Эсминцы Японии. Часть четвертая. Последние и лучшие. Начало
Последним предвоенным типом эсминцев стала серия кораблей типа Кагеро (18 единиц), строившаяся с 1937 по 1941 год. При незначительно увеличившихся водоизмещении (2033 тонны) и мощности машин они имели точно такие же скорость и вооружение — новыми были только башни типа С-2 с частичной стабилизацией. Дальнейшим развитием Кагеро стали 20 эсминцев типа Югумо, строившиеся уже в годы войны (1941–1944), при некотором увеличении водоизмещения (до 2077 тонн) сохранившие те же характеристики (лишь получили еще более новые и тяжелые башни модели D с полноценным устройством стабилизации и углом возвышения в 75 градусов).
IJN Yukikaze (Kagero-class), 12.1939 г., ходовые испытания
Тип Kagero
Водоизмещение стандартное 2033 т, полное 2490 т.
Длина 118,5 м (116,2 м по в/л). Ширина 10,8 м. Осадка 3,76 м.
Механизмы: три котла Кампон, 2 ТЗА.
Мощность и скорость: 52000 л.с., 35 узлов.
Дальность плавания 5000 миль (18 узлов).
Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), четыре 25-мм.
Торпеды: восемь 610-мм (2×4).
Противолодочное вооружение: 16 глубинных бомб.
Экипаж 240 человек.
IJN Amatsukaze, 17.10.1940
После отказа в 1937 году от соблюдения условий Лондонского морского договора, в Японии обобщили опыт постройки эскадренных миноносцев, начиная со «специального типа» и кончая самым современным типом Асасио, чтобы вобрать все лучшее из них в новый проект, наиболее отвечающий стратегическим и тактическим задачам, стоявшим перед Императорским японским флотом. Теперь разработка могла вестись без внимания на ограничение тоннажа и, благодаря благоприятной политической обстановке в стране, безо всяких финансовых затруднений.
Выдавая задание на проектирование нового «крейсерского» эсминца, Морской Генеральный штаб выдвигал следующие требования: скорость, превышающая 36 узлов, дальность плавания 5000 миль 18-узловым ходом, вооружение, как у «специального типа», размеры корпуса, не превышающие аналогичные у «специального типа». В итоге все же пришлось пойти на компромисс, ограничившись скоростью 35 узлов. Большое внимание уделялось остойчивости, поэтому на 0,45 м увеличили ширину и немного осадку. Несколько уменьшились размеры надстроек, широко применялась сварка, но обшивка была клепаной, так как Морской технический департамент после «инцидента с Четвертым флотом» запретил применение сварки при сборке корпуса.
Форма корпуса была несколько модифицирована, особенно в кормовой части, что позволило повысить пропульсивный коэффициент и установить улучшенную и облегченную силовую установку мощностью около 52 000 л.с. Три паровых котла с предварительным подогревом поступающего воздуха размещались в отдельных отсеках, дымоходы котлов №1 и №2 выводились в носовую трубу. Амацукадзе получил котлы новейшего облегченного типа, имевшие большую температуру пара и давление, чем стандартные (того же типа, что позже устанавливались на Симакадзе). Турбины располагались друг за другом в едином отсеке. Топливо размещалось в между донном пространстве и в большом отсеке перед первым котельным отделением.
Вооружение повторяло предыдущий тип и состояло из 127-мм 50-калиберных орудий в спаренных установках типа С с углом возвышения 55 градусов. Торпедное вооружение по-прежнему состояло из двух четырехтрубных 610-мм аппаратов, но запасные торпеды еще раз сменили свое расположение. Теперь запасные торпеды носового аппарата располагались перед ним симметрично по бокам от первой трубы. Зенитное и противолодочное вооружение не усиливалось.
Пятнадцать кораблей заказали по программе 1937 г., три последних (Араси, Хагикадзе, Таникадзе) по программе 1939 г.
К середине 1943 года зенитное вооружение было усилено установкой спаренного 25-мм автомата перед мостиком и заменой на уцелевших к тому времени кораблях автоматов, стоявших у второй трубы, строенными установками. Ближе к концу 1943 года кормовую возвышенную башню сняли и заменили ее двумя строенными 25 мм автоматами, общее число которых достигло четырнадцати. Тогда же установили 4 бомбомета, а число глубинных бомб довели до 36.
Хамакадзе стал первым японским эскадренным миноносцем, оснащенным радаром. Начиная с этого времени радары типов 13 и 22 стали устанавливать практически на все эсминцы.
В середине 1944 года зенитное вооружение подверглось дальнейшему усилению за счет добавления на верхнюю палубу и полубак 14 одиночных 25-мм автоматов. «Тань Янь» (бывший Юкикадзе), доставшийся по репарациям Китаю, был вооружен спаренной 127-мм установкой на носу, двумя спаренными 127-мм 40-калиберными универсальными пушками на корме, нес двадцать четыре 25-мм автомата, 4 зенитных пулемета, но не имел торпедных аппаратов.
К началу войны на Тихом океане восемнадцать единиц этого типа были расписаны по соединениям следующим образом: 1-я эскадра эсминцев: 17-й дивизион (Хамакадзе, Исокадзе, Таникадзе, Уракадзе), 18-й дивизион (Кагеро, Сирануи, Ариаке, Югуре). 2-я эскадра эсминцев: 15-й дивизион (Хаясио, Куросио, Нацусио, Оясио); 16-й дивизион (Амацукадзе, Хацукадзе, Токицукадзе, Юкикадзе). 3-я эскадра эсминцев: 4-й дивизион (Араси, Хагикадзе, Маикадзе, Новаки).
Корабли 1-й эскадры эсминцев прикрывали японский флот при атаке на Перл-Харбор. Многие из них принимали участие в оккупации Филиппин, Рабаула и Голландской Ост-Индии. 16-й дивизион участвовал в битве в Яванском море 26-28 февраля 1942 года, но торпеды, выпускаемые с максимальной дальности, не настигли целей. Юкикадзе 3 марта севернее Сурабайи потопил артиллерийским огнем американскую подлодку USS Perch но субмарина S-37 открыла счет потерям этого типа, торпедировав Нацусио у Восточного Борнео 8 февраля. На следующее утро корабль затонул (8 убитых, 2 раненых).
2 марта Араси и Новаки совместно с тяжелым крейсером «Майя» потопили у побережья Явы старый британский эсминец HMS Stronghold. Сирануи лишился носовой части, получив торпеду с подлодки USS Growler у острова Кыска 5 июля 1942 года, и провел остаток года на ремонте в Майдзуру.
4-й и 17-й дивизионы были частью группы эскадренных миноносцев в сражении у атолла Мидуэй в июле 1942-го, причем Таникадзе остался невредимым после массированного налета американских пикировщиков.
В августе 1942 года американские войска высадились на Гуадалканале и в Тулаги, чтобы воспрепятствовать японскому наступлению на Порт-Морсби. Это послужило началу серии местных стычек на Соломоновых островах, когда японцы пытались проводить контратаки, а также доставлять подкрепления и снабжение островным гарнизонам. Юкикадзе и Амацукадзе принимали участие в бою у Гуадалканала 13 ноября, во время которого Амацукадзе потопил двумя торпедами американский эсминец USS DD-599 Barton (типа Benson) и поразил торпедой крейсер USS Juneau, позже потопленный подводной лодкой I-26. Но и сам Амацукадзе был поврежден, а Юкикадзе пришлось выполнять неприятную миссию – добивать торпедами поврежденный линкор «Хией». В бою у Тассафаронга 1 ноября 1942 года Оясио потопил американский крейсер USS Northampton. Первой потерей в этом районе стал Хаясио, 24 ноября его атаковали и потопили бомбардировщики 5-й воздушной армии, когда он оказывал поддержку сухопутным войскам в заливе Хьюон.
В марте следующего года та же участь постигла Токицукадзе, когда американские топмачтовики В-25 атаковали транспортное соединение юго-восточнее Финшхафена. Участие в рейдах через пролив Слот, получавших у американцев название «Токийский экспресс», было чрезвычайно опасно для японских эсминцев, и три корабля данного типа были потеряны 8 мая. В предыдущий день американские эсминцы-заградители установили минное заграждение в проливе Блэкетт между островами Арундель и Коломбангара на пути следования японских «экспрессов». Оясио и Кагеро подорвались и получили серьезные повреждения, а Куросио моментально затонул. Лишь Митисио остался невредимым. Два «подранка» днем были потоплены «Донтлессами» КМП США. Таникадзе и Судзукадзе (типа Сирацую) участвовали в бою в заливе Кула в ночь на 6 июля 1943 года, когда их торпеды потопили крейсер USS Helena. Оба они получили легкие повреждения. Юкикадзе и Хамакадзе сражались 13 июля у Коломбангара, когда торпедами был поврежден крейсер HMNZS Leander (к тому времени переданный Новой Зеландии) и потоплен американский эсминец USS DD-436 Gwin (типа Benson/Gleaves).
Перевозившие подкрепления с Бугенвилля на Коломбангара Араси и Хагикадзе в ночь на 6 августа атаковали американские эсминцы 12-го и 15-го дивизионов, и оба были потоплены: первый – торпедой и артиллерийским огнем, второй – торпедами USS DD-382 Craven, DD-384 Dunlap и DD-401 Maury (типов Gridley и Mahan/Dunlap). Хацукадзе присутствовал при битве в Велья-Лавелья, а 2 ноября в составе крейсерско-миноносных сил контр-адмирала Омори его направили для обстрела Бугенвилля. В бою с американскими кораблями в заливе Императрицы Августы его протаранил японский тяжелый крейсер «Миоко». Хацукадзе потерял нос и позже был потоплен артиллерией эсминцев USS DD-509 Converse, DD-512 Spence и DD-514 Thatcher (типа Fletcher).
Когда 4 февраля 1944 года эвакуировался Трук, Маикадзе был поврежден авиацией и затем потоплен линкорами USS Iowa, New Jersey и эсминцами USS DD-446 Radford и DD-588 Burns в 40 милях северо-западнее острова.
К моменту начала сражения в заливе Лейте из восемнадцати кораблей типа Кагеро в строю оставалось только шесть. Уцелевший в этой битве Сирануи погиб 27 октября от налета самолетов с авианосца USS Essex западнее Пенея. Не прошло и месяца, как подводная лодка USS Sealion торпедировала и потопила Уракадзе неподалеку от Формозы. Так что, к концу 1944 года оставались в строю только Амацукадзе, Исокадзе, Хамакадзе и Юкикадзе. Теперь они действовали в районе Южно-Китайского моря. Амацукадзе был потоплен американской авиацией восточнее Амоя 6 апреля, а на следующий день три оставшихся эсминца прикрывали линейный корабль «Ямато» в его последней атаке против американских сил на Тихом океане. В 13 часов авианосные самолеты TF 58 потопили Хамакадзе. Тяжело поврежденный Исокадзе затонул незадолго до полуночи. Участвовавший в этой операции Юкикадзе остался цел и вернулся в Японию, где в августе его захватили. По репарациям он достался Китаю и был переименован в «Тань Янь». Корабль находился в строю три десятилетия, в 1970 году он получил тяжелые повреждения в результате посадки на мель и был сдан на слом.
IJN Nowaki, 19.04.1941
Тип Yugumo.
Водоизмещение стандартное 2077 т, полное 2520 т.
Длина 119,17 м (117 м по в/л). Ширина 10,8 м. Осадка 3,76 м.
Механизмы: три котла Кампон, 2 ТЗА.
Мощность и скорость: 52000 л.с., 35 узлов.
Дальность плавания 5000 миль (18 узлов).
Артиллерия: шесть 127-мм (3×2), четыре 25-мм.
Торпеды: восемь 610-мм (2×4).
Противолодочное вооружение: 36 глубинных бомб.
Экипаж 228 человек.
IJN Hayanami, 24.07.1943
Тип Югумо в целом повторял тип Кагеро, отличаясь увеличенными размерами корпуса. Вооружение не изменилось по сравнению с предшественниками, но орудийные установки типа D имели угол возвышения 75 градусов. Заказывались по программам 1939 и 1941 гг., но только один эсминец успел вступить в строй до начала военных действий. От постройки последних восьми единиц отказались.
Первые корабли имели дополнительный 25-мм спаренный автомат перед мостиком, а последние несли два строенных автомата вместо башни №2, общее их число достигло четырнадцати. В 1944 г. добавилось еще 14 автоматов (всего стало 28 стволов). Предполагалось демонтировать два 127-мм орудия на некоторых кораблях, но эсминцы, вступавшие в строй в 1943-44 годах, продолжали нести все шесть, вероятно, потому, что установка двух строенных 25-мм автоматов на платформе у второй трубы избавила от необходимости снимать вторую башню. Однако некоторые корабли все же лишились одной кормовой установки типа D, которая была заменена спаренной 127-мм 40-калиберной зенитной типа 8. Причиной тому послужила низкая скорость подачи боезапаса стандартной пушки и наличие угла возвышения 90 градусов у 40-калиберного орудия. С 1943 года на них устанавливался радар типа 22, а последние корабли вступали в строй уже с ним.
Когда Япония начала военные действия против Великобритании и США, только Акигумо был полностью готов к службе. Он принял участие в атаке на Перл-Харбор в составе сил прикрытия авианосного ударного соединения адмирала Нагумо. Позже его перевели на Трук в составе 1-й эскадры эскадренных миноносцев. В январе 1942-го он прикрывал высадку в Рабаул, в феврале участвовал в авианосном рейде против Дарвина, а в марте-апреле в походе в Индийский океан. Ко времени операции у атолла Мидуэй он и Макигумо, Кадзегумо и Югумо образовали 10 й дивизион эсминцев. После реорганизации флота дивизион вошел в состав 10-й эскадры эсминцев 3-го флота. Он принимал участие в высадке японского отряда на Гуадалканал и в последующих операциях по его поддержке. В октябре к нему при соединился 31-й дивизион, сформированный из вступивших в строй Наганами, Таканами и Макинами. Эти семь эсминцев играли активную роль в кампании на Соломоновых островах – эскортировали крупные корабли во время обстрелов побережья, перевозили войска и снабжение. Они принимали участие в сражении у островов Санта-Круз, причем Акигумо и Макигумо в ночь на 27 октября добили поврежденный американский авианосец USS Hornet.
В ноябре во время транспортного рейса на Гуадалканал Таканами и Наганами были повреждены американскими пикирующими бомбардировщиками. 30 ноября корабли 31-го дивизиона стали одними из восьми эскадренных миноносцев, направленных с грузом к Гуадалканалу и натолкнувшихся на группу американских крейсеров и эсминцев. В последующем бою, названном сражением у Тассафаронга, Таканами тяжело повредили, и на следующий день он затонул. Время его нахождения в боевом строю исчислялось всего тремя месяцами.
В начале следующего года японцам пришлось эвакуировать гарнизон Гуадалканала, и во время последнего рейса в начале февраля Макинами был поврежден авиацией, а Макигумо погиб, подорвавшись на мине у острова Саво. Киенами участвовал в бою у Коломбангара в июле 1943 года, а Акигумо, Наганами, Югумо и Кадзегумо были переброшены в северные воды прикрывать эвакуацию острова Кыска. Киенами стал следующей потерей, 20 июля его потопили бомбардировщики В-25 из состава 5-й воздушной армии у острова Шуазель на пути в Вила. Эвакуация многочисленных гарнизонов Соломоновых островов продолжалась. В ночь на 6 октября 3 я флотилия эсминцев контр-адмирала Идзюина, в которую входил 10-й дивизион (Югумо, Кадзегумо и Акигумо) приняла бой с американскими эсминцами у острова Велья-Лавелья. Югумо был потоплен USS DD-451 Chevalier и DD-357 Selfridge (типов Fletcher и Porter), но успел торпедировать первого, так что тот тоже затонул.
Осенью 1943 года большинство кораблей данного типа прикрывало авианосные силы в районе Рабаула. Вступивший в строй Онами заменил в составе 31 -го дивизиона погибший Таканами. Был сформирован новый 32-й дивизион в составе Таманами, Судзунами, Фудзинами и Хаянами, а Акигумо и Кадзегумо присоединились к 10-му дивизиону. В начале ноября Наганами участвовал в бою в заливе Им ператрицы Августы. Днем позже он был торпедирован самолетами TF 58.3, но остался на плаву. Однако Судзунами оказался не столь удачливым, SBD Dauntless с авианосца USS Essex послали его на дно у входа в гавань Рабаула. Пораженный тогда же торпедой Фудзинами уцелел, так как она не взорвалась.
В конце ноября пять американских эсминцев 45-го (USS DD-570 Charles Ausburne, DD-572 Dyson, DD-571 Claxton) и 46-го (DD-509 Converse, DD-512 Spence, все типа Fletcher) дивизионов 23-й эскадры («Little Beavers 23-th Destroyer’s squadron») атаковали группу из шести японских эсминцев, эвакуировавших солдат с Бука в Рабаул. Среди них были Онами и Макинами. Испытав на себе эффективность американских торпед и артиллерии, они оба остались на дне у мыса Сент Джордж.
1944 год принес первую потерю от атак подводных лодок, Акигумо был торпедирован и потоплен USS Redfin у архипелага Сулу.
В оборонительных операциях на Марианских островах в начале лета 1944 г. принимали участие три дивизиона, в составе которых были эсминцы данного типа: 31-й (Окинами, Кисинами, Наганами, Асасимо), 32-й (Таманами, Хаманами, Фудзинами, Хаянами) и 10-й (Кадзегумо). Туда же прибыл и Акисимо. В начале июня Кадзегумо был потоплен подводной лодкой USS Hake у залива Давао, Хаянами потоплен USS Harder в море Сулавеси восточнее Борнео, а в следующем месяце около Манилы подводная лодка USS Mingo потопила Таманами.
Все уцелевшие корабли принимали участие в сражении у Лейте, во время которого Хаясимо сел на мель юго-восточнее Миндоро, где позже его потопила американская авиация. На следующий день Фудзинами был атакован пикировщиками с USS Essex TF 38.3 севернее Илоило. От близкого разрыва в корпус начала поступать вода, и корабль затонул.
Операции на Филиппинах в ноябре принесли новые потери от воздушных налетов. 11 ноября самолеты оперативного соединения TF 38 потопили Хаманами и Наганами западнее острова Лейте, а двумя днями позже они же пустили на дно Акисимо и Окинами в 8 милях западнее Манилы.
После гибели Кисинами, торпедированного подлодкой USS Flasher в проливе Лусон, в строю оставались лишь Киесимо и Асасимо. Первый из них, отправленный из залива Камрань, во время последнего похода в Филиппинские воды нашел торпеду с торпедного катера РТ-223 южнее Манилы. Асасимо вернулся в родные воды, а в апреле 1945 года, с трудом снабженный топливом, отправился вместе с «Ямато» в его последнее самоубийственное плавание и погиб от атаки самолетов TF 58 в 150 милях юго-западнее Нагасаки.
Таким образом, сочетание агрессивного духа, слабого зенитного и противолодочного вооружения, а также отсутствие хороших радиолокационных средств привело к полному истреблению всех двадцати современных эскадренных миноносцев. Но это была типичная ситуация для Японского Императорского флота периода Второй мировой войны.
Забрал тут
Авиация и Техника
9.9K поста17.7K подписчиков
Правила сообщества
Правила Пикабу