Записки машиниста электропоезда-28. Вечные помощники машиниста

Этот пост является дополнением-комментарием к моему вчерашнему О помощнике, который свистеть любил
Пользователь @Razboinik подверг сомнению данную историю, мол, помощниками такие тугодумы не работают. Я же пилю этот пост, дабы объяснить, как такие люди попадают на железную дорогу, почему их никто не увольняет и т.д.

***

Начнём с "терминологии".
"Вечный" помощник машиниста - это помощник, который по каким-либо причинам не становится машинистом, несмотря на свой опыт. Самый распространённые причины:

- руководство не хочет видеть этого человека на должности машиниста (~90% случаев).
Этот помощник либо технически и/или интеллектуально безграмотен (как в выше упомянутом посте), и/либо является злостным нарушителем инструкций и правил.
Дело в том, что руководство депо несёт ответственность за своих подчинённых. Если оно поставит на должность машиниста какого-нибудь отлёта, и он что-нибудь запорет (а он это обязательно рано или поздно  сделает) - могут лишиться своих должностей все, кто этого кадра утверждал. Поэтому руководство и страхуется. Так и должно быть.
- помощник не хочет становиться машинистом по каким-то личным причинам. (~10% случаев).
Машинист - это больше ответственности, головняка. Некоторые готовы меньше зарабатывать, но и чтобы спрос был с них меньше. Но бывает и обидная вещь: помощник технически грамотен, он бы и хотел стать машинистом, но он напрочь не умеет водить транспортные средства, ему это не дано. Он не чувствует поезд, просаживает остановки, короче, вообще никак. Тогда приходится признать, что это не твоё, и остаться вечным помощником.


Со вторыми всё ясно. Но почему к работе помощниками допускаются отлёты и безграмотные товарищи?
В головах далёких от ЖД людей сформирован стереотип: помощник машиниста - этакий стажёр-практикант. Паренёк, который сидит сбоку машиниста и изучает работу на железной дороге. Но это в корне неверно. Помощник - такой же равнозначный работник, который должен знать то же, что и машинист. Единственное, он подчиняется машинисту (но при этом контролирует его работу) и не осуществляет управление поездом, он это может делать только по указанию машиниста и всё равно под его полную ответственность (т.е. если помощник запорет что-то с управлением - отвечать машинисту).
К сожалению, подобный стереотип есть и руководства депо, только он немного иной по смыслу. А именно: "Главный в бригаде - машинист. Он за всё отвечает, на него вся надежда. На должность машиниста дебила ставить нельзя. А вот помощника к нему можно поставить любого". Да ещё чем грамотнее машинист - тем больших отлётов ему дают. Машинист первого класса с колоссальным опытом, грамотный специалист? Получай выпускника техникума, который еле его закончил, путает маневровый светофор с проходным, а все элементы экипажной части, машины и агрегаты называет ничем иначе как "вот та херня". Кое-как слепил из него что-то похожее на помощника, вроде ввёл в работу - у тебя его забирают и дают следующего "кадра". И так по кругу.

Казалось бы, зачем руководству это нужно? А виной всему Её Величество Кадровая Обстановка. Помощники машиниста - работники с самой большой текучкой. Их постоянно не хватает. Начальство, может, и хотело бы устраивать жёсткий отбор, но когда в депо работает 210 помощников, а в график нужно поставить 240 человек - тут уже как бы и не повыделываешься особо.
Поэтому ответ на вчерашний комментарий:

Но в его компетенции (машиниста - прим.) сообщить руководству о несоответствии работника с занимаемой должностью.

очевиден.
Руководство всё отлично знает. Кто грамотный, а кто - нет. Максимум, что может сделать машинист - это отказаться от помощника. Но кого дадут вместо него - вопрос отдельный. Откажешься от второго, третьего - тут уже будут вопросы к тебе. "Чего же тебе ещё надо, собака?" (с)
Вот так подобные товарищи и работают.
Такова суровая действительность. 

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Но в его компетенции (машиниста - прим.) сообщить руководству о несоответствии работника с занимаемой должностью.

такие комментарии оставляют люди, которые не работали на производстве/ж-д и т.п, либо которые абсолютно и наивно не понимают как работает вся эта система

раскрыть ветку (8)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Ну почему же? Для начала говоришь ТЧМИ, как непосредственному руководителю, что с этим обмороком в одной кабине ездить не намерен. Потом идёшь к психологу и просишь вам поставить несовместимость, чтобы уж наверняка. Ну и контрольный - к нарядчикам. Это если помощник прям вредит благими намерениями, и ты не привык всё от и до делать сам, работать за двоих. Как правило, если помогайка средненький, ни рыба ни мясо, его не трогают, знают, что есть кадры хуже. Но порой приходится действовать жёстко, хоть и понимаешь, что для человека это может быть волчий билет, но своим нервами и свободой рисковать не намерен.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну и кто-нибудь так делал? Или, если делал, результат был?)) Только по-честному)
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

По-честному, делали, был. Вопрос о квалификации помощника в этом случае если и возникает, то только в голове у ТЧМИ, выше до этого дела никому нет. Если помощник совсем дуб, что от него отказываются ВСЕ, тогда да, ещё может быть. Но инструктор, как правило, свою колонну более-менее знает, и просто ставит такого помощника более лояльному машинисту, которому либо срать на то, кто там слева ездит, либо боится чего не так сказать руководству, или за помощника переживает (а за себя - нет).

1
Автор поста оценил этот комментарий

Обычно такое пишут люди из числа офисных работников, вижу не впервые. Видимо, в офисах частных контор принято стучать друг на друга, хз.))

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Да тут ведь не в стучать дело даже (да и в этом конечно тоже), а в том, что работать реально некому. Насколько надо быть тупым, чтобы руководство забило на все свои запары и начало заниматься проверкой соответствия работника и должности и его переводом/увольнением/поиском/замены/подготовкой кадров? Не в этой стране) чтобы сдвинуть такую машину работы с рельс, надо либо реально накосячить, либо чтобы за забором действительно была очередь.
Автор поста оценил этот комментарий
ТС - машинист
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
И? Я в курсе. То, что процитировал я является одним из комментариев к предыдущему посту ТСа, о чем он и говорит. Прочитайте внимательно
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Извиняюсь, невнимательно прочитал
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку