Зачем священнику Mercedes. Иерархия в человеческих стаях

Зачем священнику Mercedes. Иерархия в человеческих стаях Психология, Власть, Интересное, Мозг, Эволюция, Человек, Длиннопост

Мы ещё ушли совсем немного

от родни с мохнатыми боками,

много наших чувств — четвероного,

а иные — даже с плавниками.

Образ героя - великого и могучего воина-мыслителя, человека, ведущего за собой без страха и сомнений кочует сквозь поколения в искусстве и культуре. Иногда, это откровенная и пошлая гиперболизация, вроде "Мстителей" Marvel или пуленепробиваемого Доминика Торетто. Иногда, героем может быть хрупкая уставшая женщина, которая проявляет волю и решимость, превозмогая жизненные невзгоды. А иногда, на манипуляции образом героя и мученика вырастают секты и религии.

Вряд ли найдётся хоть один вменяемый человек, желающий занимать самое низкое положение в обществе, любящий пренебрежение к себе и стремящийся к унижению. Вернее, таких есть, конечно, но это отдельная категория в порно.

Желание чувствовать значимость своего положения, ощущать уважение со стороны других - предустановленная настройка человеческого мозга, один из базовых инстинктов. Иерархия в том или ином виде присутствует у подавляющего большинства видов в природе, а разнообразие её проявлений поражает. Игра в иерархию - это умение восхищать, подавлять, быть властным. И люди в этом преуспели.

Нам нравится воспринимать себя сепарировано от остального животного мира. Дескать, есть мы, люди - избранные (Богом, природой, чем угодно ещё) разумные существа, венец развития. И есть весь остальной животный мир, состоящий из созданий интересных и занимательных, но скорее играющих декоративную роль во вселенной, где мы занимаем центральное положение.

Оба утверждения на враждебном англо-саксонском - total bullshit [англ. не совсем справедливы. — прим. пер.).

Во-первых, каких-то 20 000 лет назад наш вид довольно часто занимал центральное положение только в желудке какого-нибудь случайно пробегавшего мимо хищника. А во-вторых, от братьев наших меньших мы не так уж и отличаемся.

У пчёл главная особь в улье – это матка, ей эта привилегия достается по праву рождения (Интересный факт: когда в улье рождается ещё одна матка, старая забирает половину пчёл и улетает основывать новый улей). У львов самый большой и агрессивный самец кошмарит конкурентов и абьюзит прайд. У слонов матриархат, где главная самка - самая опытная и знает где искать воду в сезон. У людей...

У людей высокий стул и смешная шапка.

Зачем священнику Mercedes. Иерархия в человеческих стаях Психология, Власть, Интересное, Мозг, Эволюция, Человек, Длиннопост

Стратегии выстраивания взаимоотношений в стае достались нам в наследство от наших предков-приматов. С тех пор мы сбросили шерсть, научились говорить и вырастили цивилизацию, но желание залезть на ветку повыше никуда не делось. Да и сами способы проявить доминантность и главенствующее положение изменились не сильно.

В животном мире принудительный груминг - один из основных способов выразить подчинённую позицию одной особи по отношению к другой. Например, у приматов вычёсывание насекомых из шерсти - один из главных видов досуга и коммуникации. Получить уход от другого члена стаи почётно и приятно. Угадайте, кто получает самый стабильный и качественный груминг? Верно, вожак. У крыс же, наоборот, альфа-особь проявляет свою позицию тем, что может вылизать любого другого. Что-то не так с этими крысами.

Но мы то - люди, у нас нет блох и мы не вылизываем друг друга! Мы чистим ботинки.

Зачем священнику Mercedes. Иерархия в человеческих стаях Психология, Власть, Интересное, Мозг, Эволюция, Человек, Длиннопост

Не так давно я вернулся из Мехико, где по воле случая жил полгода. И одно из первых и самых ярких локальных впечатлений, которое со мной теперь, видимо, до гроба - традиция чистить обувь на улице. Нет, я не имею ничего против чистых ботинок и даже крайне одобряю! Wow-эффект произвела неуместность и карикатурная ритуальность этого процесса.

Упитанный белый воротничок при галстуке вальяжно и надменно усаживается в высокое кресло господина. Не глядя в сторону чистильщика обуви, он открывает газету и с королевским видом выставляет свою кожаную остроносую туфлю, которая и без того блестит от стерильности. Разумеется, действие происходит в людном проходном месте, чтобы каждый желающий мог оценить его небедственное финансовое положение: он настолько богат и уважаем, что специальный человек чистит ему обувь. Следующие 5-7 минут честный трудяга с щёткой оказывает сеньору в галстуке оплаченный груминг. Видимо, так работает венец творения...

Кстати, про королевский вид. Вы никогда не задумывались, зачем монарху столько неудобной атрибутики? Ведь корона явно не для того, чтобы уши греть. А зачем имениннику сидеть во главе стола? Это ритуалы, цель которых обозначить: "Вот, кто здесь главный". Иерархические ритуалы - магистральный лейтмотив человеческой культуры. Если попытаться разложить на атомарные мотивы все человеческие религии, ритуалы, праздники и произведения искусства, едва ли не половина из них будет посвящена восхвалению кого-то или себя самого.

Но откуда у человека это тотальное помешательство на распределении власти? И какие у этого биологические предпосылки?

Мозг всякого стайного представителя фауны (коими и мы являемся) настроен на одобрение сильного лидера. Иерархический инстинкт - это индивидуальный баланс поведенческих программ подчинения и подавления. Физиологически этот баланс зависит от размера миндалины, гормонального и нейромедиаторного баланса мозга. Потенциального лидера можно распознать по высокому уровню тестостерона, адреналина и кортизола в крови, большой миндалине, повышенной активности ретикулярной формации мозга и зашкаливающему дофамину.

Зачем священнику Mercedes. Иерархия в человеческих стаях Психология, Власть, Интересное, Мозг, Эволюция, Человек, Длиннопост

Субъективно, состояние организма, порождаемое этим набором признаков, воспринимается его обладателем как:

  1. повышенная агрессивность и готовность к конфронтации - следствие высокого тестостерона;

  2. постоянный тонус и легкая взвинченность - адреналин и кортизол стимулируют ресурсы организма во время стресса;

  3. стабильный эмоциональный подъём - нейрофизиологическая функция дофамина в том, чтобы формировать мотивацию.

Проще говоря, такой человек всегда бодр, свеж, замотивирован. Ему хорошо. А специфическая активность ретикулярной формации направляет этот ресурс на удовлетворение иерархического инстинкта.

Такое блаженное психическое состояние - это эволюционный механизм стимулирования тех, кто добивается высокого социального положения. Для того, чтобы взобраться на вершину иерархической лестницы, нужно вступать в конфликты, совершать поступки, угрожающие жизни и идущие вразрез с законами здравого смысла. Чтобы смотивировать любое живое существо на такое неадекватное с точки зрения рациональности поведение, нужна мощная система поощрения. И природа награждает этих баловней судьбы субъективным ощущением счастья.

Но высокая рискованность самого процесса завоевания руководящих позиций в группе не единственная плата за счастье. У лидерства есть другие, менее очевидные издержки, таящиеся в самой награде. Метафорически выражаясь, от счастья сложно отказаться.

Как известно, все наркотические вещества, когда-либо созданные человеком - это синтетические аналоги нейромедиаторов мозга. Они воздействуют на те же рецепторы. Например, аналог дофамина - амфетамин, а серотонина - героин. Опасность синтетических наркотиков (в числе прочего) в том, что они гораздо более активны и даже маленькие их дозы угнетают естественную выработку нейромедиаторов организмом. Проще говоря, они вызывают привыкание. Без них вы уже не можете быть счастливы.

Так вот, для дофамина, серотонина и проч. естественных медиаторов это тоже справедливо. Они так же вызывают привыкание и зависимость. И, однажды испытав прилив мотивации и удовлетворения жизнью от нового карьерного достижения, очень скоро вы захотите снова добиться этого чувства. Вы снова прибегнете к проверенному способу: повысить социальный статус, и снова получите награду. И далее, и далее... Так появляются карьеристы.

У иерархического инстинкта есть вторая сторона медали. Желание подчиняться.

Зачем священнику Mercedes. Иерархия в человеческих стаях Психология, Власть, Интересное, Мозг, Эволюция, Человек, Длиннопост

Следствие большого человеческого мозга - очень сложные стратегии социальной коммуникации. На нашем уровне ключевой критерий при выборе властвующей персоны - способность обеспечить оным всеобщее благополучие. Эффективный менеджер для стаи - это процветание и сытость.

Попадая в поле зрения остальных членов группы, он вызывает в них благоговейный трепет. Так эволюция отработала распределение ролей в верхушке вертикали подчинения. Нам просто нравятся крутые ребята. Встречая достойного лидера, мы бессознательно одобряем все его действия, подражаем ему и испытываем эстетическое удовольствие от наблюдения за ним.

Мы любим крутость, мы любим подчиняться и подчинять себе, нам жизненно необходимо занимать "положение" в обществе. Именно поэтому дети пытаются выяснить, кто круче: супермен или танк. Поэтому фараоны воздвигали пирамиды. И для этого священнику Mercedes.

Люди с репутацией ревностно охраняют её, зачастую возводят сохранение и преумножение своего влияния в абсолют, нарушая ради этой цели законы этики и здравого смысла. Век вожака в природе короток и каждый, однажды занявший позицию во главе группы, знает, что рано или поздно появится конкурент, который захочет оспорить его авторитет. Долгое пребывание у власти искажает мировосприятие некогда сильного лидера, делая его подозрительным и невротичным - он начинает ощущать шаткость своего положения.

И тогда человек, копивший всю жизнь ресурсы, влияние и авторитет, начинает пользоваться ими с одной целью - сохранить положение во что бы то ни стало. Он манипулирует, инициирует конфликты между своими "врагами", злоупотребляет всеми доступными ресурсами, пренебрегает благополучием всех членов группы.

Большая сила - большая ответственность.

Психология | Psychology

21.9K постов59.9K подписчик

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.