Збручский идол

Он отражает в себе архаичные черты, уходящие чуть ли не в земледельческий энеолит (богиня-Мать) с новыми элементами, порожденными новым дружинным бытом (бог-воин, всадник с оружием).
Идол сделан из известняка; он четырехгранный, квадратный в сечении. Высота его 2 м 67 см. Верхняя часть его оформлена в виде округлой шапки с меховой рельефной опушкой. Под общей шапкой — четыре человеческих лица, завершающие четыре плоских грани идола.
Идол разделен на три горизонтальных яруса. Верхний ярус —160 см; средний ярус — 40 см; нижний — 67 см. Таким образом отдельных секций 12; из них одна секция в нижнем ярусе пустая, без изображений, а в остальных 11 по одному изображению.
Лицевую сторону помогает определить нижний ярус с пустой гранью. На противостоящей грани изображен мужчина, стоящий на коленях и поддерживающий руками всю среднюю зону. На двух прилегающих гранях нижнего яруса эта же коленопреклоненная фигура показана в анфас . Колени обеих боковых фигур соприкасаются с коленями основной, точно обозначая лицевую сторону всего изваяния. Это помогает нам определить, что скульптор считал первостепенным.
На верхнем ярусе изображения двух женщин и двух мужчин в длинной подпоясанной одежде. Средний ярус аналогичен верхнему, но фигуры меньшего размера. Они так же делятся по полу, под женскими изображениями верхнего ряда в среднем изображены женские, под мужскими мужские. Одежды без пояса. Фигуры среднего яруса даны с расставленными руками,они образуют хоровод.

Г. Ленчик в своей работе о збручском идоле обозначил его четыре грани буквами, что упрощает ссылки на то или
иное изображение:
А. Женщина с рогом.
В. Женщина с кольцом.
С. Мужчина с конем и мечом.
D. Мужчина с солярным знаком.
На главной лицевой грани (А) изваяна женская фигура с рогом изобилия в правой руке. Женская фигурка этой грани в среднем ярусе с изображением ребенка. Завершается внизу эта грань фигурой мужчины, поддерживающего весь средний ярус.Разные размеры фигур говорят нам о том, что богами являются более крупные фигуры верхнего яруса, стоящий на коленях Атлант нижнего яруса должен быть причислен к богампо своему размеру.
Рядом с центральной богиней с рогом изобилия, по ее правую руку (грань В) находится еще одно женское божество с кольцом или браслетом в правой руке.
По левую руку центральной богини изображена мужская фигура с саблей и конем без седла (грань С). На задней грани идола помещено мужское божество с солярным знаком на одежде (грань D).
Лелевель полагал, что грани символизируют четыре сезона; женщина с кольцом — весна, женщина с рогом - лето, осень - мужчина с конем и саблей,зима - фигура без атрибутов. А. С. Фаминцын и М. Вейгель справедливо усматривали в збручской композиции отражение идеи трех миров:небесный,земной и подземный.
Богиня с рогом изобилия - Макошь (грань А), "Мать урожая", а богиня с кольцом — Лада (грань В), богиня весны,весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви. Мужской фигура (грань С), конь и сабля-палаш позволяют назвать только Перуна, бога грозы и войны, именем которого русские бояре клялись, положив обнаженные мечи "и прочая оружия".Задняя грань D с мужской фигурой наверху и с пустой нижней секцией представляет особый интерес, так как на одежде слабым рельефом изображен крупный (но малозаметный) знак солнца — круг с
шестью лучами внутри него. Божество со знаком солнца может быть или Хорсом, божеством самого светила, или же Дажьбогом, богом солнечного "белого света", подателем благ, названным в летописи мифическим царем, сыном небесного Сварога,"именем Солнце, его же наричють Дажъбог". Мужское божество, держащее на своих плечах всю землю, а следовательно, находящееся под землей, может быть сопоставлено, следуя указаниям лингвистов, с Велесом-Волосом, одна ипостась которого связана с подземным миром умерших.

Не менее важным, чем выяснение отдельных персонажей идола-комплекса, является установление той общей идеи, которая связывает отдельные сюжеты в единое целое и которая намечена тем, что изваяние наглядно изображает картину вселенной с ее тремя мирами: верхним божественным, средним земным, и нижним миром предков и земных глубин. Следовательно, речь идет о божестве, которым объединены все ярусы Вселенной. Это высшее божество называли бы просто Богом и, вероятно, также Сварогом.
Если учесть четырехгранность и четырехликость всей композиции, то учитывалась и наземная, географическая повсеместность, стремление распространить эманацию своей силы "навсе четыре стороны".
В 1984 г. археологи И. П. Русанова и Б. А. Тимощук открыли и исследовали городище Богит, расположенное неподалеку от места
находки збручского идола.Городище представляет собой вытянутую вершину горы, укрепленную валами. Святилище началофункционировать еще в скифо-сколотское время и прекратилосуществование в XI в. н. э. Средину святилища занимала окруженная валами обширная площадка (около 125X60 м) со следами крупных построек, прилегающих к валам. Это - "требище", хоромы которогомогли вместить примерно 500 — 600 человек. Внутри капища находилась вымощенная камнем своеобразная восьмилепестковая конструкция, около 15 м в диаметре, напоминающая капище Перуна в Новгороде.Внутри круга, образованного восемью углублениями, обнаружена квадратная в яма, которую авторы раскопок справедливо считают основанием збручского идола, сброшенного отсюда после победы христианства. Это — исключительно важное открытие. Вход в эту главную часть капища с севера.В 1968 г. Рыбаков Б.А. предположил, что главной лицевой гранью збручского идола является грань с Макошью. Данные раскопок 1984 г. подтверждают эту гипотезу: лицевая грань обращена к входящим вэто "святая святых" всего ритуального комплекса.Идол расположен несколько эксцентрично, ближе ко входу в капище. В силу этого к внутренней площадке капища обращена грань с Дажьбогом. Центральный жертвенник всего комплекса находился у ног солнечного Дажьбога, культ которого не исчез даже после крещения Руси. Схема предполагаемого расположения божеств такова. Дажьбог, как и следует солнечному божеству, смотрит на полдень, на юг. Раскопки И. П. Русановой и Б. А. Тимощука позволяют представить себе вполне конкретно местоположение знаменитого изваяния и его связь с огромным общеплеменным святилищем на горе Богит.

Збручский идол Археология, История, Мифология, Длиннопост

Лига историков

13.9K пост50.9K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения