Якутская школа отказалась принимать русскоязычных детей. Хотя «русскоустьинцы» и «походчане» признаны коренным народом Саха.

Якутская школа "Айыы Кыhата" отказалась принимать русскоязычных детей.

Конфликт возник после того, как жители нового микрорайона города узнали о закрытии одной из школ и решили отправить детей в "Айыы Кыhата". Однако в учебном заведении отказались принимать заявления.

"Наши дома находятся совсем рядом с этой школой. Поэтому мы были уверены, что никаких проблем не возникнет. Но директор сказала, что мест нет и она не будет принимать русскоязычных детей", — рассказала местная жительница Наталья.

Как отмечает издание, решение руководства поддержала часть родителей учащихся, которая считает, что "Айыы Кыhата" является национальной школой, а зачисление русскоязычных детей может повлиять на "программу обучения и воспитания".

"Мы против, поскольку это противоречит концепции обучения в "Айыы Кыhата", — цитирует портал представителя родительского комитета школы.

https://ria.ru/20190201/1550254610.html


В феврале родители русскоговорящих детей планируют акцию протеста, чтобы добиться для детей права обучаться на национальном языке. Они утверждают, что школа ущемляет их конституционные права. Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/education/41654573/?utm_content=rnew...


Дальше для тех, кто хочет вникнуть в суть проблемы, остальным можно не читать.

РАНЕЕ: определения коренного народа.

Конституционный суд Якутии постановил внести в Основной закон республики уточнения насчет определения коренного народа.


Постановление Конституционного суда Якутии
Конституционный суд республики своим решением № 4-П от 21 октября 2016 года принял беспрецедентное и смелое решение признать якутов коренным народом, а территорию Якутии – «родной землей и исторической родиной якутского народа, источником его экономического благополучия, уникальной культурной и языковой идентичности».
Таким образом, коренными народами Якутии являются:
— представители коренных малочисленных народов (эвенки, эвены, юкагиры, чукчи),
— представители русских этнических групп (среднеустьинцы и походчане),
— якуты.

При этом эвенки, эвены, юкагиры, чукчи признаны коренными народами федеральными законами.
Русские (среднеустьинцы и походчане) признаны коренными народами республиканским законом.

Причем, толкование Конституционного суда республики «является официальным и общеобязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов, организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан… Настоящее постановление окончательно, обжалованию не подлежит, вступает в силу со дня провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами государственной власти и должностными лицами».

Отныне таковым следует считать представителей якутского этноса. А всего в республике проживает 120 национальностей.


Согласно постановлению Конституционного суда Якутии от 21 октября 2016 года, закрепляется "признание территории Саха (Якутии) родной землей и исторической родиной якутского народа, источником его экономического благополучия, уникальной культурной и языковой идентичности, а конституционно-правовой статус Республики Саха (Якутия) — формой его социально-политической и государственно-правовой организации, как исторически своеобразной национальной общности в составе Российского государства".


В постановлении также говорится о "совокупности естественных коллективных прав коренного народа Якутии, именем которого названа Республика Саха (Якутия)", сообщает издание EurAsia Daily.


Авторы которого отмечают: "Конституционный суд Якутии формально подтверждает, что единственным коренным народом исторической многонациональной Якутии являются только якуты. Остальные проживающие в республике народы — русские, юкагиры, чукчи, эвенки и т. д. — формально перестают быть коренными жителями самой большой национальной республики России".


Критики постановления полагают, что речь идет об угрозе формирования этнократического режима.


Началось все с того, что в июле этого года депутат Госсобрания (Ил Тумэн) Якутии Михаил Габышев обратился в республиканский Конституционный суд с запросом о разъяснении отдельных положений Основного закона.


Конституция республики частью 1 статьи 42 "гарантирует сохранение и возрождение коренных народов РС(Я), а также русских и других старожилов" и в соответствии с частью 2 данной статьи, "уважая традиции, культуру, обычаи коренных народов РС(Я) и коренных малочисленных народов Севера, защищает их неотъемлемые права".


Депутат счел, что указанные нормы трактуются неоднозначно, так как критерии определения коренного народа не нашли дальнейшего законодательного развития. По мнению Габышева, в связи с отсутствием определенности в этом вопросе гарантии в отношении них не реализуются в полном объеме.


Зампред КС Якутии Юрий Бацев заявил, что в российском законодательстве нигде не закреплено понятие "коренной народ".


"Оно относится к терминологии международного права, в частности, к Конвенции №169 "О коренных и племенных народах в независимых странах", принятой в 1989 году. Вместе с тем права и свободы для всех народов, проживающих в Российской Федерации, одинаковы", — цитирует Бацева издание "ЯСИА".


Постановление сводится к разъяснению исторически сложившегося статуса якутов как коренного народа, проживающего на данной территории. По сути, речь не идет о признании каких-то особых прав и привилегий, заявил Бацев.


"Я сам русский, но родился в столице республики. Не могу считать себя представителем коренного народа, однако это ничего не меняет: моя родина — Якутия. Мы все живем в равных условиях — я вырос здесь и никуда отсюда не собираюсь уезжать", — сказал он.


Член совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимир Зорин подтвердил, что "в Российской Федерации, с точки зрения науки, понятие "коренные народы" в доктринальных документах не употребляются".


"У нас есть термин "коренные малочисленные народы севера Сибири и Дальнего Востока"", — сказал он Pravda. Ru. Добавив, что якуты к этой категории не относятся.


"В России ни в одной республике понятие "коренные народы" как права и нормы не присутствуют. Я думаю, что это юридический правовой казус, с которым наши юристы способны спокойно разобраться", — подчеркнул эксперт.


"В государственной национальной политике термин "коренные" и "некоренные" народы также не используется. Это была согласованная позиция, в том числе всех субъектов Федерации, в обсуждении стратегии принимала участие и Якутия", — подчеркнул Владимир Зорин.


Решение республиканского Конституционного суда ни в коем случае не умаляет права других народов, проживающих на территории Якутии, считает генеральный директор ООО "Медиагруппа "Ситим" Мария Христофорова.


"Просто сейчас придан статус коренного народа именно народу Саха, потому что хоть республика и называется Республика Саха (Якутия), но как такового статуса не было", — сказала она Pravda. Ru.

https://www.pravda.ru/politics/authority/27-10-2016/1316877-...


Почему якутов объявили коренным народом республики?

полный текст https://sakhalife.ru/pochemu-yakutov-obyavili-korennyim-naro...


........Разработкой Декларации о правах коренных народов занимался Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) – один из главных органов ООН.

«Саха омук» стал членом ООН в качестве неправительственной организации и получил консультативный статус при ЭКОСОС.

Появилась возможность прямого участия в разработке Декларации прав коренных народов.

В окончательной редакции Декларации написано:

«Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев… Коренные народы имеют право возрождать, использовать, развивать и передавать будущим поколениям свою историю, языки, традиции устного творчества, философию, письменность и литературу… Коренные народы имеют право на достоинство и многообразие их культуры, традиций, истории и чаяний»........

Декларация была принята только в 2007 году.

Во-вторых, вопрос развития традиционной культуры стал решаться своими силами с активным и масштабным привлечением другой структуры ООН – ЮНЕСКО. Андрей БОРИСОВ стал министром культуры республики в сентябре 1990 года и закипела работа.

Во-третьих, вопрос получения природной ренты стал решаться другими методами – путем заключения договоров и соглашений с центральной властью.


Принятие Декларации о правах коренных народов

13 сентября 2007 года Декларация о правах коренных народов была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН – принята резолюцией 61/295.

143 государства проголосовали за принятие Декларации.

4 государства были против – Австралия, Канада, Новая Зеландия и США.

11 государств воздержались – Азербайджан, Бангладеш, Бутан, Бурунди, Грузия, Кения, Колумбия, Нигерия, Российская Федерация, Самоа, Украина.


Позиция России по Декларации о правах коренных народов

Делегация России мотивировала свой отказ в поддержке Декларации о правах коренных народов двумя основными причинами.

Во-первых, в связи с несогласием текста статьи 3 Декларации о праве коренных народов на самоопределение.

Во-вторых, в связи с несогласием с текстами статей 26 и 27 Декларации о праве коренных народов на земли, территории и природные ресурсы и праве компенсации за использование ресурсов или отъем (изъятие) территорий.


Позиция России логична.

Право любого народа, не только коренного, на самоопределение – естественно.

СССР, правопреемником которого является Россия, в 1973 году ратифицировал Международный пакт о гражданских и политических правах, первая же статья пакта гласит: «Все народы имеют право на самоопределение».

Также в 1973 году Советским Союзом был ратифицирован другой Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, первая статья которого также гласит: «Все народы имеют право на самоопределение».

Но именно из-за этого принципа права народов на самоопределение распался СССР. Поэтому в России, состоящей из множества национально-территориальных образований, отношение к этому термину – как реакция в семье повешенного на слово «намыленная веревка».


Почему именно якуты? А другие народы Якутии?

Другие аборигенные народы Якутии уже имеют статус коренных народов, установленный Федеральными законами № 82-ФЗ от 30 апреля 1999 года и № 104-ФЗ от 20 июля 2000 года.

К их числу республиканским законом 133-З N 269-III от 15 апреля 2004 года отнесены также русские – этнические группы «русскоустьинцы» и «походчане».

В России понятие «коренные малочисленные народы» означает этническую группу численностью на конкретной территории не свыше 50 тысяч человек.

Например, эвенки на территории России относятся к малочисленным народам, поскольку их около 37 тысяч. А так эвенков в мире – свыше 77,6 тысяч.

Численность якутов по итогам переписи 2010 года составило 478,1 тысяч, сейчас вполне может быть больше 500 тысяч человек.


Как определяются коренные народы?

В российском правовом поле нет юридического понятия «коренные народы», кроме термина «малочисленные коренные народы».

А вот в международном праве есть четкое определение.

Впервые понятие «коренные народы» было дано в Конвенции Международной организации труда № 107 «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной или полуплеменной образ жизни в независимых государствах» (1957 год). Затем Конвенция № 107 была частично пересмотрена и в 1989 году принята Конвенция № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах».


Россия не ратифицировала Конвенцию № 169. Но Конституционный суд России в определении № 224-О от 10 февраля 2016 года установил, что даже если международные правовые акты «не подписаны и не ратифицированы Российской Федерацией, [это] не исключает возможности учета и использования их положений при формировании российского законодательства».


Конвенция № 169 в первой статье определяет коренными народами:

«a) … народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия которых отличают их от других групп национального сообщества и положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями или традициями, или специальным законодательством;

b) … народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты».


Очевидно, что якуты могут считаться коренным народом именно по пункту b), поскольку населяли территорию Якутии в период установления государственных границ Российской Федерации в конце 1991 года.


Официальной датой прекращения существования СССР и перехода международного правопреемства на Российскую Федерацию считается 26 декабря 1991 года. Якутия 26 декабря 1991 года называлась Якутская-Саха ССР и с 28 декабря 1991 года стала именоваться Республика Саха (Якутия).


При этом надо иметь в виду, что границы Якутской республики к тому времени были четко очерчены, а сама Республика Саха (Якутия) по Конституции России 1993 года определена как государство в составе Российской Федерации.

Поэтому якуты являются коренным народом конкретной территории с установленными границами и с закрепленной в Конституции России государственно-административным устройством. У них на момент образования Российской Федерации был политический институт – республика-государство, в соответствии с критериями Конвенции № 169.


Российская Федерация является преемницей СССР. 30 декабря 1922 года, когда был образован Союз ССР, якуты также уже жили в Якутской республике.

Таким образом, даже если брать период установления государственных границ СССР, то якуты уже населяли конкретную территорию с установленными границами и имели свое административное образование в виде республики. Причем, по Конституциям СССР и РСФСР 1978 года Якутская АССР была объявлена государством в составе РСФСР.


И этот статус государства сохранялся у Якутии до принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993 году. Таким образом, к 26 декабря 1991 года, когда были установлены государственные границы России, у якутов был политический институт – республика-государство.


Есть и другой дополнительный критерий – якуты жили в Якутии в период ее включения в состав Русского государства в 1632 году. Можно сколько угодно спорить о характере включения Якутии в состав России – было ли это завоеванием или колонизацией. Завоевание территории означает ее захват военными силами (в отношении Якутии – вооруженными контингентами казаков, которые подчинялись централизованной власти Русского государства, которое назначало военных администраторов – воевод), колонизация территории означает заселение и превращение в свое владение чужой территории с покорением ее коренного населения..........

Баяны

252K постов14.3K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Сообщество для постов, которые ранее были на Пикабу.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Пусть теги нормально научатся ставить, тогда и баянить будут меньше.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку