313

Записки машиниста электропоезда-7. Как грузовой поезд два вагона на перегоне оставил.

Данная история приключилась давно, когда я ещё был неопытным помощником машиниста, с моим знакомым (он учился в параллельной группе).
Задумывались ли вы, что случится, если от поезда отцепится вагон? В таком случае произойдёт рассоединение тормозной магистрали, и сработают автотормоза. Плюс в грузовом поезде сработает датчик обрыва тормозной магистрали (далее - ТМ), тогда машинист должен определить утечку воздуха из ТМ, и если она подтвердится - остановить поезд. После остановки помощник машиниста отправляется в хвост поезда, чтобы посмотреть номер хвостового вагона, назвать его машинисту, а тот сверяет номер с натурным листом поезда и убеждается, что всё совпадает. Это делается для того, чтобы выяснить, что последний вагон поезда - действительно последний, а не оставшийся в хвосте после отцепившихся вагонов, которые стоят где-то позади. Номер вагона состоит из восьми цифр, то есть достаточно уникальная вещь. Это и сыграло злую шутку.
Итак, едет мой знакомый помощником. И у них срабатывает датчик обрыва ТМ. Машинист остановил поезд, знакомый побежал в хвост смотреть, что там. Номера последних вагонов были примерно такие:
35 вагон - №65438791
36 вагон - №22175632
37 вагон - №65437890.
Помощник прибегает на хвост, связывается с машинистом:
- Я на месте.
- Что там?
- Кран открыт, воздух травит из ТМ. Хвостового сигнала нет.

- Нифига себе. Может, отцепилось что? Какой номер хвостового вагона?
- Ща скажу... Эммм... 6543...
- А, ну ок. Ну тогда закрывай кран и поедем.

- Хорошо.
Помощник закрывает кран, подвешивает концевой рукав ТМ и бежит обратно. Поезд отправляется в путь, оставив вагоны с номерами 22175632 и 65437890 на перегоне...
З.Ы. Номера вагонов условные, к реальности отношения не имеют.

Дубликаты не найдены

+17

Догадаться сравнивать первые цифры у вагонов - это пиздец... Я будучи на детской железной дороге в возрасте 10 лет уже знал, что в номере закодирован тип вагона, причём в первых цифрах, вам как машинисту стыдно этого не знать.

https://железнодорожник.рф/poleznaja_informacija/rasshifrovk...

раскрыть ветку 11
+12

Тыжемашинист должен знать расшифровку номера вагона, сколько стоит белье в плацкарте и как рельсы укладывать.)))

раскрыть ветку 10
+12

Я как бы тоже не вагонник, СЦБист, но откуда-то всегда это знал... В конце концов в ВУЗах и технарях есть предмет типа ОКЖД (общий курс железных дорог), там такие вещи рассказывают. В бурсах не знаю, не был.

Как укладывают рельсы тоже знать не грех, а особенности бесстыкового пути машинист просто обязан знать - эти знания помогут спасти свою шкуру и пассажиров в случае чего.

ещё комментарии
0
А что было после описанного?
авария, увольнения, кровькишкираспидорасило?
раскрыть ветку 4
+14

ТС как то весело у тебя получилось " знакомый побежал в хвост смотреть, что там."
Пришлось будучи помощником сходить в хвост состава, зима, ночь, нихрена не видно, снег, участок сложный, состав длинный, по пути смотришь на соединительные рукава, краны тормозной магистрали, насилу добрался, мобильников тогда не было, переписал номер, хвостовой сигнал на месте и обратно в путь матерясь и проклиная все и вся, короче знатно повеселился, кстати фонари тогда были могучие, тяжелые.

раскрыть ветку 4
+2

Но по тексту он каким то образом связался с машинистом с хвоста поезда и передал ему 4 цифры номера вагона.

раскрыть ветку 3
+3
+1

Рация же

0

Вангую, что это был сотовый телефон )

+18

Вопрос - какого хрена не последние 4 цифры?

ещё комментарии
+5
На самом интересном месте закончили. Вазелина много потребовалось?
раскрыть ветку 56
+13

Сняли обоих. А так - ничего страшного не случилось, следующий поезд обнаружил "пропажу".

раскрыть ветку 55
+7
Незакрепленные вагоны это не самая лучшая "пропажа".
раскрыть ветку 3
+4

Обнаружить пропажу должна была дежурная по станции, ибо у неё осталась бы занятость перегона или блок-участка. И поезд следующий отправить просто так она уже не смогла бы.

раскрыть ветку 37
+3
Следующий их толкал до товарной?)
раскрыть ветку 1
+4

А каким образом? Ему на очередном блок-участке красный светил, хотя было заявлено про свободный перегон?

раскрыть ветку 1
0

"Сняли" это как часового?

раскрыть ветку 8
+4

Плохо инструкцию товарищи твои знают, ибо помощник машиниста должен выписать номер хвостового вагона из справки формы ву-45 и сверить его с номером последнего вагона.

раскрыть ветку 22
+5

Когда я учился на помощника - преподаватели говорили, что помощнику ни в коем случае нельзя давать списать номер последнего вагона. Проверит формально и вернётся в кабину. Что-то поменялось?

раскрыть ветку 21
+3

Это не помощнику, а вагоннику при пробе тормозов нельзя давать списывать номер с натурного листа. А помощнику... А вы сам РЖДшник, раз такие вопросы задаёте? В 2580р всё написано.

раскрыть ветку 20
+1
Кстати, не всегда надёжным является сверка хвостового, бывали случаи, что в кривых выталкивало пару промежуточных вагонов, а хвостовые сцеплялись автосцепкой и катились дальше
+1
Было бы чему удивляться. Однажды со станции ушёл вагон со взрывчаткой своим ходом. Только потому что его не поставили на тормоза.
0
Хм... Вспомнился случай... Уж не на сольвычегодском отделении это было?)))
0
Помню, как в далёком 1998 году при отправлении со станции Аягуз в сторону Алматы от нашего поезда 325 отстыковался тепловоз. Мы там чуть с полок не попадали. Настолько было сильным экстренное торможение.
0
А бывало такое, что вагоны исчезали в неизвестном направлении и неизвестно находили ли их впоследствии?
раскрыть ветку 19
+9

Было дело. На атомной станции. Достаточно смешная история с хорошим концом.

Сам не участвовал, тогда еще не работал, опишу как слышал:
Как-то раз надо было нам организовать вывоз образцов материалов реактора. Причем чего-то крупногабаритного, типа парочки технологических каналов.

Ради такого дела пригнали нам специальный вагон-контейнер, для будущей отправки, по моему, под Екатеринбург, есть там один институт со специальной оснасткой для исследований высокорадиоактивных материалов.

В общем, приехал этот супер-вагон, с ним платформа прикрытия и вагон сопровождения, в котором жили ответственные за груз - обычный пассажирский вагон.

Всё это дело пригнали к атомной станции, и тут внезапно выяснилось, что на территорию АЭС служба безопасности может пустить только сам вагон-контейнер.

Сопровождающие грустно вздохнули, вагон-контейнер был отцеплен и тепловозом утащен на АЭС.

Сопровождающие тем временем пешком пошли на КПП, чтобы процесс погрузки контролировать.

Суть да дело, вагон-контейнер загрузили, выгнали с территории АЭС, и тут внезапно - платформа прикрытия и вагон сопровождения - отсутствуют на том месте, где их оставили.

Все сразу в панику, оббегать все пути около АЭС - а вагонов там нету. Просто нету.

Все что можно обошли, затем поехали на главную городскую ЖД-станцию. Там все пути осмотрели - нету.
Сопровождающие в панике - в вагоне и документы, и вещи ценные.

Еле-еле нашли диспетчера, который дежурил раньше, и через неё выяснили - зачем-то (никто так и не признался зачем) вагоны зацепили станционным маневровым и утащили на какой-то глубокий далёкий боковой путь.
Собственно, вот. Сворованные вагоны.
А вагон-контейнер был типа такого:

Иллюстрация к комментарию
+4

Бывало. И локомотивы исчезали. ))) При развале союза много чего исчезало.

раскрыть ветку 2
+1

Думаю, локомотивы «исчезались» не гопниками, а ребятами с высоких должностей, это совсем другая песня.

раскрыть ветку 1
+1

Не слышал о таком.) Куда ему исчезать-то?)

раскрыть ветку 12
0
Как я себе это представляю - спиздили/история как у тебя, только обнаружили сначала нехорошие люди. Уволокли до стрелки/пустили под откос/переправили номера.

Но интересно именно в сеттинге художественной истории)))
раскрыть ветку 11
+1

Слышал байку, что оторвался последний вагон на повороте и улетел далеко с насыпи. И заметили его далеко не сразу...

0
Артур Конан Дойл "Исчезнувший экстренный поезд")))
Похожие посты
6876

Герой России Парчинский Евгений Николаевич – машинист тепловоза

Герой России Парчинский Евгений Николаевич – машинист тепловоза Герой России, Машинист, Железная Дорога, Длиннопост

31 августа 2012 года в газете "Гудок"  была опубликована короткая статья:

- Соболезнование.

30 августа 2012 года на 67-м году жизни скончался Герой Российской Федерации, машинист тепловоза 1-го класса локомотивного депо Егоршино Свердловской железной дороги Парчинский Евгений Николаевич.

Пройденный им жизненный путь – это яркий пример для многих поколений железнодорожников, образец беззаветного труда и служения Родине. Участок, по которому Парчинский водил составы, относят к сложному по рельефу, но за всё время работы он не допустил ни единого брака, пассажирские поезда водил строго по графику.  6 октября 1996 года Парчинский Евгений Николаевич совершил мужественный поступок, предотвратив столкновение пассажирского поезда с движущимся навстречу неуправляемым локомотивом. За это он был награждён Звездой Героя Российской Федерации.

Ушёл из жизни человек неординарной судьбы, настоящий мужчина, истинный труженик, верно служивший своему делу и людям. Светлая память о Евгении Николаевиче Парчинском, гражданине и патриоте, свою жизнь посвятившем железнодорожному транспорту, навсегда сохранится в наших сердцах.


Президент ОАО «РЖД»

В.И. Якунин

Председатель Российского профсоюза

железнодорожников и транспортных

строителей

Н.А. Никифоров

Председатель Центрального совета

ветеранов войны и труда

железнодорожного транспорта

Н.П. Гром


Далее о самом подвиге: 


Евгений Николаевич родился 15 февраля 1946 года в городе Серов Свердловской области в семье железнодорожника. Окончил среднюю школу №56 в городе Артемовский, затем индустриальный техникум в городе Алапаевск по специальности «электровозная тяга».

С 1963 года работал на железной дороге, трудовую деятельность начал слесарем по ремонту подвижного состава в городе Серове. С 1969 года работал помощником машиниста депо Минеральные Воды. Отслужив срочную службу в Советской Армии, вернулся на Урал. Работал в депо станции Алапаевск, но здесь не было электрифицированных участков и пришлось переквалифицироваться на тепловозную тягу. Впоследствии работал помощником машиниста, потом машинистом тепловоза локомотивного депо Егоршино. В 1985 году получил вторую профессию – машинист электросекции. Участок, по которому Парчинский водил составы, относятся к сложному по рельефу, но за всё время работы он не допустил ни единого брака, пассажирские поезда водил строго по графику.

Герой России Парчинский Евгений Николаевич – машинист тепловоза Герой России, Машинист, Железная Дорога, Длиннопост

Парчинский Евгений Николаевич – машинист тепловоза локомотивного депо Егоршино Свердловской железной дороги, Свердловская область.

6 октября 1996 года на Свердловской железной дороге произошло странное событие: в стоящий на запасных путях тепловоз ТЭМ-2 залез какой-то человек, завёл двигатель, выставил приборы на максимальную скорость и, убедившись, что машина набирает ход, спрыгнул. Дежурная по станции заметила локомотив, когда он уже выскочил на одноколейку на перегоне Сосьва Новая – Усть-Березовка. В это время машинист с 30-летним стажем Е.Н. Парчинский вёл по одноколейке свой пассажирский поезд №6680. Поезд шёл по расписанию, навстречу неуправляемому тепловозу. Надо было срочно предупредить машиниста, и дежурной по станции, несмотря на плохую связь, удалось связаться с машинистом.


Счёт пошёл на секунды. Машинист Парчинский действовал по инструкции: отцепил вагоны, предупредил проводников, чтобы они вывели пассажиров. Дальше он должен был отогнать подальше локомотив и застопорить его на пути неуправляемого тепловоза и уйти из машины. Но впереди – нефтепровод и лобовое столкновение рядом с ним могло вызвать катастрофу. Этого допустить машинист не имел права, да и тепловоз свой было жалко. Он принял решение идти навстречу неуправляемому локомотиву, затем дать задний ход, разогнаться и принять локомотив на себя, погасив, таким образом, силу удара и скорость.


Отъехав от вагонов на 2 км, при появлении в пределах видимости движущегося на них тепловоза, помощник машиниста Ю. В. Задворных установил тормозной башмак на рельс. После этого машинист Е. Н. Парчинский привёл локомотив в движение в обратном направлении, набирая скорость для смягчения удара столкновения. До момента столкновения локомотив проследовал назад 200 метров, достигнув скорости 50 километров в час. Неуправляемый тепловоз двигался по расчёту со скоростью 120 километров в час. В результате удара все двери в локомотиве сорвало с петель. Парчинский и Задворных успел выскочить в дизельную.

После столкновения Парчинский с помощником отцепили повреждённую секцию своего тепловоза. На уцелевшей секции вернулись к пассажирам и доставил их на станцию Сосьва Новая.


Никто тогда не мог предположить, что причина этой катастрофы – банальная необузданная зависть. Злоумышленника нашли довольно быстро. Им оказался помощник машиниста Иванов, которого не ставили на должность машиниста. На преступление его толкнули обида и зависть. На суде он получил условный срок, потому что искренне раскаялся и свою вину осознал.

В результате правильных действий и героического поступка локомотивной бригады и правильных действий диспетчера станции Усть-Берёзовка были предотвращены более тяжёлые последствия, спасена жизнь пассажиров.


Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 года за мужество и героизм, проявленные в экстремальной ситуации по предотвращению крушения пассажирского поезда, Парчинскому Евгению Николаевичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».

Помощник машиниста Ю. В. Задворных награждён орденом Мужества.


Евгений Николаевич проработал на железной дороге почти 40 лет. Подготовил 11 машинистов и 19 помощников машиниста. В 2001 году вышел на пенсию.


Жил в городе Екатеринбург. Скончался 30 августа 2012 года. Похоронен в Алапаевске на Михайловском (Новом) кладбище.


Почётный гражданин города Алапаевск (2009).

Герой России Парчинский Евгений Николаевич – машинист тепловоза Герой России, Машинист, Железная Дорога, Длиннопост

Источники: https://gudok.ru/newspaper/?ID=682604&archive=2012.08.31

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?id=33653

Показать полностью 2
8902

Записки машиниста электропоезда-36. Пьянь

То чувство, когда запилил 103 поста на пикабу и только сейчас решил написать о самой геморройной для машиниста касте пассажиров. О пьяных.

Записки машиниста электропоезда-36. Пьянь Машинист, Электричка, Алкоголики, Железная дорога

90% всех "весёлых" историй, связанных с пассажирами, имеют персонажа с определённым количеством этанола в крови, как правило - с несколько промилле.

Классические проблемы:

1. Бухие обладают для себя повышенной травмоопасностью и неиллюзорной вероятностью выпилиться. Пьяные постоянно попадают под колёса поездов. У меня было четыре наезда, три смертельных. Один из трёх имел почти четыре промилле в крови. Переходил пути на автопилоте, не слыша и не видя ничего, за что и расплатился жизнью.

Скорость реакции и движений под воздействием алкоголя снижается, защемиться в закрывающиеся двери - любимое занятие пьяных. Или во время движения электропоезда уснуть, прислонившись к дверям, чтобы вывалиться на первой же остановке, когда двери откроются. У меня пару раз пьяные выпадали "солдатиком" с последующим краш-тестом головы о платформу. 

Но даже если пьяный смог выйти без последствий из поезда, то на этом приключения не заканчиваются. При отправлении с остановочного пункта машинисту приходится смотреть в зеркало заднего вида на виляющего из стороны в сторону пассажира с мыслью "Свалишься ты с платформы мне под колёса или нет?"

2. Противоправные действия.

Бухать в вагоне - само по себе нарушение. Но на это машинисту по большому счёту плевать. Другое дело, когда по пьяни начинают срываться стоп-краны, кто-то кого-то лишает зрения/жизни, под раздачу попадают сиденья, стёкла, прочее вагонное оборудование. Моему одногруппнику скучающий бухарь просто поджёг вагон. Да-да, и такое бывает.

3. Эстетика и санитарное состояние.

Даже если пьяница - не буйный, тихий и спокойный, то это ещё ничего не значит. Это никак не мешает ему уснуть, проспать свою остановку или приехать на конечную, по пути испражнившись под себя. Самая мякотка, когда тебе нужно гнать поезд в депо, ты спешишь домой, а у тебя в вагоне лежит такой "подарочек", а то и не один. Пока вызовешь ментов, пока те придут - это всё твоё личное время.

***

Нужно гнать поезд в депо, иду по вагонам. Лежит товарищ. Бужу.

- Конечная, выходим!

Тот на меня смотрит мутными глазами и спрашивает:

- А сколько времени?

- Пол-одиннадцатого.

- Блин... Многовато..

Смотрит в окно. Спрашивает:

- А где мы?

Называю город.

- Ё-моё, бл...дь. Мда. Покатался.

***

Иду по поезду, ещё будучи помощником. Вижу, мужик сидит, спит. Под ногами лужа. Штаны между ног мокрые. Толкаю его:

- Просыпаемся.

Тот открывает глаза. Смотрит по сторонам. Вид заспанного интеллигента.

- Уважаемый, Вы обоссались.

Он смотрит вниз и говорит:

- Да, как-то неловко получилось... Извините..

Показать полностью
661

На тему несчастного случая на чпу

Жёсткие видео
Автор писал, что считает правильным показывать видео со всей этой жестью при ДТП и прочая. Абсолютно согласен, подобным образом уже действует полиция Тайланда, она привлекает помогать убирать на дорогах после ДТП уже нарушивших. Они воочию видят трупы и расчлененку из-за несоблюдения ПДД. Тем самым государство уменьшило процент происшествий уже сейчас.
да и для России это не ново. В бытность свою студентом, подрабатывал я летом проводником на железной дороге. И на каждой летучке перед рейсом нам раздавали заламинированные фото расчлененки, что произошла за неделю/месяц/пару дней. Инструктор особо следила, чтоб все присутствующие обязательно увидели. А ведь все просто, все правила написаны кровью.
Как щас помню всех постоянно ругали и штрафовали если видели в обуви с открытым носком. Между вагонами есть фартуки железные, которые лежат внахлёст и по ним и переходишь в соседний вагон, так вот эти фартуки движутся относительно друг друга и запросто можно потерять пару ногтей на незакрытым носке, и это в лучшем случае, потому что в худшем будет перелом пальцев.
Ругали и штрафовали если видели что топишь котел и шлак выбрасываешь в открытую дверь на ходу на улицу, а так делали многие потому как у горящего зева котла очень жарко, да и физически утомительно. Тоже был прецедент - не удержали равновесие и полетели за ведром, или высунул ведро с руками вытряхивать шлак а там столб и об него, и ведро потерял и руки переломал, если не выпал.

Таких моментов очень много, если заинтересует, могу ещё пост запилить на тему "не суй пальцы в розетку"

71

ЖД в махаллях

Железнодорожное сообщение на юге Кыргызстана появилось в 20-30е годы.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

Протяженность путей всего 176 километров это тупиковые неэлектрифицированные пути из Узбекистана.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

ЖД пролегает через традиционные узбекские улочки - махалли.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

Здесь дети играют и гуляют на насыпи не боясь поездов, а взрослые коротают время сидя на рельсах. Поезда здесь проезжают лишь пару раз в сутки.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

Тепловозы тут представлены маневровыми ЧМЭ3 и 2ТЭ10М предписанных к депо города Джалал-Абад.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост
ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

Локомотивы на станциях Кашгар Кишлак и Кара-Суу.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост
ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

В городе есть 2 станции, пассажирская Ош-1 и грузовая Ош-2.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

На последнюю приезжают составы с топливом, машинами и продуктами.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

Из города вывозятся продукция сельского хозяйства, металлолом и стройматериалы.

ЖД в махаллях Кыргызстан, Ош, Железная Дорога, Локомотив, Улица, Природа, Закат, Любительская съемка, Вагон, Длиннопост

Будущее у нашей железной дороги очень неопределенное, с одной стороны это перспектива развития из-за строительства железной дороги из Китая.

А с другой, это полу-живое состояние рассчитанное лишь на поддержание важных перевозок топлива и продуктов.

Показать полностью 9
27

История паровоза из прошлого моего поста

СО17-3241 именно такой номер имеет паровоз из прошлого моего поста. Решил я посмотреть что это за паровоз и по возможности отследить его судьбу.


И так, что это за модель и чем она примечательна.

Согласно википедии, выпуск данных паровозов был начат в 1935г. Выпускался на Харьковском, Брянском, Ворошиловградском, Улан-Удэнском, Красноярском, Коломенском заводах. Имел осевую формулу 1-5-0. Порожний вес паровоза 85 — 93,4 т. Конструкционная скорость 70 км/ч. Выпуск окончен в 1951г. Выпущено было 4487 паровозов. Экспуатировались в основном на Горьковской, Ленинской, Ярославской, Куйбышевской и Кировской железных дорогах.

История паровоза из прошлого моего поста Паровоз, Железная Дорога, Москва, Поезд, Грузовой поезд

Что же касается нашего друга, то магистральный товарный паровоз СО17-3241 (тип 1-5-0 ) построен на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 1948 году,заводской номер 11405.После списания стоял в Щербинском ВНИИЖТ,там был разукомплектован,потом его перегнали в Подмосковную (депо), где он и ждал своей участи в виде ( на фото именно он)

История паровоза из прошлого моего поста Паровоз, Железная Дорога, Москва, Поезд, Грузовой поезд

Но в соответствии с распоряжением ОАО РЖД №2380р от 23 ноября 2012 г. "О сохранении и восстановлении работоспособности паровозного парка ОАО «РЖД»" был включен в список локомотивов подлежащих включению в инвентарный парк и восстановлению до рабочего состояния.29 апреля 2015 года был увезен в депо Подмосковная К апрелю 2017 г. был восстановлен до рабочего состояния. В сентябре 2017 был участником динамической экспозиции на Expo1520.

Ну и вчера я его увидел в полной красе.

Показать полностью 1
910

Записки машиниста электропоезда-34. Перекрытие светофора

Как-то раз следуем по участку, солнышко светит, птички поют. Помощник рассказывает о своих похождениях на выходных, я слушаю и посмеиваюсь. Впереди станция, ничего не предвещает... И тут входной светофор, который горел зелёным, примерно за сто метров от нас становится вот таким:

Записки машиниста электропоезда-34. Перекрытие светофора Машинист, Электричка, Железная Дорога

Я применяю экстренное торможение. Скорость около 90 км/ч, то есть остановиться мы никак не успеем. Стремительно проносимся мимо красного светофора, оставляя его далеко позади. Смотрю на скорость: около 60 км/ч, а впереди стрелочные переводы. Сразу возникает мысль: "А по маршруту ли стрелки? Может, сейчас взрежем или по отклонению пойдём с превышением скорости, а там свалимся с рельс?" Но нет, все стрелки по маршруту, по нашему пути прямо. Через метров двести останавливаемся.

Вызываю дежурного по станции, докладываю о произошедшем. Тот что-то мямлит, будто в ступоре. Не мудрено, случай серьёзный. На станции вдалеке в ковыряются в шкафу и суетятся какие-то железнодорожники, наверно, СЦБисты (СЦБ - служба сигнализации, централизации и блокировки, отвечает за обслуживание и ремонт светофоров, связи, и прочего, чем управляются стрелки и сигналы, то есть движение поездов). Моё подозрение пало на них, явно они что-то упороли. Но это были лишь догадки.

Получив распоряжение от дежурного по станции, следую дальше. Прибыл на станцию, произвёл посадку-высадку пассажиров. У меня зазвонил телефон:

- Алло.

- Здравствуйте, это Вы машинист ХХХХ-го электропоезда?

- Здравствуйте, да.

- Это Вас беспокоит ........................ (называет должность, точно из СЦБистов). У Вас было перекрытие сигнала, да?

- Да.

- Приношу извинения, это мои работнички накосячили. Может, это дело как-нибудь замять? Я тут с диспетчером переговорил, он не против.

- Без проблем. Мне лично плевать. Вот только моему руководству нет. Связывайтесь с моим депо.

- Хорошо.

Через некоторое время мне позвонил инструктор. Дал определённые "рекомендации".

Случай замяли, всё шито-крыто. Написав рапорт в конце поездки, я поехал домой.

Сегодня ты пошёл навстречу, завтра пойдут навстречу тебе. Надеюсь.

1145

Осень на ЖД. Обострение у пассажиров

Если кто мимопроходил - работаю машинистом электропоезда (электрички).

Наступает осень, с ней приходят особенности эксплуатации подвижного состава в такую пору.

Уже начала опадать листва, она засыпает рельсы, а в сочетании с водой листья превращают металлические поверхности в каток. Возникает опасность юза, это когда при торможении колёса вращаются медленнее, чем движется поезд, или вообще заблокированы. Это приводит к увеличению тормозного пути в 1,5 - 2 раза, а это в свою очередь - к проезду мимо платформы, о чём я пилил предыдущий пост: Почему электрички мимо платформ проезжают

Вчера я поймал юз один раз, но обошлось, скорость была небольшая, и удалось выйти из скольжения с первой попытки. Кто-то из комментаторов писал, что машинист, мол, должен увидеть, что рельсы засорены листвой, и предугадать юз. Фот вам фото:

Осень на ЖД. Обострение у пассажиров Машинист, Электричка, Осень, Сезонное обострение, Железная Дорога

Как говорится, найдите 10 отличий от обычных рельсов.

Но суть поста не в этом.

***

По осени возникает обострение у пассажиров. В первую очередь они начинают мёрзнуть. Но это ладно, привычное дело. Народ сам по себе становится более раздражительным, возникают претензии. Но некоторые ведут себя так, что прекращаешь верить в человечество.

Стоим на начальной станции, до отправления минут десять. Форточка кабины с моей стороны открыта. На соседнем пути стоит ещё один электропоезд. Подходит к моей кабине дед и спрашивает:

- А на ............... Ваша электричка или соседняя?

- (киваю головой) Наша.

- Ваша, да?

- (повышаю голос) Да!

- Да?

- (максимально громко) ДА!

- Ну неужели нельзя как-то по-другому, нормально ответить?

С выражением лица, мол, WTF? закрываю форточку.

На этом приколы поездки не закончились. Следуем этим поездом, на станции стали под обгон. Опять совершаю ошибку, открывая форточку. Тут подходит бабка:

- И какие идиоты составляют расписание?

- ???

- Ну вот отправление во сколько? В 8:34?

- Да, в 8:34.

- Почему нельзя сделать в 8:30? Или в 8:40? Что это за точность такая? Как людям ориентироваться? Не все же по минутам живут. А так - сделайте нормально расписание, чтобы цифры удобнее и понятнее были - будет удобно. И запомнить можно будет. А то один поезд в восемь тридцать четыре! Другой в двенадцать сорок семь! Тьфу!

Мой помощник говорит:

- Motormaniac, закрой ты, нафиг, эту форточку, а то я этой бабке втащу ща. Меня уже трясёт.

Я засмеялся и выполнил просьбу помощника.

В восемь часов тридцать четыре минуты мы отправились.

А ведь скоро зима.

Показать полностью
889

РЖД представила увеличенный плацкарт

Федеральная пассажирская компания (ФПК; дочерняя компания РЖД) и «Трансмашхолдинг» представили концепцию нового плацкартного вагона. Его пространство увеличено на 11%, ширина стала больше на 28 см, а длина — на 73 см. Это позволило увеличить спальные места и багажное отделение. Обновленный вагон разместили до 16 октября на площади у Павелецкого вокзала Москвы. На железных дорогах России он появится во второй половине 2021 года.

РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
«Главная особенность данного вагона заключается в том, что он больше стандартных вагонов. Длина пассажирского салона стала практически на три метра больше! Полки в купейной части плацкарта стали длиннее на 15 см, а боковые — на 12 см», — говорится в сообщении ФПК в Facebook. В обновленном вагоне имеются шкафы для вещей пассажиров, шторки, а также розетки и индивидуальные воздуховоды. (ФПК).
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост

«Первая партия вагонов будет выпущена на линию для проведения сертификационных испытаний. Во второй половине 2021 года планируем сформировать два состава для того, чтобы они во второй половине следующего года начали перевозить пассажиров. На каком направлении, я пока говорить не буду, но скорее всего это будет традиционно наше южное направление».

РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост

Напомним, в ноябре прошлого года РЖД показали макет вагона с модульным пространством в плацкарте. В таком плацкарте полки разделены перегородкой в виде шкафа, оборудованы индивидуальными столиками и шторками. Тогда уточнялось, что это одна из концепций плацкарта, а не готовый вариант.

РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
РЖД представила увеличенный плацкарт Россия, РЖД, Железная Дорога, Вагон, Пассажирский вагон, Плацкарт, Новинки, Поезд, Пассажиры, Пассажирские перевозки, Технологии, Обновление, Длиннопост
Показать полностью 10
35

Вид из кабины машиниста ЧМЭ-3, ст. Дарница часть вторая

Вид из кабины машиниста ЧМЭ-3, ст. Дарница часть вторая.

View from the driver's cabin of ChME-3, st. Darnitsa part two.

Едим с четной сортировки на четную горку с вагонами попутно делая вытяжку, и далее по 9й пути под состав.

We go from an even sorting to an even hill with wagons making an extractor along the way, and then along the 9th track under the train.

5138

Почему электрички мимо платформ проезжают

Листал недавно ленту VK, наткнулся на пост о проехавшей мимо платформы электричке. Людям из первого тамбура головного вагона пришлось спрыгивать на землю. Автор поста был очень недоволен, в комментариях присутствовало множество оскорблений в сторону локомотивной бригады. Я хотел скопипастить ссылку на этот пост сюда, но сейчас его не нашёл.

Попытаюсь объяснить, почему происходит такая вещь, как проезд мимо посадочной платформы.

Почему электрички мимо платформ проезжают Машинист, Электричка, Железная дорога, Тормоз, Длиннопост

*картинка стырена с интернетов.


Начну с главного. Машинист не просаживает платформу умышленно, злобно хихикая, наблюдая, как пассажиры прыгают на землю. За проезд мимо платформы можно лишиться премии. Кто-то из локомотивных бригад мне писал в комментариях, что в некоторых депо за такое даже снимают с должности.

Проезд мимо платформы может спровоцировать более серьёзные вещи. Например, падение пассажира из дверей с последующим травмированием. В таком случае можно и до уголовки залететь.


Каковы же основные причины проезда?

1. Нерасчётливое торможение. Машинист тупо не рассчитал. То есть сугубо человеческий фактор. Электропоезд - транспортное средство, тормозной путь которого исчисляется сотнями метров. Поэтому даже малейшая ошибка при торможении может вылезть теми самыми лишними пятью метрами тормозного пути, из-за которого первый тамбур зависает "над пропастью во ржи".

2. Обучение помощника или неопытного машиниста вождению. Частный случай предыдущего пункта. У меня даже пост был об этом, где я, будучи "зелёным" помогалой, просадил платформу. Как неопытных помощников машиниста водить поезда учат Невозможно научиться водить поезд, сев впервые за пульт. Будут определённые ошибки, и одна из них - нерасчётливое торможение.

3. Отказ рабочего тормоза. Звучит угрожающе, но не всё так плохо. Например, машинист тормозит электропневматическим тормозом (ЭПТ), прибывая на остановку. И тут - упс, тормоз пропадает, воздух выходит из тормозных цилиндров, торможение прекращается. Машинисту необходимо сразу же применить пневматический тормоз, но есть одна проблема - поезд за это время уже проехал энное количество метров, которые уже не "вернуть назад". Торможение производится другим тормозом, но электропоезд не успевает встать в пределах платформы.

4. Юз. Это когда колёса вращаются с меньшей скоростью, чем едет поезд, или вообще заблокированы. Происходит по причине загрязнённости рельса (например, опавшей листвой или каким-нибудь маслом от тепловоза). При юзе тормозной путь увеличивается в 1,5-2(!) раза. То есть, если на ЭПТ ты остановишь поезд со 100 км/ч за 600 метров, то на наглухо заблокированных колёсах встанешь в лучшем случае через километр. Конечно, есть определённые действия по борьбе с юзом, но нужно понимать: что бы ты не делал, тормозной путь будет больше запланированного. И хорошо, если ты это сможешь компенсировать более сильным торможением. Иногда из юза получается выйти не с первой попытки, и тогда это превращается в просаженные вагоны мимо платформы. Юз - опасная штука, которая, в отличие от первых трёх причин, может привести к проезду платформы всем составом.

***

Есть ещё причины косвенные:

1. Неблагоприятная видимость. Туман, дождь, солнце в глаза. Много их. Думаю, не стоит объяснять, как это влияет.

2. Эффективные менеджеры среди архитекторов/строителей посадочных платформ. Эффективному менеджеру дают задание построить платформу. И что он делает? Измеряет длину электропоезда с точностью до миллиметра и строит ровно такой длины платформу. Круто и супер-эффективно. Экономия строительных материалов. Вот только, млин, машинисту, прибывая на эту платформу, нужно проявлять чудеса филигранности. Два метра переехал - первые двери мимо платформы, два метра недоехал - завис хвостовой тамбур.

А бывают особые случаи. На некоторых малонаселённых остановках строят короткие посадочные платформы, не на весь состав. Мол, зачем тратить деньги на длинную платформу там, где проживает 10 человек или вообще никто не живёт, вокруг лес, а остановка - сугубо для грибников. Машинист при прибытии на короткую остановку должен объявить пассажирам, чтобы те переходили в другие вагоны, поближе к голове, ибо хвост поезда не будет над посадочной платформой. Но в том случае машинист пассажиров не предупредил, и женщина, оказавшаяся не местной, сиганула с тамбура на землю, сломав ноги. При разборе обстоятельств вскрылся любопытный факт. Оказалось, на бумаге эта посадочная платформа... абсолютно полноценная платформа длиной под 250 метров, а не ~150 метров, что были в реале. То есть эффективные менеджеры просто спёрли строительные материалы на эти 100 метров, построив короткую платформу. А поезда ходили годами, и всё было тихо, пока женщина не сломала ноги. Чем история закончилась - не знаю.


Надеюсь, я понятно объяснил, как так получается, что электрички "проскакивают" платформы.

Отвечу на вопросы.

Показать полностью
580

Записки машиниста электропоезда-33. Пожары

Сегодня напишу пост о пожарах на электропоезде.

Записки машиниста электропоезда-33. Пожары Машинист, Электричка, Железная Дорога, Пожар, Длиннопост

Скажу честно, сам я не "горел", у меня были лишь "задымления" и "возгорания". Конкретного пожара не было, удавалось заметить очаг до той стадии, когда он становится пожаром.

***

Пробило на землю высокое напряжение.

Работал я ещё помощником машиниста. Следовали по перегону перед конечной станцией. Внезапно на одном моторном вагоне сработало реле заземления (РЗ). Оно восстанавливается не из кабины, а из вагона, где сработало, поэтому мы дальше следовали с таким расчётом, что на конечной восстановлю это реле. Прибыли. Пошёл я списывать счётчики. Захожу в вагон, где сработало РЗ, и чую отчётливый запах жжёной резины. Заглядываю под вагон - опа, а возле тележки горит открытым пламенем резиновый уплотнитель. Сбегал за огнетушителем, ликвидировал возгорание.

Мы с машинистом предположили, что срабатывание РЗ и это возгорание - взаимосвязанные вещи. Видимо, высокое напряжение, пробив на корпус, и подожгло резину.


Фазорасщепитель.

Старожилы рассказывали, что на электропоездах ЭР9 и ЭР9п был один существенный изъян - постоянно горел асинхронный расщепитель фаз (АРФ, на сленге - фазан). Он стоит под вагоном, предназначен для получения трёхфазного напряжения.

А ещё на этих электропоездах были вот такие вентиляционные каналы:

Записки машиниста электропоезда-33. Пожары Машинист, Электричка, Железная Дорога, Пожар, Длиннопост

Через них воздух поступал к вентилятору фазорасщепителя.

Все помнят песню "Тополиный пух, жара, июль"?)

Тополиный пух скапливается в этих вентиляционных каналах, а потом дело за малым - нужна лишь искорка.

Эта конструкция применена и на более продвинутом (чем ЭР9/ЭР9п) электропоезде ЭР9м.


И вот, следуем мы по участку на ЭР9м, и вдруг начинается паника среди пассажиров. Нам кричат по связи: "Машинист! Горим! Пожар!" Прибегаю в вагон. А там дыма - не продохнуть. Реально кажется, будто всё, хана, сгорим. Но нет, на остановке вскрыли решётку, слегка поработали огнетушителем - и "пожара" как будто не было.


Двигатель вспомогательного компрессора.

Он предназначен для создания запасов воздуха в пневмосистеме высоковольтного выключателя и токоприёмника. Стоит в шкафу моторного вагона. При нормальной работе электропоезда он постоянно выключен. Но иногда происходит "глюк", его реле давления залипает, и компрессор начинает молотить до тех пор, пока не сгорит предохранитель. Но иногда предохранитель ни в какую не хочет перегорать, и тогда начинает гореть сам движок, его провода. И снова среди пассажиров паника, весь тамбур в дыму.

Отключаешь двигатель, выгоняешь пассажиров, проветриваешь вагон.

***

Что делать, если конкретно горишь?

У нас есть отдельная инструкция в таком случае. Суть её проста: не можешь потушить - отцепляй горящий вагон, отводи состав от него на безопасное расстояние, при этом регламентируется место остановки (оно не должно быть в пределах искусственных сооружений, в тоннелях, вблизи зданий, а также там, где не проедет пожарная машина). Вопрос достаточно серьёзный, так как если выяснится, что ты мог отцепить один вагон, но ты этого не сделал, и из-за этого сгорели 2/3/5/все вагоны - весь ущерб могут неиллюзорно повесить на тебя.

Показать полностью 1
195

Железяки электропоезда-8. Резинокордная муфта

Предыдущие посты цикла:

Железяки электропоезда. Токоприёмник.

Железяки электропоезда-2. Высоковольтный выключатель.

Железяки электропоезда-3. Тормозная система

Железяки электропоезда-4. Кран машиниста усл. №395

Железяки электропоезда-5. Тяговый трансформатор и силовой контроллер

Железяки электропоезда-6. УСАВП или "автопилот" поезда

Железяки электропоезда-7. Электропневматические тормоза

***

Опытные машинисты электропоезда иногда говорят: "Когда я еду пассажиром в электричке, я никогда не сажусь в моторных вагонах в начале или конце салона". Возникает закономерный вопрос: почему? А всему виной Её Величество резинокордная муфта.

Что это такое и зачем нужно?

При конструировании подвижного состава возникает одна проблема: как передать вращательный момент от тяговых электродвигателей (далее - ТЭД) колёсам. Колёсные пары воспринимают неровности пути, перемещаются вверх-вниз, а сам двигатель, находящийся в тележке, так перемещаться не может, его невозможно полностью вывесить на ось колёсной пары. Поэтому есть два вида подвешивания ТЭДов:

- опорно-осевое подвешивание. Одним концом ТЭД лежит на тележке, а вторым опирается на ось колёсной пары.

Железяки электропоезда-8. Резинокордная муфта Машинист, Электричка, Помощник машиниста, Железная Дорога, Видео, Длиннопост

Это решение достаточно простое, так как ТЭД одним концом зафиксирован относительно колёсной пары, и дело осталось за малым - повесить два зубчатых колеса и привод готов. Но среди недостатков данного подвешивания слишком большой неподрессоренный вес. Колёсная пара и больше половины веса двигателя воздействует на путь, рельсовые стыки, стрелочные переводы и т.п., что разрушает их.

- опорно-рамное подвешивание. Двигатель обоими концами опирается на раму тележки, его вес полностью подрессорен.

Железяки электропоезда-8. Резинокордная муфта Машинист, Электричка, Помощник машиниста, Железная Дорога, Видео, Длиннопост

Но при таком подвешивании возникает необходимость создания "гибкого" привода, шарнирной муфты, так как положение ТЭДа не зафиксировано относительно оси колёсной пары.

На электропоезде это осуществляется резинокордной муфтой.

Железяки электропоезда-8. Резинокордная муфта Машинист, Электричка, Помощник машиниста, Железная Дорога, Видео, Длиннопост

Казалось бы, какие могут быть проблемы?

Но они существуют. Резинокордная муфта склонна к разрушению. Работая под колоссальными нагрузками, муфта постепенно изнашивается. И при наплевательском отношении ремонтного персонала к выполнению своих обязанностей рано или поздно муфта выйдет из строя.

Иногда это сопровождается вылетом полуколец и корпуса муфты в салон электропоезда с попутным пробитием насквозь пола.

В интернетах можно найти видео с забавным заголовком "У электрички оторвалось колесо":

Понятное дело, что никакое это не колесо, а резинокордная муфта.

***

К счастью, прогресс не стоит на месте, теперь используются другие виды крепления, которые сократили в разы случаи разрушения муфт. Я уже и не помню, когда в последний раз электропоезд гнали в депо с такой неисправностью, а ещё лет 7-8 назад это случалось раз в несколько месяцев.

Впрочем, ещё ничего не забыто, и опытные работники до сих пор стараются не садиться в начале или конце моторного вагона.

З.Ы. Баянометр ругнулся на этот пост: Опорно-осевое и опорно-рамное подвешивание(сложно-технический пост).

Здесь более подробно разобраны виды подвешивания ТЭД.

Показать полностью 2 1
713

Записки машиниста электропоезда-32. Дачники-пенсионеры

Я уже писал на схожую тему. Бессмертные старики

Сейчас дачный сезон вступил в ту фазу, когда дачники везут урожай со своих участков в город. Для машиниста электропоезда это немного геморройная пора, так как дачники постоянно выбивают поезд из графика. Если раньше посадка длилась в среднем секунд 30-40, то с нагруженными дачниками можешь простоять и две минуты, и три, и больше. И лично мой заскок: я привык к вони бомжей, трупов, блевоты, ссанины и дерьма в тамбурах, в туалетах, но когда в одном вагоне несколько десятков человек везёт всякие цветы (типа бархатцев и т.д.), овощи, фрукты, то в салоне возникает какой-то до рези в глазах неприятный приторный запах, и если в случае с дерьмом работает закон "затаи дыхание, переступи и иди дальше", то в случае с дачниками вонь присутствует во всех вагонах. Но ладно.

***

Недавно было. Прибываем на остановку. Стоит дед на платформе. Не один. С ним восемь (!) сумок с яблоками. Остановились - дед потихоньку грузит сумки в вагон. Помощник говорит:
- Может, сбегать помочь?

- Как хочешь, мне пофиг. Опоздание нагоню, ничего страшного. Никто не заставлял деда тащить с собой столько груза.

- Ок.

Дед наконец загрузился. Выбил нас на четыре минуты. Отправились. И тут я вспомнил историю, что произошла со мной в первый год работы в электропоездах. Рассказываю помощнику:

- В депо я пришёл весной, а дело было осенью, то есть я и полгода не проработал, как началась пора вывоза урожая с дач. Совсем "зелёный" был, не знал некоторых особенностей. Прибываем на станцию. На платформе стоит бабка с тележкой, на тележке внушительных размеров чёрная сумка. Мы остановились, бабка подошла к открытым дверям, протянула руку к поручню и... всё. Стоит бабка, стоит поезд. То есть тележку свою она в тамбур затащить не может. Просто стоит в дверях и ждёт, откуда придёт помощь. Но помощь не приходит. Михалыч, машинист, заворчал: "Иди помоги старой". Подбегаю к бабке, та: "О, внучек, помоги бабуле тележку в вагон затянуть". Я беру тележку за ручку и... охреневаю. Тележка с сумкой весили, как мне показалось, килограмм 40-60. Кое-как перебрасываю груз в тамбур. Вернулся в кабину, рассказал Михалычу, тот определёнными словами охарактеризовал бабку, основной смысл которых был: "Не можешь поднять свой багаж - нечего с ним ездить в общественном транспорте".

Помощник посмеялся. Я ему говорю:

- Знаешь, есть ещё одна проблема. Я-то нагоняю опоздание, но... Если этот дед выходит не на конечной, и ему никто не поможет из пассажиров - считай, что ещё на четыре минуты он нас выбьет.
Так и оказалось. Но дед, видимо, потерял свои силы, и выгружался на минуту дольше. Итого девять минут опоздания из-за деда и восьми сумок яблок. Я и это опоздание нагнал, и остаётся только догадываться, сколько электроэнергии сожглось для этого, во сколько РЖД обошлись эти яблоки. Да и стоят ли они того, чтобы рвать кишки на старости лет?

1529

Крушение на перегоне Ерал - Симская. Пост машиниста электропоезда

Хотел написать этот пост 11-го августа, так как катастрофа произошла именно в этот день в 2011-м году, но ввиду занятости смог это сделать только сейчас.
Информации о том крушении в интернете полно, есть статья в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Крушение_в_Челябинской_области...

Я же попытаюсь осветить то событие со своей точки зрения машиниста электропоезда, рассказать, что я думаю об этом событии, объяснить произошедшее простыми словами.

***

Начнём с технической стороны.

Итак, я своими кривыми руками в Paint создал вот такую картинку:

Крушение на перегоне Ерал - Симская. Пост машиниста электропоезда Машинист, Железная дорога, Крушение, Отказали тормоза, Длиннопост, Негатив

Управление грузовым поездом осуществлялось двумя сцепленными электровозами ВЛ10, работающих по системе многих единиц (СМЕ). Голову одного электровоза я обозначил цифрой 1, а второго - цифрой 2. Второй локомотив полностью не поместился на картинке, но, думаю, и так понятно, уж извините.

При СМЕ бригада может управлять обоими локомотивами из одной кабины. Но есть особенность, которая в данном событии сыграла роковую роль: бригада не может попасть из локомотива 1 в локомотив 2 во время движения поезда.
Что же произошло?
Локомотивная бригада сбила крупный рогатый скот, тем самым повредился концевой кран тормозной магистрали на головной кабине электровоза под номером 1 (см. картинку сверху):

Крушение на перегоне Ерал - Симская. Пост машиниста электропоезда Машинист, Железная дорога, Крушение, Отказали тормоза, Длиннопост, Негатив

Машинист заменил этот кран, достав запасной из технической аптечки, но была одна проблема: этот кран был без рукава (без "шланга" то есть, если не поняли), поэтому эксплуатироваться нормально локомотив не мог, так как к этой кабине, что не имеет рукава, невозможно присоединить тормозную магистраль поезда.
Поэтому поезд прибыл на станцию Кропачёво, где к нему пришли слесаря, чтобы поставить кран с рукавом. Его замена не может происходить без утечки воздуха, поэтому машинист перекрыл краны между локомотивом 1 и локомотивом 2, а на локомотиве 2 поставил кран машиниста и блокировку в поездное положение. Что получилось в итоге?
Смотрим рисунок с двумя электровозами. Красным цветом я схематически нарисовал тормозную систему одного локомотива, а фиолетовым - другого. Перекрыв краны между электровозами и приведя приборы в рабочее положение на втором электровозе, машинист фактически запитал тормозную систему всего поезда от второго локомотива, и управление тормозами поезда могло осуществляться только с этого электровоза. Первый же локомотив мог управлять только собственными тормозами.
Если бы поезд дальше следовал с этой же локомотивной бригадой, то машинист просто вернул бы краны обратно в открытое положение, переключил бы блокировку и так далее. Но он передал поезд другой бригаде и просто забыл (или впопыхах сдавал локомотивы, просто не успел) сказать, что краны между электровозами перекрыты. Это вторая роковая случайность.

Третья роковая случайность - принимающий машинист. Шумихин Д.В. Молодой парень, он и года не отработал в должности. Есть негласное правило, которому следует большинство машинистов: "Если на твоём локомотиве слесаря производили ремонт чего-то - убедись лично сам, что они сделали, а также, что они перекрывали/отключали/обходили для устранения этой неисправности". Молодой машинист не стал этого делать. С одной стороны, это понять можно - нужно было быстро принимать электровоз, а у машиниста всего несколько месяцев стажа, не оперился ещё, чтобы стоять на своём и требовать время, с другой же - есть вещи, наличие которых проверять нужно всегда, и тормоза - одна из них. Также у машинистов есть действие перед отправлением - так называемый "толчок в первое". Намеренно завысив давление в тормозной магистрали первым положением крана машиниста и поставив его во второе, машинист по выпускаемому воздуху и реакции стрелок манометра может увидеть, что его тормозная магистраль слишком короткая. Но Шумихин толкнул в первое, не придав этому действию особого значения. То есть сделал это на автомате, лишь бы на кассете отобразилось, чтобы расшифровщики не наказали. Это действие могло его спасти, ведь вагонники забили болт на проверку тормозов и сделали это формально, лишь на бумаге.

В 16 часов 47 минут поезд №2707 весом 6000 тонн (67 гружёных углём вагонов) отправился со станции.
В 16 часов 56 минут машинист на скорости в 65 км/ч производит проверку тормозов в пути следования на эффективность. Для этого он снижает давление в тормозной магистрали, после чего тормоза должны сработать, скорость должна упасть за нормативное расстояние. Если тормоза не сработают или расстояние снижения скорости больше норматива - машинист должен применить экстренное торможение и иные меры к остановке поезда. Шумихин, снизив давление с 5 до 4 кгс/кв.см, увидел, что скорость не падает. Мало того, она продолжает расти, ведь поезд следует по уклону в 7,5‰. Машинист снижает давление до 3,3 кгс/кв.см уже на скорости 70 км/ч. Тормозного эффекта нет. Применяется экстренное торможение. Безрезультатно.

В 17 часов 00 минут скорость уже 104 км/ч, то есть за три минуты она выросла в полтора раза. Ещё до этого момента машинист в панике вызывал дежурного по станции Ерал, говоря "Еду без тормозов! Принимайте меры!" Дежурная сначала не могла понять, кто это говорит, ибо машинист не называл номер своего поезда. Только потом она сообразила. Но помочь никак не могла, с её станции уже отправился грузовой, она лишь передала его машинисту, что сзади на них следует поезд без тормозов. К слову, это ещё повезло, что отправился со станции грузовой, а не пассажирский, ибо в 17 часов 03 минуты поезд №2707 на скорости в 136 км/ч его догнал, произошло крушение.

Последствия поражали воображение. Железнодорожники, участвовавшие в ликвидации, говорили, что некоторые вагоны зарылись в землю на 20-метровую глубину. Из 67 вагонов поезда №2707 не сошёл с рельсов только один. Движение смогли восстановить только через сутки.

Кто виноват?

События бурно обсуждались среди железнодорожников, было множество постов и комментариев в интернете. Обвиняли кого угодно: вагонников, что не проверили как надо тормоза, и сдающую бригаду, что перекрыла краны и не сказала об этом, руководство РЖД, что виновато во всём, и даже Путин не остался в стороне. Но это всё эмоции.
Если же смотреть трезво и с буквы закона: вина лежит на вагонниках и погибшей локомотивной бригаде.

Был ли у бригады шанс?

Многие писали, мол, бригаде нужно было бежать в заднюю кабину, разбивать лобовые стёкла, перебираться во второй локомотив и применять торможение. Только эти люди не учитывают две вещи:

- машинист не знал, что у него тормоза запитаны от второго электровоза. Никто ему об этом не сказал. Он проверил тормоза - их нет. Применил экстренное торможение - и его тоже нет. Он не экстрасенс. Очень легко прикидываться экспертом и выдавать решения, как можно было кому-то действовать в нештатной ситуации, зная, что послужило её причиной. Краны могли быть перекрыты, например, между вторым локомотивом и первым вагоном - и тогда бригаду вообще ничего не спасло бы даже в теории.
- с момента применения экстренного торможения до столкновения прошло ровно 6 минут 6 секунд. За это время пробежать две секции электровоза, выбить два лобовых стекла (а они крепкие, между прочим, как-никак должны выдерживать попадание всяких предметов со встречных поездов), а потом перелезть из одной кабины в другую - невозможно.

Если напорные магистрали электровозов были соединены - машинист имел техническую возможность затормозить, вытравив воздух из напорной магистрали. Тогда кран машиниста на втором локомотиве сработает на торможение. Но опять же, это нужно знать, что тормоза запитаны от второго локомотива, иначе - это абсолютно неадекватные действия, ибо выпускать воздух из напорной магистрали при отсутствии тормозов, тем самым вообще оставляя локомотив без воздуха - это мега-странно.


Эта история подтвердила одно правило: "Машинист - последнее звено в безопасности движения. Если он ошибку других ещё может исправить, то его ошибку исправит только восстановительный поезд". Немного пафосно, но так и есть.
Надеюсь, эта история не повторится. Хотя... Ничего не мешает ей повториться, ибо введённые после катастрофы системы замера плотности тормозной магистрали стоят, насколько мне известно, далеко не на всех локомотивах. Но не буду о плохом.

Показать полностью
1206

Железнодорожное происшествие в Санкт-Петербурге

"В 14:39 мск, Санкт-Петербург, Фрунзенский район, Малая Балканская, ж/д станция грузовая Купчинская, касательное столкновение двух грузовых составов №3812 и №1255 (электровозами) с последующим сходом с рельсов двух электровозов и одного пустого полу вагона"


Из группы ДТП и ЧП, Санкт-Петербург

Железнодорожное происшествие в Санкт-Петербурге РЖД, Происшествие, Санкт-Петербург, Железная Дорога, Длиннопост
Железнодорожное происшествие в Санкт-Петербурге РЖД, Происшествие, Санкт-Петербург, Железная Дорога, Длиннопост
Железнодорожное происшествие в Санкт-Петербурге РЖД, Происшествие, Санкт-Петербург, Железная Дорога, Длиннопост
Железнодорожное происшествие в Санкт-Петербурге РЖД, Происшествие, Санкт-Петербург, Железная Дорога, Длиннопост
Железнодорожное происшествие в Санкт-Петербурге РЖД, Происшествие, Санкт-Петербург, Железная Дорога, Длиннопост
Показать полностью 4
379

КАК ВЫГРУЖАЮТ УГОЛЬ ИЗ ПОЛУВАГОНА

Вот так происходит выгрузка угля из полувагона. Состав подают на разгрузочную эстакаду, потом работяги долго стучат по замках вагона и в конце концов ссыпают все на землю. Ну а потом уже это все дело грузят бульдозером или экскаватором.


Спасибо за просмотр.

1320

Как опыт передаётся из рук в руки. Неисправности тормозов

Предисловие.

После отправления поезда с начальной станции машинист производит проверку автоматических тормозов на эффективность. Набирается определенная скорость (для пассажирских поездов это обычно 60 км/ч), далее машинист разряжает тормозную магистраль на определенную величину (то есть снижает давление). Из-за этого должны сработать тормоза. Машинист смотрит, какой тормозной путь при снижении скорости. В соответствии с этим делает вывод, эффективны ли тормоза, и есть ли они вообще. Если тормозов нет или эффективность недостаточная - машинист должен применить экстренное торможение или принять иные меры к остановке поезда. Управление тормозами производится краном с усл. номером 395. Железяки электропоезда-4. Кран машиниста усл. №395

***

Я работал помощником машиниста со своим машинистом Михалычем. У меня были о нем посты, это мой первый машинист, этакий старый волк стальных магистралей.

Отправились мы с начальной станции, Михалыч набирает скорость для проверки тормозов. Скорость - 60 км/ч. Делает разрядку тормозной магистрали... и ничего не происходит. Электропоезд как катился - так и катится. Смотрю на Михалыча:

- Эм, у нас тормозов нет?

Михалыч поморщился:

- Да за...бал меня этот кран.

Бьет кулаком по крышке 395-го крана. Раздалось знакомое шипение, тормоза сработали. Михалыч продолжает:

- Уравнительный поршень заело. Бывает. Хорошенько ударь в таком случае по крану - поможет. Ну или не поможет, тогда в экстренное.

***

И эта история повторилась недавно у меня, только я уже машинист. Делаю разрядку, торможения нет. Помощник стоит сбоку, глаза вытаращив. Я ему говорю:

- Смотри.

Удар кулаком. Шипение. Тормоза сработали. Всё хорошо.

Опыт передался.

Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: