копеек), бабка довольна, потому что водка реально стоила 5 копеек (20 / 4 = 5 коп). Мне это поначалу взорвало мозг, а разобрался я сильно позже, через несколько лет после первого прочтения.
Я даже не знаю, каким неграмотным мудаком можно быть, чтобы всего этого не понимать. А если и быть таким мудаком - я не понимаю, нахуя всё это понимать.