Жанр космооперы умирал. А затем «Пространство» вдохнуло в него новую жизнь
Десять лет назад увидел свет роман «Пробуждение Левиафана», с которого начался масштабный фантастический цикл «Пространство». Он оказалось очень хорошим, одновременно классическим и новаторским для жанра космической оперы. Старые сюжетные тропы, но новые обстоятельства. Современный взгляд на колонизацию космоса, на человечество, которое уже за пределами родной планеты, но еще не может добраться к звездам. Герои, к которым хорошо подходит плохо переводимое понятие relatable, то бишь совсем такие, как мы с вами, и с понятными переживаниями — дуэт авторов, который создает «Пространство», определенно знает, что делает.
В 2020 году «Пространство» получило премию «Хьюго» в номинации «Лучший цикл», а на Amazon выходит экранизация, которая весьма близка к первоисточнику по духу и завоевала множество поклонников. В этом году ожидается шестой сезон, который обещает стать финальным, а на английском осенью увидит свет заключительный роман цикла.
В честь юбилея цикла мы подготовили перевод статьи Esquire о том, как «Пространство» вдохнуло новую жизнь в жанр космических опер.
Когда Тай Френк и Дэниел Абрахам начали работать вместе, чтобы превратить долгоиграющую ролевую игру Френка в роман под названием «Пробуждение Левиафана», их друзья предупреждали: вы зря тратите свое время, космическая опера умирает.
Однако Френк и Абрахам не отступили от плана, и вскоре продали «Пробуждение Левиафана» издательству Orbit Books, и взяли соавторский псевдонимом Джеймс Кори. Когда книга вышла, на обложке красовалась цитата Джорджа Мартина: «Слишком давно у нас не было реально крутой космической оперы».
Теперь, конечно, «Пробуждение Левиафана» продолжился восемью сиквелами и сериалом «Пространство», коего вышло уже пять сезонов. А книжные полки магазинов забиты реально крутыми космооперами Валери Валдес, Бекки Чамберс, Энн Леки, Юн Ха Ли, Аркадии Мартин, Кэмерон Херли, Ники Дрейден, Карен Лорд, Тима Пратта, Джона Скальци, Ннеди Окорафор и Карен Осборн.
Во многих из этих космоопер имеется та же основа, что и в «Пространстве» Кори: персонажи-неудачники, которые просто пытаются выжить, подзаработать или добиться справедливости — они не похожи на исследователей в выглаженных мундирах вроде капитана Кирка или избранных типа Люка Скайуокера. В этих книгах также более реалистичная физика, и она лучше продумана: например, путешествия на сверхсветовой скорости обычно невозможны без какой-нибудь кротовой норы. И часто в этих книгах присутствует налет странности и хоррора, примером чему может служить протомолекула из «Пространства».
Тем временем на телеэкраны пришла новая волна сериалов о невезучих героях: Killjoys, Vagrant Queen и так далее, и тому подобное. Даже «Звездный путь» вернулся, и он куда менее опрятный и холеный, чем раньше.
В своем вступлении к антологии 2007 года «Новая космическая опера» Гарднер Дозуа и Джонатан Стрэхан отмечают, что космическая опера как жанр появилась во времена «буйного расцвета Британской империи… и освоения Запада». Первый большой роман в жанре, «Космический жаворонок» Э.Э. «Дока» Смита, был написан в 1915-м, как раз когда один из пионеров жанра, Джек Уильямсон, ехал на запад в запряженной лошадьми повозке. Позже, в «Новой энциклопедии научной фантастики», Уильямсон написал, что космическая опера была «выражением мифической темы экспансии человечества за пределы известного в неизвестное, зачастую неприветливое».
У космической оперы богатое прошлое: спасибо ее корням, берущим свое начало в империализме, колониализме и мифе о бывалом путешественнике, который несет бремя цивилизации с собой. Внедренные Смитом в его серию «Линзмен» темы евгеники и идеи известного редактора-расиста Джона У. Кэмпбелла о «высшем человеке», вписанные во многие значимые космооперы, тоже не делают жанру честь.
Во многих классических космооперах не было места для обычных людей: только для полубогов да героев с мужественными подбородками. А во времена возрождения космической оперы в 1990-х и ранних 2000-х, не осталось места для каких бы то ни было людей: эти истории были населены исключительно бессмертными постлюдьми, всеведущими искусственными интеллектами и крутыми киборгами. Наука все больше узнавала о сложностях космических путешествий, и представить, что простые люди смогут путешествовать к звездам, стало невозможно.
Так что подъем космооперы о самых обычных людях, которые часто просто пытаются как-то жить свою жизнь, вдвойне стоит отметить.
Автор Ники Дрейден рассказывала мне, что написала Escaping Exodus частично потому, что мечтала «увидеть себя на космическом корабле не в качестве второстепенного персонажа». Будучи темнокожей девушкой-ботаником в 1980-х, она смотрела сериалы вроде «Vизитеров» и «Бака Роджерса», но не находила себя в этом будущем. Ее роман (и сиквел Escaping Exodus: Symbiosis) позволили Дрейден «исследовать расу, класс и сексуальность в исключительно черном, нетрадиционном матриархальном обществе, которое проживает в животе покрытого щупальцами и дышащего космосом зверя размером с небольшую луну».
Что самое классное, эта новая волна космооперы не только предлагает альтернативы старым темам о судьбах человечества, но критикует их. В четвертом романе Джеймса Кори, «Пожар Сиболы», жестокий Мартри произносит речь, в которой говорит, что он и его коллеги-покорители космоса не несут с собой цивилизацию, они ее строят. «И пока мы ее строим, гибнет куча людей». Эта речь представлена практически дословно и в сериале, и в обоих случаях Холден отвечает, затыкая Мартри.
В «Пространстве» сочетаются персонажи-синие воротнички и правдоподобная физика, и научная достоверность помогает лучше проникнуться переживаниями героев. «По-моему, тут должна быть связь: реализм в проблемах классовых различий и условий труда связан с реализмом в науке и технологиях — но мне постоянно приходят на ум исключения», — рассказал мне Дэниел Абрахам. Вдохновившие «Пространство», «Чужой» и «Тигр! Тигр!» Альфреда Бестера весьма небрежно обращаются с научной достоверностью.
А еще не будем забывать странности — «Пространство», как и многие другие свежие примеры эпической космической фантастики, сочетает ну очень странные инопланетные артефакты параллельно со своими правдоподобными технологиями космических полетов. Дрейден говорит, что написание книги о космических путешественниках, обитающих в желудочно-кишечной флоре монстра, позволило ей быть «настолько странной и замороченной, насколько я пожелаю».
Частично мы любим космооперу за ее эскапизм и веселье, и хорошо, что, наряду с мрачным соцреализмом «Пространства» и некоторых других свежих серий, мы видим и расцвет восхитительно нереалистичных историй. Анимированные сериалы вроде «Вселенной Стивена», «Ши-Ра и непобедимых принцесс» захватили нас, как и приключенческие подростковые романы Aurora Rising, Once and Future и Bonds of Brass, я уж не говорю о божественно китчевом романе Кэтерин М. Валенте про «Евровидение» в космосе Space Opera.
Сейчас отличное время для всех, кто любит приключения с космическими кораблями и межзвездные путешествия. И оно только начинается. Как говорит Дрейден, «я с нетерпением жду мозговзрывающих историй, которые получаются, когда открываешь будущее для всех».
Материал подготовлен редакцией издательства интеллектуальной фантастики fanzon.
Книжная лига
22.2K постов78.3K подписчиков
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.