У страха глаза велики!

У страха глаза велики! США, Гражданская война в США, История, Длиннопост

Джон Мосби

В прошлом посте Пишите письма…Рейд на Фэйрфакс, часть 1 я познакомила вас с основными действующими лицами будущей трагикомедии, но туда вошли не все интересные истории, что и исправляю.

Наш старый знакомый полковник северян Перси Уиндхем, в попытке обуздать неугомонного капитана южан Мосби, посылает на его поимку майора Гилмера и дает ему 200 человек в подчинение. Майор добирается вместе со своими солдатами до многострадального Миддлбурга (не сильно давно северяне грозились сжечь город за то, что тот якобы укрывает Мосби и его людей). На рассвете 1 марта город был окружен.

"Майора Гилмера послали с 200 солдатами уничтожить мою "банду" - как они нас называли. Он мог бы сделать куда больше, если бы взял с собой меньше виски", - язвительно отмечает Мосби в мемуарах.

Люди Гилмера прочесали каждый дом и арестовали всех взрослых мужчин, среди которых было огромное количество стариков. Гилмер сделал вид, что это были люди, которые стремились захватить его пикеты и патрули. Когда северяне повторили угрозу сжечь город, одна женщина сказала им, что это не остановит рейдеров. "Вы укрываете их", - ответил капитан. Вскоре было решено отвезти "военные трофеи" в свой лагерь и Гилмер приказал солдатам выдвигаться. Так они и отправились путь, на каждой лошади попарно солдат с пленным. С таким бременем, сабли и пистолеты были бы бесполезны, случись на них внезапная атака. Когда солдаты и их пленники двинулись в путь, колонна была больше похожа на процессию Кентерберийских Паломников, чем на кавалерию.

Они уже скрылись из виду, когда Мосби и его 17 человек прибыли в город и застали на улице женщину в слезах. "Эти янки вас сожрут", - расплакалась она.

"Мне пришло известие, - продолжает вспоминать Мосби, - что враг находился в Миддлбурге, поэтому с семнадцатью людьми я двинулся в путь, надеясь поймать кого-то из отставших солдат. Но когда мы добрались до пункта назначения, мы узнали, что враг уже ушел. Женщины и дети вышли поприветствовать нас и сообщили, что все мужчины города были взяты в плен. Слезы и причитания задели наши рыцарские чувства, и мы ринулись в погоню. С пятью или шестью мужчинами я несся впереди галопом и велел остальным идти медленнее. Я ожидал, что майор Гилмер может остановиться в Олди, деревне примерно в пяти милях отсюда".

Между тем, колонна Гилмера дошла до Олди. Авангард заметил впереди нескольких солдат на конях, построенных в боевую линию. Майор предположил, что это люди Мосби и запаниковал. Гилмер тут же развернул свою колонну и велел отступать. Были снег и оттепель, и его лошади погружались по колено в грязь при каждом прыжке. Паника росла, и потому было решено бросить всех лошадей прямо на дороге. Теперь он пришел к выводу, что поступит как моряк во время шторма - выбросит весь лишний груз. Следующими на дороге оставили пленных стариков.

Позже уже Гилмер узнал, что его так напугали 55 федеральных солдат. То есть, Гилмер бежал без боя от своей же кавалерии.

История тем временем продолжала набирать обороты. Этими 55-ю людьми были солдаты из 1-го Вермонтского полка под командованием капитана Франклина Хантуна. Как только Гилмер в панике рванул прочь, Хантун прошел сквозь деревню Олди, приказал своим людям спешиться и распрячь лошадей, чтобы покормить их у мельницы. Лошади преспокойно ели, в то время как их седоки бездельничали. Как вдруг на них понеслись Мосби и его люди на полном скаку, паля из револьверов.

"Я пытался остановиться, но моя лошадь бежала на полной скорости прямо на врага, и я совершенно не мог ее контролировать. Кавалерия северян на мельнице была застигнута врасплох совершенно; их часовые не стреляли, и они были так потрясены, как будто мы упали с неба. Их охватила паника. Некоторые спрятались на мельнице; другие побежали к горе Булл Ран."

Несколько северян все же открыли ответный огонь, раня нескольких людей из отряда Мосби. Но большинство застигнутых врасплох солдат предпочли спешно ретироваться без боя.

"Как только мы добрались до мельницы, я увидел перед собой еще одного вражеского кавалериста, с удивлением уставившегося на меня. Чтобы спасти себя, я спрыгнул со своей совершенно неуправляемой лошади, и мои люди остановились, но, к счастью для меня, янки увидели моих солдат позади и потому развернулись и на полной скорости бросились прочь.

После этого мы вернулись на мельницу в поисках оставшихся. Многие прятались, как крысы. Первый человек, которого мы вытащили, был покрыт мукой; мы думали, что он был мельником. Я все еще верил, что те,кого мы схватили, были отставшими людьми от основной колонны майора Гилмера. Все пленные были отправлены назад, я же с одним из своих солдат отправился на поиски своей лошади. Но, увы, так и не нагнал ее - она преследовала янки двадцать пять миль до их лагеря.

Я не успел уйти далеко, как встретил возвращающихся стариков, которые рассказали мне о своем нелепом приключении и поблагодарили меня за их спасение. Они не знали, что вся слава принадлежит вермонтской кавалерии, не узнанную своими же солдатами и потому мне никто ничего не должен за спасение".

Майор Гилмер вскоре был осужден за трусость и пьянство и был уволен из армии.

Несмотря на все уверения Мосби, женщины Миддлбурга считали его героем и были уверены, что их отцов и мужей спас именно Мосби.
https://vk.com/johnny_came_and_saw?w=wall-184370700_73

Лига историков

15.2K поста52K подписчиков

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения