Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины...

Китай. Загадочный колосс. Грозная сила в пятую часть человечества, прогресс которой ошеломляет.

Что он из себя представляет сегодня?


Чтобы это понять, надо обратиться к его истории, да и не только его. Сразу предупреждаю, очень длиннопост!

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины... Китай, СССР, История, Ликбез, Экономика, Длиннопост
Кто не знает экономику - тот лох!
Грабли первые, лоб советский


Начинается вся эта история в 1921-м году, в далёкой от Китая европейской части Советской России.

Большевики к 21-му году победили белогвардейцев, интервенцию Антанты, Польши и Финляндии. Но силы системы были на исходе.


В Гражданскую полегло по миллиону красных и белых, причем едва не половина - от холеры и тифа. Потери мирного населения - впятеро выше. По итогам интервенции и Гражданской в стране царили разруха, криминал и болезни. Потом пришёл невиданный Голод 1921-го. Голодало 40 миллионов, и несмотря на всемирную помощь погибло 5 миллионов.


Крестьянство, получившее в 17-м году помещичьи земли в единоличное пользование, а потому поддержавшее большевиков в Гражданскую, более не имело экономических причин поддерживать большевиков с их идеями диктатуры пролетариата. Тамбовское и Кронштадтское восстания это явно показали. Заводские рабочие и железнодорожники же частью полегли в Германскую и Гражданскую, частью разбежались по деревням от голода и холода. Ситуация грозила выйти из-под контроля.


Ленин и его сторонники это понимали, и в 1921-м политика военного коммунизма была заменена НЭПом. В экономику вводился рынок, крестьяне получили право продавать излишки продовольствия после сдачи продналога, заменившего продразвёрстку.

Это дало стране несколько лет стабильности и возможности восстановить хотя бы довоенный уровень производства.


Но рыночная экономика тут же начала давить на плановое руководство. В партию попадают сторонники рынка. Последовал ряд чисток, пытавшихся их убрать. Но несмотря на них формируются две фракции ВКП(б) - левая, "НЭП это временное отступление", и правая, бухаринская "НЭП это всерьёз и надолго".

НЭП продолжается в течение семи лет, до 1927-го.

В 1927-м последовала хлебная стачка, когда кулаки скупили хлеб в деревне и придержали его, требуя от государства повышения закупочной цены втрое. Голодать начали как сельские бедняки и батраки, так и городские рабочие и служащие. Ситуацию выправили уголовными мерами, принудительно скупив по госцене или конфисковав за спекуляцию нужный объем. Но было понятно, что история будет повторяться, и собирать зерно будет всё тяжелее. А помимо голодной осени стачка сорвала ещё и импорт промышленного оборудования для постройки заводов.


На раздрай в экономике наложилась отчаянная грызня внутри партии.

Правые-бухаринцы в открытую продавливали рыночные решения, переводя НЭП в постоянную политику развития из временной.

Левые-троцкисты указывали на то, что страной правят не советы рабочих и крестьян, а бюрократические органы из партийцев и промышленных управленцев, зажравшиеся и потерявшие связь с советами.

Центр во главе со Сталиным маневрировал между теми и другими, стремясь не допустить сваливания в силовое противостояние группировок и хаос.


Кроме того, к этому времени стало окончательно понятно, что все рабочие партии мира разгромлены. Надежды на мировую революцию, и на поток немецкой техники в обмен на советское зерно, рухнули. Хуже того, Европа вслед за Польшей и Италией начала стремительно праветь. Перепуганные революционным десятилетием сторонники рынка брали на вооружение военную диктатуру, подпертую националистическими вооруженными парамилитариями.


Становилось ясно, что после полного взятия ими обстановки в своих странах под контроль, последует второй дубль интервенции.


Это требовало для обороны создания армии, сравнимой с передовыми европейскими. Армия требовала военных заводов. Военные заводы требовали обыкновенных. Обыкновенные требовали инвестиций, оборудования, сырья и кадров. И всё это вместе нужно самое долгое через 10-15 лет!


Вот в таких условиях и вернулись в СССР к решению о коллективизации. К кривому и косому воплощению этого решения, к раскулачиванию и голоду 1933-го. По итогам всё же возникли крупные сельскохозяйственные предприятия, с помощью сельхозтехники поднявшие урожайность и высвободившие кадры для новых заводов. Выросли новые заводы и электростанции, сперва на импортном, потом и на скопированном оборудовании. Армия механизировалась, преобразовывалась по европейским образцам, росла.


Экзамен армии и её тылу был дан в 1941-м году, и армия со страной этот экзамен выдержали. В 1945-м страна начала восстановление полуразрушенной экономики, параллельно начав ядерную гонку со Штатами.

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины... Китай, СССР, История, Ликбез, Экономика, Длиннопост
Женская дружба - всегда нерушима!

Грабли вторые, лоб китайский


Тут, в 1949-м году, мы переносимся в Китай.

Народно-Освободительная армия добивает Гоминьдан и Чан Кайши бежит под крылышко американцев на Тайвань. Компартия в Пекине объявляет о создании Народной республики.


Но дальше, как и в России тридцатью годами ранее, компартия встаёт во главе глубоко отсталой страны, не доросшей даже до рынка. Семь из восьми китайцев - крестьяне-единоличники, получившие в собственность помещичью и часть кулацкой земли. Сельское хозяйство частное, торговля частная, предприятия частные.


Правда, в отличии от 21-го, у Китая есть великий друг. Советская власть, которая может помочь с созданием промышленности и прикрыть от интервентов. И СССР действительно начинает всемерно помогать, инвестируя в Китай миллиарды, отправляя туда специалистов.

Первая пятилетка с 1953-го по 1957-й действительно создала грандиозный задел. Появляются целые отрасли промышленности, ранее невиданные в Китае. Создаются сельские кооперативы. Китай на пороге того, чтобы пройти грабли преобразования экономики без советских ошибок.


Но тут следует XX съезд КПСС, осудивший сталинизм. Централизованную советскую экономику дробят на региональные совнархозы. Мелкая частная инициатива - артели, личные подсобные хозяйства - напротив, активно ликвидируется. Аппарат начинает лихорадить от популистских и непродуманных решений Хрущева и его сторонников. На противников преобразований обрушиваются преследования.


Отношения Китая с СССР на этой почве начинают стремительно портиться, помощь СССР Китаю сворачивается, советских специалистов активно гонят из Китая.


Китай оказывается на распутье. США - враг, уничтоживший миллион китайцев в Корейской войне. СССР - тоже становится идейным врагом. А дальнейшее развитие промышленности требует ресурсов - сырья, кадров, импортного оборудования и технологий. В Шанхае начинают бастовать рабочие национализированных предприятий, имеющих от государства меньше, чем от частных хозяев.


Что же делать дальше?

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины... Китай, СССР, История, Ликбез, Экономика, Длиннопост
Китаец! Бей мух и воробьев, копай канал, плавь сталь, жди Великого Вождя!

Грабли третьи, лоб скачкообразный


Правые под руководством Лю Шаоци и Дэн Сяопина распускают кооперативы, сворачивают темпы индустриализации до единиц процентов. Левым надо что-то придумывать в ответ.


"Большой скачок"? "Три года упорного труда - десять тысяч лет счастья"? Попытаться заменить один экскаватор сотней таджиков с лопатами? Ну давайте попробуем...


Страна в приказном порядке коллективизируется. На селе коммуны, даже обедающие вместе. По всей стране попытки плавить сталь в кустарных печах и рыть каналы с водохранилищами для резкого роста рисоводства.


Разумеется, ни к чему хорошему это не привело. Уже в 1960-м становится понятно, что сельском хозяйстве застой, а в промышленности вообще падение. Учитывая саботаж правых на местах, программа "Большого скачка" провалилась.


Мао Цзедун и его сторонники по итогам провала отстранены от рычагов управления экономикой. Теперь правые, Шаоци, Сяопин и Гофэн, создают региональные ЦК партии, куда расставляют своих людей. В 1961-62-м вновь распускают коллективизацию, расформировывают коммуны, вновь создают рынки для частной торговли. Именно в эти годы и звучит фраза "Неважно, какого цвета кошка". Рыночникам красный флаг сам по себе не мешает!


Время идёт, экономика постепенно возвращается к показателям 56-го. Мао постепенно теряет и политический авторитет, понимает, что партия встает в оппозицию плановым идеям.

Спустя семнадцать лет провозглашения республики, в 1966-м, Мао и левые предпринимают попытку "пересобрать" партию, обратившись напрямую к молодёжи.


Молодёжь, запертая неспешными темпами развития экономики в самом низу социальных лифтов, ненавидит номенклатуру и частников не меньше Мао. Она же в армии продолжает поддерживать Мао и его идеи, собирая их в "красные книжечки".

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины... Китай, СССР, История, Ликбез, Экономика, Длиннопост
Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины...

Грабли третьи, лоб бескультурный


В конце мая 1966 года в Пекинском университете секретарь парткома философского факультета университета Не Юаньцзы вешает на стене первую листовку-дацзыбао, направленную против ректора Пекинского университета Лу Пина, который пользовался поддержкой горкома партии.


Критика, которой подвергали руководство учебными заведениями, распространилась на региональное партийное руководство, в первую очередь связанное с идеологической работой. Происходила массовая смена руководителей провинциальной печати. В Пекин для усиления позиций «левых» были введены дополнительные воинские части.


Армия принимала самое непосредственное участие в развитии "Культурной революции", создавая специальные пункты по приему "красногвардейцев"-хунвэйбинов, центры связи, снабженные транспортными средствами, типографским оборудованием, финансами. К каждой группе из 20-30 человек прикреплялся военнослужащий, призванный обучать их военной дисциплине и осуществлять контроль.


Для распространения столичного опыта "красногвардейцам" было разрешено перемещаться по стране на всех видах транспорта за государственный счет.

(История Китая, Меликсетов А. В., 2001)


Так началась "Культурная революция". Молодёжь громит университеты, комитеты партии, редакции газет. Номенклатуру лишают уютных кресел и привилегий.


Однако ход начатой "Культурной революции" противоречив. Верхушка правых потеряла свои посты, репрессирована и разогнана по дальним углам. А вот среднее звено правых в партии само формирует отряды из хунвейбинов и рабочих, которые не дают левым силовым путём разогнать региональные партийные органы. Им на помощь зачастую приходит армейский генералитет в регионах. Распоряжения из захваченных левыми Пекина и Шанхая тщательно саботируются под мантры о любви к "Культурной революции" и товарищу Мао лично.


Новая структура органов управления страной, сформированная из ревкомов тоже не даёт левым победы - ревкомы создаются из прежних правых кадров, из выдвинутых военными и из левых хунвейбинов. Противостояние левых и правых накаляется.


В 1967-м в Ухани едва не началось открытое противостояние между армейскими частями и партийными комитетами юга и армейскими частями Пекина и хунвейбинами.


В 1968-м ситуация уже выходит из-под контроля центра. Начинаются вооруженные стычки хунвейбинов и военных. Дальнейшее усиление борьбы правых и левых явно примет форму новой Гражданской войной.


Мао и его сторонникам приходится выбирать между правыми и левыми... и Мао выбирает правых.


Правые и армия громят хунвейбинов. Миллионы "красногвардейцев" высланы в деревни "на перевоспитание", как до них туда высылали аппаратчиков и интеллигенцию.


К 1969-му году страна погрузилась в предвоенный хаос. Армейские части вступают в стычки с Советской армией. На заводах и в университетах нехватка кадров. Партийный и государственный аппарат вообще разнесены в ноль.


К "перезапуску" аппарата в верхушке остаются две мощных фракции - выдвиженцы хунвейбинов  и военных. Правые ослаблены - Шаоци умер в тюрьме, Сяопин в ссылке в деревне. На местах ситуация иная - основная сила военные выдвиженцы, потом бывшие правые, и в меньшинстве выдвиженцы "Культурной революции".


Следующий раунд борьбы пауков в банке - внешнеполитическая ситуация. Развиваться своими силами не получается, значит надо присоединяться либо к СССР, либо к США.


Военные и министр обороны Линь Бяо - за СССР. Чжоу Эньлай, вернувшийся во власть в 70-м Дэн Сяопин и правые - за США. Министра обороны Линь Бяо обвинили в подготовке переворота, он бежит на самолёте в СССР, но гибнет в авиакатастрофе на территории Монголии. Китай начинает налаживать отношения с США.


Конституция 1975-го отразила двойственность власти в Китае. Ревкомы и коммуны от левых, хозрасчет, бригадный подряд, оплата по труду - от правых.


В апреле 1976-го в день памяти Чжоу Эньлая на Тяньаньмынь происходят беспорядки. Звучат обвинения в адрес левых и Мао. Беспорядки разогнаны. Вы будете смеяться, но Сяопин (обвиненный в организации протестов) в очередной раз лишён всех постов и отправлен в ссылку.

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины... Китай, СССР, История, Ликбез, Экономика, Длиннопост
Это есть наш последний политический бой...

Грабли последние, посмертные


Осенью 1976-го Мао Цзэдун умирает.


В результате военного переворота выдвиженцев "Культурной революци" смещают. Непотопляемый Сяопин снова возвращается во власть. "Культурная революция" осуждена, "банда четырёх" во главе с женой Мао посажена на долгий срок.


Экономика страны перестраивается на производство ширпотреба. Село в очередной раз расколлективизировано, закупочные цены на рис подняты. Для привлечения штатовских инвестиций создаётся первая свободная экономическая зона в Шеньчжене (которая и ныне частенько стоит как адрес присылаемых Алиэкспрессом гаджетов, кстати).

Дальше начинается история известного нам Китая.

Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины... Китай, СССР, История, Ликбез, Экономика, Длиннопост
Скромный делегат XVII съезда Коммунистической партии Китая, депутат Всекитайского собрания народных представителей, простой китайский обладатель 33 миллиардов долларов Ван Цзяньлинь сажает в машину случайного попутчика.

Выводы.


Победа компартии в 1949-м привела к власти широкую коалицию, в том числе и из рыночников.

Начавшуюся плановым порядком коллективизацию и индустриализацию подрубила на корню "оттепель" в СССР. Попытки же обойтись своими силами кончились провалом и усилением позиций правых.


Понимая, что усилия вязнут в самой партии, лишившей левых влияния на экономику, Мао попытался напрямую от трудящихся пересобрать партию - но по факту и страну поставил на грань второй Гражданской войны, и партию не перестроил.


Дальше Мао умирает, а правые уже в открытую оттесняют любых сторонников плановой экономики от власти и начинают выстраивать капитализм. Разумеется, с некоторой спецификой.


Специфика эта заключается в том, что "капиталист" в Китае коллективный. "Капиталистом" там является выигравший больше всех от рынка государственно-партийный аппарат в целом. Он по сию пору существует там параллельно с классом обыкновенных крупных капиталистов, в котором число миллиардеров уже превысило их число в США.


Китай попал в удачное историческое окно противостояния СССР и США. Привлёк американские технологии и инвестиции, получил свою долю мирового рынка. После развала СССР Китай получил массу технологий уже от постсоветских республик по бросовым ценам. В итоге, Штаты своими руками и своей беспечностью создали себе главного конкурента на мировом рынке. Да, бывает в истории и такое.


Как видим, социалистическим Китай не был ни секунды. Пытался таковым стать в течение четверти века - да, но итог борьбы оказался в пользу рынка. Никакие, даже самые светлые и справедливые идеи без экономической базы не сработают - вся история маоизма показала это самым наглядным образом.


Левые, видите эти грабли? Берегите лбы!

Лига историков

15.2K постов52K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения